Эмоциональная речь при радости

«Влияние эмоционального состояния на речевую активность дошкольников»

Марина Никифорова
«Влияние эмоционального состояния на речевую активность дошкольников»

Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

М. Ф. Фамичева в своей исследовательской работе по воспитанию у детей правильного звукопроизношения напоминает – речь не является врожденной способностью человека, она формируется вместе с его ростом и развитием. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на их деятельности и поведении. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, нерешительными, плаксивыми, другие — гиперактивными, агрессивными. Дети стесняются своей речи, трудно вступают в общение с взрослыми и сверстниками.

Как помочь детям овладеть всем многообразием родного языка, обрести уверенность в себе?

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные, но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть. Развитие речи теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.

М. М. Алексеева, В. И. Яшина поднимают проблему характеристики языка, как средства человеческого общения, его коммуникативную функцию. Широкий спектр деятельности по проблеме эмоционального благополучия детей предлагают программа С. В. Крюковой, «Давайте жить дружно!». Цель программы – адаптировать детей к условиям дошкольного учреждения, создать у них чувство принадлежности к группе, развивать коммуникативные навыки. М. А. Пономарева в своей исследовательской работе по игротерапии общения дает рекомендации и практический материал по использованию игр для развития общения.

Проработав данные исследований,пришла к следующему: мы, педагоги, совместно с родителями, которые ближе всех к детям, должны формировать у малышей коммуникативную функцию речи – общение, так как общение является важнейшим средством развития речи.

В общении со сверстниками и взрослыми дети проявляют умение слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их, поддерживать диалог.

В результате педагогического анализа предположила,что успех в работе по теме возможен при соблюдении условий:

— физическое здоровье ребенка;

— культурно – языковая среда;

— развивающая среда группы;

— взаимодействие с семьей.

Наиболее благоприятной формой развития речевой активности является игра. Во время игрового общения успешно формируются коммуникативные навыки, развивается речевая активность.

Д. Б. Эльконин напоминает, новые потребности к ведущей деятельности — игре, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, в результате чего речь становится более связной.

В игровом общении повысилась речевая и познавательная активность детей, интерес родителей к делам детей, снизилось количество конфликтных ситуаций в группе.

Только в игре можно достигнуть эмоционального комфорта, который позволяет активизировать и развивать речь детей.

Использование дидактических игр для формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Аттестационная работа «Формирование грамматического строя речи дошкольников в играх» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать.

Источник

17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления

На курсах ораторского искусства учат, что эмоциональная связь с аудиторией не менее важна, чем умение хорошо говорить. Методы установления связи есть основные и дополнительные.

Основные методы для оратора:

  1. Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции.

У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку.

Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства. Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений» пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться».

Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.

  1. Подбирайте эмоционально окрашенные слова.

Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления.

Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников.

Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?

  1. Используйте содержательные аналогии и фигуры речи.

Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом.

Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.

  1. Рассказывайте истории.
Читайте также:  Что называется органом чувств

Овладеть мастерством рассказа – кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи.

  1. Используйте юмор.

Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Оратору нужно обязательно научиться шутить. Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись.

На своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию.

  1. Используйте наглядность.

Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова.

Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций?

– Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких.

– Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки.

В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.

Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления.

Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица.

Дополнительные методы для оратора:

  1. Перед выступлением проводите анализ аудитории.

Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Данные анализа аудитории очень помогают улучшить выступление с учетом этой информации.

  1. Вызывайте интерес с помощью маркетинговых материалов.

Если человек испытывает эмоции, это мотивирует его к действию. Так, если его эмоция – жалость, он скорее пожертвует деньги на благотворительность.

Если заинтересовать аудиторию маркетинговыми материалами, она будет склонна действовать. Что делает заинтересованный человек?

– Уделяет ей внимание.

– Берет что-то на заметку.

– Увлекается словами оратора и следует его советам.

Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью.

Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно.

Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение.

