Эмоциональная среда детского сада

Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ
статья на тему

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи…

Скачать:

Вложение Размер
novyy_dokument_v_formate_rtf.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ

Разработала: воспитатель Шагина А.В.

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи…

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Организуя среду ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним относятся:

• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-поддерживающий компонент среды;

• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды;

• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;

• разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;

• и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.

Охарактеризую более подробно каждое из названных условий.

Эмоционально-поддерживающий компонент среды.

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.

На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:

• установление эмоционального контакта с ребенком;

• вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;

• создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

• обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;

• формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.

В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:

• создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;

• формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;

• побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;

• развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;

• закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;

• приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;

• содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.

Эмоционально-настраивающий компонент среды.

При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.

Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.

Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, необходимо продумывать организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.

Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, можно использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.

Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей, сначала в ДОУ, затем в школу. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов.

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.

Эмоционально-активизирующий компонент среды

Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая ребенка способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности.

Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:

• игры с детьми на накопление эмоций;

• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

• игры на преодоление негативных эмоций;

• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;

• игры на развитие эмпатии у детей и другие.

Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.

Эмоционально-тренирующий компонент среды

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы) . Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.

Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Програмное содержание: способствовать развитию детей через комплекс всех видов музыкальной деятельности, учить еть слажено, петь самостоятельно, продолжать слушать внимательно музыку.

Предлагаю к просмотру материал на тему прсихологическая безопасность личности ребёнка в ДОУ, в часности — создание эмоциональной среды для ребёнка в ДОУ.

консультация для родителей и педагогов «создание эмоциональной среды для ребёнка».

Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ — условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ детском саду №29 «Полянка» г. Павлово».Презентация к докладу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно.

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную н.

Источник

Консультация для воспитателей «Создание эмоционально благоприятной среды в группе»

Розалия Замула
Консультация для воспитателей «Создание эмоционально благоприятной среды в группе»

В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. И в системе дошкольного образовательного воспитания особую значимость приобретает фигура педагога-воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для создания эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста.

Для обеспечения гармоничного развития ребёнка необходимо правильная организация эмоционально благополучной среды в группе.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Если ребенок почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Организуя среду в ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей (т. е., исходя из смысла, – развивающей предметы, сколько эмоционально-развивающей среды, т. е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитательпродумывает организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.

Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т. д.

Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка наличие определенных режимных моментов. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

Психогимнастика представляет собой специальную организованную деятельность, направленная на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы).

С учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Еёосновные черты таковы:взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.

Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

Целенаправленно организованная среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми требованиями (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому я испытываю повышенный интерес к созданию благоприятно эмоциональной среды в группе.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. И моя задача, как воспитателя, заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.

Общаясь с малышами, я организую контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении со мной более уверенными.

Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу. Быть веселой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой – обязательное условие в моей успешной работе с детьми.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Для организации успешной работы, воспитатели нашего ДОУ сориентированы не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада,я продумывала организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.

Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта.

У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. В момент укладывания я включаю фоновую музыку. Когда все дети лягут, включаю запись шума морского прибоя или дождя.

Так же применяю пение колыбельных песен. Может включить запись, но лучше, если дети будут слышать живой, хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они хорошо привыкли.

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание.

Я не принуждаю ребенка кушать. Необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает, когда следует, есть, а когда остановиться.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры. Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры — это ходьба босиком, влажное обтирание. Эту процедуру легко осваивают самые маленькие воспитанники.

При всём этом, стараюсь,чтобы все режимные моменты действовали в комплексе: движение, сон, питание, закаливание.

В процесс активизации эмоциональное состояние детей включаются игры, занятия, сюрпризные моменты и т. д. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Игра создает благоприятные условия для проявления физической активности детей.

Так же для развития эмоционального благополучия детей использую писхогимнастику. Особенно психогимнастика нужна детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т. д. Также включаю психогимнастический комплекс в дни, когда запланирована образовательная деятельность с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Работа с родителями в моей педагогической деятельности занимает особенное место. Я уделяю ей большое внимание потому, что именно в семье, как в первом звене в общей жизненной цепочке ребенка, закладываются все нравственные основы. А закладываться они должны не через назидание, а через личный положительный пример окружающих ребенка взрослых. Вот почему с первых дней поступления ребенка ко мне, делаю все возможное, чтобы максимально привлечь родителей к активной совместной деятельности.

Очень важны в период становления отношений родительские собрания. Провожу их в нетрадиционной форме. Мы говорим на нем не о требованиях детского сада к родителям, а каждый специалист рассказывает о своем предназначении.

Для того чтобы требования детского сада и семьи были едиными проводила «Дни открытых дверей группы» (1раз в две недели). В эти дни я показывала, как мы приучаем детей культурно — гигиеническим и бытовым навыкам, как и чему мы обучаем.

Чтобы проследить динамику самоощущения ребенка в детском саду дважды в год осенью и весной провожу мониторинг, направленную на изучение того, насколько продвинулось социально-эмоциональное развитие ребенка в результате нашего взаимодействия. Дети радуют меня, и я спокойна — они получают хорошую основу для успешного вступления в большую жизнь.

Итак, в среде развития, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия со взрослыми, сверстниками становится творцом своей личности.

Моя позиция в создании благоприятно эмоциональной среды состоит в том, чтобы эта среда, позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно — эстетическое и культурно — коммуникативные потребности в свободном выборе.

Мне предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство.Но в одном я точно убеждена: создание благоприятной среды в группе и эмоциональное развитие детей будет по-прежнему приоритетным в моей педагогической деятельности.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до в группе раннего возраста Цель: Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: • Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.

Деловая игра: «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ» Организация деловой игры: Воспитатели делятся на равные 4 команды / с помощью жетонов/. Каждая команда занимает свой игровой стол. На столе.

Родительское собрание «Создание эмоционально благоприятную атмосферу в группе» Цель: Создать праздничную и дружелюбную атмосферу. Многие родители не знакомы между собой помочь им поближе познакомится друг с другом.

Родительское собрание в 1 младшей группе «Развитие речи детей. Создание развивающей речевой среды в семье» Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития.

Создание предметно-развивающей среды своими руками в первой младшей группе Двухлетний ребёнок живёт по особым психическим законам. Познание окружающего мира,развитие речи,развитие движений,формирование мышления имеет.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Цель: Создания условий для гармоничного всестороннего развития ребёнка. Развивать.

Создание развивающей среды своими руками Последнее время большое внимание уделяется вопросам создания развивающей среды. Как её организовать, чтобы среда удовлетворяла требованиям.

Создание развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС Слайд 1 «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ с требованием по ФГОС» Группа раннего возраста «Рябинка» Слайд 2 Правильно организованная.

Создание среды по оздоровлению детей Все научные исследования, представления, наблюдения детской педагогики и психологии склоняются к общему мнению об уникальности первых лет.

Создание экологическо-развивающей среды ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы 1. Комната природы (экологическая.

Источник

Читайте также:  Способы избежать стресс с помощью физических упражнений
Оцените статью