- «Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР» статья (1, 2, 3, 4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эмоционально-волевая сфера ЗПР
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Рекомендации по коррекции эмоционально- волевой сферы у детей младшего школьного возраста
«Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Данный материал можно использоать на выступлениях методического объединения узких специалистов. Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; дефицита познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_i_korrektsiya_emotsionalnoy_sfery_mladshih_shkolnikov_s_zpr.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении узких специалистов.
«Развитие и коррекция эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР».
Газизова Лилия Ахатовна,
Эмоциональная сфера ЗПР – особенности развития
В раннем детском возрасте эмоциональная сфера определяется уровнем эмоционального комфорта и полным доверием к окружающим.
В школьном возрасте эмоциональное благополучие характеризуется высокой самооценкой, сформированным самоконтролем, эмоциональным контролем.
У младшего школьника, особенно первоклассника, в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие его явления.
Младший школьник начинает более сдержанно выражать свои эмоции — недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса. Он достаточно ярко проявляет страх, недовольство обиду, гнев, хотя и старается их подавить.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка с задержкой психического развития проходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. В силу интеллектуальной неполноценности оно проходит в своеобразных условиях.
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из приоритетных направлений в области образования.
Дети с задержкой психического развития обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности; малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Для детей с ЗПР характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; дефицита познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности и т.д.
Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:
- – незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
- – преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;
- – низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
- – ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
- – снижение работоспособности;
- – повышенная истощаемость;
- – неустойчивость внимания;
- – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
- – расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля.
Часто можно наблюдать у школьников с ЗПР чувство тревожности или беспокойства. Они замкнуты в себе и не любят контактировать с окружающими, редко заводят дружбу.
В 1983 году группа исследователей (В.Г. Петрова, Л.И. Солнцева, Т.В. Розанова, В.И. Лубовский) пришли к выводу, что основная коррекционная работа с детьми с ЗПР должна быть направлена на развитие:
- познавательной мотивации;
- произвольного регулирования поведения;
- моторики и речи ;
- восприятия окружающего мира.
Диагностика эмоциональных нарушений часто проводится в возрасте 2 лет, когда начинают проявляться первые симптомы эмоционально-волевой нестабильности.
Эмоционально-волевая сфера ЗПР
Основной особенностью эмоционально-волевой сферы (ЭВС) ЗПР у детей нарушенное чувство восприятия окружающего пространства. На эффективность восприятия влияет повышенная эмоциональность и отсутствие мотивации.
В зависимости от причины происхождения, ЭВС при ЗПР развивается по-разному:
Соматогенное – вследствие заболеваний хронического типа. Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР соматогенного генеза часто сопровождается гипоксией и астенией.
Психогенное – плохие условия жизни и воспитания ребенка. Основные признаки – это социальная и психическая депривация. Первые проявления есть уже в 2-3 года (неуверенность, робость, отсутствие речи, эмоциональная невыразительность, апатичность). Уже в дошкольном возрасте такие дети начинают проявлять интерес к общению со взрослыми. Подростковый возраст сопровождается сниженными мотивационными и учебными возможностями, повышенной конфликтностью и неадекватной самооценкой.
Церебрально-органический – поражение ЦНС на ранних этапах развития плода или в период родовой деятельности. Данная форма сопровождается: нарушениями эмоционального состояния, речи, ориентации в пространстве, внимания и памяти. Дети быстро нервно истощаются, проявляется вялость, нарушения настроения, психическая нестабильность.
Коррекция эмоциональной сферы
Впервые работу по коррекции эмоциональной сферы у младших школьников с ЗПР разработал в 1990 году В.В. Лебединский с соавторами. Исходя из их работы можно отметить, что регулировать эмоционально-волевую сферу можно с помощью 4 основных уровней:
- Полевой реактивности – цветовые и звуковые стимулы, подбор правильного места и времени для проведения занятий.
- Аффективных стереотипов – восприятие и произведение ритмических стимулов, развитие чувствительности (тактильной, вкусовой, мышечной и прочих).
- Аффективной экспансии – обучение ребенка взаимодействовать с окружающими миром за счет игры, обучение решать и сглаживать конфликтные ситуации.
