Эмоциональная разрядка для сотрудников

Краткий курс выживания руководителя: эмоциональные сотрудники

Как оказалось, человека довели «до ручки» постоянные трения в коллективе и маленькая зарплата.

Эмоциональные всплески — нередкий «гость» в офисе. Безудержная эмоциональность на работе — большая проблема. Давайте разбираться, что с этим делать.

Кто склонен устраивать внезапные «извержения Везувия»

Условно таких людей можно разделить на две категории.

  • Сотрудники, которые обычно не склонны к всплескам и бурным проявлениям эмоций.

Причиной нервного срыва и эмоционального всплеска у сотрудников этого типа может быть синдром эмоционального выгорания . Если человек, с которым до этого не было подобных проблем, начинает агрессивно себя вести или рыдать в ответ на обычное рабочее замечание — это явный признак выгорания, которое развивается на фоне личных, семейных или рабочих проблем и стрессовой обстановки.

В этом случае перед менеджером стоит только одна задача — разобраться в ситуации и приложить все усилия, чтобы помочь сотруднику восстановить нормальное психологическое состояние.

  • Сверхэмоциональные и темпераментные сотрудники.

Замеряем пульс российского диджитал-консалтинга

Какие консалтинговые услуги востребованы на российском рынке, и как они меняют бизнес-процессы? Представляете компанию-заказчика диджитал-услуг?

Примите участие в исследовании Convergent, Ruward и Cossa!

Для некоторых людей бурные проявления эмоций по любому поводу характерны в силу специфического склада характера.

В этом случае задача менеджера сложнее: определить, какое влияние эти всплески имеют на работу и принять решение о целесообразности присутствия в офисе такого работника.

Эмоции мешают работать: заглянем в мозг сотрудника

Понять это поможет информация о том, как устроен мозг человека и какие его части отвечают за эмоциональное и рациональное поведение.

Наш мозг состоит из трех систем.

  1. Рептильный мозг отвечает за базовые функции организма и примитивные инстинкты — начиная с дыхания и заканчивая потребностью в безопасности и размножении.
  2. Лимбический мозг — за эмоциональное восприятие действительности. Именно в нем рождается страх, гнев, радость, чувство эйфории и другие эмоции.
  3. Неокортекс (или визуальный мозг) — за рациональное поведение и анализ.

Не будем останавливаться на всем этом подробно и ограничимся коротким выводом — за эмоции и за рациональность отвечают разные части мозга. Что это значит?

Эмоциональный всплеск не дает сотруднику возможности адекватно оценить ситуацию и сделать рациональные выводы.

  1. Эмоциональный сотрудник не может в такие моменты адекватно воспринимать критику или похвалу.

Объективная информация ускользает от человека, полностью захваченного эмоциями. Вместо анализа фактов и ситуации он концентрируется на своем эмоциональном состоянии и отношении к этим фактам. Поиск рабочего решения заменяется поиском оправданий для своего состояния.

Что делать: просто подождать. Не пытаться перекричать и переубедить, срываясь в такой же эмоциональный стиль поведения.

  1. Эмоции мешают сконцентрироваться на работе.

Всплеск эмоций — как негативных, так и положительных — ведет к выбросу гормонов. В результате сотрудник на некоторое время выпадает из рабочего процесса. Невнимательность, снижение концентрации и эффективности — все это является результатом гормонального выброса. Хуже, когда эмоциональный сотрудник начинает отвлекать других — разговорами или забегами до курилки и обратно.

Что делать: дать спустить пар. Отправить погулять, покурить, предложить посидеть в комнате переговоров.

  1. Всплески эмоций у сотрудника — стрессовые ситуации для руководителя.

Когда менеджер делает замечание или хвалит сотрудника — меньше всего он ждет бурю эмоций в ответ. Что делать? Как утешить или утихомирить сотрудника? Как не потерять лицо? В голове проносятся десятки вопросов, нужно быстро принять правильное решение — а это всегда стресс, результаты которого очень сложно предугадать и предсказать заранее.

Что делать: сохранять ясную голову. Первое, что нужно сделать — не дать выхлопу распространиться, локализовать ситуацию. Второе — не принимать решения сгоряча. Дождитесь, пока эмоции улягутся, и выясните наконец,в чем причина срыва.

  1. Эмоциями часто прикрывают попытки манипулирования.

Часто излишней эмоциональностью прикрываются банальные попытки манипулировать руководством: отменить взыскание, отпустить пораньше, войти в положение и так далее. И это только усугубляет стресс, который испытывает в этой ситуации руководитель.

