Эмоциональная сфера подростков с девиантным поведением

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.

На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:

1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.

2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.

К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).

В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.

Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)

Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.

Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)

Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.

Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)

Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.

Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.

К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).

Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)

Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.

Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)

Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.

Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].

Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.

Читайте также:  Что означает если чувствуешь человека родным

Источник

Эмоции подростков с девиантным поведением

Понятие девиантного поведения, его формы и причины. Этапы эмоционального развития в подростковом возрасте. Эмоциональная сфера девиантных подростков. Методики и результаты исследования особенностей эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.07.2012
Размер файла 64,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Эмоции подростков с девиантным поведением

эмоциональное девиантное поведение подросток

1. Теоретические подходы к проблеме эмоционального состояния подростков с девиантным поведением

1. Понятие девиантного поведения, его формы и причины

1.2 Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте

1.3 Эмоциональная сфера девиантных подростков

2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Результаты исследования

Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитии ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей, и, конечно же, эмоциональное развитие претерпевает в это время существенные изменения.

Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к демонстрации своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся самоутвердиться, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения.

Подростковый возраст считается особенно«эмоционально насыщенным и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии.

Эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональных нарушений. Неоднократно демонстрируется связь эмоционального неблагополучия с неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми и т.д.

Данная проблема достаточно полно отражена в работах отечественных, зарубежных авторов таких как: П.К. Анохин, Е.П. Ильин, Ф Райс, А. А. Реан А.А., С.Л. Рубинштейн и др.

Объект исследования: эмоции подростков с девиантным поведением.

Предмет: особенности развития эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением.

Цель: выявить эмоциональные особенности подростков с девиантным поведением.

1) изучить теоретические подходы к проблеме эмоционального состояния подростков с девиантным поведением;

2) провести исследование эмоциональных особенностей подростков с девиантным поведением.

Гипотеза: существуют различия в эмоциональной сфере девиантных и недевиантных подростков.

— Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности;

— Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки).

1. Теоретические подходы к проблеме эмоционального состояния подростков с девиантным поведением

1. Понятие девиантного поведения, его формы и причины

Проблема девиантного поведения крайне важна и актуальна в настоящее время, учитывая общесистемный кризис нашего общества. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в последнее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Таким образом, период подросткового и раннего юношеского возраста сегодня — один из наиболее сложных в социальном и психологическом отношении. Среди пограничных нервнопсихических расстройств в этих возрастах на первое место выдвинулись синдромы отклоняющегося, т.е. девиантного поведения.

Поэтому особый интерес, как для психологов-исследователей, так и для психологов-практиков представляет изучение девиантного поведения подростков. Это связано с тем, что подростковый возраст является периодом высокой сензитивности к изменениям социокультурной ситуации и социальной ситуации развития. Именно в этом возрасте девиации поведения ребенка выходят за рамки семьи и школьного коллектива и впервые начинают представлять проблему, а иногда и угрозу для общества.

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов самоактуализации или отклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением. Это определение охватывает широкий круг расстройств: асоциальные действия (воровство и т.п.), постоянные конфликты, лживость, уходы из дома, бродяжничество, гомосексуализм, наркомания, преступления, связанные с насилием и т.д. [13, с. 21].

Таким образом, нарушения поведения имеют широкий спектр проявлений: от антидисциплинарного до делинквентного.

В зависимости от происхождения выделяют несколько форм девиантного поведения:

1. Девиантное поведение вследствие плохого воспитания.

2. Девиантность вследствие временного нарушения равновесия, уже и так неустойчивого («балансовая девиантность»):

o ситуативная, социальная, обусловленная образованием;

o вследствие временной «запущенности»;

3. Первичная пубертатная девиантность.

4. Девиантность вследствие грубого интеллектуального дефекта, органических заболеваний и иных поражений головного мозга.

5. Девиантное поведение как симптом соматических заболеваний.

6. Девиантность в рамках психоза.

7. Девиантность в рамках невроза (невротическая) [8, с. 104].

Девиантные расстройства вследствие плохого воспитания и грубого интеллектуального дефекта, протекают в основном хронически, и терапевтические мероприятия в этих случаях недостаточно эффективны; в отличие от них расстройства вследствие временного нарушения равновесия и первичная пубертатная девиантность, лучше поддаются терапии.

