Эмоциональные и психологические расстройства в детском и подростковом возрасте
Поведе́ние — способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, это любая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение –феномен свойственный не только человеку, а любому живому существу, однако и по сей день для психологической науки на первом месте стоит изучение феномена человеческого поведения. Поведение как предмет изучения психологии прошёл долгий путь: от исследований отечественных физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова до современных исследований в области психологической науки, и не только психологической. На данном этапе все чаще теории поведения фигурируют в маркетинговых исследованиях, в социологии, политике и пожалуй наверное в любой науке которая так или иначе касается человека и социума, от классических учений о рефлексах до изучения сложных форм группового взаимодействия, и психотерапии. Поведение не раз ставилось предметом изучения психологии, и не реже отодвигалось исследователями за кулисы психологической науки и практики, но на данном этапе очевидно, что нет такого направления в «науке о душе» (психологии) которое так или иначе не касалось феномена поведения. Изучение поведения не менее важно для решения фундаментальных вопросов возрастной психологии и педагогики. Возрастная психология (психология развития) как дисциплина изучающая психологические изменения человека по мере взросления, как ни одна другая психологическая дисциплина апеллирует к детскому возрасту, изучая психику ребёнка во все возрастные периоды и на всех стадиях, исследует поведение. На сегодняшний день одной из центральных проблем возрастной психологии, является проблема различных нарушений поведения в детском и подростковом возрасте и изучение факторов приводящих к данным расстройствам. Распространённость нарушений поведения различного происхождения, у детей на сегодняшний день довольно высока. По данным различных источников показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такой большой разброс количественных показателей в первую очередь обусловлен различиями в используемых методиках разных исследователей. Но достоверно установлено, что мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно, по мнению разных источников). Нарушения поведения могут выражаться по разному, например, как отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность, асоциальность, и социальную пассивность. Так же к нарушениям поведения стоит отнести расстройства описанные в МКБ 10 как «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения в начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (МКБ 10 F 90 – 98), но не зависимо от происхождения нарушенного поведения, как характерную черту всех поведенческих расстройств можно выделить дезадаптацию (нарушения механизма приспособления) и не просто нарушения механизма приспособления, а нарастающую дезадаптацию. которая неблагоприятной форме течения, может затрагивать, всю сферу социального функционирования подростка или ребёнка.
На современном этапе исследований, нарушения поведения в детском и подростковом возрасте, по причине происхождения можно разделить на две обширные группы:
1. Расстройства поведения которые вызваны различного рода психологическими и социальными проблемами.
2. Расстройства поведения, которые обусловлены психическими и психофизиологическими расстройствами (заболеваниями), а также различного рода органическими дисфункциями ЦНС в детском возрасте.
К первой группе можно отнести такие распространённые факторы как: расстройства детско-родительских отношений, различного рода нарушения процесса воспитания в семье, характерологические особенности ребёнка, особенности эмоционально волевой сферы ребёнка, особенности личности ребёнка, особенности пубертатного возраста. Характерно в этом случае, то что нарушения поведения не имеют под собой «биологической почвы» и обусловлены как правило рядом «конфликтов», как межличностных (чаше всего внутрисемейных) так и внутри личностных (диссоциаций).
В группе психогенных (обусловленных психологическими и социальными причинами) расстройств поведения, можно выделить несколько закономерных направленностей данных расстройств.
Несоциализированное расстройство поведения (МКБ 10 F 91.1)
Характеризуется сочетанием упорного конфликтного или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношений ребёнка с другими детьми и взрослыми, часто сочетается с лёгкими эмоциональными расстройствами. Как правило ребёнок не может эффективно интегрироваться в группе сверстников, по этому признаку важно дифференцировать данное расстройство от «социализированных» нарушений поведения которое будет описано ниже.
Социализированное расстройство поведения (МКБ 10 F91.2)
Характеризуется стойким конфликтным или агрессивным поведением, включая групповую делинквентность (криминальную направленность поведения), у детей и подростков, хорошо интегрированных в группу сверстников. Эмоциональные расстройства в этом случае обычно минимальны. Данная группа расстройств поведения соответствует принятому в отечественной психиатрии понятию непатологических форм девиантного (отклоняющегося от принятых норм) поведения.
