Эмоциональная ригидность у ребенка это

Особенности обучения ригидных (медлительных) детей в начальной школе
статья на тему

В возрасте 6-7 лет у ребенка развивается способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также относительно быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы ребенок становился более внимательным, он учится подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности), и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Большую проблему составляют трудности организации учебного процесса младших школьников со слабой переключаемостью внимания с одного вида учебной деятельности на другой, или с отсутствием способности переключать внимание. Психологи называют детей, с такими психологическими особенностями — ригидными.

Скачать:

Вложение Размер
tezisy.docx 18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения ригидных детей в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Н.А. Медведева, учитель начальных классов,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №77»

Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка, в котором происходят формирование личности, развитие личностных механизмов поведения, начальный школьный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в начальный школьный период развития ребенка.

В возрасте 6-7 лет у ребенка развивается способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также относительно быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы ребенок становился более внимательным, он учится подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности), и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Большую проблему составляют трудности организации учебного процесса младших школьников со слабой переключаемостью внимания с одного вида учебной деятельности на другой , или с отсутствием способности переключать внимание . Психологи называют детей, с такими психологическими особенностями — ригидными .

Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидности свойство чаще всего обозначается термином «флексибильность».

Психическая ригидность определяется преимущественно через категорию способностей – «индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности». Отсюда ригидность понимается, как (относительная) неспособность личности в случае требований объективной ситуации: «изменить свою психическую установку», «реагировать на новую ситуацию», «изменить действие или отношение», «поставить себя на место другого человека», «изменить поведение», «реорганизовать проблемный материал», «переструктурировать способы поведения», «усвоить новые средства приспособления», «корректировать программу деятельности».

Некоторые психологи в своих наблюдениях психической ригидности делают упор на том, что лежит в основе «неспособности к изменению». Они определяют ее как: «приверженность к неадекватному способу выполнения задания», «тенденция придерживаться привычного», «привязанность к неадекватному способу поведения и восприятия».

Чаще всего психическая ригидность определяется альтернативно: либо как свойство личности, либо как характеристика поведения, поэтому психологи утверждают, что наличие психической ригидности сказывается на особенностях протекания мышления и эмоций у младших школьников и способов школьной дезадаптации.

Психологи рекомендуют учителям, обучающих медлительных и ригидных детей настраивать на каждый этап учебной работы.

Особенно остро встает проблема обучения медлительных и ригидных детей в развивающей программе академика Л.В. Занкова, т. к. каждый этап занковского урока насыщен поисковой деятельностью, которая требует от учащихся достаточно быстрых умственных реакций, анализа и синтеза увиденного и услышанного на уроке. Обычно темп занковского урока быстрый, поэтому медлительные и ригидные дети, не успевая за работой остальных одноклассников остаются «вне» самого ценного – развития интеллектуальных способностей. Изучая работы таких психологов, как Мухиной В.С., Залевского Г.В., Выготского Л.С. и др. можно выделить следующие педагогические рекомендации для работы с ригидными и медлительными детьми:

! Педагогу необходимо уметь выявлять ригидных детей и включать в работу методы и создавать условия на снижение ригидности.

Для этого можно использовать:

  • опросником ригидности Г.В. Залевского
  • методом цветовых выборов М. Люшера в адаптации Собчик Л.Н.
  • методом пиктограмм

1. Больше свободы, меньше угрожать и наказывать, избегать ситуаций, провоцирующих возникновение отрицательных эмоций;

2. Способствовать удовлетворению потребности детей в эмоциональном контакте со взрослым;

3. Поддерживать инициативу каждого ребенка

4. Внимательно относиться к чувствам детей, ценить и принимать их такими, каковы они есть;

5. Быть откровенным с детьми;

6. Активно участвовать в совместной деятельности и делиться возникающими чувствами;

7. Выслушивать детей, поощрять их к анализу мыслей, чувств и поступков и принятию самостоятельных решений;

8. Формировать чувство доверия у детей и ответственности за свое поведение и чувства;

9. Использование на занятиях приемов и упражнений на развитие мышления, воображения и творчества. А именно включать в работу с ними методы на развитие опосредованного запоминания, расширение понятийных структур, развитие способности дифференцировать существенные признаки предметов или явлений, развитие способности к обобщению и абстрагированию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе.

