Эмоциональная сфера будущих педагогов

Эмоциональная культура педагога

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии, эмоциональной гибкости.

Эмоциональная устойчивость ― способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы. Устойчивость к стрессу — важный фактор сохранения нормальной работоспособности педагога, эффективного взаимодействия с учениками, учителями, родителями. Стрессоустойчивость отождествляют с эмоциональной устойчивостью, нервно-психической устойчивостью, психологической устойчивостью, эмоционально-волевой устойчивостью, психологической стойкостью — все это способствует формированию эмоционального интеллекта учителя.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие.

Эмпатия ― включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Современный педагог работает в условиях больших психических и эмоциональных нагрузок. Он почти ежедневно сталкивается с различного рода конфликтными, эмоционально напряжёнными ситуациями, которые требуют умения владеть собой, сохранять способность к деятельности в эмоциональных ситуациях. Анализируя наиболее характерные случаи из педагогической практики преподавателей, можно выделить типичные ситуации, которые служат фоном эмоционального переживания в профессиональной деятельности.

Ситуации в системе педагогического взаимоотношения педагога с обучающимися:

— ситуации деятельности, который возникают в связи с качеством выполнения учениками заданий, их успеваемостью;

— ситуации поведения, связанные с нарушением учениками правил поведения, плохой дисциплиной на уроках;

— ситуации отношений, которые проявляются в несовпадении оценки учителем личности ученика с его самооценкой, в отношениях учителя с учениками за стенами школы.

Ситуации взаимодействия педагога с коллегами.

Взаимоотношения в педагогическом коллективе воздействуют на настроение всех его членов, а это, в свою очередь влияет на качество учебно-воспитательного процесса. Ситуации во взаимоотношениях с коллегами могут носить деловой характер: при оценке методов работы, из-за распределения нагрузки и других моментов. Личный характер связан с эмоциональным восприятием и отношением преподавателей друг с другом.

Ситуации в системе взаимоотношений педагога с руководством учреждением образования:

— чрезмерный контроль за учебной и воспитательной работой,

— излишне критическая оценка результатов учебного занятия,

Ситуации взаимоотношений с родителями:

— ситуации, когда расходится оценка ученика, педагогом и родителями,

— педагог имеет дело с родителями, которые уклоняются от воспитания детей.

Составляющие эмоционального интеллекта педагога: способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа; понимать сложившиеся у ребенка устойчивые способы эмоциональной деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его обучения или приспособления к среде; способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, адекватно реагировать на эмоции детей и других педагогов.

Эмоциональная компетентность педагога связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Педагогам, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно формирование эмоциональных компетенций необходимо для прогноза успешности в работе.

Источник

Программа развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза

Дата публикации: 22.08.2019 2019-08-22

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Щербинина, А. Ю. Программа развития эмоциональной культуры будущих социальных педагогов в образовательном процессе вуза / А. Ю. Щербинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62105/ (дата обращения: 14.10.2021).

Эмоциональная культура — это способность к выражению чувств, эмоций, позитивное реагирование на эмоции и чувства окружающих. При достаточно развитом уровне эмоциональной культуры будут наблюдаться такие качества как эмпатия, отзывчивость, понимание, доброжелательность, толерантность, уважение, коммуникабельность, готовность помочь и т. д.

Важно развивать уровень эмоциональной культурыстудентам социально педагогических, психологических направлений, так как в дальнейшем им предстоит работать с людьми. И не просто с людьми, а с людьми проблемного характера, с рядом психологических проблем. Такие люди требуют к себе особого подхода, который мы не сможем осуществить без достаточной базы знаний как теоретических, так и эмоциональных.

В своей работе мы можем столкнуться с людьми разных эмоциональных состояний: кто-то будет агрессивный, кто-то — депрессивный, кто-то — неуравновешенный, кто-то — подавленный. Некоторые сами обращаются за помощью, а некоторые отрицают наличие у них проблем. В любых ситуациях социальный педагог должен проявлять себя не только как социальный педагог, решающий проблемы социального характера, но и как психолог, решающий личностные психологические проблемы. Ведь всё в работе социального педагога взаимосвязано, в большинстве случаев социальные проблемы имеют именно психологическую природу. А не устранив причину, мы не сможем разрешить ситуацию.