Вызывающее оппозиционное расстройство (МКБ 10 F91.3)
Этот тип расстройств поведения характерен для детей в возрасте до 10 лет. Определяется наличием стойкого негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения и отсутствием более тяжёлых конфликтных или агрессивных действий. Негативистичность является нормативной чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если становится устойчивой в процессе взросления ребёнка Расстройство может быть диагностировано после 3 лет, но обычно обращает но как правило проявляется при поступлении ребёнка в школу.
Ко второй группе можно отнести такие факторы как: наличие у ребёнка серьёзных психических расстройств, пограничные эмоциональные нарушения, сложное взаимодействие биологического фактора с резидуально-органической церебральной недостаточностью и социальными факторами. Стоит отметить, что у данной группы расстройств, поведенческие нарушения выступают скорее как следствие, и требуют особо тщательной оценки факторов воздействия, т.к. от правильной оценки этих факторов во многом зависит адекватность коррекционных мероприятий, а в отдельных случаях и возможность медикаментозного лечения. По разным данным численность детей с нарушениями подобного генеза неустанно растёт В практике педагога психолога, довольно часто можно услащать жалобы от учителей и родителей, на неусидчивость ребёнка, излишнюю расторможенность и возбудимость, невнимательность на уроках. Часто следствием данных симптомов, становиться плохая успеваемость, дезадаптация. Не редко на данную категорию детей навешиваются ярлыки, «троечников», хронически «неуспевающих», «слабых» учеников которые «не слушаются». Данная категория детей часто являются жертвами, «невнимания» и непонимания со стороны родителей и педагогов. Так же стоит отметить, что своевременно проведённая диагностическая, коррекционная работа и дальнейшая поддержка, в известной мере способны снизить степень последствий данной группы расстройств, а зачастую и свести их на нет.
К описанной нарушений можно отнести группу гиперкинетических расстройств. (МКБ 10. F90).
Нарушение активности внимания (МКБ 10. F90.0)
Одним из симптомов гипердинамического синдрома является нарушение активности внимания. Клиническая картина нарушенного внимания проявляется либо в форме полного отсутствия целенаправленного внимания, невозможности привлечь ребёнка к необходимой деятельности, либо представляется кратковременными (от 1 — 2 до 10 — 15 минут) эпизодами, с наступающей затем неспособностью концентрации внимания, истощаемостью и резко усиливающимися гиперкинетическими проявлениями.
Гиперкинетическое расстройство поведения (МКБ 10. F90.1)
Гиперкинетический синдром часто проявляется в виде чрезмерной подвижности, суетливости, возбудимости. Движения при этом размашистые, плохо скоординированные и не целенаправленные, отмечаются нарушения письма, среди этих детей распространён травматизм. Синдром встречается в возрасте от 1,5 до 15 лет, наиболее отчётливо проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Отдельно стоит отметить подростковый возраст. Данный период развития личности ребёнка, по мнению многих авторов является кризисным. Пубертатный период происходит «генеральная» перестройка личности ребёнка, стихийный переход от детского самосознания к неминуемому взрослению. Именно на стадии пубертатного кризиса (примерно 14-15 лет) заканчивают своё формирование те отделы коры больших полушарий, которые отвечают за различные формы поведения и саморегуляцию. На сегодняшний день девиантное (отклоняющееся) поведение все чаще ассоциируется именно с подростковым возрастом. В подростковом возрасте поведенческие нарушения очень распространены, и причины их происхождения как правило носят полифакторный характер. Поведенческие расстройства обусловлены неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. В этом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты родительского воспитания.
Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путём получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) Большой оборот набирают отклонения социально-пассивного характера. Чаше всего данные отклонения выражаются в отказе от активной жизненной позиции, уклонения от работы, учёбы, стойкое нежелание решать личностные и социальные проблемы. Эпидемиологический характер носят социально-пассивные отклонения, в форме употребления наркотиками, алкоголем, и прочими ПАВ, среди подростков. [Змановская Е.В. Актуальные проблемы девиантологии].