В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления.

Существует несколько классификаций причин отклоняющегося поведения. Так, например, Л. Б. Шнейдер выделяет конкретные причины девиантного поведения: стремление получить сильные впечатления; заболевание ребенка; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией; отставание в учебе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребенка в себе; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ; неполные семьи и др. [27, с. 63].

Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуаций характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение) [13, с. 38].

Причины девиантного поведения подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств.

Следует отметить, что для объяснения девиантного поведения взять в рассмотрение одну из причин не возможно, прежде всего, потому, что они не выступают, изолировано, а представляют собой взаимодействие самых разнообразных факторов с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения. Поэтому мы опираемся на классификацию Шипициной Л.М., где причины девиантного поведения подразделяются на две группы:

1. Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами (алкоголизм, невротические расстройства, остаточные явления черепно-мозговых травм и органические заболевания головного мозга, интеллектуальная недостаточность);

2. Причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (дефекты правового и нравственного сознания, особенности характера, особенности эмоционально-волевой сферы) [26, с. 83].

По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу автор выделяет причины, связанные с возрастными кризисами.

Причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации. Первые проявления отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

На отклонения в поведении подростка оказывают прямое влияние следующие особенности взаимоотношений:

— положение изгоя в классе,

— отвержение со стороны учителей,

— ярлык девианта в школе.

Неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведет к тому, что подросток начинает поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

Отрицательное влияние семьи:

— попустительство со стороны родителей,

— ослабление социального контроля,

— неодобрение родителями друзей [26, с. 84].

Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Существует множество причин, по которым подросток совершает различного рода поступки, отражающие в его нестандартном поведении. Причины девиантного поведения разнообразны и включают в себя как внешние факторы, так и внутриличностные.

1.2 Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте

Эмоции — психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающие в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [6, с. 92].

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые “чистые” эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Читайте также:  Люди чье настроение зависит от погоды

Одним из самых важных моментов в развитии подростка является формирование у него в эмоциональной сфере самоосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, к своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной личности, потребность самооценки, сопоставления себя с другими людьми.

Также эмоции играют крайне важную роль в межличностных отношениях подростков, в этот период очень ярко проявляется эмоциональное стремление к общению. Развитие подростка в этой области будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения представлены ему в семье. Безусловно, на ранних этапах развития важны взаимодействия ребёнка со своими близкими. Общение в семье позволяет подростку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Взаимоотношения подростка с родителями, а также с братьями и сестрами являются для него важными средствами пробного использования собственных представлений и проработки отношений с другими. При этом важна не только вербальная сторона, ведь общение включает также передачу эмоций и отношений с помощью жестов, мимики и позы. В подростковом возрасте происходит переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, равных по положению. Потребность в общении со сверстниками важна, как специфический вид межличностных отношений, кардинально отличающийся от общения «подросток-взрослый». Также данное общение является особенным видом эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости [3, с. 24].

Утверждение о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнение. Можно считать, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физических процессах. Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

Развитие эмоциональной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации.

Эмпатия (от греч. empatheia — «сопереживание») — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Эмпатия — является феноменом социально-психологическим, т.к. возникает при взаимодействии человека с человеком, животным при восприятии произведений искусства. Как индивидуально-психологическое свойство эмпатия характеризует такую способность человека как сопереживание и сочувствие [10, с. 94].

Можно сказать, что эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникации она обеспечивает сбалансированность межличностных отношений, делает общение и поведение человека социально-обусловленным. Развитая эмпатия, по мнению многих авторов, является одним из важнейших факторов успеха индивида в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнёра по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике и т.д.

Эмпатия является одним из факторов выживания, врождённым свойством человека. Развитое чувство эмпатии блокирует жестокость, агрессию, помогает лучше понять окружающий мир. К тому же в эмпатии — корень альтруизма.

На сегодняшний день экспериментально подтвержден тот факт, что 90% эмоциональной информации при общении передается не словами. При этом опыты показали, что такие невербальные факторы, как мимика, жесты также не играют решающей роли. Огромное значение имеют косвенные признаки, которые запускают механизм эмпатии.