Информатика в начальной школе – это не сухой и скучный курс про компьютеры и информационные технологии. Это курс про живое слово, проявляющее себя в устной речи и которое может быть отраж.

Здесь отражены проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся и учителя на начальном этапе обучения иностранному языку, а также приведен опыт по решению этой проблеме.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.

Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии. Не все проблемы можно исправить в дошкольном возрасте. Качественно простроенная система обучения детей с ТН.

В статье рассматриваются особенности обучения шахматам в первом классе общеобразовательной школы. Приводится примерный учебный план занятий.

Что такое дистанционные технологии в школе.

Источник

Эмоциональная ригидность у ребенка это

Общая психопатология

Изменение эмоциональной реактивности

В этом разделе и двух последующих будут рассмотрены различные варианты патологии эмоциональных свойств, т.е. устойчивых характеристик эмоциональной сферы индивида, особенности эмоционального реагирования, свойственные определенному человеку в целом на протяжении всей его жизни или значительного ее отрезка.

Условно эти расстройства можно разделить на три группы:

  1. Изменение эмоциональной реактивности.
  2. Несоответствие эмоциональных реакций стимулам, их вызывающим.
  3. Обеднение эмоций.

Изменение эмоциональной реактивности

Эмоциональная лабильность — легкая изменчивость настроения по незначительным, сиюминутным причинам. Повышение настроения имеет оттенок сентиментальности, умиления, понижение — слезливости, иногда раздражительности. Встречается при астенических состояниях разного генеза, органических поражениях головного мозга.

Выраженная степень — эмоциональная слабость или псевдобульбарный аффект (резкие колебания настроения по любому поводу с неспособностью сдерживать их внешние проявления), характерна для груборганических поражений головного мозга. Например, пожилая пациентка с деменцией смотрит в отделении телевизор и все время плачет: когда герои сериала ссорятся, она плачет из-за того, что переживает по этому поводу, когда они, напротив, мирятся и обнимаются, она плачет от умиления, радости.

Эксплозивность (взрывчатость) чрезмерная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками аффектов ярости и гнева; может сопровождаться агрессией. Снижается контроль за поведением, не способны «сдержать» себя, даже если изначально повод для недовольства был пустяковый.

Характерна для последствий органических поражений головного мозга (черепно-мозговой травмы, эпилепсии и пр.; см. эксплозивный вариант ПОС). Также этот вариант эмоционального реагирования может усиливаться под воздействием психологических причин, в первую очередь в результате длительного нахождения в ситуации опасности (например, пребывание на войне, в тюрьме, служба в органах правопорядка, занятия спортивными единоборствами и др.). В этих случаях привычный взгляд на мир в «черно-белых» красках приводит к тому, что в ситуации даже незначительной угрозы человек склонен быстро переходить к активным агрессивно-оборонительным действиям, в том числе без учета возможных последствий этих действий (так как руководствуется принципом — «если не ты его, то он тебя»).

Эмоциональная ригидность — тугоподвижность, вязкость эмоциональных переживаний, склонность к длительному переживанию чувств (особенно неприятных). Выражением может быть злопамятность, упрямство. Обычно эмоциональная ригидность — проявление общей торпидности психических процессов, поэтому сочетается с патологической обстоятельностью (вязкостью) мышления, замедлением протекания психических процессов (брадифрения).

Характерна для последствий органических поражений головного мозга (последствий черепно-мозговой травмы, эпилепсии и пр.).

Источник

Эмоциональная лабильность и ригидность

Мы часто слышим о человеке, что он слабодушный, раздражительный или ригидный, тугой и медленно соображает в критической ситуации.

Эмоции, как сложные системные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством эмоции), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы) ,а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля.

Психологу важно учитывать, что у человека все эти индивидуальные проявления эмоций чрезвычайно широко варьируют — они зависят от возраста человека, его темперамента и личности в целом.

Эмоциональная лабильность (эмоциональная слабость). При ней обнаруживается чрезмерная подвижность, облегченность смены эмоций, например перехода от слез к смеху и наоборот. Если в пожилом возрасте эмоциональная лабильность, особенно в случаях её нарастания, расценивается как признак патологии (слабодушие, эмоциональная слабость),то для детей это явление естественно и расценивается как возрастная норма. При астении (не проходящее бессилие, слабость при психическом и физическом истощении) в период выздоровления после тяжелых соматических заболеваний также часто наблюдается эмоциональная лабильность, но она при этом обычно сочетается с обостренной эмоциональной чувствительностью к раздражителям и быстрой истощаемостью эффектов (эмоциональная гиперестезия).

