Развиваем у детей навыки управления эмоциями
Управление эмоциями важно для развития самообладания ребенка, гибкости в общении и чувства собственного «я»
Чтобы научиться управлять эмоциями, детям необходима помощь родителей и чтобы к их потребностям относились с уважением и заботой. Это помогает повысить самооценку, лучше справляться с эмоциями и ладить с окружающими людьми. Дети, имеющие такой опыт, психически здоровы и умеют налаживать хорошие взаимоотношения с другими. Они чаще ощущают себя счастливыми, умеют радоваться жизни, намного более успешны в выбранных занятиях.
Помогая детям справляться с эмоциями, родители развивают их эмоциональную сферу. Шаг за шагом это помогает им достичь того, чего в одиночку они не смогли бы достичь. Дети учатся контролировать себя и адекватно проявлять эмоции, наблюдая, как взрослые взаимодействуют с ними и между собой.
Родители могут помочь ребенку преодолеть стрессовые ситуации (например, в моменты потрясений и неуверенности), с заботой относясь к их потребностям и показывая, как лучше справиться со стрессом. При таком отношении ребенок чувствует себя в безопасности и не боится исследовать окружающий мир, будучи уверенным в том, что родители о нем заботятся. Ощущение безопасности и доверия важно для развития собственного «я» ребенка.
Доверительные и теплые взаимоотношения с ребенком формируют у него адекватную эмоциональную реакцию на события, высокую самооценку, помогают понимать эмоции других людей. Дети, которым родители помогают справляться со сложными чувствами, постепенно учатся управлять эмоциями самостоятельно.
Со временем ребенок всё лучше управляется с эмоциями во многих жизненных ситуациях. Так или иначе, ему важно понимать, что в сложных жизненных ситуациях он может обратиться за поддержкой к другим людям.
Когда ребенок доверяет родителям – он чувствует, что сможет справиться с любыми жизненными ситуациями. Такой положительный эмоциональный опыт необходим для здорового развития психики и формирования личности.
От «гормонов стресса» – к «гормонам радости»
Чтобы научить ребенка управлять эмоциями, необходимо развить у него ощущение безопасности и оптимизма. Для этого нужно помочь ему перейти от негативных эмоций (таких как стресс, страх или беспокойство) к позитивному состоянию безопасности и готовности к действиям. В свою очередь, для этого требуется снизить уровень «гормонов стресса», таких как кортизол и адреналин, повышая уровень «гормонов счастья», таких как допамин, серотонин и окситоцин.
У взрослых «гормоны счастья» способствуют эмоциональной устойчивости, укрепляют память и внимание, повышают доверие к окружающим и снижают уровень страха, развивают социальные навыки и сочувствие. При высоком уровне «гормонов счастья» человек чувствует удовлетворенность жизнью. Выработка данных гормонов, в частности окситоцина, происходит у человека и тогда, когда он о ком-то заботится. Окситоцин помогает родителям чувствовать себя хорошо, заботясь о ребенке, и лучше понимать его потребности.
У детей основным «гормоном счастья» является серотонин. Его уровень повышается, когда мы посвящаем ребенку время, играем с ним, вместе занимаемся чем-то, что ему интересно. Когда родители сами указывают ребенку, что ему делать, когда он должен заниматься чем-то по расписанию, ребенок испытывает стресс и быстро утомляется. Это может вызвать у него приступы гнева, недоверие или расстройства сна.
Высокий уровень «гормонов стресса» ослабляет концентрацию ребенка, его способность решать конфликты и задачи, исследовать новое. Дети, у которых в дошкольном возрасте наблюдался высокий уровень стресса, чаще проявляли агрессию и беспокойство, хуже контактировали со сверстниками. Однако никогда не поздно научиться преодолевать стресс и управлять эмоциями.
Когда у ребенка высокий уровень «гормонов стресса» и низкий уровень «гормонов счастья», у него могут проявляться следующие симптомы:
- высокий уровень конфликтности и проблемы с выражением благодарности;
- низкий уровень мотивации, подавленность;
- проблемы с концентрацией;
- нежелание идти на контакт с окружающими;
- в стрессовых ситуациях – избегание других людей;
- обеспокоенность, настороженность;
- гиперактивность, неадекватное поведение;
- быстрая утомляемость, проблемы со сном.
