Диагностическая программа исследования эмоционально – личностного развития дошкольников с нарушением речи
Шершнева Анна Сергеевна
Студентка ТГПУ им. Л.Н. Толстого,
г. Тула
E-mail: tatashcer@mail.ru
Научный руководитель: Степанова Н.А.
к.п.н. доцент ТГПУ им. Л.Н. Толстого,
г. Тула
В работе по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями мы применили специально подобранные диагностические методики. Диагностическая программа подобрана в соответствии с контингентом и возрастом детей, а также в соответствии с интересующей нас целью: выявление уровня развития эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Подобрать диагностическую программу, направленную на развитие эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями.
2. Реализовать диагностическую программу, направленную на развитие эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями.
3. Провести качественный и количественный анализ полученных в ходе эксперимента данных, сформулировать выводы.
4. Выявить специфику нарушения развития эмоциональной сферы у дошкольников с речевыми нарушениями.
При выборе конкретной диагностической методики мы руководствовались следующими принципами:
· Знание сущности, структуры тех параметров, которые выявляются посредством той или иной методики;
· Анализ должен сочетать качественную характеристику, оценивающую способности решения ребенком диагностических задач и количественную оценку, отражающую результат их решения;
· Диагностические задачи должны быть представлены в доступной для детей данной категории форме.
Для диагностики эмоциональной сферы дошкольников с речевыми нарушениями выбраны следующие методики, представленные в следующей таблице.
Методики для диагностики эмоциональной сферы дошкольников с речевыми нарушениями.
Источник
Эмоциональная сфера детей с тнр диагностика
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Янковая Ирина Андреевна
Организация: ГБОУ Школа №199 д.о. №6
Населенный пункт: г. Москва
Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями это достаточно полиморфная категория. Но общей особенностью является недоразвитие речи, которое определяет часто неготовность данной категории детей к обучению в условиях общеобразовательной школы. Развитие ребёнка понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. Тяжелое нарушение речи нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухового восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.
Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобразно. Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценность зрения, слуха, речи, интеллектуальной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особенностью компенсации, которая зависит и от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения ребёнка с окружающими детьми и взрослыми.
Л.С. Выготский считал, что принципиальные механизмы развития психики ребенка в норме и патологии едины: ведущая роль принадлежит общению и обучению в развитии психики ребенка; при этом ребенок не пассивно впитывает, а активно использует культурно- исторический опыт.
Сохраняют свою значимость идеи Л.С. Выготского относительно практической реализации принципов коррекционной помощи проблемным детям: создание положительного эмоционального фона при совместной деятельности педагога и ребенка.
Без глубокого психологического исследования невозможно учесть особенности развития ребёнка с ОВЗ. Этим занимается отрасль психологии, которая называется специальная психология. Одной из областей специальной психологии является психолингвистика. Теоретическую базу для отечественной психолингвистики заложил в своем труде « Мышление и речь» Л. С. Выготский.
Психология дошкольника с тяжелыми нарушениям речи требует изучения своеобразия развития психики ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации речевого нарушения.
Согласно концепции Л. С. Выготского, в формировании высших психических функций речь играет ни с чем несравнимую роль. Выполняя функции общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организацию всей его психической жизни влияет на развитие личности в целом.
Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного нарушения. Вот почему изучение эмоций и чувств такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное — значение.
С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что » Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма».
Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств ребёнка с тяжелыми нарушениями речи обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов.
Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии, у ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.
Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности.
Как отмечает Е.М. Мастюкова при обследовании детей дошкольного возраста с нарушениями речи, речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями внимания, эмоциональной сферы, гиперактивным поведением, так как они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму и вызвать негативное отношение ребенка к обучению в школе.
Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по обязательной программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся требования учителя.
Ребенку с тяжелыми нарушениями речи присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контакта с ними.
Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.
Кроме того, у детей с тяжелыми нарушениями речи часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. Незрелость мотивационно — потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.
Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их развитие и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции речевого нарушения.
Для устранения нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми нарушениями речи необходимо психолого- педагогическое сопровождение.
Проведение этой работы является специфической и очень важной задачей детских учреждений, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов ребенка. Коррекционно- развивающая работа, будучи неразрывно связанной с процессом обучения, должна пронизывать всю систему деятельности. Каждое из проводимых мероприятий (НОД, беседа, досуг или игра), педагоги дошкольного отделения должны рассматривать, прежде всего, с точки зрения того, насколько оно эффективно в коррекционно — психологическом плане.
Коррекционо — развивающая работа предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно-двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом.
Коррекционно- психологическая работа по устранению нарушений в эмоциональной сфере ребенка играет значительную роль в этом процессе.
Основанием для проведения коррекции и воспитания эмоций и чувств, служит положение, выдвинутое Л.С. Выготским о принципиальной возможности развития у ребенка с особенностями в развитии сложных видов психической деятельности.
Очень важно, чтобы средства коррекционно-психологического воздействия базировались на максимальном использовании сохранных возможностей ребенка, что в конечном счете активизирует нарушенные функции.
Также необходимо эмоциональное проведение занятия. Богатый интонациями голос педагога действует положительно на детей с тяжелыми нарушениями речи, способствует возникновению и закреплению у них положительных эмоций, которые способствуют наиболее эффективному усвоению изучаемого материала.
Особое значение для развития и формирования эмоциональной сферы ребенка с речевыми нарушениями имеет не только коррекционная работа педагога — психолога, учителя — логопеда, но и воспитателя. Он должен быть терпеливым, доброжелательным, уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. От педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения похвалить, поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.
Большую роль на развитие личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи, его эмоций и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие психические функции, такие как память, речь, эмоции и также складываются личные отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка. Положение ребенка в коллективе зависит от оценок воспитателя: «Саша хороший, он помогает Тане дежурить», «Коля плохой, он не убирает за собой игрушки». Поэтому решающую роль в формировании критериев положительного и отрицательного отношения детей друг к другу, т.е. на те эмоции, которые возникают при их взаимоотношениях, играют требования, выдвигаемые воспитателем в процессе воспитательной работы и создания коррекционно — развивающей среды. Умелое формирование коррекции личностных отношений в группе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости, доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи.
Ведущую роль в формировании эмоций и чувств ребенка с тяжелыми нарушениями речи играет процесс развития положительных потребностей и мотивов. Включение детей в различные виды деятельности (игровую, творческую, общественную), в которых воспитываемое качество должно закрепиться в виде привычки поведения; формирования у детей осознания значимости результата деятельности; учет положения ребенка в системе межличностных отношений – все это способствует формированию положительных мотивов поведения и деятельности ребенка. Это в свою очередь формирует такие эмоции и чувства, как сопереживание, сочувствие, сострадание, дружбы, взаимопомощи. Несмотря на то, что эмоциональная сфера у детей с тяжелыми нарушениями речи развивается специфически и своеобразно. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и его адаптации в дальнейшем.
Таким образом, своевременное проведение коррекционно – психолого-логопедической работы, учитывая эмоциональные особенности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует более успешной коррекции речевого нарушения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. — В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
- Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб. соч. Т.П.-М.: Педагогика, 1962 год.
- Выготский Л.С.Мышление и речь. М., 1996 год.
- Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
- Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, — М.: Изд-не эксп. дефект. инст-та, 1936 год.
- Мастюкова Е.М. .Лечебная педагогика. М., 1997год.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений — М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
- Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология.М.,1996 год.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.
- Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психологии, 1974 г.
- И. Изард К. Эмоции человека. — Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под редакцией Я. Л. Коломинского. Минск, 1997 год.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.16.
Источник