Читайте также:  Аккаунт клеш рояль с эмоциями

Обучение вузовское, школьное больше направлено на приобретение теоретических знаний. Но когда выпускник начинает свою профессиональную деятельность он сталкивается с рядом проблем, к которым он не готов, именно психологических, связанных с личностной адаптацией в новом коллективе, новой социальной ролью, кругом новых обязанностей, поэтому самосовершенствование, подавления страха всего нового, для развития уверенности себе, в своих знаниях, в своей подготовке. Здесь большую роль сыграет такое качество, относящееся к одному из базовых в понятии эмоциональной культуры, как самоконтроль. Достаточно развитый уровень эмоциональной культуры поможет решить проблемы адаптивного характера самого социального педагога. То есть польза эмоциональной культуры будет и для субъекта, и для объекта социально педагогической деятельности.

Изучением эмоциональной культуры занимались В. И. Андреев, Т. В. Ежова, Т. В. Ковалёва, Н. А. Рачковская, Г. А. Ястребова и др.

Нами было проведено исследование средистудентов Воронежского государственного педагогического университета гуманитарного факультета, будущих социальных педагогов, разных курсов. По результатам этого исследование мы сделали вывод о том, что достаточным уровнем эмоциональной культуры обладает меньшая часть диагностируемых, а это говорит, в связи с вышесказанным, о важности эмоционального компонента в дальнейшей профессиональной деятельности, и с учётом полученных результатов при исследовании, что необходимо обратить внимание на развитие уровня эмоциональной культуры среди студентов.

Для повышения уровня эмоциональной культуры будущихсоциальных педагогов мы создали развивающую программу.

Данная программа определяет следующие принципы:

− соблюдение интересов студентов (принцип определяет роль педагога, решающего проблему с максимальной пользой для студентов);

− системность (принцип определяет единство диагностики и развития, т. е. сначала проводится диагностика, затем подбираются развивающие методики);

− непрерывность (принцип гарантирует плановое выполнения намеченных мероприятий до достижения конечной цели).

В структуре эмоциональной культуры выделяют три компонента (когнитивный, мотивационный, конативный) [2], [7], [8] или четыре компонента (добавляя ценностный) [5]:

− когнитивный — эмоциональная компетентность как осознание собственных эмоций и эмоций окружающих, знание об эмоциях, их видах, психических механизмах их возникновения и регуляции, о роли психологических защит в этом процессе;

− аксиологический — осознание эмоции как ценности, т. е. признание важности эмоциональных переживаний — как собственных, так других людей [2];

− мотивационно-смысловой — эмоции выступают как смысл и как регулятор деятельности при недостаточном уровне осознания субъектом собственных мотивов [7];

− конативный — поведение, направленное на саморегуляцию субъектом своих собственных эмоциональных состояний и при необходимости — помощь в этом другим людям, а также прямое и косвенное воздействие на эмоциональное состояние партнеров по общению [8].

Опираясь на эту концепцию, мы ставим такие задачи как:

− овладеть теоретическими знаниями;

− практическое усвоить теоретический материал;

− продиагностировать уровень развития эмоциональной культуры среди студентов;

− получить новую информацию о собственных эмоциях на основе просмотров документальных фильмов;

− осознать важность эмоциональной культуры в будущей профессии, разобрав социально педагогические ситуации;

− повысить уровень личной эмоциональной культуры.

Адресат. Программа предназначена для студентов направленияпсихологии и социальной педагогики.

Показания кприменению:низкий уровень эмоциональнойкультуры.

Длительность. Срок освоения данной программы4месяца.Встуденческих группах преподавателем проводятся занятия 1 раз в неделю по 2 часа на протяжении одного семестра.

Условия реализации программы.

− кадровое обеспечение (высшее профессиональное образование, квалификация «социальный педагог», «педагог», «психолог», опыт профессиональной деятельности не менее 3х лет);

− методическое обеспечение для изучения эмоциональной культуры, диагностики уровня эмоциональной культуры и способов его повышения;

− материально-техническое обеспечение (аудитория, оснащённая учебными столами и стульями, телевизором или ноутбуком);

План занятий для повышения уровня эмоциональной культуры студентов

Источник

Эмоциональная сфера будущих педагогов

Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической, политической, культурной сферах современного российского общества, повлекли за собой реформирование системы образования в направлении повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве одного из основных направлений называет формирование инновационной экономики, модернизацию системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения.

Анализ педагогической и психологической деятельности преподавателей вузов показал, что одним из значимых факторов регуляции действий является эмоциональная устойчивость. Вместе с тем регулятивная функция эмоций оставалась и продолжает оставаться вне поля зрения многих исследователей. Эмоциональная устойчивость является важной составляющей эмоционально-волевого компонента психологической подготовленности личности к различным видам деятельности; обеспечивает эффективное развитие других компонентов деятельности — в том числе мотивационного, гностического и оценочного. Значение эмоциональной устойчивости в успешной деятельности будущего педагога обусловливается ролью эмоций и их влиянием на познавательные процессы, на качество этой деятельности.