Когда родители понимают взаимосвязь между эмоциями ребенка и его поведением, они могут, основываясь на эмоциональном опыте ребенка, помогать ему развиваться. Проявление заботы, увеличение количества тактильных контактов с ребенком снижают у него уровень «гормонов стресса» и повышают уровень «гормонов счастья». Ребенок, который имеет много тактильных контактов, легче реагирует на стрессовые ситуации и быстрее успокаивается. Термин «эмоциональная регуляция» обозначает состояние, когда у ребенка развито достаточное количество эмоций, моделей поведения и физиологических механизмов, с помощью которых он реагирует на ситуации сразу или через определенное время.
Помочь ребенку обеспечить свои потребности не означает оградить его от всех стрессовых ситуаций и разочарований. Детям нужны жизненные препятствия, с которыми они могут справиться. Это развивает у них навыки решения жизненных задач и эмоциональной саморегуляции.
Забота о детях помогает снизить уровень «гормонов стресса» и повысить уровень «гормонов счастья» как у детей, так и у их родителей. Дети меньше подвержены стрессу, когда им позволяют самим решать, когда и в каком темпе выполнять задачи.
Проявляйте заботу о ребенке
Обеспечивая ребенку ощущение безопасности, вы помогаете ему справляться с эмоциями. Иногда, когда ребенок чувствует усталость, голод, подавленность, страх или волнение, ему может потребоваться ваша помощь и забота. Самое элементарное проявление заботы о ребенке – это открытый и честный разговор с ним. Во время разговора придерживайтесь следующих правил:
- Задавайте ребенку вопросы о его чувствах.
- Используйте открытые вопросы, мотивирующие ребенка выражать эмоции («Что тебе больше всего понравилось во время прогулки в парке?», «Что еще можно вылепить из пластилина?»).
- Давайте ребенку понять, что его слышат и понимают. Разговаривайте с ним наедине, а во время разговора не занимайтесь ничем посторонним.
- Во время разговора находитесь на одном уровне с ребенком, чтобы не вызвать у него ощущение дискомфорта.
- Поддерживайте визуальный контакт с ребенком, проявляя к нему интерес.
- Во время разговора принимайте открытую, расслабленную позу.
- Выражение лица во время разговора должно быть позитивным.
- Слушайте, что говорит ребенок, и сами поддерживайте разговор с ним.
- Разговаривайте не слишком громко и быстро.
Проявляйте тактильные контакты
Чтобы развить социальные навыки и научиться управлять эмоциями, детям нужны тактильные контакты. Родителям следует чаще обнимать и дружески похлопывать своих детей, проявляя уважение и теплоту по отношению к ним. Тактильные контакты дают ребенку положительные эмоции и поддерживают его в сложных эмоциональных ситуациях: «Я понимаю, что ты сейчас расстроен», «Я знаю, что ты злишься. Я спокоен и помогу тебе успокоиться».
Тактильные контакты важны на протяжении всей жизни. Конечно, у детей есть свои предпочтения, и для родителей важно относиться к ним с уважением. Некоторые дети не любят прикосновений, и в таком случае для родителей важно найти другие способы устанавливать контакт с ними. Тактильные контакты важны для развития у ребенка собственного «я» и помогают ему развивать способность устанавливать близкие взаимоотношения с другими людьми.
Многим маленьким детям нравятся объятия. Старшим детям больше нравятся дружественные прикосновения к руке, плечу, голове или просто жесты одобрения. Простые тактильные контакты снижают уровень «гормонов стресса» и способствуют выработке «гормонов счастья», а также необходимых для ребенка гормонов роста.
Отражайте эмоции ребенка
Правильно реагируя на эмоциональные сигналы детей, родители могут помочь им научиться понимать свои эмоции и управлять ими. Отражение эмоций происходит тогда, когда родители отвечают на эмоциональные реакции ребенка, объясняя и называя ему его эмоции. При этом важно следить за своим тоном голоса и жестами. Это поможет ребенку:
- усвоить, что его эмоции признают;
- научиться понимать свой внутренний мир и распознавать эмоции;
- усвоить, что эмоции – это неотъемлемая часть жизни;
- установить связь между своим эмоциональным опытом и новыми жизненными ситуациями;
- различать эмоции и чувства;
- называть эмоции.
