Эмоциональная сфера коррекция начальная школа

«Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; дефицита познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_i_korrektsiya_emotsionalnoy_sfery_mladshih_shkolnikov_s_zpr.docx 22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении узких специалистов.

«Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР».

Газизова Лилия Ахатовна,

Эмоциональная сфера ЗПР – особенности развития

В раннем детском возрасте эмоциональная сфера определяется уровнем эмоционального комфорта и полным доверием к окружающим.

В школьном возрасте эмоциональное благополучие характеризуется высокой самооценкой, сформированным самоконтролем, эмоциональным контролем.

У младшего школьника, особенно первоклассника, в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления.

Младший школьник начинает более сдержанно выражать свои эмоции — недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса. Он достаточно ярко проявляет страх, недовольство обиду, гнев, хотя и старается их подавить.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка с задержкой психического развития проходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. В силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.

Дети с задержкой психического развития обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.

Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; дефицита познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности и т.д.

Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

  • – незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
  • – преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
  • – низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
  • – ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
  • – снижение работоспособности;
  • – повышенная истощаемость;
  • – неустойчивость внимания;
  • – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
  • – расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля.

Часто можно наблюдать у школьников с ЗПР чувство тревожности или беспокойства. Они замкнуты в себе и не любят контактировать с окружающими, редко заводят дружбу.

В 1983 году группа исследователей (В.Г. Петрова, Л.И. Солнцева, Т.В. Розанова, В.И. Лубовский) пришли к выводу, что основная коррекционная работа с детьми с ЗПР должна быть направлена на развитие:

  • познавательной мотивации;
  • произвольного регулирования поведения;
  • моторики и речи ;
  • восприятия окружающего мира.

Диагностика эмоциональных нарушений часто проводится в возрасте 2 лет, когда начинают проявляться первые симптомы эмоционально-волевой нестабильности.

Эмоционально-волевая сфера ЗПР

Основной особенностью эмоционально-волевой сферы (ЭВС) ЗПР у детей нарушенное чувство восприятия окружающего пространства. На эффективность восприятия влияет повышенная эмоциональность и отсутствие мотивации.
В зависимости от причины происхождения, ЭВС при ЗПР развивается по-разному:

Соматогенное – вследствие заболеваний хронического типа. Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР соматогенного генеза часто сопровождается гипоксией и астенией.

Психогенное – плохие условия жизни и воспитания ребенка. Основные признаки – это социальная и психическая депривация. Первые проявления есть уже в 2-3 года (неуверенность, робость, отсутствие речи, эмоциональная невыразительность, апатичность). Уже в дошкольном возрасте такие дети начинают проявлять интерес к общению со взрослыми. Подростковый возраст сопровождается сниженными мотивационными и учебными возможностями, повышенной конфликтностью и неадекватной самооценкой.

Церебрально-органический – поражение ЦНС на ранних этапах развития плода или в период родовой деятельности. Данная форма сопровождается: нарушениями эмоционального состояния, речи, ориентации в пространстве, внимания и памяти. Дети быстро нервно истощаются, проявляется вялость, нарушения настроения, психическая нестабильность.

Коррекция эмоциональной сферы

Впервые работу по коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР разработал в 1990 году В.В. Лебединский с соавторами. Исходя из их работы можно отметить, что регулировать эмоционально-волевую сферу можно с помощью 4 основных уровней:

  • Полевой реактивности – цветовые и звуковые стимулы, подбор правильного места и времени для проведения занятий.
  • Аффективных стереотипов – восприятие и произведение ритмических стимулов, развитие чувствительности (тактильной, вкусовой, мышечной и прочих).
  • Аффективной экспансии – обучение ребенка взаимодействовать с окружающими миром за счет игры, обучение решать и сглаживать конфликтные ситуации.
  • Эмоционального контроля – обучение работать в коллективе (понятия «партнерство» и «сотрудничество»), развитие самоконтроля в условиях групповых занятий.

Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий развития личности ребенка, опыт которого постоянно пополняется. Развитию эмоциональной сферы способствуют школа, семья, та жизнь, которая воздействует на ребенка.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является довольно сложным процессом, который происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам воздействия относятся условия социума, в котором находится сам ребенок, а факторами внутреннего воздействия являются наследственность, физическое развитие ребенка.

Один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школе. Заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно они могут сформироваться только в ходе обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Каждый ребенок, пришедший в школу, проходит новый этап своей жизни. В школе появляется новый вид социально значимой деятельности, предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это, безусловно, влияет на физическое и психологическое состояние ребенка. Дети в этот отличаются повышенной утомляемостью, ситуативность поведения, повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания. Повышенные нагрузки могут так же влиять на аппетит, сон. Первый год обучения в школе отводится на естественную адаптацию ребенка, его принятия новой роли.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми, находящимися в условиях образовательной интеграции, является:

— развитие эмоционально – личностной сферы и коррекции ее недостатков;

— развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

— формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.

Структура занятия включает в себя следующие компоненты:

  • ритуалов приветствия и прощания;
  • дыхательная гимнастика;
  • самомассаж;
  • упражнение на развитие координации движений, ловкости.
  • глазодвигательное упражнение ( формирование способности управлять движением глаз и координировать их с движениями тела );
  • коммуникативные игры и упражнения, арттерапевтические упражнения, сказкотерапию;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук (с использованием материалов Пертра и Монтесори);
  • когнитивные упражнения (для развития познавательной сферы) ;
  • релаксация.

Ниже представлены варианты упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

Сказкотерапия: «Путешествие в страну чувств».

Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.

Задачи: Ознакомление детей с основами эмоциональными состояниями (или закрепление имеющихся знаний); разъяснение того, что чувства являются именно слугами Королевы, которая символизирует наше «Я», все слуги – чувства обладают мерой; обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.

Используемые методы и техники:

Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Полет над морем»

Цель: Создание мотивации на совместную работу. Вхождение в сказку.

Содержание этапа: «Представьте себе, что мы в аэропорту Тридевятого царства. Мы собрались здесь, чтобы лететь в сказочную странную страну чувств. И вдруг мы слышим, как диспетчер Бармалей объявляет, что рейс № 13 в страну чувств не состоится. Но черепаха Тортилла добавляет свое объявление: «Уважаемые пассажиры, выберите для себя удобный вариант объявления». Необходимо подвести детей к выбору 3 варианта. Когда условия задачи выпонены дети садятся в ступу и перелетают в сказочную страну. Глаза закрыты.

Хронометраж: 7 минут.

Рассказывание сказки «Путешествие в страну чувств»

Цель: ознакомление детей с содержанием сказки, последовательностью событий.

Материалы: текст сказки.

Хронометраж: 3-5 минут.

Цель: Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Содержание: детям задаются вопросы: «Кто герои этой сказки? Что произошло со слугами-чувствами? Почему это произошло? Зачем нужно было, что бы Королева вернулась? Чем закончилась история? Кто помог в этом?»

Хронометраж: 5 минут

Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами.

Содержание: Путешествие по стране чувств, ребята посещают один дворец за другим. В каждом дворце становятся теми слугами-чувствами, которые там живут: Радость, злость и т.д. Таким образом, дети демонстрируют все вербальные, невербальные, поведенческие проявления слуг-чувств каждого дворца. По ходу сказки ведущий делает акцент на введение понятия Меры.

Хронометраж: 10-15 минут.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный сборник направлен на развитие и коррекцию эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в рамках воспитательной работы.

Психолого-педагогический проект-исследование с рекомендациями для учителей начальной школы.

Презентация на данную тему.

В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми.

Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные р.

Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями .

Программа занятий позволяет ответить на вопросы: как научить ребёнка правильно выражать свои эмоции, управлять ими и адекватно реагировать на проявление эмоций другого человека.

