Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Мария Нарожная
Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Психологические науки
студентка 2 курса магистратуры группы 580352
ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация
Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
При исследовании эмоциональной сферы необходимо помнить о её двойном содержании
— это одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка им друг друга.
Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и существенным недоразвитием. Это проявляется в неустойчивости настроений и эмоций, быстрой их смене, лёгком возникновении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аффекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства [2, c. 30].
Неадекватная весёлость и жизнерадостность выступают, скорее, как проявление возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.
Причины нарушений эмоциональной сферы:
1.внешние: длительная психотравмирующая ситуация, дефицит адекватной стимуляции, необходимой для развития эмоциональной сферы; неправильная организация контактов с ребёнком;
2.внутренние: патологические особенности эмоциональной сферы ребёнка (патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность) [1, c. 225].
Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряжённости, скованности, пассивность, неуверенность в себе.
Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, младшие школьники с умственной отсталостью часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Большинство младших школьников с умственной отсталостью лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков. Существенные трудности вызывает у младших школьников с умственной отсталостью понимание эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Они недостаточно соотносят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а иногда и искажения при толковании мимики персонажей, неправильно определяют сложные переживания, сводя их к более простым [3, c. 166].
Учащиеся не остаются равнодушными при прослушивании доступных для их понимания текстов, включающих эмоционально окрашенные компоненты, а в своих пересказах не пропускают их, акцентируют на них внимание, воспроизводят с большой выразительностью и правильностью, чем другие части воспринятого. Наибольшие затруднения в процессе развития произвольной деятельности по мере обучения в специальной школе вызывает формирование контроля над собственной деятельностью. Важную роль в этом играют занятия ручным трудом.
Эмоциональное общение взрослого и ребёнка при нормальном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. В процессе эмоционального контакта у ребёнка возникает потребность в общении с взрослым, которая ложится в дальнейшем в основу мотивационной сферы [4, c. 345].
Младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребёнка часто совсем не возникает. Так, у детей с умственной отсталостью отсутствует в младенчестве «заражениями эмоциями«, как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется основа для сотрудничества с взрослым, что негативно отражается на всём познавательном и личностном развитии ребёнка.
Учебная деятельность предъявляет к ребёнку определённые требования, а её осуществление связано с переживанием им разных эмоций. Установлено, что на первом году обучения учащиеся с умственной отсталостью чаще всего испытывают потребности в чувстве покоя, безопасности, эмоционально насыщенных положительных отношениях с окружающими. Дети стремятся быть вовлечёнными в разные школьные события. Наряду с этим у них нередко наблюдается дефицит эмоциональных контактов [5, c. 175].
К третьему году у детей наблюдается активность, способствующая эмоциональной разрядке. Возможны агрессивные проявления. Школьники часто негативно реагируют на ограничения и запреты со стороны педагога. Вместе с тем отмечается стремление к положительным эмоционально окрашенным отношениям с взрослыми.
Так, развитие эмоциональной сферы у младших школьников с умственной отсталостью в большей мере определяется внешними условиями, важнейшими из которых являются специальное обучение и правильная организация всей жизни детей [6, c. 35].
Список использованной литературы:
1. Андросова, Г. Л., Богданов А. Н.Интеллектуальные нарушения: в 2 ч. ч.1:
Клинические аспекты.— Сургут: РИО Сургут, 2009. 734 с.
2. Апалькова Е. В., Хаидов С. К. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально — волевой сферы у умственно — отсталых младших школьников // Акмеология Научно — практический журнал, 2015. 50 с.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для студ. вузов, обуч по степени «Психология«. — М. : Смыс. Академия, 2013. 416 с.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2013. 446 с.
5. Власова Е. П. Эмоциональное воспитание детей // Дошкольное воспитание, 2014.
6. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М. : Владос — Пресс, 2012. 160 с.
© Архипова М. Г., 2017
Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.
Игра для развития внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Перепутаница» Игра «Перепутаница» Цель: развитие зрительного восприятия, увеличение объема внимания, развитие переключения внимания, стимулирование концентрации,.
Консультация для родителей «Особенности познавательного развития дошкольников с умственной отсталостью» Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния,.
Обобщение опыта «Особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью» ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Недостаточность сформированности познавательных.
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.
Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.
Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возрастаНа каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным.
Особенности сенсорного развития и воспитания детей младшего возраста ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Раннее детство – особый период становления органов, систем и, прежде.
Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.
Родительское собрание «Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста» На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;.
