Консультация для педагогов «Эмоциональная культура педагога»
Ирина Ивановна Литвинова
Консультация для педагогов «Эмоциональная культура педагога»
Цель: повысить эмоциональную культуру педагогов; развивать эмоциональную отзывчивость, эмоциональную выразительность и эмоциональную устойчивость у педагогов; создать эмоционально-благоприятный фон в группе.
1. Вводная часть.
Ведущий отмечает, что педагогическая профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности.
Переживаемые негативные эмоциональныесостояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.
Педагог в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, не зависимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.
Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими её показателями являются эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная выразительность.
2. Основная часть.
Ведущий говорит о том, что эмоциональная отзывчивость основывается на эмпатии, которая проявляется в сопричастности. При этом эмпатия должна носить некоторый оттенок интеллектуальности, т. е. уметь сопереживать, но не растворяться в чувствах другого. Только в этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».
Упражнения на эмоциональную отзывчивость.
Упражнение «Любящий взгляд».
Один из участников выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.
Упражнение «Передай эмоцию».
Участники становятся в затылок друг к другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую-либо эмоцию и передать её стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую «получил», своими средствами. Когда первый человек получил «эмоциональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, какую эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до последнего участника.
Упражнение «Телефонный разговор».
Упражнение выполняется в парах. Партнёры располагаются спиной друг к другу и имитируют телефонный разговор, в ходе которого по манере говорить, по интонации голоса партнера они должны определить его эмоциональное состояние.
Затем обсуждаются результаты выполнения упражнения. Ведущий указывает, что экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком. Как следствие этого происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения, т. е. способствует сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Упражнения на эмоциональную выразительность.
В круг приглашаются 4-5 участников.Задание: представьте, что маленькие дети просят маму показать, как ходит слон.
Как и следует ожидать, «слоны»бывают разные: мягко ступающие, осторожные и добрые, медлительные, или тяжелые, неуклюжие. Каждый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии, стереотип навязчив, и коль скоро человек обладает жестким вариантом телодвижений, ему трудно вести себя иначе, даже если его просят об этом.
Упражнение можно продолжить, попросив тех же участников показать, как ходит другое животное, например, лиса или кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый образ, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экспрессии, кошка похожа на слона, и наоборот.
Упражнение «Угощение чаем».
Участники по очереди (4-5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (интимную встречу, деловую беседу) и поднести собравшимся чай. Необходимо взять воображаемые блюдца и чашки, расставить на воображаемом подносе, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.
Упражнение «Неожиданный гость».
Это упражнение выполняется всей группой одновременно.
Группа образует два круга, так чтобы каждый в кругу имел своего визави. Во внутреннем круге – «хозяин, открывающий дверь», во внешнем круге – «неожиданный гость». Внешний круг медленно движется. Когда образуется визави, ведущий сообщает, кто же неожиданно пришёл. «Хозяин» показывает своё отношение к появлению неожиданного гостя. Без учёта жестких правил этикета.
Ведущий отмечает, что большинство людей время от времени в определенных ситуациях бывают эмоционально неустойчивыми. Учителя также не свободны от ошибок. У них есть свои проблемы, которые могут вызвать конфликт, фрустрацию, обиду, чувство вины, но педагоги несут большую ответственность за их разрешение, чем представители других профессий, потому что в проблемные ситуации включены их ученики. Но как иногда трудно бывает себя сдержать!
Из многочисленных приёмов повышения эмоциональной устойчивости,прежде всего можно рекомендовать следующие:
1. Пытайтесь заменять отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки.
2. Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, достижений, добрых слов и дел.
3. Чаще пользуйтесь добрым юмором, поддерживающей шуткой.
4. Овладейте и систематически пользуйтесь одной из систем релаксации (расслабления, подходящей вам.
5. Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогнозируйте ответную реакцию учеников на ваше поведение, чтобы потом не жалеть о содеянном.
3. Заключительная часть.
Необходимо передать доброжелательную улыбку по цепочке, глядя друг на друга.