Эмоциональная ригидность (инертность, «тугоподвижность», вязкость» эмоций) — противоположное эмоциональной лабильности состояние. У человека переживаемая эмоция длительное время сохраняется, хотя вызвавшее её событие давно миновало. Чаще всего такая длительная задержка («застреваемость» персервация) возникает на неприятных переживаниях — чувстве вины, обиды, злобы, мести. Как личностная особенность эмоциональная инертность отмечается у акцентуированных тревожно-мнительных и параноических личностей. [П.И. Сидоров, А.В. Парняков, с. 224-225].

В.Б.Шпарь книге «Новейший психологический словарь» пишет: «Ригидность (лат. rigidus — жесткий, твердый) — в психологии затрудненность вплоть до полной неспособности — при изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих её перестройки.

1) когнитивную, обнаруживаемую в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации;

2) аффективную, выражающуюся в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций;

3) мотивационную, проявляющуюся в тугоподвижной перестройке системы мотивов в обстоятельствах, требующих гибкости и изменения характера.

Уровень ригидности проявляемой субъектом, обусловлен взаимодействием его личностных особенностей с характером среды, включая степень сложности поставленной задачи, её привлекательность, наличие опасности, монотонность стимуляции и пр.[c.546-547].

Р.С.Немов констатирует:» ригидность:

-1. Особенность психологии, черта личности человека, которая проявляется в негибкости его познавательных процессов и поведения, т.е., в их неизменности и постоянстве при изменяющихся внешних или внутренних условиях, которые требуют изменения поведения человека.

— 2. Жесткость, негибкость, низкая адаптируемость или приспосабливаемость чего либо к сложившимся условиям, например какого-либо психологического или физиологического процесса к внешней среде.

— 3. Одно из основных свойств нервной системы, противоположное лабильности[c.379].

В.А.Жмуров пишет: «Ригидность (лат. rigidus — жесткий, твердый)

— 1 в физиологии — состояние сильного мышечного напряжения;

— 2 в теории личности — черта, характеризующаяся когнитивной, перцептивной и/или социальной инертностью, инвариативностью или негибкостью. Часто бывает следствием органического поражения головного мозга, в частности эпилепсии[c. 548].

4 типа ригидного поведения:

1. Карательное общение: преобладают замечания, критика, отказы, обвинения, упрёки.

2. Подчинённое общение: преобладают выражения согласия, примирения, извинения и оправдания, стремление к сохранению спокойствия любой ценой;

3. Холодное общение: рациональное, сухое, деловое, корректное и однообразное общение, в котором отсутствуют эмоциональные проявления (напоминает общение с компьютером).

4. Отвлекающее общение: не касается того, о чём говорят другие, внимание отвлекается от первоначального предмета разговора, что делает не возможным обсуждение проблем.

Эмоциональная возбудимость обычно определяется той минимальной силой , интенсивностью внешних и внутренних стимулов, которые способны вызвать отклик, эмоциональную реакцию человека Более выраженная реактивность наблюдается в детском и подростковом возрасте, а в старости она снижается. При повышенной чувствительности, проявляющейся легкой ранимостью, говорят о б эмотивности.
Эксплозивность (взрывчатость) — бурные эпизоодические взрывы аффектов, которые неадекватны раздражителям, проявляются по каждому ничтожному поводу, иногда даже с проявлением агрессии к окружающим или аутоагресии (самоповреждения). Взрывчатость часто сочетается с инертностью о тугоподвижностью эмоций, а также трудностями их произвольного контроля.
Эмоциональная монотонность (холодность) — в отличие от эксплозивности (взрывчатости), характеризуется неадекватно монотонным, ровным, холодным , почти безразличным отношением ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости.
Эмоциональный «паралич». В некоторых случаях в результате внезапного, шокового воздействия психической травмы (стихийное бедствие, катастрофа или тяжелое известие) наступает осторое кратковременное выключение эмоций (паралич эмоций), когда никакие воздействия не находят эмоционального отклика в душе. Потеря способности осознавать различные чувства (радости, печали, любви)[П.И. Сидоров, А.В. Парняков, с. 225-226].

Источник

Читайте также:  Рабочие место снять стресс
Оцените статью