  1. Будьте искренни.

Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции.

Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами.

Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.

  1. Модулируйте голос под стать эмоциям.

– Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом.

– Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона.

– Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.

  1. Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям.

Это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Используйте в выступлении 9 жестов и движений оратора-мастера. Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку.

Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает.

Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.

  1. Поддерживайте зрительный контакт.

Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи.

  1. Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией.

Выйдите из-за кафедры.

Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей.

Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Если все же необходимо выступать за кафедрой, то делайте это правильно.

Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.

  1. Устраняйте эмоции-помехи.

Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например:

– Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы.

– Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия.

– Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем.

– Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории, могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.

  1. Избегайте больных тем.
Читайте также:  Зуд при нервном стрессе

Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций.

В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся.

Лучшая подстраховка – анализ аудитории. Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться.

Источник

Эмоциональная выразительность голоса

Голос — способность издавать звуки при разговоре. главное в голосе — подача. Подача — это настроение с которым используют голос.
Поэтому через голос можно озвучить настроение, например брутальная подача голоса уверенного в себе человека. Люди верят тому, как сказано. Признание в любви с безразличной подачей вряд ли тронет чьё-то сердце. В жизни мы используем разную подачу голоса. Говорим с мамой совсем не так как с кассиром, с ребенком — не так как с официантом. Если в голосе говорящего мы слышим заботу и уважение, то мы чувствуем доброжелательную подачу. Существуе безразличная подача голоса, например голос по телефону оператора: «Ваш звонок очень важен для нас».
Голос человека всегда признавался важным средством воздействия на слушателя. При этом отмечается важность уместности и целесообразности звукового оформления речи. В голосе выделяются такие составляющие, как интонация, качество голоса, или тембр, гибкость или голосовое модулирование, тон голоса.
Голос человека меняется под виянием гнева по громкости и по резонансу, тембру, высоте звука. При гневе голос может быть:решительный, сильный, рычащий, шипящий, более низкий чем обычно и даже с пронзительными выкриками. Рычащий и хрюкающий голос с повторяющимися звуками «ху» наблюдается у обезьян.

Выражение эмоций посредством голоса, эмоциональная выразительность и экспрессивность речи.
17 JULY 2009by: ИЛЬЯ РАССКАЗОВin: НЕОДИАЛОГ
Исследования выражения эмоций посредством голоса было начато в позапрошлом веке естествоиспытателями, учеными, наблюдающими за поведением человека и животных. Мы начинаем цикл статей с публикации исторического наблюдения Герберта Спенсера, изложенные в «The Origin and Function of Music,» «Essays, Scientific, Political, and Speculative». Изменение человеческого голоса под влиянием эмоций обсуждалось в книге Чарльза Дарвина «Выражение Эмоций». Чарльз Дарвин в своих наблюдениях подчеркнул сходства между выражением эмоций у человека и животных, хотя и отметил, что его наблюдения (второй половины 19-го века) не могут пролить свет на все вопросы, связанные с передачей эмоций с помощью голоса. Сам исследователь использовал сравнения между поведением животных, птиц, человека, считая последнего неотъемлемой частью животного мира. Приводим любопытный отрывок из вышеупомянутой книги «The expression of the emotions in man and animals» ( London: John Murray,1872, стр.85-94). Данный текст, содержит некоторые наблюдения, мнения и размышления Спенсера, Литчфилда и самого Дарвина об эмоциях человека и животных, а также выражении эмоций с помощью голоса. Удивляет актуальность наблюдений исследователей позапрошлого века в отношении вопросов, не получивших достойного объяснения по сей день.