Известно, что в качестве первого социального института общества выступает семья, чьё влияние является самым длительным и системным. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребёнка с родителями приобретают ещё большее значение, чем прежде. К сожалению, в последние десятилетия отмечается значительный рост неполных семей. В условиях целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности подростка или ребёнка принимает стихийный характер. Именно в семье у ребёнка формируется представления о самом себе и обществе в целом, способы межличностных взаимодействий, и стратегии существования в социальной среде, которые он в процессе социализации выносит из микросреды в общество.
Источник
Рогова Е.Е. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с разной степенью увлеченности компьютерными играми
Первыми в изучении интернет-зависимости были американские ученые-психиатры И. Голдберг (I. Goldberg), К. Янг (K. Young), Д. Гринфилд (D. Greenfield) и К. Суррат (C. Surratt). Они предложили определенный набор диагностических критериев, по которым возможно выявить интернет-зависимость у индивида.
Следует отметить, что изначально И. Голдберг понятие «Интернет-зависимость» использовал в шутку, поскольку к реальным зависимостям данное явление не относил. Однако, созданная им группа психологической поддержки Интернет-аддиктов, стала набирать большое количество участников, заявлявших о необходимости психологической помощи по преодолению сложившегося у них поведения.
Термин постепенно прижился и вошел в использование в научной литературе. Критерии по которым диагностировалась интернет-зависимость относятся:
- отсутствие желания покидать виртуальный мир,
- необходимость возврата к реальному миру сопровождается плохим самочувствием, раздражительностью, повышенной возбудимостью, возможно с проявлением агрессии,
- увеличение затрат на обеспечение бесперебойной работы интернета,
- пренебрежение физиологическими потребностями в еде и сне,
- уменьшение физической активности,
- нежелание тратить время на личную гигиену, из-за того, что упущенное время отвлекает человека от виртуального пространства [1].
Ван Ш.Л., Войскунский А.Е., Митина О.В., Карпухина А.И. под «компьютерной зависимостью» понимают патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени в виртуальной реальности с использованием различных технических средств (компьютера, ноутбука, планшета, телефона и т. д.) [2].
Игровая зависимость – это зависимость от компьютерных игр. Игровая деятельность характеризуется увлеченностью компьютерными играми. Зависимость от компьютерных игр (гейм-аддикция) возникает у тех, кто заменяет реальный мир на специально созданный виртуальный мир с выбранной виртуальной ролью, или у тех, кто достигает ложную цель в комфортных виртуальных условиях [3, 4].
По мнению Е.А. Кобелевой, Е.Ю. Мальцевой и Е.В. Молчановой интернет-зависимость представляет собой зависимость от сетевого пространства. Известно, что компьютерная зависимость способна формироваться в любом возрасте, но наиболее актуальна эта проблема для подростков в силу особой чувствительности данного возрастного периода и их повышенного интереса к современным компьютерным технологиям [5].
Большинство специалистов и призывают родителей оказать своим детям помощь на данном этапе взросления. Без поддержки подростку очень сложно. Именно взрослый должен научить подрастающего человека общаться правильно, комфортно ощущать себя в социуме [6, 7].
Авторы многих научных статей отмечают опасность формирования зависимости от компьютерных игр в детском и подростковом возрасте, поскольку последствия от сформированного увлечения носят негативный характер, как для несформировавшейся психики, так и для физиологического развития [8].
Нахождение в неподвижном состояние, малое внимание сну, потреблению пищи, и др. может привести к ухудшению в развитии, нарушению функций органов. Напряженность глаз может спровоцировать нарушения сна, но даже если все-таки удается заснуть, игрок по-прежнему не может не думать об игре, поэтому и сны его посвящены им. Из-за этого мозг остается напряженным даже во время сна. И сколько бы человек не спал, все равно будет чувствовать сонливость.
При формировании зависимости от компьютерных игр, у индивида происходят всплески агрессии в случаях ограничения времени нахождения в сети. В данном процессе помощь специалиста необходима, так как родные и близкие люди не способны сдерживать свое эмоциональное состояние могут спровоцировать нежелание возврата в реальный мир.