Эмоциональная устойчивость — это интегративное свойство личности, позволяющее человеку быть эмоционально стабильным в сложных жизненных ситуациях. Можно констатировать, что эмоциональная устойчивость — это интегративное свойство личности, включающее в себя эмоциональный, волевой, интеллектуальный и мотивационный компоненты. Эмоциональный компонент характеризуется мерой чувствительности субъекта к критическим ситуациям жизнедеятельности, уровнем его возбудимости, тревожности, степенью выраженности эмоциональных переживаний. Интеллектуальный компонент характеризуется степенью выраженности интеллектуальных эмоций, определяющих познавательную активность индивида по самоорганизации и саморегуляции поведения. Мотивационный компонент эмоциональной устойчивости характеризуется системой мотивов, направленных на преодоление психологических барьеров, возникающих в напряженной ситуации. Волевой компонент определяется как внутренний или интернальный контроль личности за своим поведением, способность принимать ответственность за свои действия на себя, управлять своими эмоциями, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Читайте также:  Как помочь мужчине пережить депрессию

Исследованием установлено, что эмоциональная устойчивость будущего педагога — это интегративное свойство личности, включающее в свою структуру эмоциональные, волевые, интеллектуальные и мотивационные компоненты психической деятельности, а также готовность к распознаванию эмоций и управлению эмоциональными состояниями участников совместной деятельности.

Как показала проведенная нами опытно-поисковая работа, развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов невозможно без адекватного методологического регулятива, отражающего текущие изменения в социальной, экономической, образовательной и научной сферах. Учитывая существующие в теории и практике высшего профессионального образования тенденцию совокупности уже известных ранее теоретико-методологических подходов, в качестве методического регулятива развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов нами избрана интеграция гендерного, ситуационного и дименсионного подходов.

Гендерный подход (С. Бем, Т.В. Бендас, Ш. Берн, И.А. Жеребкин, Е.А. Здравомыслова, Е.П. Ильин, И.В. Костикова, А.А. Чекалкина и др.) обусловлен тем, что образовательный процесс вуза является составной частью и продуктом гендерно-ролевой социализации личности будущего учителя, обеспечивая в ходе реализации содержания образования подготовку будущего педагога, соединяющего в работе профессионализм, высокую общую культуру, психо-эмоциональную устойчивость, культуру общения и поведения.

Ситуационный подход (Г.В. Власова, У.Д. Дункан, Л.Н. Смирнова, В.А. Сластенин и др.) представляет собой общую методологию, способ мышления в области решения организационных проблем. Использование данного подхода позволяет выявить, какие формы и методы развития эмоциональной устойчивости способствуют достижению более высокого уровня эмоциональной устойчивости будущих педагогов.

Дименсиональный подход (С. Вудвортс, В. Вундт, Г. Спенсер, Г. Юкл и др.) применяется в исследовании эмоций и их влияния на психические изменения личности. Дименсиональный подход позволяет отбирать наиболее эффективные методики развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов. Процесс развития эмоциональной устойчивости у будущих педагогов содержит следующие дименсии: содействие в работе, решение проблем профессионально-педагогического характера, рефлексия деятельности, коммуникативность, партисипативность, эмоциональная устойчивость личности, ситуативность и др.

Таким образом, интеграция гендерного, ситуационного и дименсионного подходов в развитии эмоциональной устойчивости будущих педагогов позволяет учитывать социально-культурные особенности будущих педагогов и их гендерные особенности, пригодность различных технологий развития эмоциональной устойчивости будущих специалистов определяется конкретной ситуацией, позволяет отбирать наиболее эффективные методики развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов.

На основе совокупности гендерного, ситуационного и дименсионного подходов нами спроектирована модель развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов, научным обеспечением которой является соотнесение функциональных (полнота частей системы, стремление системы к идеальности, поэтапного развития, технологичности, гибкости, интеграции общепрофессиональной и предметной подготовки студентов вуза) и педагогических (профессиональной направленности, гендерной релевантности, эмпатии, диалогического общения, партисипативности) принципов.