Управление своими эмоциями.

Управление эмоциями тесно связано с их осознанием. Эмоциями необходимо уметь управлять, т.к. излишек эмоционального реагирования может принести вред как деятельности человека, так и его психофизическому состоянию (деструктивная роль эмоций). При этом не так важно какие эмоции действуют излишне долго или излишне сильно — положительные или отрицательные. Это всеобщее заблуждение, что деструктивной функцией обладают только отрицательные эмоции. Любая эмоция имеет в своей составляющей психо-вегетативный компонент. Действуя долго на организм (хроническая грусть, депрессия, навязчивое чувство страха и т.п.) или чересчур сильно (пусть и короткий временной отрезок), эмоции способны вызвать стойкие и порой даже необратимые изменения в организме, в редких случаях даже не совместимые с жизнью. Из этого положения многими авторами предложены психосоматические теории возникновения заболеваний, и существует целая наука психосоматика, занимающаяся этими вопросами.

Однако в управлении эмоциями важно не только избегать и уметь снимать пиковые эмоции, которые могут нанести вред и физическому состоянию человека и его отношениям с окружающими, но не допустить другой крайности. В отличие от эмоционально благополучных личностей, у людей с эмоциональными расстройствами обнаруживается более высокий уровень алекситемии (элиминирования эмоций, запрета на выражение чувств) [6, с. 42].

Изард К.Э. отмечал важность единства переживания и выражения эмоции, и влияние этого единства на успешность взаимодействия ребёнка с окружающими людьми. Таким образом, крайне важно индивиду обладать навыками управления эмоциональными состояниями, оценкой их адекватности и саморегуляцией. Эти навыки, бесспорно, занимают своё место в структуре эмоционального интеллекта [9, с. 128].

Эмоции тесно связаны с мотивацией, хотя не тождественны. Стремление достигнуть чего-либо ради поставленной цели, а не просто способность реагировать на те или иные виды поощрений, предлагаемые извне, является таким видом мотивации, который существенно необходим успешному человеку. Активный выбор целей и средств для удовлетворения своих потребностей в соответствии со своими эмоциональными оценками и переживаниями, вот то, чем обладает человек с развитым эмоциональным интеллектом [6, с. 48].

Необходимо поставить эмоции на службу целям, если человек добивается концентрации внимания, создания мотивировок своей деятельности и развития навыков. Эмоциональный самоконтроль, как умение сдерживать импульсивность и откладывать удовольствие, может способствовать или помешать существованию у человека мотивации к достижению некого результата, которая позволяет ему смотреть на обстоятельства с точки зрения конечной цели. Это способность находиться в том эмоциональном состоянии, которое является наиболее подходящим для благополучного решения задачи, какой бы она не была.

1.3 Эмоциональная сфера девиантных подростков

Эмоциональные реакции и поведение подростков, зависящие от социальных факторов и условий воспитания, во многом являются зависимыми от анатомо-физиологических перемен и изменений гормонального порядка. В этот период кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. При этом выражена неравномерность созревания различных органических систем. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывая возбуждающее влияние на центральную нервную систему. Происходящие изменения приводят к тому, что почти в 8-11 раз повышается утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков.

Подростки с отклоняющимся от действующих социальных норм поведением в своей эмоциональной сфере подвержены эмоциональной лабильности, часто такие подростки неустойчивы в своих эмоциональных состояниях, у них происходит быстрая смена одних эмоций другими. Девиантным подросткам присуща низкая фрустрационная толерантность, то есть им трудно выработать устойчивые формы эмоционального реагирования, находясь в фрустрационной ситуации [17, с. 49].

Наряду с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние так называемого «эмоционального нуля» — скука. Его опасность состоит в том, что у подростков оно положительными эмоциями сменяется с трудом, а отрицательными — очень легко. Если подросток, которому стало скучно, не сумеет быстро найти для себя увлекательное дело, то его скука усугубиться раздражением, злостью или тоской. Когда человек в таком состоянии отправляется «искать приключении», ни к чему хорошему это не приведет. Очень многие агрессивные действия, поражающие своей нелепостью и бессмысленностью, совершаются как раз под влиянием скуки.

