Реферат: «Характеристика больших социальных групп»
Социально-психические явления в больших группах могут быть разделены по сферам психики. Подобно тому, каковы эти сферы в общей психологии, можно говорить о когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.
Так, к сфере когнитивной относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Общественно-исторические процессом определяют содержание познавательных процессов, изменяется объект познания. В когнитивной сфере закрепляются способы и механизмы, посредством которых складываются, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности.
Второй структурный элемент психологии больших групп — мотивационно-потребностная сфера. Конкретно она представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют, в известном смысле, базисную характеристику психологии человека. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, интересами, идеалами.
Независимо от того, рассматриваем ли мы потребность как нужду (как это делает ряд авторов) или как движущую силу активности личности, в ней заключен социальный смысл. Высказанная В. Н. Мясищевым точка зрения на потребности точнее всего отражает их социально-психологическую сущность. Потребность, по его мнению, отражает единство нужды и побуждения, тяготения к определенному объекту. Он считает, что потребность представляет отношение к объективной действительности.
Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида:
• потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
• потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.
Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены данной группы.
В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, в выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности. Это личностно обусловлено уровнем притязаний, оценкой реальных возможностей и психологических условий.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.
Кроме этих традиционно выделяемых сфер психики (когнитивной, потребностно-мотивационной. аффективной и регулятивно-волевой) можно выделить деятельностную сферу.
Деятельностную сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.
Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:
• как характеристика типичной личности представителя определенной общности;
• как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).
Психический склад выступает как наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей.
Есть типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы), К ним относятся следующие:
• стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),
• общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),
• массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),
• политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),
• места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.
Скопления людей, образующиеся в самых разных социальных ситуациях, тем не менее имеют много сходных признаков.
Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
• многочисленность — как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы;
• высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;
• эмоциональная возбужденность — типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.;
• неорганизованность (стихийность) — эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;
• неустойчивость цели — наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельность-бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п. (поэтому когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие обшей, всеми осознаваемой цели).
Следовательно, под толпой необходимо понимать многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).
Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют, а каким нет, или какие новые специфические признаки у них появляются.
По уровню (или степени) своей активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.
Пассивные (спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения.
В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия. Люди, включенные в пассивные толпы, либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например: встречающие на вокзале заранее ожидают приходящий поезд или собравшиеся на митинг ожидают его начала и г. п.), либо хаотично к относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например: плотно скопившиеся люди рассматривают на какой-то плошали исторические и культурные памятники или отдельные так называемые транспортные толпы в метро или рядом с вокзалами и т. д.)
Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная зараженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д.
При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы, т. е. активные и внутренне, и внешне.
В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает.
Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др. Чтобы толпа перешла из состояния просто активного в агрессивное, необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающи и общее возмущение, негодование.
И все же главная особенность агрессивной толпы — это деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных (футбольных, хоккейных и пр.) болельщиков-фанатов, поведение которых приводит к большим разрушениям во дворцах спорта, на стадионах, улицах.
С давних времен известно, что один и тот же человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:
• Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.
• Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди через поведение становятся похожими друг на друга.
• Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.
• Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.
• Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.
• Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.
• Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, ч го то-то и то-то было совершено им). Поэтому поведение человека характеризуется непредсказуемостью, что характерно и для толпы в целом.
Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для самих участников толп, гак и для окружающих.
Источник
Психологические особенности больших групп
Для больших социальных групп, возникших как результат естественного развития общества, характерны общие признаки, отличающие их от малых групп:
· Наличие регуляторов социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции).
· Образ жизни группы – определенное единство моделей поведения и особенностей жизненной позиции группы
· Наличие специфического языка – для этнических групп это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп язык может выступать в форме определенного жаргона (профессионального, возрастного).
Психологический склад группы состоит из:
· Устойчивых элементов – темперамент, нравы, обычаи, традиции
· Эмоционально-подвижные – потребности, оценка, мнение
Влияние большой социальной группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями:
1. Через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-психологическими условиями жизни всей группы.