ІІІТо, как меняется человеческий голос под влиянием различных эмоций, было подробно описано г-ном Гербертом Спенсером в его интересном эссе о происхождении музыки. Он ясно показывает, что человеческий голос может меняться по громкости и по качеству- то есть, по резонансу, тембру, высоте звука и по длительности пауз — в зависимости от ситуации. Слушая эмоциональную речь успешного оратора или проповедника, или речь человека сердитого или удивленного, поражаешься правдивости замечаний г-на Спенсера. Любопытно, что речь становится эмоционально выразительной в раннем детстве. Разговаривая со своим младшим полуторагодовалым сыном, я почувствовал, что он соглашается со мной радостным, а отказывается решительным тоном голоса. Далее в своей работе, г-н Спенсер, показывает, что эмоционально выразительная речь во многом похожа на мелодию голоса, имеет много общего с вокально-инструментальной музыкой. Г-н Спенсер пытается объяснить этот феномен физиологией, основываясь на законе, что эмоции являются стимулом для сокращения мышц. Но объяснения г-на Спенсера кажутся мне слишком общим и неопределенным, чтобы пролить свет на разницу (исключая громкость) между обычной речью, эмоциональной речью или пением.

Тем не менее, заметки Спенсера о голосе очень интересны, в независимости оттого, полагаем ли мы, что параметры голоса меняются в зависимости от сильных чувств, и что эти качества впоследствии нашли отражение в вокальной музыке. Либо мы верим в то, что прародители человека произносили музыкальные звуки при ухаживании, и таким образом возникла связь с самыми сильными эмоциями, на которые были способны предки человека, — а именно, горячая любовь, конкуренция и триумф победы.

Всем известно, что животные, способны издавать мелодичные звуки ІІІ каждый день мы можем слышать пение птиц. Интересен тот факт, что обезьяна-гиббон, воспроизводит своим голосом точную октаву, мелодично повышая и понижая голос полутонами. Иными словами, можно сказать, что обезьяна, одна из грубых млекопитающих, поет. На основе этого факта и принимая во внимание схожесть с поведением других животных, я сделал вывод о том, что мелодичность изменения тона голоса появилась у прародителей человека, вероятно, прежде членораздельной речи. Следовательно, когда голос выражает любые сильные эмоции, он принимает, по закону ассоциации, музыкальный мелодичный характер. У некоторых низших животных самцы используют свой голос для того, чтобы доставить удовольствие самкам. Мы можем наблюдать, что самцы животных испытывают удовольствие во время использования своего голоса; но то, почему произносятся специфические звуки и почему они приносят удовольствие, в настоящее время не имеет объяснения.

Читайте также:  Вдохновляющее лидерство через эмоциональный интеллект

Ясно, что высота голоса имеет некоторое отношение к определенным эмоциональным состояниям человека. Человек, жалующийся на болезнь, или испытывающий страдание, почти всегда говорит более высоким голосом. Когда собака, испытывает нетерпение, она издает высокий звук, который мы воспринимаем как жалобный. Как трудно понять — этот звук на самом деле возник оттого, что собака действительно жалуется, или же нам кажется, что собака жалобно скулит потому, что мы понимаем значение этого звука по собственному опыту. Ренггер утверждает, что обезьяны (Cebus azarae), которых он держал у себя дома в Парагвае, выражали удивление наполовину рыча и вдыхая воздух через ноздри; гнев или нетерпение, повторяя звук «ху» более низким хрюкающим голосом; а испуг или боль у них сопровождались пронзительными криками. С другой стороны, человек выражает глухими стонами и высокими пронзительными криками муки боли.

Человеческий смех может быть высоким или низким. Так Галлер отметил, что смеясь, мужчины используют гласные звуки O и A; а дети и женщины, звуки Е и И (в немецком языке); и эти последние гласные звуки имеют, по данным Гельмольц, более высокую частоту. Но все же, оба тона смеха в одинаковой степени отражают испытываемое удовольствие или развлечение.

Изучая то, как именно воспроизводятся эмоции голосом, мы подходим к пониманию выразительности в музыке. На этот пункт г-н Литчфилд, долгое время изучавший предмет музыки был так добр, чтобы дать мне следующие пояснения ІІІ Вопрос о том, что является причиной эмоциональной выразительности, пока не изучен и полон загадок. Но любая выявленная закономерность в передаче эмоций с помощью голоса приблизит нас к пониманию песни, как прототипа всей музыки. Большая часть эмоционального эффекта песни зависит от характера действия, которым были воспроизведены звуки.