Что делать: тем более сохранять ясную голову. Если ваш сотрудник-манипулятор привык получать от ошарашенного начальника желаемое сразу же, он будет ошарашен не меньше, когда вы не отреагируете на истерику. Сохраняйте спокойствие и оценивайте саму ситуацию, а не эмоции работника.

  1. Бурные проявления эмоций одного сотрудника могут стать причиной конфликта в коллективе.
Читайте также:  Эмоциональная грамотность впервые использовал

Неуместные проявления эмоций вызывают раздражение и непонимание со стороны коллег. Эти чувства многократно усиливаются, если кому-то удается таким образом продвигать и продавливать свои инициативы или избегать наказания за некачественно выполненную работу.

Что делать: работать над климатом в коллективе. Мы будем говорить об этом дальше — нужно разобраться в причинах таких всплесков, и от них уже зависят ваши действия.

Редкий случай, когда эмоции могут хлестать через край

Справедливости ради нужно сказать, что есть ситуации, когда всплески эмоций вполне оправданы. Такого «яркого» сотрудника нужно привлекать ко всем мероприятиям и приглашать на все корпоративы. И он будет служить катализатором радости.

Радостные и позитивные события в жизни компании и отдельных сотрудников — это как раз тот случай, когда бурные всплески эмоций более чем уместны. И более того — полезны для создания здоровой и доверительной атмосферы в коллективе.

Порадоваться за коллегу, у которого родился ребенок, поздравить с днем свадьбы, отпраздновать выход компании на новый уровень или закрытие успешной крупной сделки — все это может стать причиной эмоционального всплеска. Притом одновременно у нескольких сотрудников.

Есть только одно НО: радость парализует работу компании на какое-то время. Поэтому объявления о любых радостных событиях, массовые поздравления и поедание тортиков лучше отложить на конец рабочего дня. Это как раз тот момент, когда все смогут по-настоящему расслабиться и насладиться радостным моментом, а проявления эмоций помогут сплотить коллектив.

Это был единственный случай, когда эмоции полезны

Вне этих ситуаций всплески эмоций — как позитивных (слезы радости, выкрики), так и негативных (плач, агрессия) — могут стать для компании серьезной проблемой.

Нет, мы не призываем превращать всех в бездушных роботов или шарахаться от излишне темпераментного сотрудника. Просто имейте в виду, что ваш работник может выйти за разумные пределы — и старайтесь предупреждать такие случаи.

Алгоритм действий для руководителя в случае бурного проявления эмоций

  1. Как только вы видите, что сотрудник начинает вести себя не совсем адекватно и излишне эмоционально — изолируйте его. Вежливо пригласите в кабинет, выведите в коридор или уборную — чтобы остаться с ним наедине и не отвлекать от работы других сотрудников.
  2. Подождите, пока человек придет в себя и успокоится. На это может понадобиться некоторое время. Нервничать не нужно, важно держать ситуацию под контролем.
  3. Постарайтесь выяснить глубинную причину проявления эмоций. Если речь идет о выгорании, успокойте сотрудника, постарайтесь узнать о ситуации как можно больше. Всем будет лучше, если в этот день работник отдохнет. Если же вы выяснили, что «взрывы» регулярны — дайте человеку успокоиться и отправьте на рабочее место.
  4. Решите, что делать в данной ситуации и как вообще поступить с эмоциональным сотрудником. Решение лучше отложить на следующий рабочий день, чтобы эмоции самого руководителя не повлияли на результат

В случае эмоционального выгорания можно: предоставить сотруднику небольшой отпуск, внеочередной выходной. Разобраться, что давит на него, и если это в вашей власти — снять давление. Если же проблема внешняя — попробовать помочь или хотя бы убрать в рабочей рутине причины для срыва.

Для сотрудников, поведение которых характерно постоянными резкими перепадами настроения и бурными всплесками эмоций, может быть два рецепта — в зависимости от диагноза.

  • Если работник ценный и его всплески не оказывают влияния на результаты работы компании — нужно вместе с ним заняться профилактикой эмоционального климата. Обсудить ситуацию, поделиться с ним своими наблюдениями. Договориться о том, как будут решаться подобные случаи впредь. Не стоит грозить наказаниями за то, что естественно для человека, его натуру вы штрафами не измените. Но попросить его сдерживаться и вовремя переключаться вы просто обязаны.
  • Если эмоциональные всплески мешают работе других — важно не допустить усугубления конфликта в коллективе. Если вы видите, что уход этого человека не повредит работе, но сделает чище эмоциональный климат — значит, нужно от такого человека избавляться. Естественно, такие радикальные меры стоит принимать после всестороннего изучения вопроса.

