- Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. статья по коррекционной педагогике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
статья по коррекционной педагогике на тему
Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог Бессонова О.М.
ГБОУ ДОУ №2 Петродворцового района
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Л. С. Выготский, высказавший мысль о тесном взаимодействии и внутреннем единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, считал, что у ребенка при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме, и что именно эта характеристика важна для понимания своеобразия его психики. Формирование эмоций — важнейшее условие становления личности человека. У умственно отсталых детей эмоции проявляются в зависимости от: возраста, клинического вида умственной отсталости, социальной среды, в которой ребёнок воспитывается. В младшем дошкольном возрасте дети с интеллектуальным нарушением способны различать ласковую и недовольную интонацию, отзывчивость на похвалу, одобрение, порицание. Как правило, в таком возрасте дети выражают свои эмоции на невербальном уровне. В старшем дошкольном возрасте дети постепенно овладевают речью, с удовольствием воспринимают читаемый им текст, только если он сопровождается эмоциональным окрашиванием. Своими действиями, будь то мимика, жесты или словесные реакции, выражают своё отношение к героям читаемого произведения. В зависимости от степени умственной отсталости дошкольники ведут себя в различных ситуациях по-разному, проявляя при этом разные эмоции Одни поверхностно переживают все жизненные события, быстро переходя от одного настроения к другому, а другие отличаются большой инертностью переживаний, застреваемостью на каких-либо событиях». У умственно отсталых детей своеобразная эмоциональная сфера. Именно в ней проявляются особенности потребностей и развития интеллекта ребёнка, которые определяют незрелость личности. У таких детей на протяжении большого количества времени чувства, как и эмоции недостаточно дифференцированы. В это время дети способны высоко оценивать только тех кто им приятен или только то, что доставляет им удовольствие. Эмоции умственно отсталых дошкольников очень тесно взаимосвязаны с их интеллектуальным развитием. В зависимости от того, насколько быстро развивается личность умственно отсталого ребёнка, эта взаимосвязь постепенно изменяется. Слабо выраженные эмоции говорят нам о том, что дошкольник не изменяет свои чувства в зависимости от какой-либо жизненной ситуации, он не способен найти удовлетворения в какой-либо своей потребности. Обобщая, можно сказать , что эмоции умственно отсталых индивидов недостаточно дифференцированы, неадекватны. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. Преобладают непосредственные переживания конкретных жизненных обстоятельств. Настроение, как правило, неустойчивое. Однако степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуального дефекта. Волевая сфера у умственно отсталых детей характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями. Волевая сфера умственно отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах развития. Ее становление непосредственно связано с появлением речи, которая позволяет ребенку понять необходимость того или иного способа действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено. Дошкольники не могут контролировать свои поступки, желания. Большинство из них неспособны подчинить свое поведение требованиям, которые предъявляют им родители, воспитатели, детский коллектив. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам. Недоразвитие волевой сферы сказывается на нарушении поведения. Им свойственны: безынициативность, несамостоятельность, слабость внутренних побуждений, внушаемость, сниженная мотивация, причем не только в учебной, но даже в игровой и трудовой деятельности. Их ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача, они не могут противостоять возникающим желаниям. Однако дети способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать, и испытывают потребность в этом действии. Тогда из вялых, безынициативных детей они превращаются в настойчивых, безудержных. Такие резкие контрасты в проявлении воли есть результат незрелости личности Правильное развитие эмоционально волевой сферы умственно отсталых дошкольников зависит от внешних условий , в которых воспитывается ребенок. Это должно быть специальное обучение для таких детей и правильная организация самой жизни ребенка. При правильно организованном обучении у дошкольников формируется волевая активность, с помощью которой развивается умственная, речевая способность и сама личность ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст.
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени.
Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педагогическое обследование каждого ребенка. .
Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Эмоциональное развитие ребенка является общей для всех высших психических функций дорогой — от внешних социально обусловленных форм к внутренним психических процессов.На базе врожденных реакций .
Источник
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Главной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью являет- ся их социальная адаптация, быстрое приспособление к условиям социальной среды с помощью усвоения и принятия ценностей, норм, правил поведения, существующих в обществе. У таких детей взаимодействие с социальной средой сильно затруднено, по- скольку способность реагировать на происходящие вокруг изменения занижена, они воспринимают с трудом смену условий в какой-либо среде. Ребенок испытывает осо- бые трудности в усвоении опыта социальной жизни, правил, норм и стандартов пове- дения. Из-за своей особенности социально-эмоциональные навыки и умения у детей с интеллектуальными нарушениями являются недостаточно сформированными, зача- стую они не могут общаться со сверстниками. Неумение правильно выразить свои чув- ства, несформированность речи, неспособность контролировать свои эмоции — все это характеризует ребенка с нарушением интеллекта — препятствуют его общению со сверстниками и взрослыми и следовательно затрудняют адаптацию в обществе.
Зачастую эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями недоста- точно развита. Это в свою очередь проявляется в частой смене настроения и эмоций. Эмоциональная нестабильность таких детей проявляется в виде плача, крика, или не- контролируемого смеха. Очень часто у них возникает состояние тревоги, беспокойства, волнения. Данные особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями
свидетельствуют о необходимости проведения непосредственной работы по формиро- ванию и коррекции социально-эмоционального развития «особенных» детей.