Источник

Рекомендации по коррекции эмоционально- волевой сферы у детей младшего школьного возраста

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАМКНУТОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

  1. На первых встречах необходимо избегать прямых вопросов и заглядываний ребенку в глаза. Не должно быть давления и нажима, чтобы он не понял, что его снова вовлекают в неприятную для него ситуацию.
  2. Действия взрослого не должны выходить за рамки того, что делает сам ребенок. Нужно понаблюдать чем он занимается и заняться с ним этим же, а не предлагать свои игры.
  3. Нужно выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение или понаблюдать за тем, как он осуществляет аутостимуляцию, какими средствами, и затем повторять эти действия для ребенка, не акцентируя внимание на том, что эти действия совершил не он.
  4. Постепенно можно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости- доказать, что с другим человеком лучше играть, чем одному.
  5. Работа по восстановлению потребности ребенка в аффективном контакте с окружающими людьми.
  6. Начинается усложнение форм контактов, предлагаются новые формы взаимодействия и игры.
  7. Усложнение форм контактов должно идти с опорой на сложившейся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены.
  8. Необходимо осторожное введение новых деталей в структуру существующих форм.
  9. Необходимо дозировать аффективные контакты с ребенком.

10. Нужно помнить, что при достижении аффективной связи сребенком он становится более ранимым в контактах , и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.

11. Установление аффективного взаимодействия для совместного со взрослым овладения окружающим миром.

12. Работа с родителями поэтапно на протяжении всей коррекции.

СТРАХИ И МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

  1. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка с помощью разнообразных игровых методов.
  2. Разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха в игре, что помогает изменить личностные отношения.
  3. Эмоциональное переключение. Незначительность пугающего объекта можно подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом и интонацией.
  4. Подражание и заражение. Из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди, так как это состояние передается ребенку.
  5. Эмоциональные качели- переход из одного состояния в другое (противоположное). От состояния опасности к состоянию безопасности.
  6. Эмоциональный конфликт – воздействие на ребенка должно происходить через создание ситуации, в которой возможно овладение объектом страха.
  7. Деятельная терапия. Занимать ребенка какой- либо деятельностью в течение дня, так как психика предназначена для активности.
  8. Куклотерапия, основанная на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультфильма или сказки, где ребенок мог бы расслабиться.
  9. Анатомирование страха- объяснение ребенку, что представляет пугающий его предмет, как он устроен и т.д.
  10. Штриховка, стирание и рисование направлены на формирование у ребенка ощущения силы и превосходства над предметом его страха.
  11. Работа с родителями, допускающими «негативные» практики

— тренинговые групповые занятия

— инструктирование и образование родителей в области педагогики и психологии

АГРЕССИВНОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

  1. Игнорирование агрессивной тенденции, не фиксирование на ней внимания окружающих.
  2. Включение агрессивного действия в игру и придание ему нового социально приемлемого смысла.
  3. Установление запрета на агрессивные действия ребенка.
  4. Активное подключение специалиста в игровой ситуации, к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх.
  5. Психодрама- произвольное вызывание аффекта с последующим разрешением, снятием эмоционального напряжения.

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  1. Знакомство с эмоциями.
  2. Различие эмоций, обучение выразительности движением лица и тела.
  3. Этюды на выражение различных эмоций:

— этюды на выражение внимания и интереса

— этюды на выражение удивления

— этюды на выражение удовольствия, радости

— этюды на выражение страдания, печали

— этюды на выражение отвращения и презрения

— этюды на выражение гнева

— этюды на выражение страха

— этюды на выражение вины

4. Положительные и отрицательные эмоции.

5. Влияние эмоций на формирование характера человека.

6. Понимание эмоционального состояния людей, раскрытие образа с помощью цвета.

7. Выражение эмоционального состояния людей, своего состояния в цвете.

8. Выражение эмоций посредством произведений живописи, этюдов.

9. Выражение эмоций в музыкальных произведениях, этюдах.

10. Выражение эмоций в литературных произведениях, этюдах.

11.Знакомство с образными выражениями, этюды на выражение эмоций с помощью образных выражений.

Источник

Читайте также:  Добрый день хорошего настроения удачного дня красивые
Оцените статью