Семинар для педагогов ДОУ «Физическая культура, как средство профилактики гиподинамии у детей дошкольного возраста» «Физическая культура, как средство профилактики гиподинамии у детей дошкольного возраста». Инструктор по физической культуре Авдеева Т. Н.
Деловая игра «Культура речи педагога» Деловая игра для студентов, проходивших практику на базе ДОУ № 38 «Колобок» г. Туапсе «Культура речи педагога как компонент педагогической.
Консультация для педагогов ДОУ «Документация педагога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В настоящее время главные стратегические установки в системе образования, это – обеспечение его качества и непрерывности, преемственности.
Консультация для педагогов «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» Права и обязанности родителей определены: — в статьях 38, 43 Конституции.
Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников» «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место.
Консультация для педагогов «Речевая культура педагога» Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение.
Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС» ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение.
Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности. Существует различное понимание роли воспитателя: одни видят в нем простого преподавателя, другие — педагога, воспитателя и наставника молодежи,.
Семинар-практикум «Коммуникативно — речевая культура педагога» Слайд №1. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура,.
Эссе «Культура речи как личностное качество педагога» О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… А. С. Пушкин. Считая себя хорошим воспитателем, я не раз ловила себя на мысли: что.
Источник
Эмоциональная культура педагога
Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.
Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии, эмоциональной гибкости.
Эмоциональная устойчивость ― способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы. Устойчивость к стрессу — важный фактор сохранения нормальной работоспособности педагога, эффективного взаимодействия с учениками, учителями, родителями. Стрессоустойчивость отождествляют с эмоциональной устойчивостью, нервно-психической устойчивостью, психологической устойчивостью, эмоционально-волевой устойчивостью, психологической стойкостью — все это способствует формированию эмоционального интеллекта учителя.
Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие.
Эмпатия ― включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.
Современный педагог работает в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Он почти ежедневно сталкивается с различного рода конфликтными, эмоционально напряжёнными ситуациями, которые требуют умения владеть собой, сохранять способность к деятельности в эмоциональных ситуациях. Анализируя наиболее характерные случаи из педагогической практики преподавателей, можно выделить типичные ситуации, которые служат фоном эмоционального переживания в профессиональной деятельности.
Ситуации в системе педагогического взаимоотношения педагога с обучающимися:
— ситуации деятельности, который возникают в связи с качеством выполнения учениками заданий, их успеваемостью;
— ситуации поведения, связанные с нарушением учениками правил поведения, плохой дисциплиной на уроках;
— ситуации отношений, которые проявляются в несовпадении оценки учителем личности ученика с его самооценкой, в отношениях учителя с учениками за стенами школы.
Ситуации взаимодействия педагога с коллегами.
Взаимоотношения в педагогическом коллективе воздействуют на настроение всех его членов, а это, в свою очередь влияет на качество учебно-воспитательного процесса. Ситуации во взаимоотношениях с коллегами могут носить деловой характер: при оценке методов работы, из-за распределения нагрузки и других моментов. Личный характер связан с эмоциональным восприятием и отношением преподавателей друг с другом.
Ситуации в системе взаимоотношений педагога с руководством учреждением образования:
— чрезмерный контроль за учебной и воспитательной работой,
— излишне критическая оценка результатов учебного занятия,
Ситуации взаимоотношений с родителями:
— ситуации, когда расходится оценка ученика, педагогом и родителями,
— педагог имеет дело с родителями, которые уклоняются от воспитания детей.
Составляющие эмоционального интеллекта педагога: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; понимать сложившиеся у ребенка устойчивые способы эмоциональной деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его обучения или приспособления к среде; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, адекватно реагировать на эмоции детей и других педагогов.
Эмоциональная компетентность педагога связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Педагогам, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно формирование эмоциональных компетенций необходимо для прогноза успешности в работе.
Источник
Роль эмоций и чувств в работе педагога
методическая разработка на тему
Роль эмоций и чувств в работе педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_emotsiy_i_chuvstv_v_rabote_pedagoga.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль эмоций и чувств в работе педагога
в процессе подготовки специалиста
Душу в нас формирует не тело,
А сердечность и праведность дела.