В этой ситуации много личного: эмоциональный человек может быть харизматичным неформальным лидером, задающим отличный темп работе, а может — постоянным источником проблем и конфликтов в коллективе. Задача руководителя — разобраться и принять правильное решение.

Подводя итоги

  • Эмоциональные всплески отвлекают от рабочего процесса, мешают сконцентрироваться и негативно влияют на эффективность работы.
  • Неожиданные проявления эмоций сотрудника — это стресс для менеджера или руководителя. Кроме того, эмоциями часто прикрывают попытки манипулирования.
  • Причиной бурного проявления эмоций может быть как специфические черты характера сотрудника, так и синдром эмоционального выгорания.
  • Задача руководителя — распознать причину и не допустить конфликта в коллективе.
Читайте также:  Методика диагностики темперамента формально динамических характеристик поведения

Самое главное: старайтесь сохранять спокойствие. Это самая важная часть работы руководителя: стоять над конфликтом, принимать объективные решения, не становиться частью толпы.

Источник

Разрядка агрессии и негативных эмоций у мужчин и женщин

Автор: Н.И. КОЗЛОВ , психолог
Личные консультации syntone@syntone.ru

Метод разрядки агрессии через крик и выплеск эмоций чаще помогает женщинам и плохо помогает мужчинам. Более того, им он приносит чаще неприятности. Дело в том, что в женской агрессии, в эмоциональных выплесках женщин речевого плана (типа «Как же я на тебя злюсь, убить готова, прихлопну сейчас!») содержится лишь внутреннее напряжение, только энергия без содержания, но намерения прихлопнуть кого-либо тут не подразумевается.

Видео: «- У бабушки Нины иногда случаются приступы классовой ненависти. И тогда я ее пускаю к витринам – поворчать. Она возвращается просветленная, отдохнувшая, как будто с курорта» . Фильм «Мужчина с гарантией».

А слова мужчин – это другое. Это не просто звуки, они означают именно то, что в них говорится, крик мужчины содержателен и конкретен, в него вкладывается внятное желание выполнить те или иные угрозы. И если, выплескивая свой гнев, мужчина раз за разом проживает свой не просто весомый, а конкретно организующий его на действия текст, то он себя не разряжает, а накручивает и заряжает, и дело может закончиться не облегчением, а дракой.

Когда группа психологов интервьюировала сотрудников, разгневанных только что полученным ими уведомлением об увольнении, эти люди начинали проявлять еще большую враждебность по отношению к компании после того, как получили возможность высказать свое критическое отношение к ее руководству. Следствием их эмоциональных высказываний было то, что они начинали распалять себя все больше и больше (Ebbesen, Duncan & Konecni, 1975).

Смотрите видео : Выплеск эмоций – вещь полезная, но иногда слишком увлекательное и превращается в эмоциональное накручивание. Фильм «История о нас».

Что касается разрядки агрессии не через речь, а с помощью реальных или воображаемых физических действий, типа побить воображаемого обидчика, то и здесь эксперименты уверенно говорят, что мужчин от агрессии это не освобождает, в то время как женщинам от этого, бывает, становится легче.

Смотрите видео : Если терапевт убежден, что выброс агрессии освобождает человека от нее, клиенты в это верят также, и это, бывает, помогает. Особенно женщинам. Фильм «Сила страха».

Что делать мужчинам с собственной агрессивностью?

Вначале – что не рекомендовано: это алкоголь, боление в спорте и выплеск воображаемой агрессии. А также: отомстить, нагадить, позлословить и заесть.

Рекомендовано (делать последовательно по пунктам):

1. Успокойте дыхание, держите себя спокойно. Если есть физическое спокойствие, организм начинает успокаивать себя сам.

2. Включите голову и разберитесь в происшедшем. Возможно, вы разозлились преждевременно. Еще: лучшее средство успокоиться для мужчин, это продумать план действий на будущее. Проверьте!

3. Займитесь делом – это также успокаивает, потому что внимание переключается.

4. Если агрессивное возбуждение все равно зашкаливает и мешает работе, устройте себе мышечную и дыхательную прокачку с резкими ударами и выдохами, пока не устанете.

Если вы все это сделали: вы теперь в порядке. Если остатки агрессии вскипают снова, ловим их на перехвате: делаем все сначала с первого пункта. Подробнее обо всем « Как победить приступы гнева ».

Смотрите видео : Шон Кэролл стал тренировать сдержанность, победил приступы ярости и изменил свой характер. Фильм «BBC: Разум человека».