Стоить отметить, находятся что опасность от компьютерных игр характерна не для всех жанров. Некоторые игровые стимуляторы созданы для формирования логического мышления, помогают в обучении управления самолетом или автомобилем, развивают творческие способности, помогают освоить образовательные программы. Таким образом, умения полученные благодаря использованию компьютерных игр могут быть использованы в реальном мире.
Грань между полезным и вредным воздействием от компьютерных игр достаточно тонкая, поэтому время провождения за данным увлечением должно быть точно регламентировано, а в случае перехода границы в сторону формирования зависимого поведения, необходимо применение профилактических мероприятий, направленных отвлечение от виртуального мира. Утверждение «все есть рационально яд, и все есть лекарство» в случае компьютерной игромании особенно точно [9].
Сами по себе игры не приносят негативных последствий для человека, но не правильное использование их в своей жизни может привести к пагубным последствиям. Поэтому, использование данного развлекательно-познавательного элемента, как игра, необходимо контролировать со стороны взрослых, особенно когда психика ребенка еще не сформировалась [10].
Для проведения эмпирического исследования мы использовали опросник Е.В. Беловол и И.В. Колотиловой для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми и опросник Н. Холла по определению эмоционального интеллекта.
В нашем исследовании приняли участие 168 подростков в возрасте от 13 до 15 лет.
Как видно из таблицы 1 девушки играют меньше, чем мальчики. Кроме того, стоит отметить большой процент «чрезмерно увлекающихся» мальчиков, т. е. находящихся в группе риска, поскольку время нахождения их за игрой в компьютерные игры велико.
Таблица 1. Степень увлеченности подростков компьютерными играми
Степень увлеченности | Мальчики, % | Девочки, % |
Чрезмерно увлекающиеся | 38,1 % | 14,3 % |
Увлекающиеся | 33,3 % | 28,6 % |
Интересующиеся | 19 % | 33,3 % |
Неиграющие | 9,6 % | 23,8 % |
По методике Н. Холла были выявлены способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений (см. рис. 1).
Как показало исследование, у 43 % протестированных учеников по общему интегративному показателю наблюдается низкий уровень эмоционального интеллекта. У 19 % подростков установлен средний уровень эмоционального интеллекта. Высокий уровень эмоционального интеллекта наблюдается у 38 % опрошенных.
Таким образом, подростки в возрасте 13–15 лет в большей степени плохо ориентируются в эмоциях других людей, имеют затруднение в определение собственных эмоций и у них слабо развита возможность контроля над собственным эмоциональным состоянием.
Далее рассмотрим отдельно результаты оценки уровня эмоционального интеллекта отдельно по каждой шкале. Для удобства предоставления результатов вся группа подростков, принявших участия в исследовании, была поделена в зависимости от увлеченности компьютерными играми на «Играющих» (к ним были отнесены группы чрезмерно увлекающихся и увлекающихся подростков) – 57,1 % и «Неиграющих» (к ним были отнесены группы интересующихся и неиграющих) – 42,9 %.
Согласно полученным результатам по шкале «Эмоциональная осведомленность», 100 % неиграющих ребят имеют высокий уровень социальной осведомленности, а это означает, что мальчики и девочки подростки достаточно хорошо владеют умением сопереживать и понимать поведение других людей (см. рис. 2).
Более 80% играющих подростков имеют средний уровень осведомленности о своем внутреннем состоянии, а 15 % не обладают таким показателем. Вероятно, такие показатели связаны с тем, что подростки, менее заинтересованные играми в интернет пространстве, имеют более активную социальную жизнь, и чаще сталкиваются с эмоциями людей в реальной жизни, а не через монитор экрана через виртуальные обозначения.
Если говорить об уровне управления своими эмоциями, то 100 % играющих ребят не имеют эмоциональной отходчивости и гибкости (см. рис 3). Они не всегда могут управлять своим эмоциональным состоянием, а, следовательно, не всегда способны управлять и своим поведением.
Неиграющая группа имеет средний и высокий уровень по данному показателю. Данные показатели характеризуют подростков, не столь сильно увлеченных компьютерными играми, как более сдержанных, социально адаптированных к взаимодействию с другими индивидами.
Возможно, данные результаты связаны с тем, что подростки, находящиеся в постоянном социальном контакте, формируют способность контроля над эмоциональными состояниями для достижения максимальной эффективной коммуникации.