Источник
Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Дата публикации: 17.07.2015 2015-07-17
Статья просмотрена: 593 раза
Библиографическое описание:
Щелина, Т. Т. Возможности развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / Т. Т. Щелина, Е. А. Гринина, А. В. Першина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 544-547. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21001/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта, предлагают соответствующую программу коррекционно-развивающей работы с детьми.
Ключевые слова: младшие школьники, интеллектуальная недостаточность, эмоциональная сфера, коррекция развития.
In article the problem of development of the emotional sphere of younger school students with intellectual insufficiency reveals. Authors analyze features of the emotional sphere of younger school students with insufficiency of intelligence, offer the appropriate program of the correctional developing work with children.
Keywords: younger school students, intellectual insufficiency, emotional sphere, development correction.
В последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей с интеллектуальной неполноценностью, о чем свидетельствуют исследования А. П. Вороновой, О. В. Защиринской, Д. И. Фельдштейна, Л. М. Шипицыной. Особым образом проблема развития таких детей актуализируется в условиях инклюзии в образовательной среде общеобразовательных учреждений. Практика инклюзивного образования показывает, что для относительно успешной социализации детей с интеллектуальной неполноценностью весьма важно именно в младшем школьном возрасте развивать эмоциональную сферу. Начало теоретической разработки и изучение этого вопроса связано с именем Л. С. Выготского, который высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка, утверждая, что развитие детей с интеллектуальной неполноценностью осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития [1].
Впоследствии исследователи, в частности Н. Б. Шевченко, обращали внимание на то, что психическое, и в том числе эмоциональное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, представляет качественно иной, особый путь, который определяется не только общими, но и специфическими закономерностями, связанными с органическим поражением центральной нервной системы. По мнению ученого, среди таких закономерностей следует отметить определенную зависимость эмоционального развития от структуры, глубины своеобразия дефекта; наличие компенсаторных возможностей, связанных с направлением эмоциональной активности, с побудительным значением субъективных переживаний [4].
Более подробное описание эмоциональной сферы младших школьников с недостаточностью интеллекта представлено в работах Г. М. Бреслава, Е. Е. Дмитриевой, У. В. Ульенковой, О. Е. Шаповаловой, Щелиной Т. Т. и др. По их мнению, для эмоционального портрета младших школьников с нарушением интеллекта характерны слабость регуляции эмоций, малая дифференцированность, неадекватность эмоциональных проявлений. Наблюдаются болезненные проявления чувств (апатия, эйфория), неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессии и враждебности), повышенная склонность к возникновению аффективных реакций, имеются трудности в распознании эмоциональных состояний других людей [3]. Е. А. Гринина и Т. Т. Щелина также указывают на такие особенности эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, как низкий уровень эмпатии и умения выражать свои эмоции [2]. Иными словами, эмоциональная сфера младших школьников с интеллектуальной недостаточностью имеет определенные особенности, связанные, в первую очередь, с их интеллектуальным развитием.
В настоящей работе представлены результаты изучения особенностей эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в МКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Арзамаса Нижегородской области. В исследование приняли участие младшие школьники в составе 20 человек. В процессе исследования использованы модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (В. М. Минаева), и методика изучения мимической моторики (Г. А. Волкова).
По результатам модификации методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» 60 % испытуемых имеют низкий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей, который характеризуется слабой способностью к восприятию чувств и переживаний другого человека. Эти дети, как правило, слабо реагируют на эмоциональное состояние другого человека, как бы не замечают его. Они способны понимать лишь ярко выраженные эмоции, поэтому в повседневной жизни далеко не всегда в процессе общения их реакция соответствует ситуации.
Другие 40 % младших школьников с интеллектуальной недостаточностью имеют средний уровень развития понимания эмоциональных состояний людей. Это означает, что испытуемые неплохо различают эмоции другого человека, но в некоторых ситуациях могут перепутать чувства, которые сопровождаются похожими внешними проявлениями (жестами, движениями мышц лица и т. п.). Например, в ходе проведения методики, некоторые из ребят принимали злое выражение лица на карточке за серьезное. Как выяснилось, несколько сдвинутые брови, по их мнению, означали некоторую задумчивость, попытку «что-то вспомнить». Однако при сопоставлении этой картинки с различными ситуациями, которые также предлагались детям в проективном виде и сопровождались присутствием нескольких человек на картинке, с имитацией определенного действия, они делали правильный выбор. То есть верное указание эмоционального состояния, вызвавшего некоторое затруднение, всегда должно было сопровождаться какой-либо ситуацией с явным наличием определяемой эмоции. Высокий уровень развития понимания эмоциональных состояний людей ни у кого из испытуемых не выявлен, что свидетельствует об отсутствии способности к безошибочному определению эмоционального состояния другого человека.