- Эмоционального контроля – обучение работать в коллективе (понятия «партнерство» и «сотрудничество»), развитие самоконтроля в условиях групповых занятий.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий развития личности ребенка, опыт которого постоянно пополняется. Развитию эмоциональной сферы способствуют школа, семья, та жизнь, которая воздействует на ребенка.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является довольно сложным процессом, который происходит под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам воздействия относятся условия социума, в котором находится сам ребенок, а факторами внутреннего воздействия являются наследственность, физическое развитие ребенка.
Один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школе. Заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно они могут сформироваться только в ходе обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.
Каждый ребенок, пришедший в школу, проходит новый этап своей жизни. В школе появляется новый вид социально значимой деятельности, предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения. Все это, безусловно, влияет на физическое и психологическое состояние ребенка. Дети в этот отличаются повышенной утомляемостью, ситуативность поведения, повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания. Повышенные нагрузки могут так же влиять на аппетит, сон. Первый год обучения в школе отводится на естественную адаптацию ребенка, его принятия новой роли.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми, находящимися в условиях образовательной интеграции, является:
— развитие эмоционально – личностной сферы и коррекции ее недостатков;
— развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
— формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
Структура занятия включает в себя следующие компоненты:
- ритуалов приветствия и прощания;
- дыхательная гимнастика;
- самомассаж;
- упражнение на развитие координации движений, ловкости.
- глазодвигательное упражнение ( формирование способности управлять движением глаз и координировать их с движениями тела );
- коммуникативные игры и упражнения, арттерапевтические упражнения, сказкотерапию;
- упражнения для развития мелкой моторики рук (с использованием материалов Пертра и Монтесори);
- когнитивные упражнения (для развития познавательной сферы) ;
- релаксация.
Ниже представлены варианты упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
Сказкотерапия: «Путешествие в страну чувств».
Цель: Развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей.
Задачи: Ознакомление детей с основами эмоциональными состояниями (или закрепление имеющихся знаний); разъяснение того, что чувства являются именно слугами Королевы, которая символизирует наше «Я», все слуги – чувства обладают мерой; обучение основам самоанализа, развитие саморегуляции.
Используемые методы и техники:
Ритуал «входа» в сказку. Релаксационное упражнение «Полет над морем»
Цель: Создание мотивации на совместную работу. Вхождение в сказку.
Содержание этапа: «Представьте себе, что мы в аэропорту Тридевятого царства. Мы собрались здесь, чтобы лететь в сказочную странную страну чувств. И вдруг мы слышим, как диспетчер Бармалей объявляет, что рейс № 13 в страну чувств не состоится. Но черепаха Тортилла добавляет свое объявление: «Уважаемые пассажиры, выберите для себя удобный вариант объявления». Необходимо подвести детей к выбору 3 варианта. Когда условия задачи выпонены дети садятся в ступу и перелетают в сказочную страну. Глаза закрыты.
Хронометраж: 7 минут.
Рассказывание сказки «Путешествие в страну чувств»
Цель: ознакомление детей с содержанием сказки, последовательностью событий.
Материалы: текст сказки.
Хронометраж: 3-5 минут.
Цель: Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Содержание: детям задаются вопросы: «Кто герои этой сказки? Что произошло со слугами-чувствами? Почему это произошло? Зачем нужно было, что бы Королева вернулась? Чем закончилась история? Кто помог в этом?»
Хронометраж: 5 минут
Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами.
Содержание: Путешествие по стране чувств, ребята посещают один дворец за другим. В каждом дворце становятся теми слугами-чувствами, которые там живут: Радость, злость и т.д. Таким образом, дети демонстрируют все вербальные, невербальные, поведенческие проявления слуг-чувств каждого дворца. По ходу сказки ведущий делает акцент на введение понятия Меры.
Хронометраж: 10-15 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный сборник направлен на развитие и коррекцию эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в рамках воспитательной работы.
Психолого-педагогический проект-исследование с рекомендациями для учителей начальной школы.
Презентация на данную тему.
В данном материале представлены формы и методы работы по планомерной и целенаправленной деятельности по развитию эмоциональной сферы младших школьников. Положительные эмоции улучшают запоми.
Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные р.
Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями .
Программа занятий позволяет ответить на вопросы: как научить ребёнка правильно выражать свои эмоции, управлять ими и адекватно реагировать на проявление эмоций другого человека.
Источник
Рекомендации по коррекции эмоционально- волевой сферы у детей младшего школьного возраста
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАМКНУТОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ
- На первых встречах необходимо избегать прямых вопросов и заглядываний ребенку в глаза. Не должно быть давления и нажима, чтобы он не понял, что его снова вовлекают в неприятную для него ситуацию.
- Действия взрослого не должны выходить за рамки того, что делает сам ребенок. Нужно понаблюдать чем он занимается и заняться с ним этим же, а не предлагать свои игры.
- Нужно выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение или понаблюдать за тем, как он осуществляет аутостимуляцию, какими средствами, и затем повторять эти действия для ребенка, не акцентируя внимание на том, что эти действия совершил не он.
- Постепенно можно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости- доказать, что с другим человеком лучше играть, чем одному.
- Работа по восстановлению потребности ребенка в аффективном контакте с окружающими людьми.
- Начинается усложнение форм контактов, предлагаются новые формы взаимодействия и игры.
- Усложнение форм контактов должно идти с опорой на сложившейся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены.
- Необходимо осторожное введение новых деталей в структуру существующих форм.
- Необходимо дозировать аффективные контакты с ребенком.
10. Нужно помнить, что при достижении аффективной связи сребенком он становится более ранимым в контактах , и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.
11. Установление аффективного взаимодействия для совместного со взрослым овладения окружающим миром.
12. Работа с родителями поэтапно на протяжении всей коррекции.
СТРАХИ И МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ
- Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка с помощью разнообразных игровых методов.
- Разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха в игре, что помогает изменить личностные отношения.
- Эмоциональное переключение. Незначительность пугающего объекта можно подчеркнуть короткой фразой, выразительным жестом и интонацией.
- Подражание и заражение. Из окружения ребенка должны быть удалены тревожные, истеричные люди, так как это состояние передается ребенку.
- Эмоциональные качели- переход из одного состояния в другое (противоположное). От состояния опасности к состоянию безопасности.
- Эмоциональный конфликт – воздействие на ребенка должно происходить через создание ситуации, в которой возможно овладение объектом страха.
- Деятельная терапия. Занимать ребенка какой- либо деятельностью в течение дня, так как психика предназначена для активности.
- Куклотерапия, основанная на процессах идентификации ребенка со смелым героем мультфильма или сказки, где ребенок мог бы расслабиться.
- Анатомирование страха- объяснение ребенку, что представляет пугающий его предмет, как он устроен и т.д.
- Штриховка, стирание и рисование направлены на формирование у ребенка ощущения силы и превосходства над предметом его страха.
- Работа с родителями, допускающими «негативные» практики
— тренинговые групповые занятия
— инструктирование и образование родителей в области педагогики и психологии
АГРЕССИВНОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ
- Игнорирование агрессивной тенденции, не фиксирование на ней внимания окружающих.
- Включение агрессивного действия в игру и придание ему нового социально приемлемого смысла.
- Установление запрета на агрессивные действия ребенка.
- Активное подключение специалиста в игровой ситуации, к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх.
- Психодрама- произвольное вызывание аффекта с последующим разрешением, снятием эмоционального напряжения.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Знакомство с эмоциями.
- Различие эмоций, обучение выразительности движением лица и тела.
- Этюды на выражение различных эмоций:
— этюды на выражение внимания и интереса
— этюды на выражение удивления
— этюды на выражение удовольствия, радости
— этюды на выражение страдания, печали
— этюды на выражение отвращения и презрения
— этюды на выражение гнева
— этюды на выражение страха
— этюды на выражение вины
4. Положительные и отрицательные эмоции.
5. Влияние эмоций на формирование характера человека.
6. Понимание эмоционального состояния людей, раскрытие образа с помощью цвета.
7. Выражение эмоционального состояния людей, своего состояния в цвете.
8. Выражение эмоций посредством произведений живописи, этюдов.
9. Выражение эмоций в музыкальных произведениях, этюдах.
10. Выражение эмоций в литературных произведениях, этюдах.
11.Знакомство с образными выражениями, этюды на выражение эмоций с помощью образных выражений.
Источник