Психолого-педагогические особенности учащихся 5-х классов
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Переход к подрастковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Подростничество — самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_osobennosti_uchashchihsya_5-h_klassov.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические особенности учащихся 5-х классов
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Подростничество – самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки.
По мнению Л.С. Выготского наблюдаются три точки созревания подростков: органического, полового и социального.
Наблюдается сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.
В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность. На основе анализа психолого-педагогической литературы этот период развития охватывает, примерно, возраст, с 10 – 11 до 14 – 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах общеобразовательного учреждения.
По мнению Л.И. Божович, чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной психофизиологических и психических отклонений. В этот период отмечается интенсивный рост скелета и мышечных тканей, возникают трудности в функционировании сердца, легких, в кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростка характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Спазмы вызывают быструю смену физического состояния, резкую слабость, головную боль, упадок сил, что и влечет за собой колебания настроения.
В этом возрасте происходит перестройка гормональной регуляции организма: половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей, практически постоянна усиленная секреция желез, коры надпочечников, что вызывает мобилизацию всех ресурсов организма при стрессе.
Таким образом, подросток, как бы все время находится в стрессовом состоянии, у него колеблется артериальное давление, что вызывает частые смены настроения.
Организм подростка интенсивно развивается, и физически ребёнок превращается во взрослого человека – этот процесс отражается на психике, в частности на эмоциональной сфере. Как писал Л.С. Выготский, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного».
Подростков в этот период характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность.
Резкие изменения, происходящие в этот период в организме и психике подростка, делают его раздражительным и легко ранимым. Он пытается сформировать собственную систему взглядов на мир, однако многое в ней еще не продумано до конца, основано на случайных наблюдениях, поэтому подросток довольно легко меняет их. Это происходит либо под влиянием новых впечатлений, либо в ходе дальнейшего, более глубокого осмысления увиденного.
Все эти качества делают подростков социально подвижной и противоречивой частью общества. С одной стороны – не состоявшиеся социальные позиции, не усвоенные социальные роли, а с другой стороны – стремление брать на себя самостоятельное решение вопросов. Этот возрастной этап часто называют «кризисным». Кризис подросткового возраста обусловлен намечающимся разрывом между развитием внутреннего мира ребёнка и теми отношениями с внешним миром, которые сформировались прежде. Понимание, освоение мира, начатое в период обучения грамоте, стало привычным, нормальным. Половое созревание неожиданно и резко нарушает, казалось бы, установившееся равновесие. Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей действительности, возвращается к собственной личности. Быстро развивается ориентация, направленная на создание внутреннего мира самого субъекта. Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающей среде.
По мнению Л.С. Выготского, «всякий ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым по сравнению с самим собой и другим, находящимся в устойчивом возрасте».
В этом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных направлений и социальных установок.
Свертываются и отмирают прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов – возрастает его самостоятельность, значительное более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает новую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.
Характерной чертой самосознания является проявление у подростка потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего, это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности» принятый среди подростков.
Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов поведения детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определённых требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.
Ценностные ориентации регулируют поведение подростка и выступают фактором, определяющим мотивацию личности.
В переходный период происходят преобразования в различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. Проблема мотивации является одной из основных в психологии подростка.
В содержании мотивов на первый план выступают те, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Именно в мотивационной сфере, по мнению Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста и в этот период необходимо оказывать нужное педагогическое влияние на подростка.
Ценностные ориентации регулируют поведение подростка и выступают фактором, определяющим мотивацию личности.
Психическое развитие и становление личности тесно связаны с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как подросток оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Стремления к познанию качеств личности подростка вызывает интерес к себе и своей оценки.
Основная функция самооценки – это то, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности.
Для анализа понятия самооценки можно обратиться к словарному определению: самооценка – «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.
«Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность».