Для отражения («отзеркаливания») эмоций ребенка можно также использовать невербальные средства коммуникации – позы, жесты и т. д. Для эмоционального развития ребенка важно, чтобы вербальные и невербальные сигналы родителей соответствовали друг другу. Например, спокойный тон и открытые жесты в сочетании с терпеливым объяснением вселяют в ребенка ощущение безопасности и доверие. Использование невербальных сигналов делает слова взрослого более убедительными. То, как вы говорите, не менее важно, чем то, что́ вы говорите. Несоответствие вербальных и невербальных сигналов сбивает ребенка с толку.
Практикуйтесь отражать эмоции
Чтобы выработать новый навык, потребуются время и упорство. Практикуйтесь отражать эмоции ребенка каждый день, и он постепенно научится контролировать себя. Наблюдайте, как другие родители общаются со своими детьми. Так вы узнаете о различных способах устанавливать контакт с ребенком и успокаивать его, когда он расстроен.
Каждый ребенок уникален
У каждого ребенка по-разному проявляются восприятие, реакции и взаимодействие с внешним миром. Одни дети энергичны, другие – более спокойны. Одни любят исследовать всё новое, а другие предпочитают привычные вещи. Одни дружелюбны и позитивны, а другие склонны к конфликтам. У некоторых малышей быстро меняется настроение, другим требуется помощь, чтобы справиться с огорчением. В новых ситуациях некоторые дети сразу включаются в происходящее, другие склонны наблюдать со стороны и долго обдумывать свои решения. Концентрация у детей также различается: одни выполняют задачи дольше, чем другие. Эти различия и делают каждого ребенка уникальным.
Когда ребенка понимают и принимают таким, какой он есть, он чувствует свою ценность. Детям лучше удается выполнять задачи, когда у них для этого достаточно времени и пространства. Родители могут помочь детям справляться с эмоциями, если они будут прислушиваться к их мнению и уважать их потребности.
Источник
Эмоциональная регуляция поведения младших подростков
Лебедева Елена Валерьевна – магистрант кафедры Психологии личности и специальной педагогики Гуманитарного института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
Аннотация: В настоящее время одним из показателей психического здоровья является способность регулировать эмоциональные состояния. Статья посвящена изучению и сравнительному анализу эмоциональной регуляции поведения в подростковом возрасте у школьников из общеобразовательных классов и классов выравнивания. Исследование помогло выявить особенности эмоциональных состояний и их влияние на поведение младшего подростка.
Ключевые слова: Эмоциональная регуляция поведения, младшие подростки, общеобразовательные классы, классы выравнивания, эмоции, тревожность.
Регуляция собственных эмоций – это важная способность, которая является одним из значимых показателей психического здоровья и уровня психосоциального развития. В младшем подростковом и подростковом возрасте данная способность особенно необходима, так как в этот период у детей эмоциональное развитие претерпевает существенные изменения: повышается эмоциональность, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Эмоциональные нарушения, которые возникли в этот период, сильно влияют на развитие личности, они могут привести к неуспеваемости, трудностям общения со сверстниками и взрослыми, к асоциальным формам поведения, к ухудшению здоровья. В общеобразовательных учреждений мы можем наблюдать проявление неспособности младших подростков к эмоциональной регуляции поведения, а в условиях классов выравнивания это проявляется наиболее ярко. Выявление особенностей данной регуляции и диагностика ее нарушений может стать важным инструментом в работе с детьми, страдающими психоэмоциональными расстройствами.
В понимании эмоциональной регуляции мы опираемся на труды О. В. Дашкевича, И. Ю. Васильева, В. К. Вилюнаса, А.Я. Чебыкина, Л. Пулккинена и других.
О. В. Дашкевич выделил две формы эмоциональной регуляции: актуальную – в виде процесса эмоционального регулирования и потенциальную – в виде системы эмоциональных установок. Компонентами эмоциональной регуляции являются побуждающие эмоции, эмоциональные побуждения к цели, эмоции уверенности и сомнения, эмоции оценки результатов. Данные компоненты принимают участие в выделении значимого предметного содержания ситуации, модулирования побуждения с учетом ее условий, в субъективной оценке вероятности достижения успеха, в интеграции процессов общей психической регуляции [2].