Так, например, в песнях выражающих страсть, эффект часто в основном зависит от одного — двух голосовых пассажей, которые требуют определенной силы голоса. Часто та же самая песня не оказывает надлежащего эффекта, если певец, обладающий сильным голосом, не поет надлежащим образом голосовые пассажи. Без сомнения песня теряет свое влияние при смене музыкальной тональности. Действительно, всякий раз, когда мы слышим эмоционально выразительное пение мы распознаем темп (быстрый или медленный), плавность изменения звукового потока, громкость и т.д. Мы, фактически, интерпретируем мышечные движения голосового аппарата человека, который воспроизводит звук, таким же образом которым мы интерпретируем движения мышц тела. Но это не объясняет более тонкий эффект, который мы называем музыкальной выразительностью песни, восхищение мелодией, или даже отдельными звуками, которые составляют мелодию. Этот эффект, не имеет своего термина, и, насколько я знаю, никто не был в состоянии его проанализировать. В работе г-на Герберта Спенсера этот феномен не получил объяснения. Поскольку мелодичный эффект последовательности звуков не зависит от их громкости или приглушенности основного тона. Мелодия всегда остается той же самой мелодией, спета ли она громко или тихо, ребенком или взрослым; исполнена она на флейте или на тромбоне. Эффект любого звука зависит от его места в последовательности звуков. Те же самые звуки оказывают абсолютно разное влияние в зависимости от места в последовательности. Выразительность зависит от последовательности и взаимосвязи звуков. Но то, почему определенные последовательности и взаимосвязи звуков воспроизводят именно такие — то и такие — то эффекты, пока является нерешенной проблемой. Возможно эффект эмоциональной выразительности должен быть связанным с арифметическими отношениями между частотами вибрации звуков, которые формируют музыкальную октаву. Предположительно, вибрации звуков человеческой гортани могут вызывать большее или меньшее удовольствие, в зависимости от последовательности звуков.

Но оставляя в стороне эти сложные вопросы, и переходя к более простой теме, мы можем, по крайней мере, понять видеть взаимосвязь некоторых звуков и эмоциональных состояний. Крик о помощи (как у детенышей животных, так и у любого социального животного) естественно будет громким, продолжительным, и высоким, чтобы быть слышным и на большом расстоянии. Исследования Гельмольца показали, что вследствие особой формы строения внутреннего уха человека, обладающего способностью к резонансу, высокие пронзительные звуки производят чрезвычайно сильное впечатление на людей. Когда самцы животных ухаживают за самками, они, естественно, произносят приятные звуки, чтобы понравиться самкам. Возможно, что одни и те же звуки нравятся самым различным животным, вследствие подобия их нервных систем, поскольку и мы (люди) испытываем удовольствие при пении птиц и древесных лягушек. С другой стороны, звуки, издаваемые с целью испугать врага естественно должны быть резкими или неприятными. Играет ли роль в этом случае принцип антитезы ІІІ весьма сомнительно. Прерывистый смех и хихикающие звуки, издаваемые человеком и различными видами обезьян, при чувстве радости сильно отличаются от протяжных звуков при страхе и тревоге. Звук глубокого удовлетворения, произнесенный свиньей, когда она насытилась пищей, разительно отличается от ее резкого крика при чувстве боли или ужаса. У собак лай гнева и лай радости — звуки, совершенно отличающиеся друг от друга.

Из данного примера следует, что истоки речевой невербальной коммуникации, эмоциональной выразительности речи, интонирования и темпоритма берут начало в работах исследователей позапрошлого века, в их наблюдениях о взаимосвязи голоса и эмоционального состояния.

Источник

Оцените статью