- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Эмоциональное развитие личности. Функции и классификация эмоций. Формы переживания чувств. Способы контроля и управления эмоциями
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по теме
В статье раскрыто значение эмоционального развития в контексте полноценного развития личности дошкольника; представлены исторические аспекты данной проблемы и ее актуальность; раскрыты основные направления педагогической работы по эмоциональному развитию дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональный опыт, взаимодействие педагога с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_kak_sostavlyayushchaya_chast_garmonichnoy_lichnosti_doshkolnikov.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ГБДОУ №27 Невский район, Санкт – Петербург, Россия
Аннотация: В статье раскрыто значение эмоционального развития в контексте полноценного развития личности дошкольника; представлены исторические аспекты данной проблемы и ее актуальность; раскрыты основные направления педагогической работы по эмоциональному развитию дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональное развитие, эмоциональный опыт, взаимодействие педагога с родителями.
Дошкольное детство – период, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка. Эмоции помогают воспринимать окружающий мир и реагировать на него. Они определяют поведение детей – дошкольников. Развитие эмоциональной сферы – первая ступень формирования коммуникативных способностей. Дошкольники непосредственны и импульсивны. Эмоции, которые испытывает ребенок, хорошо заметны во всем его поведении и легко прочитываются на лице, в позе, жестах.[1]
История изучения эмоций в российской психологии, хорошо описана в трудах А.Д. Кошелевой. Вопросу эмоционального развития отводится большое место в работах психолога и педагога В.В. Зеньковского, который говорил о том, что изучение эмоциональной сферы ребенка в течение раннего детства имеет центральное значение.
Запорожец А.В.подчеркивал важность роли эмоций в структурировании деятельности ребенка, в образовании новых мотивов и выделении целей. Он рассматривал эмоциональную сферу, как одну из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Изучению роли эмоций не только в педагогическом, но и более широком — в жизненном контексте посвящены работы В.В. Лебединского и его сотрудников. В.В. Лебединский считает, что эмоции в процессе развития ребенка образуют сложную систему эмоциональной регуляции, имеющую многоуровневое строение. Эта система быстрее всего реагирует на любые внешние воздействия среды и внутренние сигналы организма ребенка. Она также ответственна за тонизирование всех психических процессов, т.е. за поддержание определенного уровня энергетической активности, сигнализирует об удовлетворении самых фундаментальных потребностей ребенка.
Однако на более поздних этапах развития у ребенка складываются более сложные формы эмоционально-смысловой ориентировки и оценивания, осуществляемые уже не только в плане непосредственного восприятия, но и в представлениях, а также в плане воображения (А. В. Запорожец, Я.З.Неверович и др.).
Поэтому личностная функция эмоций заключается не только в оценке реальных действий и событий, но и в предвосхищении результатов их развития: не только ближайшего будущего, но и отдаленных последствий своего поведения, а также поведения других людей, персонажей фильмов, героев художественных произведений.
Конечно, проявления у дошкольников сопереживания и сочувствия имеют специфические особенности по сравнению с аналогичными чувствами у взрослых людей. Эта специфика обнаруживает себя прежде всего в тесной взаимосвязи возникновения этих эмоций с воздействиями взрослого, с особенностями приобретаемого ребенком опыта общения, взаимодействия и деятельности (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович).[2]
В настоящее время в ФГОС дошкольного образования не раз звучат фразы: «эмоциональное благополучие», «развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания».
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования говорится о способностях: учитывать чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Это позволяет сделать вывод о необходимости эмоционального развития дошкольников как составляющей части полноценного развития детей.
Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.
В работах Данилиной Т.А. говорится о том, что наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств.
Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.
Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, настаивает, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее.[3]
Педагогически организованное расширение эмоционального опыта детей важно осуществлять, учитывая выделенные в психологии механизмы воздействия на эмоциональную сферу личности дошкольников. К ним относятся краткие эмоциональные реакции, эмоциональная дифференциация, эмоциональная идентификация и эмоциональное обособление (А.В. Запорожец, И.П. Воропаева, В.С. Мухина, Л.П. Стрелкова и др.). На основе этого предлагаются четыре основных направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников.
