- Занятие N 13
- Эмоциональное общение
- 2 основных вида эмоционального общения.
- Психологическая защита.
- Эмоциональное общение и его особенности: от чего зависит исход коммуникации
- Что же такое эмоциональное общение
- Почему эмоции так важны
- Проблемы, связанные с эмоциональным общением
- Как преодолеть проблемы эмоционального общения
Занятие N 13
Эмоциональное общение
Цели занятия:
- Учащихся знакомы с понятием «эмоциональное общение».
- У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
- Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.
Эмоциональное общение — это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.
2 основных вида эмоционального общения.
Положительное эмоциональное общение — поглаживания — это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.
- Поддакивание. Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
- Комплименты.
- Косвенный.
- «Минус-плюс» — сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист». Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала — ужас от мысли о смерти, а потом радость — «жив!» Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного — больше.
- Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
- Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
- Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
- Помощь критике. Например: «Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!» Т.е. по форме — это комплимент, а по содержанию — критика.
Ответ на комплимент: «Это благодаря Вам!» Например: «Меня восхищает Ваше остроумие!» — «Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!»
Дружеские жесты и мимика.
Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.
Эмоциональное заступничество.
Например: «Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно.»
Похвала (не за внешность).
Проявление нежности.
Например: «Ах, ты мой милый!»
Проявление жаления (не жалости).
Например: «Ах, ты бедненький!»
Успокаивание.
Например: «Не волнуйся, дорогой.»
Проявление содружества.
Например: «Ничего мы это преодолеем!»
- Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
- Имя начальника. Например: «Интересно, откуда он меня знает?»
Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: «Извините за беспокойство!» Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: «Я хотел бы с вами посоветоваться.»
Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных «поглаживаний» соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много — возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).
Отрицательное эмоциональное общение, «укол» — это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.
- Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.
Например: «Меня это не касается!», «Это твои проблемы», «Моя хата с краю», «Не буду я в этом участвовать!».
Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов
Психологическая защита.
Психологическая защита — это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.
- Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты — начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
- Вызов состояния бесстрастия.
Источник
Эмоциональное общение и его особенности: от чего зависит исход коммуникации
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Эмоциональное общение возникает в самом раннем возрасте. Еще не умея гулить, ребенок реагирует на присутствие мамы, радуется ее приходу. В дальнейшем, с появлением речи, навыки такого общения не пропадают, наоборот, получают более осознанное развитие, дополняют умение разговаривать. Во взрослом возрасте эмоциональное общение является важным элементом взаимодействия, который поддерживает связи между людьми, обеспечивает установление дружеских, семейных, рабочих отношений.
Что же такое эмоциональное общение
Эмоции – одно из первых проявлений отношения человека к окружающему миру, в них заключается то, как он оценивает происходящее, переживает его. Ты можешь сказать на словах, что тебе нравится новая песня любимого исполнителя. Но если слова не будут иметь эмоциональной окраски или будут произнесены без улыбки, то в их правдоподобность никто не поверит.
Другой пример – комплименты. Обычно в них вкладываются эмоции, восхищение. Но если произносить их с недоброжелательным выражением лица, небрежно, то комплименты превращаются в насмешку или выражение презрения.
Особенность эмоционального общения в том, что кроме слов в нем присутствуют разные способы выражения отношения к происходящему. Среди них:
- Мимика. Открытая улыбка говорит о доверии, счастье, радости. Натянутая улыбка – свидетельство неискренности. Хмурые брови – признак недовольства.
- Жесты. Открытый, счастливый человек много жестикулирует; движения – активные, ничем нестесненные. При возникновении проблем или недоверия жесты становятся более зажатыми, скупыми.
- Поза. Всем известно, что скрещенные руки и ноги – признак недоверия, стремления защититься от влияния или вторжения другого человека. Наоборот, если сидящий человек наклонен вперед, он проявляет заинтересованность.
Три правила общения
- Интонации. Слова можно сказать, как будто выплюнуть от злости. Они могут ласкать, нежить, лелеять.
Успех эмоционального общения зависит не только от того, как ясно ты можешь выразить свои эмоции. Важно, насколько человек, с которым ты взаимодействуешь, может их расшифровать, понять и принять. На это влияют культурные, личностные особенности, уровень эмоционального интеллекта.
В одних странах принято открыто выражать свое отношение к происходящему. Если в Италии ты будешь пытаться говорить сухо, неэмоционально, окружающие могут посчитать тебя неискренней. В Японии, наоборот, в почете сдержанность. В Болгарии, если ты задашь молодому человеку, влюбленному в тебя, любит ли он тебя, он будет махать головой из стороны в сторону. Только для него это будет обозначать «да», в то время как ты решишь, что он говорит «нет».
Как видишь, основная особенность эмоционального общения – субъективность. В отличие от слов, которые в рамках одного языка всегда несут конкретный смысл и в нем трудно ошибиться, в интерпретации эмоций есть высокий риск неправильной интерпретации.