2. Через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы
В социальной психологии большая группа и ее изучение пока что не нашли должного развития. Это связано, прежде всего, со сложностью объекта исследования, характеристикой предмета изучения социальной психологии. С 60-70-х годов 20 века к большим группам стали подходить с несколько другой позиции. Ряд исследователей — Дилигенский, Парыгин, Горячова, Андреева стали подходить к большой группе с разных точек зрения. Они считали, что психология малой группы и личности во многом определяется психологией большой группы. Однако, они подчеркивали, что методический арсенал изучения большой группы должен быть несколько другим, чем при изучении малых групп.
К числу важнейших психологических характеристик большой группы относится: Групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели.
При характеристике больших групп часто употребляют термин «психологическая общность», который употребил Б.Ф. Поршнев, имея в виду, прежде всего, определенный уровень идентификации членов данной общности, которая который на уровне взаимодействия с другими группами проявляется в чувстве – МЫ-, и чувстве – ОНИ-:
МЫ – выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой, являясь своеобразным индикатором и осознанием принадлежности к некоторой группе.
В последние годы ряд исследователей предприняли попытку разграничения большой группы по уровню ее сплоченности и идентификации.
Дилигенский выделил три вида групп:
1. Типологические — общность людей, наделенных одним каким-либо признаком и представляющих собой простую арифметическую сумму индивидов, объединение которых не создает никакого нового социально-психологического качества. Являясь наиболее распространенной среди других видов больших групп, они имеют низкий элементарный уровень сплоченности.
2. Идентификационные – это общности, члены которых имеют групповое самосознание, сознательно отделяют одну свою группу от других. Имеют более высокий уровень развития, базируются на чувстве — МЫ -, и – ОНИ –(армяне против азербайджанцев).
3. Солидарности – самый высокий уровень психологической общности людей. Члены данных групп не просто идентифицируют себя с группой, но и обладают психологической готовностью к совместным действиям во имя групповых целей и интересов (брать винтовку и идти друг против друга – армяне против армян).
При характеристики больших групп, ряд исследователей: Андреева и Горячева, выделяют следующие структурные характеристики:
· Психический склад – как более устойчивое образование: нравы, обычаи, традиции, вкусы.
· Эмоциональная сфера – как, более подвижное, динамическое образование: потребности, интересы, настроения.
К отличительным особенностям изучения психологии больших групп относится то факт, что в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведении, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции). К числу важнейших регуляторов поведения людей в больших группах можно отнести: образ жизни группы (традиции, нравы, обычаи). В рамках определенного этого образа жизни, определенную роль играют: интересы, потребности, ценности и наличие специфического языка.
Социальная психология как наука изучает общественную психологию группы, которую рассматривает как психологию большой группы.
Общественная психология является структурной единицей общественного сознания. Высшую ступень отражения общественной психологии представляет – идеология. Она означает теоретическую форму освоения социальной действительности, тогда как общественная психология возникает, опираясь на непосредственный социальный опыт определенных общественных групп.
Большое внимание характеристике общественной психологии уделял Г.В, Плеханов. Ему принадлежит пяти-членная формула, описывающая структуру общества:
1. Производительные силы
2. Производственные отношения
3. Общественно-политический строй – форма общества, выражающая производственные отношения
4. Общественная психология – определенное состояние духа и нравов, соответствующая этой форме
5. Идеология – литературные, философские и политические взгляды
Плеханов определял общественную психологию как преобладающие настроения чувств и умов в данном общественном классе данной страны и данного времени.
Формирование общественной психологии и сознания той или иной группы определяется двумя путями:
1. Через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы
2. Через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде, с четко выраженными чертами данной группы
Психология любой общественной группы включает в себя определенную систему элементов:
1. Общественно-психологические свойства: потребности, интересы, идеалы, черты психического склада данной социальной группы – коллективизм, религиозность, трудолюбие, лень, индивидуализм.
2. Общественно-психологические отношения – включающие: традиции, взгляды, обычаи, общественное мнение, семейно-брачные отношения, симпатии-антипатии, деловые отношения, психологическая совместимость.
3. Общественно-психологические состояния – массовидные эмоции, страсти, чувства, умонастроения.
4. Общественно-психологические процессы — подражание, внушение, заражение, конформность, происходящие в процессе общения.
В структуре психологии больших групп, к числу регуляторов поведения относятся такие феномены: стереотипы, идентификация, каузальная атрибуция, межличностная аттракция, эффект Ореола
К числу массовидных общественно-психологических явлений относятся: подражание, заражение, внушение, убеждение, мода, соревнование, конкуренция, сотрудничечство.
Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 4378 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник