Эмоциональная сфера ребенка дошкольника это

Понятие, сущность и специфика эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В данной статье широко раскрыты понятия «эмоции» и «эмоциональная сфера» старших дошкольников. Автором отмечена важность и необходимость общения ребенка с социумом для полноценного формирования его эмоциональной сферы.

Скачать:

Вложение Размер
ponyatie_emotsionalnoy_sfery_starshih_doshkolnikov.docx 20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие, сущность и специфика эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя сто способы и средства.

Эмоциональная сфера ребенка — одна из базовых предпосылок общего психического развития, ядро становления личности ребенка один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности — игры, учения, труда. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности.

Эмоциональную жизнь старшего дошкольника формируют взаимоотношения с воспитателем, отношения в семье с родителями, коллектив группы — отношения с детьми и положение в коллективе.

Старших дошкольников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению.

Огромное место в сознании старшего дошкольника занимает воспитатель. Его отношение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У старших дошкольников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех и пр.

Эмоциональное развитие дошкольника также связано с развитием у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичностных, улитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста являются:

— освоение социальных форм выражения эмоций;

— формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Ребенок шестого года очень эмоционален: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка.

Если оценивать особенности чувств ребенка шестого года жизни, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Ребенок шестого года жизни – пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь — переживания. Эмоции формируют личность ребенка.

Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

При всей подвижности эмоций и чувств ребенка шестого года жизни характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов – восхищения и похвалы окружающих.

Так, у ребенка-дошкольника формируется свой собственный эмоциональный опыт.

Старший дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. У него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Эмоции старшего дошкольника проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Источник

Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте

Нифонтова Роза
Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте

Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте

Самые первые эмоции ребенок ощущает сразу после рождения. Крик и плач несут защитную функцию,информируя о каком-то неблагополучии малыша: голоден, мокрые пеленки, болен и прочее. Вскоре после рождения общий фон бодрствования, наводят внимательного взрослого (матери, какие раздражители успокаивают ребенка, а какие, наоборот, вызывают отрицательные переживания. Постепенно время бодрствования увеличивается, уменьшается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойному состоянию [Запорожец, 2009,с. 59].

Приблизительно в один месяц ребенок, при виде мамы или папы, который растит его, начинает на него реагировать. Здесь подразумевается «нормальная», стандартная ситуация, когда о ребенке заботится, в основном мать. Ребенок задерживает взгляд на ее лице, выдает громкие звуки и начинает улыбаться, взбрасывает руки, быстро двигает ножками. Эта яркая эмоциональная реакция называется «комплексом оживления».Улыбка означает, становление у ребенка потребности в общении, первой социальной потребности, что он переходит в новый этап в своем психическом развитии. Заканчивается переходный этап новорожденности, и наступает собственно младенчество [Эльконин, 1989,с. 160].

На этапе младенческого возраста отмечается, одновременно с познавательным, и эмоциональное развитие. Данная линия онтогенеза напрямую зависит от общения с близкими взрослыми. В трем четырем месяца у детей обнаруживаются различные эмоциональные состояния. Например, расслабление при удовлетворении потребности, удивление в ответ на неожиданность или торможение движений, тревожность при физическом дискомфорте, зажмуривание глаз, плач, усиление движений, учащение сердечного ритма [Там же, с. 162].

Когда ребенок научится узнавать маму, он начинает радостно смотреть на любого другого человека. После трёх-четырёх месяцев он улыбается знакомым, но несколько настораживается при виде незнакомого человека. Однако, если тот показывает свое доброе отношение, общается с ребенком, улыбается ему, напряженное внимание меняется у ребенка на радость. Беспокойство при появлении незнакомого человека резко усиливается у детей в семь-восемь месяцев. Больше всего дети бояться остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни громко плачут, другие – отползают подальше, отворачиваются, стараются не замечать внимания нового человека[Там же, с. 163].

Приблизительно в этот возрастной период, между семью и восьмью месяцами, может возникнуть так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при отсутствие мамы (когда ее долго нет или она просто вышла на время). Взаимодействуя с мамой или другим близким человеком, ребенок к концу одного года нацелен не только к исключительно эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. С маминой помощью он пытается взять предметы, дотянуться до полки или шкафа, достать игрушку, рассмотреть картину и другое. Общение происходит за счет жестов, которые активно использует ребенок, указывая, что он хочет получить, что хочет достать или взять[Там же, с. 165].

Промежуточный период между младенчеством и ранним возрастом общепринято называть кризисом одного года. Любой кризис, связан со всплеском самостоятельности, выражением аффективных реакций. Аффективные всплески обычно проявляются у ребенка, когда взрослые не понимают его жестов и мимики, его желаний, его слов или понимают, но не исполняют то, что он требует. Конечно, и до этого ребенок был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно обретает особую острую актуальность.