Отметим, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью методика изучения мимической моторики вызвала большие затруднения, так как конкретность мышления, свойственная детям с интеллектуальной неполноценностью, мешала изобразить заданную эмоцию без примера или иллюстрации.
Низкий уровень использования мимики при выражении эмоционального состояния наблюдается у 60 % испытуемых. Это означает, что дети при демонстрации заданной эмоции используют лишь некоторые выразительные движения лица, или не используют их совсем. Например, показывая удивление, многие из младших школьников приоткрывали рот, однако их брови оставались неподвижными, глаза не принимали округлую форму. Иногда испытуемые и вовсе не могли изобразить эмоцию.
40 % младших школьников с недостаточностью интеллекта имеют средний уровень использования мимики, то есть, демонстрируя ту или иную эмоцию, испытуемые применяют различные выразительные движения мышц лица. Дети достаточно полно выражают эмоциональное состояние, однако некоторые эмоции вызывают у них затруднения. Высокий уровень использования мимики отсутствует. Поэтому можно сказать, что способность полноценно демонстрировать различные эмоции, используя мимику, у них не развита.
На основании полученных результатов была разработана программа развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Занятия проводились в течение двух с половиной месяцев один раз в неделю. Каждое занятие включало в себя три части: вводную, основную и завершающую.
Целью вводной части занятия было — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части в основном использовались приветствия, игры, обеспечивающие единый эмоциональный настрой группы. Начиная с первого, вводного, занятия, в группе выделились более активные и эмоциональные дети, которые на протяжении всех следующих занятий занимали активные позиции, стремились первыми выполнять задания, открыто выражали свои эмоции. Вместе с этим определились и младшие школьники, которые отставали от других ребят в выполнении упражнений, требовали большего внимания со стороны психолога, нуждались в его помощи.
Вторая, основная часть, включала в себя основную смысловую нагрузку всего занятия. В нее вошли упражнения с использованием сказкотерапии, арттерапии и игротерапии, направленные на развитие эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Проведение основной части занятий опиралось на результаты проведенного диагностического исследования и осуществлялось с использованием упражнений, направленных на обучение детей техники выражения мимики и пантомимики, а также на развитие у них способности понимать эмоциональные состояния других людей. В качестве основных упражнений были взяты: «Тише, мыши — кот на крыше», «Пираты, акулы и золото», «Обезьянка», «Новая кукла», «Мир эмоций», «Звери в лесу» и др.
На первых этапах основной части занятий некоторые упражнения вызывали трудности у младших школьников с интеллектуальной неполноценностью. Так, в процессе выполнения упражнения «Самое веселое лицо» практически все дети не могли изобразить при помощи мимики ту или иную эмоцию без примера. С детьми обязательно нужно было несколько раз воспроизводить какую-либо эмоцию, и лишь потом они могли это сделать самостоятельно. Некоторые же дети даже после нескольких повторений ведущего и остальных ребят очень бедно и с затруднениями показывали эмоциональное состояние, часто используя при этом лишь один элемент мимики. Например, показывая злость, дети просто сжимали губы, брови и глаза оставались неподвижными. Поэтому программа развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью была составлена таким образом, что сначала дети учились выражать свои эмоции, а затем уже понимать эмоциональные состояния других людей.
Основной целью завершающей части занятия стало создание у каждого участника положительных эмоций от работы на занятии, снятие напряжения. Здесь проводились какие-либо упражнения на мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, способствующие снятию напряжения.
Разработанная программа развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью предназначена для детей с неглубоким интеллектуальным дефектом и предполагает использование методов, которые опираются на возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Таким образом, на основании проведенного нами исследования была разработана и проведена программа психологической помощи младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии эмоциональной сферы. В ходе осуществления программы мы встретились с некоторыми трудностями: сложность объяснения детям информации, донесения до них смысла многозначных слов, повторение детьми одного образца, обусловленных психическими особенностями младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (фрагментарность мышления и т. д.). Однако в целом можно отметить, что все ребята открытые, хорошо шли на контакт, что помогло создать хорошую атмосферу на занятиях и уделить внимание каждому ребенку.
1. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии: Учебник. — М.: Инфра — М, 2006. — 406 с.
2. Гринина Е. А., Щелина Т. Т. Программа психологической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // IV международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития» Россия, г. Новосибирск, 17–18.10.2014 г. — С.82–84;
3. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. Пособие. М.: Академия, 2002. — 175 с.
4. Шевченко Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция у умственно отсталых школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Б. Шевченко; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург: [б. и.], 1999. — 19 с.
Источник