А.Я. Чебыкин утверждал, что в решении проблемы эмоциональной регуляции учебной деятельности особое внимание необходимо уделять изучению особенностей развития эмоциональной сферы обучающихся [5].
Л. Пулккинен в своих работах предложил модель регуляции поведения, сделав акцент на эмоциональном самоконтроле, который позволяет детям контролировать свои агрессивные реакции. Исследователь выделил четыре типа поведения и соответствующие им формы саморегуляции эмоций. Если ребенок принадлежит к типу с плохим самоконтролем эмоций – агрессивным и тревожным, то это послужит фактором для дальнейшей подверженности агрессивному поведению, для ухудшения психологического здоровья и возникновения проблем с социализацией в обществе. При высоком самоконтроле эмоций человек успешно социально адаптируется. Важным положением модели регуляции поведения является то, что на основе особенности регуляции в детском возрасте можно предсказать уровень и характер социальной адаптации взрослого человека [3].
Е. А. Сергиенко говорит о контроле поведения как об интегрированной характеристике субъектной регуляции. Свою концепцию он строит на: 1) единстве, неразрывности когнитивных, эмоциональных и исполнительных (действиях) компонентах психической организации; 2) на том, что именно субъект как носитель психического реализует интегрированное взаимодействие данных компонентов; 3) на том, что субъект всегда индивидуален [4].
Знания и понимание содержания механизмов эмоциональной регуляции поведения младших подростков из классов выравнивания представляет несомненную важность для практической психологии, а именно открывает новые возможности в работе с подростком. Известно, что школы и специализированные учреждения, в которых обучаются дети и подростки с отклоняющимся поведением, нуждаются в новых, эффективных подходах диагностики и последующей реабилитации своих воспитанников.
Цель исследования: Сравнительный анализ эмоциональной регуляции поведения у младших подростков из общеобразовательных классов и классов выравнивания.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики.
- Методика определения общей эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова.
- Исследование уровня тревожности по тесту Спилбергера-Ханина
- Тест на эмоциональную регуляцию (Гросс и Джон, 2003).
Гипотеза: Мы полагаем, что младшие подростки из классов выравнивания характеризуются рядом особенностей проявления эмоциональной регуляции и реакции на проблемную ситуацию, по сравнению с детьми из общеобразовательных классов.
Организация исследования. Исследование проходило на базе МБОУ «СОШ № 11» г. Владимира. В нем принимали участие две группы школьников из пятых и шестых общеобразовательных классов (56 человек) и классов выравнивания (55 человек).
Проведя, сравнительный анализ общей эмоциональной направленности личности младших подростков по методике Б. И. Донова «Определение общей эмоциональной направленности личности», мы изучили эмоциональную направленность младших подростков из общеобразовательных классов и классов выравнивания (результаты представлены в таблице 1). Для нас эти данные важны, так как потребности тесно связаны с эмоциями, если ребенок не может удовлетворить свою потребность, то у него возникают отрицательные эмоции.
Различия найдены по всем шкалам. Мы разберем наиболее отличающиеся результаты. Альтруистические эмоции – у 84% детей общеобразовательного класса выражена потребность отдавать, делиться, помогать, ярко проявляется направленность на других. А в классе выравнивания в данной потребности нуждаются 67%. В то же время лишь у 16% учащихся общеобразовательного класса мы увидели низкие результаты, что говорит о направленности на себя, потребности брать и получать, а в классе выравнивания у 33% детей.
По шкале глорические эмоции – 58% школьников общеобразовательного класса имеют потребность в славе и известности, 42% подростков желают быть незаметными. В классе выравнивания высокий процент учащихся (67%) хотят быть незаметными.
По шкале пугнические эмоции – у 63% исследуемых выражена потребность в безопасности и,формирующаяся на этой основе, осторожности, 37% детей хотят рисковать, преодолевать опасности. В классе выравнивания все 100% учащихся стремятся к безопасности, это может говорить о том, что они обделены заботой и защитой со стороны семьи.
Таблица 1. Показатели общей эмоциональной направленности личности младших подростков.
Проявляющиеся эмоции
Учащиеся в общеобразовательном классе
Учащиеся в классе выравнивания
Кол-во респондентов с высокими результатами, %
Кол-во респондентов с низкими результатом, %
Кол-во респондентов с высокими результатами, %
Кол-во респондентов с низкими результатом, %
Источник