Почему эмоции так важны
И, тем не менее, эмоциональное общение необходимо.
Представь, что ты разговариваешь с человеком, все эмоции которого скрыты под маской безразличия. Его лицо не выражает никаких чувств. Чтобы ты не сказала, оно остается прежним, не меняется. Вероятно, очень скоро ты задумаешься. Слышит ли тебя человек? Понимает ли, что ты ему говоришь? Не планирует ли он какое-нибудь зло против тебя? Или, общаясь с ним, тебе просто станет скучно.
Эмоциональное общение играет важную роль во взаимодействии между людьми:
- Оно позволяет выразить свое отношение к происходящему.
- Работает там и тогда, когда слова не могут выразить всю полноту чувств, или человек не имеет достаточного словарного запаса. Яркий пример – проживание в иноязычной среде.
Фото автора PICHA Stock: Pexels
- С его помощью можно сделать коммуникацию с другими людьми более яркой. Вспомни прошлое – наверняка воспоминания о встречах, наполненных радостью или, наоборот, отчаянием, ты помнишь намного лучше, чем скучные свидания.
- С человеком, который испытывает эмоции, интереснее общаться. Видно, что он находится рядом с тобой и причастен к разговору.
- Эмоциональное общение мотивирует. Положительные эмоции заставляют двигаться вперед. Отрицательные ведут к необходимости остановиться, задуматься о происходящем, сделать выводы.
- Эмоциональность – основа тесного взаимодействия, глубоких контактов и чувств.
Проблемы, связанные с эмоциональным общением
Выше уже было сказано, что проблема эмоционального общения в его субъективности. Не всегда то, что пытаешься донести средствами невербальной коммуникации, понимает твой оппонент.
Другая проблема – риск попасться на удочку манипулятора. Обычно люди доверяют тем, кто склонен эмоционально общаться, насыщать свою речь жестами, мимикой. Не правда ли, кажется, что если человек открыт, он не может обмануть. Однако есть люди, которые искусно научились имитировать эмоции и этим пользуются.
Фото автора Alex Green: Pexels
Часто происходит и так – зная о твоих переживаниях, окружающие могут воспользоваться ими, предать и обмануть тебя. Вспомни, сколько фильмов, литературных произведений построено на основе того, как девушка говорит о своих чувствах, раскрывает переживания. Тот же, кому она открылась, рассказывает о них всему миру.
Следующая проблема – участники общения могут быть слишком эмоциональными. Настолько, что после взаимодействия внутри у них остается пустота. Они отдали партнеру все свои чувства, переживания и больше ничего не чувствуют. Теперь, чтобы вернуться к нормальному состоянию, им придется долго восстанавливаться.
Общение эффективно, если все участники говорят на одном языке. Но если один человек эмоционален, ждет, что его переживания будут поняты, хочет видеть, что чувствует его партнер, а в ответ получает безразличие или закрытость, полноценное взаимодействие невозможно.
Как преодолеть проблемы эмоционального общения
Коммуникация, в которой ты раскрываешь свои эмоции, становишься жертвой манипуляторов, может сильно ранить. Однако и обратные ситуации, когда ты путаешься в своих чувствах, не можешь отличить их от переживаний партнера, доставляет дискомфорт.
Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels
Для достижения эффективности общения рекомендуется научиться:
- Разбираться в эмоциях. Причем объектом должны стать как твои переживания, так и эмоциональный отклик тех, с кем ты общаешься. Важный результат этого умения – способность отделять свои эмоции от чужих.
- Облегчать эмоциональное давление. Представь, что в магазине навязчивый продавец пытается продать тебе миксер – он тебе не нужен, поскольку дома есть уже два. Тебе нужно противостоять его агрессивному напору и одновременно попытаться найти в себе ресурсы, чтобы перевести общение на более адекватный уровень. Можно грубо сказать, что тебе ничего не нужно. А можно отказаться мягко и вежливо.
- Предвидеть эмоциональные реакции других людей. Это сложное умение, поскольку эмоции постоянно меняются, они, как уже говорилось, субъективны. И если ты будешь ориентироваться только на свои переживания, то, вероятно, попадешь в сложную ситуацию.
- Управлять эмоциями и проявлять хладнокровие. Владея этим навыком, ты сможешь удержаться от агрессии, возмущения, других негативных переживаний, если кто-то или что-то тебя выведет из себя.
Без эмоционального общения невозможно представить свою жизнь. Смех, слезы, улыбки, отчаяние – все эти эмоции сопровождают тебя на работе, дома, в общественном транспорте. Они снимают барьеры, ведут к более продуктивному взаимодействию. В то же время могут взывать мощный внутренний дискомфорт и превратить тебя в жертву манипулятора.
Источник