Чем активней душа, тем моложе,
И по сути на Солнце похожа.
Сегодняшний выпускник любого учебного заведения – это должен быть специалист с высокой интеллектуальной культурой, планетарным мышлением, профессионально и технологически подготовленный к исполнению своих обязанностей. Процессы обновления, происходящие в социальной сфере, образовании, производстве, требуют от современного специалиста гуманистической направленности, культуры, духовного богатства, нравственной устойчивости.
Актуальность данной темы состоит в том, что умственная и практическая деятельность, жизнь и быт людей не могут функционировать без участия эмоций и чувств, а также переживаний. Обобщая понятие «эмоции», К.Д.Ушинский характеризовал их следующим образом: «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно нас самих, наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного отношения, а всего содержания души нашей, ее строя» (соч. Т.9 стр. 117-118). Во всем многообразии проявляются чувства людей к окружающей действительности и характеризуют особенности каждого человека, его мироощущение, мораль, привычки, его внутренний мир. Эмоции и чувства оказывают сильное, даже решающее влияние на возбуждение и торможение всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому педагогу для осуществления своей деятельности необходимо обладать такими качествами, как профессиональный долг, дисциплина, гражданственность, терпимость, ответственность и др.
Эмоциональное состояние одного – душевная боль или радость другого.
Психическое состояние одного эхом отзывается на другом, и процесс общения, его динамика (движение, изменение) непосредственно зависят от психического состояния другого. Ничто не доставляет человеку столько радости, восторга, восхищения, как общение с духовно богатым человеком. Как к солнцу тянется цветок, так и человек к человеку, если этот другой доставляет радость.
Ничто не оказывает такого сильного воздействия на обучающегося, как эмоциональное состояние преподавателя. Представьте себе различные ситуации из жизни: Например, если педагог возмущен; то и обучающийся начинает возмущаться; если один угнетен, подавлен, плачет, то и другой приходит в такое же состояние; если один смеется, то и другой делает это же самое. Педагогический труд – это особая сфера общественной жизни, обладающая относительной самостоятельностью, он выполняет важные специфические функции.
Воспитание чувств — это воспитание человека в человеке. Не развивая в себе чувства памяти, благородности, человек разрушает себя. Без чувства идеи холодны, светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, неспособны перейти в дело. Итак, полнота жизни и совершенство человеческой натуры заключается в органическом единстве разума и чувства.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного и неприятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Любые проявления активности обучающегося сопровождаются эмоциональными переживаниями. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.
Эмоции — один из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Эмоции, утверждал Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Эмоции выполняют и важную мобилизационную, интегративно- защитную функцию. Они поддерживают жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Они разрушают ситуацию различными способами:
3)агрессией и др. (на примере студентов группы ТВ-101д)
Эмоциональные состояния регулируют ход протекания психических и органических процессов. В этом заключается их регулирующая функция. Эмоции, по сути дела, явились для человека первым «языком», которым он начал пользоваться в общении с себе подобными. Очевидна еще одна функция эмоций — коммуникативная.
По мнению ученых «язык эмоций» вполне доступен и высшим животным.
Чувства же свойственны только человеку. Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, полученное от удовлетворения потребностей и неудовлетворения. Например, преподаватель получает удовольствие от обучающихся, если они хорошо подготовились к уроку, а обучающиеся от хороших оценок. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты. Исследования ученых показали, что отрицательные эмоции снижают работоспособность утром на 10% — вечером на 64 %.
Умеем ли мы уходить от отрицательных эмоций? Обратимся к самоанализу элементов эмоциональной техники, т.е. на способы выхода из плохого настроения. Например, нужно поставить цель: «Когда у меня плохое настроение, я иду в лес или читаю книгу, занимаюсь стиркой» и др.
Это примерный рекомендательный список способов выхода из плохого настроения.