Самооценка подростка внутренне противоречива. С одной стороны, он воспринимает себя, уже осознанно, как значимую личность, верит в свои возможности и способности. С другой – он сомневается, но не допускает эти сомнения внутрь себя. У него случается плохое настроение, причину которого он не понимает, а выражается она в обидчивости, грубости, конфликтах. Это ведет к формированию негативного отношения своего «Я».
Нестабильность – еще одна особенность самооценки подростка. Внутренние критерии, на которые он опирается, оценивая себя, формируются в процессе сравнивания себя со сверстниками или другими людьми. Школьнику приходиться составлять свою самооценку на основе довольно противоречивых к себе отношений со стороны сверстников, учителей, родителей, с их взглядами на жизненные ценности.
Характер самооценки подростка ярко выявляется как в трудных жизненных ситуациях выбора (профессии, учебного заведения), так и в повседневной учебной деятельности.
Неадекватная, низкая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренними конфликтами.
Существует множество факторов, влияющих на формирование самооценки. Это объясняется тем, что самооценка тесно связана со всеми сферами деятельности личности, а, значит, каждое изменение в окружающей среде и в самой личности будет оказывать влияние на самооценку.
В подростковом возрасте очень значимым и преобладающим является потребность общения со сверстниками. Общение со сверстниками обычно – самое главное, оно пронизывает всю жизнь подростков, накладывает отпечаток и на учение, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями.
Большую часть своего времени подростки стараются проводить в общении со сверстниками. Подросток стремится иметь близкого, верного друга, меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходство, понимание и принятие своих собственных переживаний и установок. Круг общения подростков не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. В процессе общения складываются взаимоотношения, которые играют существенную роль во всех сторонах жизни подростка, его адаптивности.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения.
Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
Нередко при переходе из младшего звена в среднее выявляются недостатки учебной подготовки: пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, неправильно усвоенные и несформированные учебные навыки и умения.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций – анализа, синтеза, с плохим речевым развитием, недостатками развития внимания и памяти и т.п.
Также причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание постоянно заниматься.
Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные трудности ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают значительные трудности в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют, в том числе и к учебному предмету. Исследования, проводимые различными специалистами показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему.
Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным по сути то, чтобы занятие вызывало у десятилетнего школьника положительные эмоциональные переживания.
Но эта особенность может быть и причиной трудностей в учении. Общее положительное к себе отношение и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести, тем самым теряется положительное отношение и, как следствие, снижается самооценка в этой области. При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное – не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.
Кроме того, такое превалирование значения эмоционального фактора в самооценке способностей является выражением свойственного этому периоду доминирования эмоций, подчиняющего себе всю психическую жизнь ребёнка.
Все указанные причины нередко выступают совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации, и требуют обычно значительных усилий как со стороны родителей, так и самого подростка. Сложности при ее осуществлении связаны с тем, что в подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитной высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности).
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной дезадаптации. Не все пятиклассники даже с высоким уровнем психологической готовности могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении внутренними психологическими проблемами.
Конечно же, адекватное восприятие ребенком своего школьного окружения, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются, если у него высок уровень личной и школьной тревожности.
Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные дети являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.
Выделяют следующие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
- Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
- Поведенческая — несоответствие поведения ребёнка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).
- Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
- Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
Целостный образ «Я ученика», который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно — то на уроке математики, то на уроке русского языка. Ребенок уже не получает устойчивого переживания успешности или неуспешности в узких рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребёнка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному. Признание собственных недостатков для ребёнка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа «Я».
На основании проанализированной научной литературы, можно сделать выводы о том, что несовпадение интенсивного физического, полового развития и замедленного развития социальной зрелости создаёт большие трудности в становлении личности подростка и влияет на характер межличностных отношений. Подростковый возраст является периодом формирования самосознания, оказывающего влияние на становление личности.
Значение социальной адаптации возрастает в условиях кардинальной смены деятельности и социального окружения человека. В ситуации новизны у пятиклассников возникает эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, когда внутренние психологические проблемы осложняют процесс учения. В этих условиях переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребёнка, в ином случае — может стать болезненным процессом приспособления, привыкания.
Важная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Источник