Многие дети начинают громко кричать, падать на пол, бьются по нему руками и ногами, бьют маму, услышав слово нельзя. В таких случаях аффективные реакции достигают значительной силы. Такое проявление чаще связано со своеобразным стилем воспитания в семье. Это или нелогичность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при маме, а при папе – ни в коем случае, или повышенное давление, не позволяющее даже незначительных проявлений самостоятельности. Укрепление новых отношений с ребенком, разрешение ему небольшой самостоятельности, то есть большей свободы действий в разумных пределах, и в конечном счете, выдержка и терпение близких взрослых снижают кризис, тем самым помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций[Выготский, 2009,с. 350].

В раннем возрасте главная характеристика восприятия – его аффективная окрашенность. Вызывая яркую эмоциональную реакцию, воспринимаемые предметы обоснованно «притягивают» ребенка. Аффективный характер восприятия влечет и к невербальному единству. Ребенок видит вещь, она его увлекает, и благодаря этому начинает развертываться эмоциональное поведение – получить ее, что-то с ней сделать. Это единство так описывает Л. С.Выготский: «В раннем возрасте главенствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие» [Там же, с. 352].

Развитие психических функций неразрывно от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Главенствующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок непосредственно воспринимает только то, на что эмоционально реагирует [Там же, с. 358].

От характера взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками обуславливается развитие эмоционально-потребностной сферы. В общении с близкими взрослыми, которые содействуют ребенку познавать окружающую действительность, доминируют мотивы сотрудничества. Сохраняется и просто эмоциональное общение, обязательное на всех возрастных этапах. Кроме эмоционального тепла, абсолютной любви, ребенок ждет от взрослого естественного участия во всех своих делах, общего решения любой цели. Например, изучение столовых приборов или строительство домика из кубиков и многое другое. Наиболее активно ребенок проявляет себя в совместных действиях.

Для данного возрастного этапа характерны яркие эмоциональные реакции, обусловленные с непосредственными желаниями ребенка. Ранний возраст заканчивается кризисом трёх лет. В это время появляются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он старается сделать что-то самостоятельно, у него может ничего не получатся, лучше если рядом в нужный момент не находится взрослый, который поможет сделать это вместе с ним[Выготский, 2009,с. 362-363].

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка взаимосвязано с зарождающимся в этот период самосознанием. Примерно к двум года ребенок узнает себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. В развитии самосознания начинается новый этап, когда ребенок называет себя – сперва по имени,в третьем лице: «Паса», «Оля». Затем, к трем годам появляется местоимение «я». Кроме того, у ребенка происходит осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», иными словами проявляется первичная самооценка. Конечно, трудно назвать самооценкой в полном смысле этого слова – это чисто эмоциональное образование, не имеющее разумных компонентов. Оно базируется на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии себя, поэтому самооценка всегда максимально завышена[Волков, 2002,с. 120-121]. Как писал А. Н. Леонтьев, дошкольный возраст– это «период первоначального фактического склада личности» [Цит.по:Леонтьев, 2001, с. 11].

В период старшего дошкольного возраста происходят значительные изменения в личности ребенка, в первую очередь, развивается мотивационно-эмоциональная сфера. Дошкольников отличает отсутствие сильных аффективных вспышек, эмоции умеренные, не конфликтуют по незначительным поводам. Относительно устойчивый эмоциональный фон дошкольника определяет динамика представлений ребенка. В сравнении с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем возрасте, динамика образных представлений – более свободная и мягкая. Прежде течение эмоциональной жизни ребенка влекли особенности той конкретной ситуации, в которую он был вовлечен. Уверенно он действует с игрушками или у него ничего не получается, владеет он привлекательным предметом или не может его получить, содействует ему взрослый или нет. Теперь проявление представлений предоставляет возможность ребенку абстрагироваться от естественной ситуации, у него появляются переживания, с ней не связанные. Затруднения воспринимаются не так остро и утрачивают свою прежнюю важность[Леонтьев, 2001,с. 12].

Следовательно, эмоциональные процессы становятся более спокойными. Это не означает уменьшение интенсивности, насыщенности эмоционального фона дошкольника. День ребенка настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, дойти до полного утомления.

Желания и побуждения ребенка в дошкольном возрасте сочетаются с его представлениями, и благодаря этому стремления перестраиваются. Происходит перестройка от желаний (мотивов, ориентированных на предметы сознаваемой ситуации, к желаниям, соединенным с представляемыми предметами, находящимися в «образцовом» плане. Действия ребенка уже базируются на основе представлений о предмете, о желаемом результате, о возможности его получить в скором будущем. Теперь внешние характеристики привлекательного предмета не играют существенной роли. Эмоции, связанные с представлением, позволяют увидеть результаты действий ребенка и удовлетворение его желаний [Фортунатов, 2008, с. 270].