Подростки, чье время посвящено в большей степени увлечению компьютерными играми, не имеют большой потребности в формировании данного навыка, поскольку их эмоциональное напряжение в меньшей степени передается собеседнику через экраны коммуникаторов, нежели если бы общение происходило в реальном мире.
Следующим шагом в исследовании является анализ показателя самомотивации (см. рис. 4). Согласно полученным данным 81 % играющих в компьютерные игры подростков не умеют замотивировать себя с использованием собственных эмоций. Группа неиграющих учеников обладает высоким уровнем самомотивации.
Анализ уровня эмпатии дал следующие результаты, большинство играющих подростков (62 %) имеют средний уровень эмпатии, но 27 % не могут сочувствовать и сопереживать другим людям. Уровень эмпатии у неиграющих подростков развит достаточно высоко (см. рис. 5).
Распознавание эмоций других людей у опрошенных играющих ребят развито на среднем уровне (65 %). У 15 % протестированных учеников, которые увлекаются компьютерными играми, достаточно слабо развита способность воздействия на эмоции других людей (см. рис. 6). При этом 20 % опрошенных, имеют высокий уровень данного показателя.
Мальчики и девочки, которые не играют в компьютерные игры стабильно держат высокие уровни показателей в данной категории. Вероятнее всего, высокий показатель способности распознавания эмоции других людей связан с тем, что неиграющие подростки, в реальном мире, чаще всего сталкиваются с проявлением эмоций других людей, по средствам интонации, мимики, жестов.
Таким образом, изучение особенностей эмоционального интеллекта у подростков с разной степенью увлеченности компьютерными играми, указывает на слабое развитие данного показателя у играющих подростков.
Для подростков, увлеченных компьютерными играми, характерны средний уровень осведомленности о своем внутреннем состоянии, они не всегда могут управлять своим эмоциональным состоянием, не умеют замотивировать себя с использованием собственных эмоций, имеют средний уровень эмпатии, распознавание эмоций других людей развито на среднем уровне.
Существует вероятность, что данная закономерность будет прослеживаться и у подростков, имеющих только еще некоторые показатели склонности к зависимости от компьютерных игр, поскольку именно в подростковом периоде из-за отсутствия эмоциональной стабильности многие подростки уходят в мир виртуальной реальности.
ЛИТЕРАТУРА
- Goldberg I. Internet addiction disorder: Diagnostic criteria. Available at [Электронный ресурс].
- Ван Ш.Л., Войскунский А.Е., Митина О.В., Карпухина А.И. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – Т.8. – №4. – С. 73–101.
- Лоскутова В.А. Игровая зависимость: мифы и реальность: сборник материалов международной конференции. – М.: Издательство ФГУ ГНЦ ССП Росздрава, 2007. – С. 75–81.
- Рогова Е.Е., Суворова Е.В. Интернет-зависимость – проблема современной молодежи // «Science Time»: материалы Международных научно-практических конференций Общества Науки и Творчества за декабрь 2015 года. – Казань, 2015. С. 641–64.
- Кобелева Е.А., Мальцева Е.Ю., Молчанова Е.В. Педагогическое сопровождение при изучении компьютерной зависимости у подростков // Успехи современной науки. – 2017. – Т.1. – №2. – С. 97–101.
- Рогова Е.Е Влияние одиночества на зависимое поведение подростков // Общественные науки. 2016. № 6, Том 2.
- Рогова Е.Е. Особенности проявления одиночества у подростков, склонных к суицидальному поведению // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6.
- Тылец В.Г. Возрастно-индивидуальные особенности обучения иностранному языку (рефлексивно-психологический аспект) // Education Sciences and Psychology. – 2015. – №2(34). – С. 96–101.
- Дзасохова К.А. Психологические проблемы безопасности подростков-геймеров // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2017. – №46. – С. 127- 132.
- Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // Актуальные задачи педагогики: матер. Международной научной конференции. – 2011. – С. 44–46.
Об авторе
Евгения Евгеньевна Рогова — доцент, кандидат психологических наук, доктор философских наук, профессор кафедры «Организационной и прикладной психологии образования» Академии психологии и педагогики, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия.
Источник