Имеются данные (А.А. Реан), что так называемые «трудные» неблагополучные подростки (склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам) ярко отличаются от своих благополучных сверстников в том числе и тем, что особенно часто и интенсивно переживают скуку [23, с.25]. Они не умеют сделать свою жизнь яркой, разнообразной и интересной.

Эмоциональное развитие мальчиков-подростков отличается от девочек. Считается, что девочки более эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков — нет.

Однако у них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере — резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения — например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же, как таковые, они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что-нибудь в руках и т.п.). Подобные бурные реакции — попытка переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение в криках и ненужных движениях.

По данным Л.А. Реана, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек — 13-15 лет [23, с.11]. Получается, что 13 лет — возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т. п. [23, с. 27].

Как считает В.Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных [12, с. 49]. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях». И без особого энтузиазма реагируют на попытки окружающих помочь им, увлечь каким-нибудь конкретным делом.

Читайте также:  Шестое чувство фанфик наруто

Наиболее распространенные эмоциональные нарушения у подростков с девиантным поведением — это тревожность и депрессия. Большинство психологов придерживаются той точки зрения, что эмоциональные нарушения у подростков не проходят бесследно, а проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни [1, с. 84].

Симптомы тревоги выражаются за счет взаимодействия трех связанных систем реакции: физической системы (химические, сердечно-сосудистые, респираторные и др. эффекты), когнитивной (субъективные опасения, нервозность, трудности с концентрацией внимания и паника) и системы поведения (агрессивность, стремление избежать тревожные ситуации).

А.М. Прихожан выделяет следующие виды тревожности:

— устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную. Она оказывает негативное влияние на деятельность и развитие личности подростков, вне зависимости от того, в какой форме она проявляется;

— общая, генерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека [21, с.38].

Тревожность тесно связана с «Я-концепцией» человека, с «вовлеченностью Я», чрезмерным, мешающим деятельности самонаблюдением, вниманием к своим переживаниям. Тревожность обладает собственной побудительной силой, выступает как мотив, имеющий достаточно устойчивые, привычные формы его реализации в поведении, что является специфической особенностью сложных психологических новообразований аффективно-потребностной сферы. Все это позволяет рассматривать тревожность именно как личностное образование, характеризующееся сложным строением.

Тревожные расстройства зачастую остаются нераспознанными, а подростки, страдающие этими расстройствами, не получают своевременной медицинской помощи. Это связано с тем, что страх и тревога постоянно возникают и при нормальном развитии. Кроме того, многие симптомы носят скрытый характер (боли в желудке) и, в отличие от симптомов поведенческих расстройств, не представляют какой-либо социальной угрозы, что также позволяет им оставаться незамеченными [25, с. 93].

Другим эмоциональным нарушением, которое часто остается не распознанным и не лечится, потому что воспитатели, и в меньшей степени, учителя могут не увидеть его симптомы является депрессия.

Депрессия — аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное, угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение. Классический депрессивный синдром определяется тоской, выступающей в сочетании с идеаторной и моторной заторможенностью (депрессивная триада), снижением жизненного тонуса, идеями самоуничтожения или самообвинения, а также разнообразными неприятными телесными ощущениями и соматовегетативными расстройствами. К настоящему времени доказано, что депрессивные расстройства могут возникать в любом из возрастов. Однако депрессии у детей и подростков с трудом распознаются, во-первых, из-за того, что смешиваются с «нормальными» возрастными изменениями, а, во-вторых, в силу их собственной специфики, обусловленной возрастом возникновения [11, с. 74].

Общепризнанным является тот факт, что депрессия у подростка всегда является «маскированной», т.е. трудно распознаваемой из-за обилия соматических расстройств, негативизма, недовольно-ворчливого настроения, повышения чувствительности, поведенческих расстройств. Депрессивные состояния у подростков имеют сложную структуру, представляя собой сочетание истинной депрессивной симптоматики и личностной защитной реакции, наступающей в ответ на собственную несостоятельность: отказ от посещения школы, различного рода истерические состояния, конфликтность, нарушения поведения с антидисциплинарными поступками, прогулами уроков, агрессивностью, тягой к асоциальным группировкам. Главной трудностью является распознание истинных симптомов заболевания, снятие «масок» и определение причин возникновения депрессии в подростковом возрасте.

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги [2, с. 19].

Таким образом, эмоциональные нарушения и девиантный характер поведения подростков оказывают огромное влияние на развитие их личности. Необходимо уметь распознавать симптомы этих расстройств и оказывать помощь подростку, иначе последствия могут быть необратимыми.

Выводы по теоретической части

1. К девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Существует множество причин, по которым подросток совершает различного рода поступки, отражающие в его нестандартном поведении. Причины девиантного поведения разнообразны и включают в себя как внешние факторы, так и внутриличностные.

2. Одним из самых важных моментов в развитии подростка является формирование у него в эмоциональной сфере самоосознания, потребности осознать себя как личность.

Эмоции играют важную роль в межличностных отношениях подростков. Потребность в общении со сверстниками важна, как специфический вид межличностных отношений, кардинально отличающийся от общения «подросток-взрослый». Данное общение является особенным видом эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Развитие эмоциональной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации.

3. Эмоциональные нарушения и девиантный характер поведения подростков оказывают огромное влияние на развитие их личности. Необходимо уметь распознавать симптомы этих расстройств и оказывать помощь подростку, иначе последствия могут быть необратимыми.

2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением

2.1 Организация и методы исследования

Объект исследования: эмоции подростков с девиантным поведением.

Предмет: особенности развития эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением.

Цель: выявить эмоциональные особенности подростков с девиантным поведением.

1) изучить теоретические подходы к проблеме эмоционального состояния подростков с девиантным поведением;

2) провести исследование эмоциональных особенностей подростков с девиантным поведением.

Гипотеза: существуют различия в эмоциональной сфере девиантных и недевиантных подростков.

— Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности;

— Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).

Исследование проводилась на базе Клиники, дружественной молодёжи. В исследовании участвовало 30 детей: 15 девиантных подростков и 15 недевиантных подростков в возрасте 15 — 17 лет.

По выявлению эмоциональных особенностей подростков использованы следующие методики, позволяющие выявить трудности в эмоциональном развитии детей и предрасположенность к девиантным проявлениям в их поведении:

1) Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности.

По всем трем оцениваемым свойствам личности инструкция предлагает поставить против каждого суждения цифру 1, 2, 3 или 4, в соответствии с тем, насколько точно эти суждения характеризуют состояние обычно. По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству — 80. (Приложение 1).

Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, так или иначе связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустированности и агрессивности.

Фрустрированность как форма проявления подверженности психологическому стрессу есть состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи. Объективная или субъективная непреодолимость жизненных затруднений вызывает отрицательные эмоции и повышение тревожности, восходящей до личностной.

Одной из возможных реакций при этом является агрессия, питаемая всей обстановкой фрустрации, гневом, ненавистью или отчаянием человека. Таким образом, может сформироваться личностная агрессивность как готовность к агрессивному поведению, в частности направленному и на самого субъекта (в случаях самоубийств, суицидного поведения). Преодоление состояния фрустрации требует повышения устойчивости (фрустрационной толерантности) личности к неблагоприятным обстоятельствам жизни на основе адекватного их осознания.

Это осознание предполагает перестройку мотивов, эмоций и восприятия человеком содержания его социальной адаптации, возможных путей разрешения конфликтов и проблем. Относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности выражается в ригидности личности.

При интерпретации показателей использовались следующие оценки: до 30 баллов — низкий показатель; 31 — 45 — умеренный показатель; 46 и более баллов — высокий.

2) Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки).

Методика используется для исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы.

Методика позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью авторами методики понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам (Приложение 2)..

В результате выявляется индекс враждебности и индекс агрессивности.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3.

2.2 Результаты исследования

1. «Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности».

Полученные данные по этой методике отражены в таблице 1.

Источник

Оцените статью