Первое направление — развитие опыта эмоционального реагирования. Это базовый механизм эмоциональной регуляции действий, деятельности детей, субъективной поведенческой адаптации поведения. Именно с него начинается процесс социализации, интеллектуализации эмоций, становления эмоционально чувственного опыта. Именно в нем заложена динамика сложного процесса эмоционального развития в целом.
В дошкольном возрасте эмоциональные реакции сопровождают ребенка в его восприятии окружающего мира, в его общении, служат откликом на поступки и действия людей. Это начальный этап в развитии эмоциональной отзывчивости, выразительности экспрессивных действий детей.
Второе направление — развитие эмоциональной экспрессии. Эмоциональная экспрессия является не только инструментом, обеспечивающим выживание и благополучие малыша. Она служит и своеобразным каналом связи, по которому ребенок транслирует сигналы, привлекающие к нему внимание взрослых, мобилизующие их проявить заботу о нем и организовать социальное взаимодействие с ним. В становлении и развитии экспрессивной стороны эмоций важную роль играет социальная среда, когнитивный уровень развития ребенка.
Третье направление – развитие у детей представлений об эмоциях. Педагогическое управление этой стороной эмоционального развития детей осуществляется в единстве с развитием познавательных процессов личности – восприятия, мышления, памяти и направлено на осознание детьми факта возникновения эмоций; понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи); осмысление внешних признаков выражения положительных и отрицательных эмоций, границ их адекватного проявления; обогащение детей «проективным материалом» (термин В. В. Зеньковского), что открывает ребенку нравственный смысл представлений об эмоциях и побуждает к самостоятельным этическим размышлениям.
Четвертое направление — овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики. Это направление эмоционального развития детей предусматривает овладение словесными обозначениями эмоций, или «языком чувств» и решает комплекс задач:
• Освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, различные переживания, оттенки настроений, и соотнесенности их с определенным состоянием человека или сказочного персонажа.
• Постижение смысловой стороны речи, что позволяет детям объяснять причину той или иной эмоции, настроения, способа поведения и раскрывать смысл обобщенных эмоциональных характеристик (Маша растеряша, Царевна Несмеяна, заяц хвастун и т. д.).
• Активизация речевого поведения, что позволяет детям разрешать конфликтные ситуации, делать комплименты, содействовать изменению негативного настроения и т. д. [4]
В процессе эмоционального развития дошкольников особая роль принадлежит семье. Так А. Д. Кошелева отмечает, что в условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. Опыт дошкольника может быть разным. А. Д. Кошелева пишет, что опыт полный и разносторонний — у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях, по утверждению автора, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Приобретаемый опыт в семье может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность, по мнению А. Д. Кошелевой, складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимых ребенку. Наконец, эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым (например, у родителей возможны разные представления о воспитании ребенка).
А. Д. Кошелева также говорит о том, что взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости.[2]
Все выделенные направления в педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников тесно взаимосвязаны и составляют единую программу эмоционального развития детей. При выборе средств и методов образовательной работы необходимо учитывать последовательность в усложнении форм эмоционального реагирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и детьми, от правильно организованной педагогической работы по данному направлению.
Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а так же стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.
- Коршунова С.Ф. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Система занятий по развитию эмоциональной сферы детей 4-7 лет: пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. М., 2007. 22 с.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2003. 176 с.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М., 2004. 160 с.
- Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: часть 1: в 2 ч. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2012. 127 с.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Я., 1996. 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар предназначен для работников дошкольного образования. Содержание материала семинара: информация об общем оздоровливающем действии музыки на человека и описание конкретных методик — вокало.
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо.
Данный материал позволит работникам дошкольного образования, а также родителям, пополнить свои знания об эмоциональном развитии детей.
Программа социально-эмоционального развития «Хорошо нам вместе!» для младших дошкольников.
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО.
Ленточная карусель – это неизменный атрибут масленичных гуляний, поэтому в некоторых регионах России такую карусель называют не иначе, как «Масленица». Таким образом, аттракцион &laq.
данная статья будет полезна для воспитателей ДОУ всех возрастных групп.
Источник
Эмоциональное развитие личности. Функции и классификация эмоций. Формы переживания чувств. Способы контроля и управления эмоциями
Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание личности. Характеристика образа «Я».
Индивидом рождаются, личностью становятся, за индивидуальность сражаются.
В психологии употр.близкие, но не тождественные понятия индивид(представитель биологического вида), личность(индивид как субъект межличностных и социальных отношенийи сознательной деятельности), индивидуальность(личность в ее своеобразии). основные отечественных исследователи: Рубинштейн С.Л., Петровский А.В., Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г.
Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности. Биологизаторы: С.Холл главным з-ном развития считал «з-н рекапитуляции»(развитие повторяет стадии развития человечества, т.е. охота и т.д.) Кречмер считал, что между типом телосложения и особенностями развития лежит связь. Фрейд говорит, что все поведение личности обусловлено бессознательными био влечениями, инстинктами(сексуальными). Социогенетическая теория старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений. Здесь теория научений Скиннера,Торндайка(жизнь личности-результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков).Теория социализации – от взаимодействия с обществом. Теория ролей – жизня дает способы поведения и эти роли накладывают отпечаток. Психодинамические концепции(Эриксон) – поведение через эмоции, влечения и т.д. Персонологические(Маслоу,Бюлер) – развитие личности в целом. Биологическое(тип нервной сист., половые ос-ти и т.д.) надо рассматривать как социально обусловленное. Основные этапы развития личности по А.В.Петровскому: адаптация, индивидуализация, интеграция.
Основу личности составляет ее структура. Есть несколько точек зрения, я выделю Рубинштейна: 1.направленность(проявл.в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях и т.д.) 2.ЗУНы(приобретаются в ходе жизни и познавательной деятельности) 3.индивидуально-типологические особенности(проявл.в темпераменте, характере, способностях). Фрейд говорит, что источником активности явл.инстинктианые побуждения.2 потребности-либидо и агрессия.
Переживания наличия своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности, которая начинается в младенческом возрасте. Взаимодействия и общения с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психологических и физических состояний, действий процессов. У старших школьников формируется образ собственного «Я». В психологии образ собственного «Я» обозначает понятия «Я-образ» или «Я-концепция».
«Я-образ» относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими. В «Я-образе» встраивается отношение и к самому себе.
«Я-образ» включает в себя 3 компонента:
1.Когнитивный – представление о своих способностях, внешности, соц. значимости.
2.Эмоционально-оценочный – самоуважение, самокритичность, себялюбие.
3.Поведенческий – стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, повысить свой статус, уклониться от оценки критики, скрыть свои недостатки.
«Я-образ» может обозначаться как:
1)«Реальное Я»- сеюминутное, текущее
2) «Идеальное Я» — каким бы он должен быть по его мнению, чтобы соответствовать соц. Нормам и ожиданиям окружающих
3)«Фантастическое Я» — то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного и важнейших его компонентов – самооценка личности – оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Психологи называют самооценку личности «ядром личности». Самооценка играет существенную роль в организации целесообразного поведения, деятельности, взаимоотношение с окружающими людьми.
3.Взаимоотношение когнитивного и эмоционального компонентов в ее структуре.
Самооценка возникает на основе самопознания, оценки окружающих , а т.ж. на основе сравнения себя с идеальным образом.