Эмоциональное развитие является одним из главных аспектов общего развития ре- бенка. Его значение для ребенка с интеллектуальными нарушениями состоит, прежде всего, в формировании личностных свойств, потребностей, элементарных представле- ний и практических умений, обеспечивающих ребенку комфортное пребывание в обществе и помогающих понять, как следует себя вести с другими для уверенного общения. Педагог, работая с особенными детьми должен знать, что существенные из- менения в состоянии эмоциональной сферы без специально организованной деятельно- сти невозможны. Поэтому необходимо проведение специальных занятий, основной це- лью которых будет сохранение и укрепление эмоционального здоровья, развитие и коррекция эмоционально − чувственных особенностей детей дошкольного возраста. Педагог должен познакомить ребенка с разнообразными эмоциями, помочь узнать и закрепить в сознании эмоциональные состояния, затем объяснить, что каждое из них означает. Главной целью всего выше перечисленного является комфортное пребывание ребенка в обществе. Тем самым педагог решает множество задач:
– формирование у ребенка осознанного эмоционально-положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру;
– формирование умения контролировать свои эмоциональные состояния и желания самого себя и других;
– развитие интереса и внимания к близким людям; потребности в доброжелательном отношении и общении с окружающими взрослыми и детьми;
– формирование умения фиксировать внимание на лице взрослого, другого ребенка и понимать эмоции;
– формирование способов выражения своих чувств (радоваться и улыбаться, гладить и т. д.);
– знакомство с элементарными нормами поведения (не кричать, не бегать, не бро- сать игрушки; здороваться, прощаться, благодарить и т. д.);
– формирование эмоционально-положительной реакции ребенка на разные виды де- ятельности, выполнение режимных моментов.
Наблюдая за развитием детей с раннего возраста, педагоги выделяют, что у них снижены активная деятельность и умение ориентироваться в пространстве. В большинстве случаев нарушены умения овладевать простыми предметными действи- ями. Значительное отсутствие в развитии предметных действий приводит к бедности чувственного познания, которое является основой развития каждого человека. У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются различные варианты поведения. Как правило, выделяют две группы поведенческих проявления:
В раннем возрасте они неспокойны, раздражительны, капризны. В дошкольный пе- риод такие дети чрезвычайно подвижные, отличаются крайней неустойчивостью про- извольного внимания. Поведение этих детей зависит от ситуации, в которой они нахо- дятся. При незначительном изменении окружающей обстановки они возбуждаются. Эмоции этих детей неустойчивы, и изменчивы.
Эта группа детей является противоположной формой поведения. Они, как правило, медлительны, нуждаются в постоянной стимуляции деятельности, зачастую на заняти- ях пассивны. В любую деятельность они включаются только после того, как педагог повторит задание, дополнительно «простимулирует» ребенка в процессе выполнения задания. На изменение внешних условий они часто реагируют замкнутостью, стесни- тельностью.
Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному, одно- образие движений, а также замедленности их темпа, вялость, неловкость.
У детей с преобладанием процесса возбуждения, наоборот, отмечается повышенная подвижность, но их движения нецеленаправленны и беспорядочны, им трудно произ- водить последовательные действия. Ребёнок не может самостоятельно закончить нача- тое действие. Особенно затруднены у детей дифференцированные движения рук и пальцев. У всех детей отмечается низкая работоспособность, быстрое перенасыщение деятельности, неадекватность и безразличие эмоциональных проявлений.
Коррекционно-педагогическая работа должна быть основана на потенциальных воз- можностях каждого ребенка и индивидуальном подходе к нему. Построение занятий с такими детьми строится на принципах организации коррекционно-развивающей ра- боты:
– всестороннее знание ребенка и оказание ему правильной, специально разработан- ной для него помощи;
– индивидуализация методов, выбора дидактических средств, а также организациям и темпа работы;
– постепенное возрастание трудности выполнения действия;
– всесторонняя наглядность и пример;
Формой организации занятий социально-эмоционального развития с детьми с интеллектуальными нарушениями являются:
– совместные занятия, проводимые несколькими специалистами разной направлен- ности;
– участие в праздниках.
На занятиях достаточностью широко используется наглядные, словесные, практиче- ские, игровые методы. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.
Для этого широко используется:
– чтение художественной литературы;
– работа с пиктограммами;
– просмотр учебных фильмов и мультфильмов;
– развивающие упражнения, этюды;
– игры (сюжетно-ролевые; подвижные игры; игры-забавы);
– лепка, аппликация, рисование (традиционными и нетрадиционными методами);
– двигательные и ритмические упражнения;
– гимнастика (пальчиковая, дыхательная, мимическая гимнастика);
В результате длительной и целенаправленной работы педагога ребенок достигает:
– знание своего имени, отклик на них; понимание мимических проявлений эмоций радость, печаль, спокойствие на лицах детей и взрослых;
– проявление эмоционально — положительных отношений к членам своей семьи;
– выражение позитивных реакций на ласковое обращение взрослых и дружеские от- ношения детей;
– положительное реагирование на тактильный контакт;
– взаимодействие с детьми и взрослыми, используя невербальные средства;
– понимание односложных инструкций взрослого (на, дай, иди); выражение положи- тельной реакции на похвалу;
– проявление заинтересованности в занятии какой-либо деятельностью вместе с другими детьми;
– соблюдение элементарных норм и правил поведения в обществе (не кричать, не бегать бесцельно, не бросать игрушки; здороваться, прощаться, благодарить).
Таким образом, в процессе становления личности и социализации его в обществе эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушени- ями является необходимым условием его успешной адаптации в окружающей среде. С помощью целенаправленной работы педагогов у ребенка складывается определенная модель мира с социальными представлениями и обобщенными образами.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для роди- телей и педагогов.
Ярославль.: Академия развития, 1997г. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интел- лекта дошкольников.
Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
дошкольников с нарушением интеллекта. (М., 2005):
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Источник