Спроектированная нами модель развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов, которая задается интеграцией гендерного, ситуативного и дименсионального подходов, представлена следующими структурными компонентами: целевой (определение целей и задач развития эмоциональной устойчивости будущего педагога); содержательный (определение компонентов эмоциональной устойчивости будущего педагога); организационный (выявление педагогических условий и технологической составляющей развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов); оценочно-результативный (определение уровня развития эмоциональной устойчивости будущего педагога, как показатель успешности внедрения авторской программы «Развитие эмоциональной устойчивости будущего педагога»).

Последовательность действий при развитии эмоциональной устойчивости будущих педагогов предполагает наличие четырех этапов. Ориентировочный этап включает диагностику степени развитости некоторых психолого-педагогических особенностей поступивших; правильный выбор методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности студентов, адекватный уровню развития их индивидуально-психологических особенностей.

Информационный этап имеет направленность на формирование положительной мотивации к развитию своей эмоциональной устойчивости, освоение природы, структуры, стратегии развития эмоциональной устойчивости. Ситуативно-практический этап направлен на углубление знаний по проблеме, актуализацию их в различных педагогических ситуациях. На коррекционном этапе подводятся итоги развития эмоциональной устойчивости будущего педагога, реализуется мониторинговая деятельность преподавателя по определению уровня развития эмоциональной устойчивости, производится коррекция уже усвоенных знаний, умений и навыков в форме самоконтроля, намечающие планы дальнейшего совершенствования данной компетенции.

Опытно-поисковой работой доказано, что модель развития эмоциональной устойчивости будущего педагога может быть успешно реализована лишь при наличии определенного комплекса педагогических условий:

а) организация комфортной учебной деятельности будущих педагогов;

б) ориентация будущего педагога на толерантное общение;

в) применение партисипативных методов развития эмоциональной устойчивости;

г) разработка и реализация программы курса по выбору «Эмоциональная устойчивость в учебном процессе».

Реализации условия организации комфортной учебной деятельности способствует вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс и применение им на практике знаний, четкого осознания того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены; готовность педагогов к развитию эмоциональной устойчивости будущих педагогов. Наличие чётких ориентиров в работе преподавателя, не сковывающих творческую инициативу; создание комфортных условий для будущих педагогов, разумная и корректная реализация государственно образовательного стандарта, организация комфортных условий преподавателю для осуществления его профессиональной деятельности.

Ориентация будущего педагога на толерантное общение в процессе развития их эмоциональной устойчивости обусловлена тем, что толерантность является социальной нормой современного общества, значимым показателем профессиональной культуры будущего педагога, умения использовать вариативные коммуникативные стратегии и тактики и соответствующие им речевые средства, корректировать свое поведение с учетом разноплановых ситуативных факторов, положительного эмоционального отношения к людям, положительной эмоциональной реакции к субъектам образовательного процесса, позитивного эмоционального отношения к собственной индивидуальной комбинации профессионально значимых качеств.

Партисипативные методы развития эмоциональной устойчивости должны предусматривать возможность их влияния на все этапы полного жизненного цикла решения проблемы развития эмоциональной устойчивости будущего педагога и использоваться в комплексе с другими способами повышения познавательной активности учащихся, опирающимися как на первичные, так и вторичные мотивы учебной деятельности; широкая информированность и доступность информации в исследуемой проблеме; формирование доброжелательной рабочей атмосферы в учебной группе. Под партисипативными методами мы понимаем способы, используемые преподавателями для включения всех обучаемых в совместную деятельность по развитию своей эмоциональной устойчивости.

Читайте также:  Как вызвать эмоцию страха

Реализация в образовательный процесс высшей педагогической школы курса по выбору «Эмоциональная устойчивость в образовательном процессе» позволила нам решать следующие задачи: более глубокое понимание будущими педагогами сущности эмоциональной устойчивости как одного из определяющих факторов успешности развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов, овладение навыками управления эмоциональными состояниями участников образовательного процесса, а также использовать эти навыки в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Целенаправленное развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов требует четкого определения целей и задач каждого из этапов обучения, в числе которых мы выделили подготовительный, основной и итоговый. Выделение этапов мы производили в соответствии с построенной нами моделью развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов.

Подготовительный этап совпадает с первым годом обучения будущих педагогов в вузе, этот этап заложил начальные ориентиры развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов и явился ориентировочной основой для последующих действий. Необходимым педагогическим условием на подготовительном этапе реализации развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов является применение партисипативных методов развития эмоциональной устойчивости. Основная цель подготовительного этапа — выявить наличный уровень знаний и умений по развитию эмоциональной устойчивости будущих педагогов, которая включает установление наличия специальных условий, способствующих развитию эмоциональной устойчивости в содержании педагогической подготовки студентов, определение уровня информированности студентов в области теоретических знаний об эмоциях, выявление представлений будущих педагогов об их эмоциональной устойчивости; для установления, ориентируются ли будущие педагога в своей педагогической деятельности на развитие эмоциональной устойчивости, был использован оперативный и стратегический типы партисипативных задач. Мы использовали партисипативные задачи и задания логического и познавательного характера, которые способствуют закладыванию основ для последующего развития эмоциональной устойчивости будущего педагога.

Основной этап подготовки проходит на 2-3 курсах, этот этап характеризуется личностной включенностью будущего педагога в профессиональную деятельность по развитию эмоциональной устойчивости на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности. В соответствии с учебными планами второго курса изучаются общепрофессиональные дисциплины, такие как «Общие основы педагогики», «Педагогическая психология», «Общая психология», «Возрастная психология» и другие дисциплины. Этот этап является одним из наиболее интенсивных по содержанию для развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов. Первым условием на данном этапе является организация комфортной учебной деятельности будущих педагогов. Реализации условия организации комфортной учебной деятельности способствует вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс и применение им на практике знаний, четкого осознания того, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Вторым педагогическим условием развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов является ориентация будущего педагога на толерантное общение, что обусловлено важностью создания толерантной среды в обществе и сфере образования, воспитание у студентов миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать и определять эмоциональное состояние других участников образовательного процесса. При этом нами использовались методы «мозгового штурма», ролевой игры. Лекции, организованные в режиме диалога, также дают наилучший результат. Руководство учебной деятельностью студентов на занятии предполагает использование преподавателем личностно ориентированного обучения, когда все включаются в активное соразмышление.

Итоговый этап охватывает 4-5 курсы и характеризуется включением будущего педагога в процесс развития эмоциональной устойчивости. В модели развития эмоциональной устойчивости будущих специалистов интегрирующую функцию выполняет курс по выбору «Эмоциональная устойчивость в образовательном процессе». Опытно-поисковая работа показала, что в процессе изучения спецкурса создаются специальные условия, в которых будущий специалист, опираясь на полученные в высшей школе психолого-педагогические и технологические знания в области развития эмоциональной устойчивости, овладевает искомым качеством. Для организации обучающей среды при развитии эмоциональной устойчивости будущих специалистов необходимо применение партисипативных методов. Решение студентом творческих заданий в сочетании с методами наблюдения, анкетирования, бесед служат средством получения информации о формировании знаний, умений и навыков в области развития эмоциональной устойчивости. В процессе реализации спецкурса «Эмоциональная устойчивость в образовательном процессе» эффективным является применение прямых партисипативных методов.

Обучающий этап опытно-поисковой работы на основе разработанной нами методики показал, что развитие эмоциональной устойчивости будущих педагогов протекает более успешно в рамках специально сконструированной модели, включающей в себя теоретическую, методическую и практическую подготовки.

Полученные данные опытно-поисковой работы показывают, что результаты в опытно-поисковых группах значительно выше, чем в контрольной группе. Если у студентов контрольной группы высокий уровень развития эмоциональной устойчивости у будущих педагогов вырос на 11,4 %, то в опытно-поисковых группах — на 36 %; средний уровень на 26,7 %, и на 27,1 % соответственно; количество будущих педагогов с низким уровнем уменьшилось в опытно-поисковых группах на 61 %, в то время как в контрольной — лишь на 38,7 %.

В то же время итоги нашей исследовательской работы позволяют сформулировать следующее: возможности образовательного процесса в высшей школе для развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов далеко не исчерпаны. Не все аспекты данной проблемы изучены нами с достаточной степенью полноты, однако общий подход к построению модели развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов апробирован, и он дал положительные результаты. Наряду с этим мы считаем, что существует ряд вопросов, требующий более углубленного и серьезного изучения. Таковыми, с нашей точки зрения, являются выявление новых факторов и условий успешного развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов; разработка теоретических основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области развития эмоциональной устойчивости; детальная разработка методико-технологического обеспечения процесса развития эмоциональной устойчивости будущих педагогов. С точки зрения этих направлений мы и будем продолжать дальнейшее исследование.

Рецензенты:

Базелюк В.В., д.п.н., профессор, проректор по научной работе Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск;

Афанасьева О.Ю., д.п.н., доцент ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Источник

Оцените статью