1.Адекватная самооценка –позволяет человеку отнестись к себе в меру критически, правильно соотнести свои силы с задачами различной трудности и требование окружающих.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни «-» мнения о себе, повышенной ранимости. Заниженная оценка разрушает у человека надежду на хорошее. Реальные успехи и «+» оценки окружающих он воспринимает как временные и случайные. Он остро реагирует на критику, смех. Недооценивает свою полезность, что приводит к снижению активности, комплексу неполноценности.
2.Достотолчно высокая самооценка – проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка не слишком завышенная, она «+» влияет на самочувствие и порождает устойчивость критики вследствие этого, критика не вызывает защитной реакции.
3.Завышенная самооценка – человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может привести его к разочарованию и стремление переложить ответственность на обстоятельства и др. людей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляется в степени трудности цели, которые индивид ставит перед собой. Стремление к повышенной самооценке порождает конфликт двух тенденций.
С одной стороны – стремлении повысить притязание, чтобы пережить максимальный успех.
С другой стороны понизить притязания, чтобы избежать неудач. В случаи успеха уровень притязания повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи; при не успехе соответственно снижается.
Формула С/О Джеймса: С\О=успех/притязание. Сказать об определении уровня притязаний(тест из практики с Вили)
2.Понятие индивидуальности с современной психологии. Темперамент, характер, способности как проявления индивидуальных различий.
Индивид – факт принадлежности живого существа к человеческому роду.
Индивидуальность – личность в ее своеобразии – это, то чем та или иная личность отличается от окружающей. Особенностью интеллекта, чувствами и др. свойственны личности, проявляющиеся в деятельности. Но индивидуальность говорит не только о непохожести личности; она позволяет выявить творческие возможности в меру соц. Инициативы, активности и оригинальности личности.
Индивидуально психологические основы личности:
1.Темперамент – индивидуально-своеобразное природно – обусловленное динамическое проявление психики. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с др. психологическими особенностями человека.
Основные компоненты темперамента:
1)общая психологическая активность 2)моторика 3)эмоциональность
От темперамента зависят:
1.Скорость возникновения психологических процессов и их устойчивость.
2.Темп и режим деятельности поведения.
3.Интенсивность психологических процессов.
Большой вклад в изучение темперамента внес И.П Павлов. Он считал, что три свойства нервной системы определяют тип ВНД:
1.Сила – способность НС сильные раздражители. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью.
2.Уравновешенность – хар-ся соотношением процессов возбуждения и торможения .
3.Подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.
Физиологической основой темперамента является не только деятельность коры головного мозга, а взаимодействие ее с подкоркой, а т.ж. взаимодействие общих сигнальных систем. Идеи Павлова о типах ВНД Теплов и Нибылицин. Они экспериментально установили дополнительные свойства НС:
1.Лабильность – скорость возникновения и протекания возбужденного и тормозного процессов
2Динамичность-скорость и легкость выработки условных рефлексов.
3Концентрированность-показатель меры дифференцировки раздражителей.
Ими открыто «+» свойство слабого типа – высокая чувствительность. Природные особенности НС могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течении жизни. Ни какая психологическая черта не является только врожденной. Проявление свойств НС возможно лишь в экспериментальных условиях.
1.Сензитивность – возникновение психологической реакции на внешних раздражителей меньшей силой.
2.Реактивность – Сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.
3.Активность – свойство хар – щее на сколько человек активнее в преодолении препятствий в своих действиях и поступках.
4.Темп реакции – скорость протекания психологических процессов и реакции.
5.Пластичность и регидность – 1)гибкость, легкость, приспособление к новым условиям; 2)костность, инертность, не чувствительность к изменению условий.
6.Экстровертированость – интровентированность – 1)направленность личности во вне, на окружающих людей, предст. событий.
2)направленность на себя собственные переживания, чувства.
2.Характер – целостное образование личности, определяющее деятельность и поведение и характеризующееся устойчивым отношение к различным сторонам действительности.
В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений; в характере – со стороны ее содержания.
В характере выражаются наиболее типичные особенности человека.