Меняется и содержание аффектов – обогащается круг эмоций, свойственные ребенку. В частности, важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание – без них немыслимы сложные формы общения и коллективная деятельность детей.

Ранее подчеркивалось, что развитие эмоциональной сферы обусловлено с формированием плана представлений. Образные представления ребенка принимают эмоциональный характер, и его деятельность становится эмоционально насыщенной. Каждая деятельность, в котором находится дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, помощь маме в домашних делах должна обладать яркую эмоциональную окраску. Иначе деятельность не осуществится или быстро угаснет. В силу своего возраста ребенок делает то, что ему интересно [Волков, 2002,с. 122].

На протяжении дошкольного периода, у ребенка появляются более сложные чувства. Они порождаемые тем, на сколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют выполненные им действия для других людей, и в какой мере исполняются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения [Леонтьев, 2001,с. 10].

Как одно из условий появления у дошкольника сложных эмоций и чувств выявляется взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер развития его психики[Там же, с. 12].

Воспитание чувств у ребенка, прежде всего, должно служить формированию гармонически развитой личности. Одним из показателей этой гармонии представляется несомненное соотношение эмоционального и интеллектуального развития. Недооценка этого требования, как правило, влечет к завышенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, зачастую интеллекта. Что, во-первых, не дает возможности глубже понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не дозволяет до конца осмыслить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка, как эмоции и мотивы.

Во всех видах деятельности ребенок одинаково готов принять участие и проявить свои интеллектуальные возможности. Впрочем, получаемая ребенком информация, может носить совершенно разный смысл. Поэтому в одних случаях перед ребенком возникают задачи мотивационно-эмоционального характера, которые требуют уяснения смысла этой ситуации, а в других – чисто познавательные задачи[Волков, 2002, с. 130].

В развитии чувства ребенка основную роль играет его практическая деятельность. В ее процессе он включается в реальные действия с окружающим миром, овладевает социальными нормами и правилами поведения, усваивает ценности, созданные обществом. Набирая опыта практической деятельности в развитии детских чувств, следует отметить, что уже в первые годы жизни ребенка на ее основе начинают формироваться особые формы ориентировочно-исследовательских действий. Они направлены на уточнение положительного или отрицательного значения имеют те или другие объекты для самого ребенка, для удовлетворения его духовных и материальных потребностей [Там же, с. 132].

Простейшие виды такого рода ориентировки, называемой мотивационно-смысловой, реализовываются при помощи системы пробующих действий. Ребенок как бы заранее испытывает наблюдаемый объект с точки зрения своих возможностей и потребностей, наполняясь соответственно положительным или отрицательным отношением к нему. Это определяет в значительной мере характер и направленность последующей детской деятельности [Немов, 2010, с. 186].

Эмоции и мотивы близко связаны между собой, и их выражение нередко трудно отличить друг от друга.Но это не дает основания для их распознавания: при одних и тех же потребностях в зависимости от ситуаций могут происходить различные эмоции и, наоборот, при разных потребностях иногда возникают схожие эмоциональные переживания. Это говорит о том, что эмоции – это специфические психические процессы, происходящие в ходе удовлетворения потребностей. Они управляют поведением в соответствии с имеющимися у человека мотивами, которые осуществляются в сложных и изменчивых условиях [Приводится по:Бреслав, 2004, с. 50].

Особенно заметно проявляется роль эмоций в реализации уже существующих у ребенка мотивов поведения. Эмоции играют значительную роль в регуляции деятельности в соответствии с уже устоявшимися у ребенка потребностями. Дополнительно содействуют формированию, развитию и активизации мотивов.

Естественно новые формы деятельности ребенка создаются таким образом, чтобы эта деятельность вывела к определенному социально значимому результату (учебному, трудовому). На начальных этапах такие результаты в ряде случаев не составляют содержание мотивов поведения. Ребенок вначале поступает под влиянием других, прежде развивавшихся побуждений. Стремиться применить конкретную деятельность как повод для общения со взрослым, желания заслужить одобрение, избежать его осуждения. Итоговый социально значимый результат в данных обстоятельствах, пока выглядит для ребенка как предварительная цель, которая добивается для удовлетворения другого рода побудительных мотивов[Изард, 2001, с. 220].

Следовательно, чтобы мотивы обрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок получил подходящий эмоциональный опыт. Социально значимая деятельность при определенной организации должна доставить ребенку то эмоциональное удовлетворение, которое может превзойти его первоначальные побуждения.

Считается возможным, что такого рода новые эмоциональные переживания, зарождающиеся в новых ситуациях деятельности. Они закрепляются на ее предварительных целях и задачах, и наделяют их побудительной силой, содействующую их превращению в движущие мотивы поведения.