Аналогично можно провести самоанализ по методике незаконченного предложения: «Когда у меня радостное настроение, я слушаю музыку» и др.. Такая методика дает возможность каждому выйти из отрицательной эмоции или доставить радостное настроение себе и другим. Эмоции и чувства — личностные образования.
Они характеризуют личность социально — психически. Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви — ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия –не удовольствия.
Эмоции переживания и различные психические состояния, если они испытываются постоянно, оказывают непосредственное влияние на формирование устойчивого отношения к учению, на формирование мотивации учения.
При положительных эмоциях удовлетворяются любознательность, потребность в эмоциональном благополучии. При отрицательных эмоциях наблюдается отход от учебной деятельности, так как не удовлетворяется ни одна из жизненно важных потребностей. Желанная цель не создает реальной перспективы личности. И положительная мотивация не формируется, но зато формируются мотивы избегания неприятностей. Например, такое можно наблюдать в любом учебном заведении: если педагог на базе эмоций выразил свое отношение к обучающемуся (например, к прогульщику, к неуспевающему и т. д. ).
В индивидуальном развитии человека эмоции и чувства играют социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы.
На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются интересы и потребности.
Чувства — высший продукт культурно — эмоционального развития человека. Чувства выполняют в жизнедеятельности человека, в общении мотивирующую роль. В отношении окружающего мира человек действует так, чтобы подкрепить, усилить положительные чувства. Чувства связаны с работой сознания. Устойчивые чувства, действующие в течение длительного времени именуют настроением.
Чувства, эмоции, эмоциональные состояния заразительны переживания одного непроизвольно воспринимаются другими и могут приводить этого другого в более сильное эмоциональное состояние. Существует так называемая модель «цепной реакции». В такое состояние иногда приходят обучающиеся , когда смех одного «заражает всех». По модели «цепной реакции» начинаются массовые психозы, паника, аплодисменты.
При общении с обучающимися огромную роль играет личный пример педагога, который выполняет роль эмоционального механизма. Так если преподаватель входит в класс с улыбкой, то в классе устанавливается приятная, спокойная атмосфера. И наоборот, если преподаватель пришел в возбужденном состоянии, то и в группе среди обучающихся возникает соответствующая эмоциональная реакция. Аффекты — это реакция возникающая в результате совершенного действия или поступка и выражающая субъективную эмоциональную окраску характера достижения поставленной цели и удовлетворения потребностей.
Одним из наиболее распространенных видов аффектов — стресс. Стресс представляет состояние сильного психологического напряжения, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Преподаватель не может быть нейтральным к социальным оценкам своего поведения. Признание, похвала или осуждение поступков окружающими влияют на самочувствие и самоуважение личности. Именно они заставляют личность быть особенно чувствительным к отношению других, сообразоваться с их мнением.
Понимание значимости чувств помогает преподавателю правильно определить линию собственного поведения, а также воздействовать на эмоционально — чувственную сферу воспитанников.
В поведении личности чувства выполняют определенные функции: регулятивную, оценочную, прогностическую, побудительную. Воспитание чувств — длительный, многофакторный процесс. Итак, эмоции и чувства в работе педагога играют большую роль в процессе подготовки специалиста. Исходя из этого, можно сделать следующие рекомендации:
1.Сдерживайте отрицательные эмоции.
2.Создайте оптимальные условия для развития нравственных чувств, в которых сочувствие, сопереживание, радость выступают элементарными структурами, формирующими высоконравственные отношения, при которых нравственная норма превращается в закон, а поступки в нравственную деятельность.
3.Умейте управлять своими чувствами и эмоциями, и чувствами обучающихся.
4.Чтобы все это реализовать обращайтесь к методике А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», «Педагогическая поэма», «Как воспитать настоящего человека» К.Д. Ушинского, «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» Д.Карнеги, «Общение – Чувства – Судьба» К.Т. Кузнечиковой.
Педагогическая копилка рациональных одухотворенных действий, окрашенных эмоционально, у каждого педагога своя. Пусть больше будет в ней семян разумного, доброго, вечного.
Источник