Характер возникает и формируется в обществе. Физиологической основой характера являются тип НС и системы временных связей. Характер многогранен и многообразен в проявлениях, Но вместе с тем он обладает целостностью, которая достигается стержневыми, устойчивыми, доминирующими по силе и активности свойствами. Характер можно рассматривать как психологический склад личности человека, выраженный направленностью и волей.
В структуре характера выделяют несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к деятельности:
1.Черты проявляющиеся в деятельности
2.Черты проявляющиеся по отношению к другим людям
3.Черты проявляющиеся по отношению к себе
4.Черты проявляющиеся к вещам, природе.
3.Способности – индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умения и навыки, но сами они к ним не сводятся.
Доказано, что способность – прижизненное образование. Их развитие идет в процессе индивидуальной жизни. Среда и воспитание активно формируют их. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Способности развиваются на основе задатков, но не предопределены ими. Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они обуславливают уровень и быстроту развития.
1.Редопродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания и овладевать деятельность.
2.Творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.
Основные виды способностей:
1.Общие – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность во владении знаниями и осуществить различные виды деятельности.
2.Специальные – система свойств, которая помогает достигнуть высоких результатов
Эмоциональное развитие личности. Функции и классификация эмоций. Формы переживания чувств. Способы контроля и управления эмоциями.
Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем относится, так или иначе, к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним.
Чувства, переживаемые в различной форме внутренние отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства, в узком значении этого слова, образуют эмоциональную сферу личности, являющиеся одним из регуляторов поведения человека, живым источником познания, выражением сложных и многообразных отношений между людьми.
Чувства выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие, в процессе общения положительные состояния, свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Важной характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникшие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что надо изменить.
Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных или межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.
Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения.
Чувства- одна из специфических форм отражения действительности. В чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями, познаваемым и изменяемым им предметом и явлением действительности.
Виды эмоций человека:
1. Интерес- положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
2. Радость- положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворять потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.
3. Удивление- эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство.
4. Страдание- отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворить потребности.
5. Гнев- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребностей.
6. Отвращение- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое обьектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами.
7. Презрение- отрицательное эмоциональное состояние, возникшее в межличностном взаимоотношении и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведения объекта чувства.
8. Страх- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, об грозящей ему опасности.
9. Стыд- отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных промыслов, поступков и внешности не только ожиданиями окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведении и внешнем облике.
Переживания чувств не всегда имеют однозначимый характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя в своем сочетании 2 противоположных чувства: любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности.
Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как грация состояний, возрастающих по степени выраженности: Спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т. д. или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д.
Формы переживания чувств:
1. Эмоции- непосредственное , временное переживание какого- нибудь постоянного чувства.
Эмоцией, например, называется не само чувство любви к музыке, а восхищения, которые он испытывает.
2. Аффекты- эмоциональные процессы быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Оно характеризуется значительными изменениями состояния, нарушения контроля за действиями, утратой самообладания, и изменением жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны т. к. сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если эмоции- это душевное состояние, то аффект- буря.
3. Настроение- общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении всего времени все поведения человека. Настроение может быть радостное, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное.
4. Стрессовые состояния- возникают в состоянии опасности, стыда, обиды, угрозы и т.д. состояние человека при стрессе характеризуются дезорганизацией поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в другом- в пассивности, бездеятельности в обстоятельствах, когда нужно решительно действовать.
1. Нравственные (моральные)- отношения человека к человеку, обществу (любовь, сострадания, доброжелательность, гуманность преданность и т.д.)
2. Интеллектуальные- отношение личности к процессу познания, его успешности и не успешности (интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др.)
3. Эстетические- отношения субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому и комическому, возвышенному или пошлому, изящному и грубому.
Педагог не может ставить перед собой цель сформировать по отдельности нравственные, эстетические или интеллектуальные чувства. Задача успешно решается только при комплексном подходе.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 234 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник