Эмоциональная сфера подростка с зависимостью

Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте

Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.

На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:

1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.

2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.

К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).

В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.

Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)

Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.

Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)

Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.

Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)

Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.

Читайте также:  Болит желудок чувство жжения

Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.

К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).

Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)

Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.

Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)

Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.

Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].

Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.

Источник

Рогова Е.Е. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с разной степенью увлеченности компьютерными играми

Пер­вы­ми в изу­че­нии интер­нет-зави­си­мо­сти были аме­ри­кан­ские уче­ные-пси­хи­ат­ры И. Гол­дберг (I. Goldberg), К. Янг (K. Young), Д. Грин­филд (D. Greenfield) и К. Сур­рат (C. Surratt). Они пред­ло­жи­ли опре­де­лен­ный набор диа­гно­сти­че­ских кри­те­ри­ев, по кото­рым воз­мож­но выявить интер­нет-зави­си­мость у индивида.

Сле­ду­ет отме­тить, что изна­чаль­но И. Гол­дберг поня­тие «Интер­нет-зави­си­мость» исполь­зо­вал в шут­ку, посколь­ку к реаль­ным зави­си­мо­стям дан­ное явле­ние не отно­сил. Одна­ко, создан­ная им груп­па пси­хо­ло­ги­че­ской под­держ­ки Интер­нет-аддик­тов, ста­ла наби­рать боль­шое коли­че­ство участ­ни­ков, заяв­ляв­ших о необ­хо­ди­мо­сти пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи по пре­одо­ле­нию сло­жив­ше­го­ся у них поведения.

Тер­мин посте­пен­но при­жил­ся и вошел в исполь­зо­ва­ние в науч­ной лите­ра­ту­ре. Кри­те­рии по кото­рым диа­гно­сти­ро­ва­лась интер­нет-зави­си­мость относятся:

  • отсут­ствие жела­ния поки­дать вир­ту­аль­ный мир,
  • необ­хо­ди­мость воз­вра­та к реаль­но­му миру сопро­вож­да­ет­ся пло­хим само­чув­стви­ем, раз­дра­жи­тель­но­стью, повы­шен­ной воз­бу­ди­мо­стью, воз­мож­но с про­яв­ле­ни­ем агрессии,
  • уве­ли­че­ние затрат на обес­пе­че­ние бес­пе­ре­бой­ной рабо­ты интернета,
  • пре­не­бре­же­ние физио­ло­ги­че­ски­ми потреб­но­стя­ми в еде и сне,
  • умень­ше­ние физи­че­ской активности,
  • неже­ла­ние тра­тить вре­мя на лич­ную гиги­е­ну, из-за того, что упу­щен­ное вре­мя отвле­ка­ет чело­ве­ка от вир­ту­аль­но­го про­стран­ства [1].
Читайте также:  Эмоциональный тип личности характеризующийся

Ван Ш.Л., Вой­скун­ский А.Е., Мити­на О.В., Кар­пу­хи­на А.И. под «ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью» пони­ма­ют пато­ло­ги­че­ское при­стра­стие чело­ве­ка к рабо­те или про­ве­де­нию вре­ме­ни в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти с исполь­зо­ва­ни­ем раз­лич­ных тех­ни­че­ских средств (ком­пью­те­ра, ноут­бу­ка, план­ше­та, теле­фо­на и т. д.) [2].

Игро­вая зави­си­мость – это зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр. Игро­вая дея­тель­ность харак­те­ри­зу­ет­ся увле­чен­но­стью ком­пью­тер­ны­ми игра­ми. Зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр (гейм-аддик­ция) воз­ни­ка­ет у тех, кто заме­ня­ет реаль­ный мир на спе­ци­аль­но создан­ный вир­ту­аль­ный мир с выбран­ной вир­ту­аль­ной ролью, или у тех, кто дости­га­ет лож­ную цель в ком­форт­ных вир­ту­аль­ных усло­ви­ях [3, 4].

По мне­нию Е.А. Кобе­ле­вой, Е.Ю. Маль­це­вой и Е.В. Мол­ча­но­вой интер­нет-зави­си­мость пред­став­ля­ет собой зави­си­мость от сете­во­го про­стран­ства. Извест­но, что ком­пью­тер­ная зави­си­мость спо­соб­на фор­ми­ро­вать­ся в любом воз­расте, но наи­бо­лее акту­аль­на эта про­бле­ма для под­рост­ков в силу осо­бой чув­стви­тель­но­сти дан­но­го воз­раст­но­го пери­о­да и их повы­шен­но­го инте­ре­са к совре­мен­ным ком­пью­тер­ным тех­но­ло­ги­ям [5].

Боль­шин­ство спе­ци­а­ли­стов и при­зы­ва­ют роди­те­лей ока­зать сво­им детям помощь на дан­ном эта­пе взрос­ле­ния. Без под­держ­ки под­рост­ку очень слож­но. Имен­но взрос­лый дол­жен научить под­рас­та­ю­ще­го чело­ве­ка общать­ся пра­виль­но, ком­форт­но ощу­щать себя в соци­у­ме [6, 7].

Авто­ры мно­гих науч­ных ста­тей отме­ча­ют опас­ность фор­ми­ро­ва­ния зави­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр в дет­ском и под­рост­ко­вом воз­расте, посколь­ку послед­ствия от сфор­ми­ро­ван­но­го увле­че­ния носят нега­тив­ный харак­тер, как для нес­фор­ми­ро­вав­шей­ся пси­хи­ки, так и для физио­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия [8].

Нахож­де­ние в непо­движ­ном состо­я­ние, малое вни­ма­ние сну, потреб­ле­нию пищи, и др. может при­ве­сти к ухуд­ше­нию в раз­ви­тии, нару­ше­нию функ­ций орга­нов. Напря­жен­ность глаз может спро­во­ци­ро­вать нару­ше­ния сна, но даже если все-таки уда­ет­ся заснуть, игрок по-преж­не­му не может не думать об игре, поэто­му и сны его посвя­ще­ны им. Из-за это­го мозг оста­ет­ся напря­жен­ным даже во вре­мя сна. И сколь­ко бы чело­век не спал, все рав­но будет чув­ство­вать сонливость.

При фор­ми­ро­ва­нии зави­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр, у инди­ви­да про­ис­хо­дят всплес­ки агрес­сии в слу­ча­ях огра­ни­че­ния вре­ме­ни нахож­де­ния в сети. В дан­ном про­цес­се помощь спе­ци­а­ли­ста необ­хо­ди­ма, так как род­ные и близ­кие люди не спо­соб­ны сдер­жи­вать свое эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние могут спро­во­ци­ро­вать неже­ла­ние воз­вра­та в реаль­ный мир.

Сто­ить отме­тить, нахо­дят­ся что опас­ность от ком­пью­тер­ных игр харак­тер­на не для всех жан­ров. Неко­то­рые игро­вые сти­му­ля­то­ры созда­ны для фор­ми­ро­ва­ния логи­че­ско­го мыш­ле­ния, помо­га­ют в обу­че­нии управ­ле­ния само­ле­том или авто­мо­би­лем, раз­ви­ва­ют твор­че­ские спо­соб­но­сти, помо­га­ют осво­ить обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы. Таким обра­зом, уме­ния полу­чен­ные бла­го­да­ря исполь­зо­ва­нию ком­пью­тер­ных игр могут быть исполь­зо­ва­ны в реаль­ном мире.

Грань меж­ду полез­ным и вред­ным воз­дей­стви­ем от ком­пью­тер­ных игр доста­точ­но тон­кая, поэто­му вре­мя про­вож­де­ния за дан­ным увле­че­ни­ем долж­но быть точ­но регла­мен­ти­ро­ва­но, а в слу­чае пере­хо­да гра­ни­цы в сто­ро­ну фор­ми­ро­ва­ния зави­си­мо­го пове­де­ния, необ­хо­ди­мо при­ме­не­ние про­фи­лак­ти­че­ских меро­при­я­тий, направ­лен­ных отвле­че­ние от вир­ту­аль­но­го мира. Утвер­жде­ние «все есть раци­о­наль­но яд, и все есть лекар­ство» в слу­чае ком­пью­тер­ной игро­ма­нии осо­бен­но точ­но [9].

Сами по себе игры не при­но­сят нега­тив­ных послед­ствий для чело­ве­ка, но не пра­виль­ное исполь­зо­ва­ние их в сво­ей жиз­ни может при­ве­сти к пагуб­ным послед­стви­ям. Поэто­му, исполь­зо­ва­ние дан­но­го раз­вле­ка­тель­но-позна­ва­тель­но­го эле­мен­та, как игра, необ­хо­ди­мо кон­тро­ли­ро­вать со сто­ро­ны взрос­лых, осо­бен­но когда пси­хи­ка ребен­ка еще не сфор­ми­ро­ва­лась [10].

Для про­ве­де­ния эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния мы исполь­зо­ва­ли опрос­ник Е.В. Бело­вол и И.В. Коло­ти­ло­вой для оцен­ки сте­пе­ни увле­чен­но­сти роле­вы­ми ком­пью­тер­ны­ми игра­ми и опрос­ник Н. Хол­ла по опре­де­ле­нию эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта.

В нашем иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 168 под­рост­ков в воз­расте от 13 до 15 лет.

Как вид­но из таб­ли­цы 1 девуш­ки игра­ют мень­ше, чем маль­чи­ки. Кро­ме того, сто­ит отме­тить боль­шой про­цент «чрез­мер­но увле­ка­ю­щих­ся» маль­чи­ков, т. е. нахо­дя­щих­ся в груп­пе рис­ка, посколь­ку вре­мя нахож­де­ния их за игрой в ком­пью­тер­ные игры велико.

Таблица 1. Степень увлеченности подростков компьютерными играми

Сте­пень увлеченности Маль­чи­ки, % Девоч­ки, %
Чрез­мер­но увлекающиеся 38,1 % 14,3 %
Увле­ка­ю­щи­е­ся 33,3 % 28,6 %
Инте­ре­су­ю­щи­е­ся 19 % 33,3 %
Неиг­ра­ю­щие 9,6 % 23,8 %

По мето­ди­ке Н. Хол­ла были выяв­ле­ны спо­соб­но­сти пони­мать отно­ше­ния лич­но­сти, репре­зен­ти­ру­е­мые в эмо­ци­ях, и управ­лять эмо­ци­о­наль­ной сфе­рой на осно­ве при­ня­тия реше­ний (см. рис. 1).

Как пока­за­ло иссле­до­ва­ние, у 43 % про­те­сти­ро­ван­ных уче­ни­ков по обще­му инте­гра­тив­но­му пока­за­те­лю наблю­да­ет­ся низ­кий уро­вень эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та. У 19 % под­рост­ков уста­нов­лен сред­ний уро­вень эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та. Высо­кий уро­вень эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та наблю­да­ет­ся у 38 % опрошенных.

Таким обра­зом, под­рост­ки в воз­расте 13–15 лет в боль­шей сте­пе­ни пло­хо ори­ен­ти­ру­ют­ся в эмо­ци­ях дру­гих людей, име­ют затруд­не­ние в опре­де­ле­ние соб­ствен­ных эмо­ций и у них сла­бо раз­ви­та воз­мож­ность кон­тро­ля над соб­ствен­ным эмо­ци­о­наль­ным состоянием.

Далее рас­смот­рим отдель­но резуль­та­ты оцен­ки уров­ня эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та отдель­но по каж­дой шка­ле. Для удоб­ства предо­став­ле­ния резуль­та­тов вся груп­па под­рост­ков, при­няв­ших уча­стия в иссле­до­ва­нии, была поде­ле­на в зави­си­мо­сти от увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми на «Игра­ю­щих» (к ним были отне­се­ны груп­пы чрез­мер­но увле­ка­ю­щих­ся и увле­ка­ю­щих­ся под­рост­ков) – 57,1 % и «Неиг­ра­ю­щих» (к ним были отне­се­ны груп­пы инте­ре­су­ю­щих­ся и неиг­ра­ю­щих) – 42,9 %.

Читайте также:  Острое чувство голода причины

Соглас­но полу­чен­ным резуль­та­там по шка­ле «Эмо­ци­о­наль­ная осве­дом­лен­ность», 100 % неиг­ра­ю­щих ребят име­ют высо­кий уро­вень соци­аль­ной осве­дом­лен­но­сти, а это озна­ча­ет, что маль­чи­ки и девоч­ки под­рост­ки доста­точ­но хоро­шо вла­де­ют уме­ни­ем сопе­ре­жи­вать и пони­мать пове­де­ние дру­гих людей (см. рис. 2).

Более 80% игра­ю­щих под­рост­ков име­ют сред­ний уро­вень осве­дом­лен­но­сти о сво­ем внут­рен­нем состо­я­нии, а 15 % не обла­да­ют таким пока­за­те­лем. Веро­ят­но, такие пока­за­те­ли свя­за­ны с тем, что под­рост­ки, менее заин­те­ре­со­ван­ные игра­ми в интер­нет про­стран­стве, име­ют более актив­ную соци­аль­ную жизнь, и чаще стал­ки­ва­ют­ся с эмо­ци­я­ми людей в реаль­ной жиз­ни, а не через мони­тор экра­на через вир­ту­аль­ные обозначения.

Если гово­рить об уровне управ­ле­ния сво­и­ми эмо­ци­я­ми, то 100 % игра­ю­щих ребят не име­ют эмо­ци­о­наль­ной отход­чи­во­сти и гиб­ко­сти (см. рис 3). Они не все­гда могут управ­лять сво­им эмо­ци­о­наль­ным состо­я­ни­ем, а, сле­до­ва­тель­но, не все­гда спо­соб­ны управ­лять и сво­им поведением.

Неиг­ра­ю­щая груп­па име­ет сред­ний и высо­кий уро­вень по дан­но­му пока­за­те­лю. Дан­ные пока­за­те­ли харак­те­ри­зу­ют под­рост­ков, не столь силь­но увле­чен­ных ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, как более сдер­жан­ных, соци­аль­но адап­ти­ро­ван­ных к вза­и­мо­дей­ствию с дру­ги­ми индивидами.

Воз­мож­но, дан­ные резуль­та­ты свя­за­ны с тем, что под­рост­ки, нахо­дя­щи­е­ся в посто­ян­ном соци­аль­ном кон­так­те, фор­ми­ру­ют спо­соб­ность кон­тро­ля над эмо­ци­о­наль­ны­ми состо­я­ни­я­ми для дости­же­ния мак­си­маль­ной эффек­тив­ной коммуникации.

Под­рост­ки, чье вре­мя посвя­ще­но в боль­шей сте­пе­ни увле­че­нию ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, не име­ют боль­шой потреб­но­сти в фор­ми­ро­ва­нии дан­но­го навы­ка, посколь­ку их эмо­ци­о­наль­ное напря­же­ние в мень­шей сте­пе­ни пере­да­ет­ся собе­сед­ни­ку через экра­ны ком­му­ни­ка­то­ров, неже­ли если бы обще­ние про­ис­хо­ди­ло в реаль­ном мире.

Сле­ду­ю­щим шагом в иссле­до­ва­нии явля­ет­ся ана­лиз пока­за­те­ля само­мо­ти­ва­ции (см. рис. 4). Соглас­но полу­чен­ным дан­ным 81 % игра­ю­щих в ком­пью­тер­ные игры под­рост­ков не уме­ют замо­ти­ви­ро­вать себя с исполь­зо­ва­ни­ем соб­ствен­ных эмо­ций. Груп­па неиг­ра­ю­щих уче­ни­ков обла­да­ет высо­ким уров­нем самомотивации.

Ана­лиз уров­ня эмпа­тии дал сле­ду­ю­щие резуль­та­ты, боль­шин­ство игра­ю­щих под­рост­ков (62 %) име­ют сред­ний уро­вень эмпа­тии, но 27 % не могут сочув­ство­вать и сопе­ре­жи­вать дру­гим людям. Уро­вень эмпа­тии у неиг­ра­ю­щих под­рост­ков раз­вит доста­точ­но высо­ко (см. рис. 5).

Рас­по­зна­ва­ние эмо­ций дру­гих людей у опро­шен­ных игра­ю­щих ребят раз­ви­то на сред­нем уровне (65 %). У 15 % про­те­сти­ро­ван­ных уче­ни­ков, кото­рые увле­ка­ют­ся ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, доста­точ­но сла­бо раз­ви­та спо­соб­ность воз­дей­ствия на эмо­ции дру­гих людей (см. рис. 6). При этом 20 % опро­шен­ных, име­ют высо­кий уро­вень дан­но­го показателя.

Маль­чи­ки и девоч­ки, кото­рые не игра­ют в ком­пью­тер­ные игры ста­биль­но дер­жат высо­кие уров­ни пока­за­те­лей в дан­ной кате­го­рии. Веро­ят­нее все­го, высо­кий пока­за­тель спо­соб­но­сти рас­по­зна­ва­ния эмо­ции дру­гих людей свя­зан с тем, что неиг­ра­ю­щие под­рост­ки, в реаль­ном мире, чаще все­го стал­ки­ва­ют­ся с про­яв­ле­ни­ем эмо­ций дру­гих людей, по сред­ствам инто­на­ции, мими­ки, жестов.

Таким обра­зом, изу­че­ние осо­бен­но­стей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та у под­рост­ков с раз­ной сте­пе­нью увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, ука­зы­ва­ет на сла­бое раз­ви­тие дан­но­го пока­за­те­ля у игра­ю­щих подростков.

Для под­рост­ков, увле­чен­ных ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, харак­тер­ны сред­ний уро­вень осве­дом­лен­но­сти о сво­ем внут­рен­нем состо­я­нии, они не все­гда могут управ­лять сво­им эмо­ци­о­наль­ным состо­я­ни­ем, не уме­ют замо­ти­ви­ро­вать себя с исполь­зо­ва­ни­ем соб­ствен­ных эмо­ций, име­ют сред­ний уро­вень эмпа­тии, рас­по­зна­ва­ние эмо­ций дру­гих людей раз­ви­то на сред­нем уровне.

Суще­ству­ет веро­ят­ность, что дан­ная зако­но­мер­ность будет про­сле­жи­вать­ся и у под­рост­ков, име­ю­щих толь­ко еще неко­то­рые пока­за­те­ли склон­но­сти к зави­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр, посколь­ку имен­но в под­рост­ко­вом пери­о­де из-за отсут­ствия эмо­ци­о­наль­ной ста­биль­но­сти мно­гие под­рост­ки ухо­дят в мир вир­ту­аль­ной реальности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Goldberg I. Internet addiction disorder: Diagnostic criteria. Available at [Элек­трон­ный ресурс].
  2. Ван Ш.Л., Вой­скун­ский А.Е., Мити­на О.В., Кар­пу­хи­на А.И. Связь опы­та пото­ка с пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­стью от ком­пью­тер­ных игр. // Пси­хо­ло­гия. Жур­нал Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки. – 2011. – Т.8. – №4. – С. 73–101.
  3. Лос­ку­то­ва В.А. Игро­вая зави­си­мость: мифы и реаль­ность: сбор­ник мате­ри­а­лов меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции. – М.: Изда­тель­ство ФГУ ГНЦ ССП Рос­здра­ва, 2007. – С. 75–81.
  4. Рого­ва Е.Е., Суво­ро­ва Е.В. Интер­нет-зави­си­мость – про­бле­ма совре­мен­ной моло­де­жи // «Science Time»: мате­ри­а­лы Меж­ду­на­род­ных науч­но-прак­ти­че­ских кон­фе­рен­ций Обще­ства Нау­ки и Твор­че­ства за декабрь 2015 года. – Казань, 2015. С. 641–64.
  5. Кобе­ле­ва Е.А., Маль­це­ва Е.Ю., Мол­ча­но­ва Е.В. Педа­го­ги­че­ское сопро­вож­де­ние при изу­че­нии ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти у под­рост­ков // Успе­хи совре­мен­ной нау­ки. – 2017. – Т.1. – №2. – С. 97–101.
  6. Рого­ва Е.Е Вли­я­ние оди­но­че­ства на зави­си­мое пове­де­ние под­рост­ков // Обще­ствен­ные нау­ки. 2016. № 6, Том 2.
  7. Рого­ва Е.Е. Осо­бен­но­сти про­яв­ле­ния оди­но­че­ства у под­рост­ков, склон­ных к суи­ци­даль­но­му пове­де­нию // Интер­нет-жур­нал «Мир нау­ки» 2017, Том 5, номер 6.
  8. Тылец В.Г. Воз­раст­но-инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти обу­че­ния ино­стран­но­му язы­ку (рефлек­сив­но-пси­хо­ло­ги­че­ский аспект) // Education Sciences and Psychology. – 2015. – №2(34). – С. 96–101.
  9. Дза­со­хо­ва К.А. Пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы без­опас­но­сти под­рост­ков-гей­ме­ров // Про­бле­мы и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия обра­зо­ва­ния в Рос­сии. – 2017. – №46. – С. 127- 132.
  10. Иох­ви­дов В.В., Весе­ло­ва В.Г. Педа­го­ги­че­ские взгля­ды Кар­ла Фри­дри­ха Виль­гель­ма Ван­де­ра // Акту­аль­ные зада­чи педа­го­ги­ки: матер. Меж­ду­на­род­ной науч­ной кон­фе­рен­ции. – 2011. – С. 44–46.

Об авторе

Евге­ния Евге­ньев­на Рого­ва — доцент, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, док­тор фило­соф­ских наук, про­фес­сор кафед­ры «Орга­ни­за­ци­он­ной и при­клад­ной пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния» Ака­де­мии пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки, ФГАОУ ВО «Южный феде­раль­ный уни­вер­си­тет», Ростов-на-Дону, Россия.

Источник

Оцените статью