Данный специфический процесс преобразования целей в мотивы деятельности и заключает важнейшую особенность усваивания социальных норм, требований и идеалов. Целенаправленно и эффективно реализовывать воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста. Формирование личности ребенка и развитии его ведущих мотивов возможно, при знаниеусловий и закономерностей процесса превращения целей в мотивы деятельности [Изард, 2001, с. 232].

Таким образом, эмоциональная сфера в дошкольном возрасте является важной составной частью в развитии дошкольников, так как никакое общение или взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, воспринимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, контролировать своими эмоциями. Познание своих эмоций и чувств тоже является важным моментом в формировании личности растущего человека. В структуре поведения главным звеном становится эмоциональная сфера. Механизм эмоционального ожидания результатов деятельности находиться в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. В этот период развивается, изменяется и структура самих эмоциональных процессов. Эти реакции наблюдаются и у дошкольников, хотя внешнее проявление эмоций становится у некоторых детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, кромемоторных и вегетативных компонентов, теперь включаются и сложные формы восприятия, воображения и образного мышления. Ребенок начинает радоваться и огорчаться не только из-за того, что он делает, но и по поводу того, что ему еще ожидается сделать. Переживания приобретают глубокий и сложный смысл.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сделать выводы, что эмоции и чувства человека являются отражением его переживаний сравнительно предметов и явлений, происходящих в его жизни. Все виды деятельности и поведение любого человека, как взрослого, так и ребенка, сопряжены эмоциями и чувствами. Но если взрослый человек обычно может управлять своими эмоциями, то ребенок не может контролировать. Потому важнейшим направлением развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста является, именно образование способности к управлению собственными эмоциями, то есть к произвольности поведения.

Как писал А. Н. Леонтьев, дошкольный возраст – это «период первоначального фактического склада личности»[Леонтьев, 2009, с. 232]. С одной стороны, именно в это время происходит развитие основных личностных механизмов и образований. Складывается самосознание, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональные и мотивационные сферы. Развитая эмоциональная сфера ведет к гармоничному и всестороннему развитию личности. С другой стороны, нарушения в эмоциональной сфере несут дисбаланс и в личностное развитие, особенно в дошкольном возрасте, когда активно формируется личность ребенка. Поэтому, исключительно важно организовать в данный возрастной период естественное, нормальное развитие эмоциональной сферы. Изучить факторы, оказывающие положительное или отрицательное влияние на нее, чтобы можно было своевременно выявить, предотвратить и скорректировать негативные влияния, создавая благоприятную среду для развития эмоциональной сферы, а соответственно, и в целом на психику ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бреслав Г. М. Психология эмоций. – М. : Смысл; «Академия», 2004. – С. 44-50.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В.Детская психология: Логические схемы. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – С. 120-132.

3. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений т. 4. –М. : Изд-во МГУ, 2009. – С. 340-367.

4. Запорожец А. В., Неверович Я. З. О генезисе функции и структуре эмоциональных процессов ребенка. – Вопросы психологии – 2009. – № 6. – С. 59-73.

5. Изард К. Е.Психология влияния: хрестоматия сост. А. В. Морозов. – СПб. – Питер, 2001. – С. 219-232.

6. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. –Москва,2001. –11с.

7. Немов Р. С., Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. – СПб, Владос, 2010.– С. 187-200.

8. Фортунатов Г. А. О чувствах и их развитии // Дошкольное воспитание. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – С. 272-273.

9. Эльконин Б. Д. Избранные психологические труды. –М., 1989. – С. 160-165.

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Особенности развития в дошкольном возрасте. Проблемы детского сада Дети, оставшиеся без попечения родителей Особенности развития в дошкольном возрасте Проблемы детского сада Каждому человеку, не зависимо.

Особенности развития эмоций в раннем и дошкольном возрасте Особенности развития эмоций в раннем и дошкольном возрастеРазвитие эмоций в раннем детствеЭмоции ребенка раннего возраста неустойчивы, кратковременны.

Деловая игра для воспитателей детского сада «Особенности игр в дошкольном возрасте» Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества.

Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте» Дошкольный возраст Границами данного периода считается возраст от трех до семи лет. На протяжении этого времени в развитии речи ребенка.

Особенности организации и методики использования батутов в дошкольном возрасте Занятия в кружках и секциях являются для педагога средством, которое способствует передаче детям дошкольного возраста знаний и навыков,.

Особенности организации НОД по обучению лепке в старшем дошкольном возрасте С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной.

Консультация «Особенности эмоциональной сферы детей 6–7 лет» Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте Л. С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. К познавательным процессам.

Закономерности и особенности творческих способностей в дошкольном возрасте Закономерности и особенности творческих способностей в дошкольном возрасте Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться.

Источник

Читайте также:  Как вы показываете парню свои чувства
Оцените статью