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА

В этой статье речь пойдет о способе скорой неотложной самопомощи в ситуации всплеска сильных эмоций. Злость, гнев, бешенство, раздражение, обида, страх, стыд – очень яркие, сильные, моментально захватывающие чувства и самый простой, доступный и эффективный способ сбрасывания сильного эмоционального напряжения базируется на биологической программе реагирования, находящейся в наших базовых настройках.

О СТРЕССЕ

Вначале немного о стрессе. Это психофизиологическое состояние — яркое, кратковременное или же затяжное, хроническое, с эффектом накопления и даже привыкания. Сопровождается оно мышечным и эмоциональным напряжением, неприятными мыслями, телесными ощущениями и душевным дискомфортом. Так устроено, что «душевная» боль – всегда и физическая. Иначе мы бы просто не почувствовали разницу между ощущениями от массажера «Мурашка» и сильной обидой. Поэтому неприятные ощущения в теле будут являться основным источником информации для снятия напряжения.

Физиологическая основа стресса всем известна и хорошо описана.

Достаточно посмотреть этот коротенький ролик и сразу становиться понятно, что стресс – это естественная реакция организма, которая в первую очередь запускает программу «бегства или нападения» со всеми вытекающими физиологическими проявлениями : сердце стучит, сосуды сузились, давление повысилось, кровь отлила от внутренних органов, коры мозга и прилила к скелетным мышцам.

Читайте также:  Инфаркт от стресса миф или реальность

Конечно реализацией только биологической программы дело не обходиться, и у человека есть возможность «подключить голову» и оценив ситуацию и прикинув последствия, тормозить некоторые процессы. Наше мобилизованное и готовое к действию тело вместо выстрела стартового пистолета получает команду «Стоп!». Эта способность выгодно отличает нас от первобытных людей и служит хорошей основой для успешной социализации, но она же и становиться причиной психосоматизации неотреагированных эмоций. Это, как остановить несущийся поезд на полном ходу, он конечно остановится, но внутри разрушится.

Умение сдерживать и контролировать эмоции становится обязательным начиная с самого раннего возраста. Сдерживать эмоции большинство из нас научились еще в детстве, а далее совершенствовали этот навык скрывая эмоции, игнорируя телесный дискомфорт и затягивая свою «пружину» все туже и туже. Как именно с ними поступать нас не учат, поэтому комки в горле, от сдерживаемых слез, знакомы каждому.

Другая крайность, которая довольно часто встречается у клиентов – это потеря чувствительности к собственному физическому состоянию. Им сложно определить, где именно в теле они чувствуют дискомфорт и описать его, как будто действует заморозка. Такое впечатление, что «внутренний сканер» ощущений отключен. Это еще одна неприятная сторона подавления и сдерживания эмоций. К сожалению ухудшающееся здоровье становиться той ценой, которую мы платим за то, что никто ничего не заметил.

СБРАСЫВАЕМ НАПРЯЖЕНИЕ

НО! Можно и нужно действовать по-другому.

Учиться своевременному распознаванию сигналов собственного тела (выведение подпороговых ощущений дискомфорта на уровень сознания) и неотложному реагированию на стресс (эмоциональной разрядке). Поэтому самый простой, доступный и экологичный способ – это сбрасывание напряжения, или попросту – разрядка. Вариантов разрядки множество: одни более безопасны для нас и окружающих (фитнесс, секс, единоборства, танец, бег или даже ручная стирка, колка дров и метание дротиков в портрет начальника), другие менее безопасны (битье посуды, пинание кота, ругань, вымещение агрессии на близких). Все эти способы объединяет возможность снятия мышечного напряжения и логическое завершение биологической программы. А вот выбор способа и своевременность разрядки – это как раз то, что поддается нашему сознательному управлению и контролю.

В настоящий момент больше всего в исследовании вопроса эмоциональной разрядки и разработке простых практических инструментов преуспел Марк Сандомирский. Здесь я буду опираться на его подход и предложу вам проверенный и эффективный способ психологической самопомощи.

И главное, что вы можете для себя сделать – это не откладывать разрядку «на потом», а делать ее сразу, как только вы ощутили неприятные физиологические проявления. Следует сказать, что на базе общей для всех физиологии ваши личные телесные ощущения могут очень отличаться от ощущения других людей. Например: У одного тревога связана с потными ладонями и пульсацией в висках, у другого с накатывающей тошнотой, а у третьего начинает кружиться голова и подкашиваются ноги. Как только вы почувствовали, что неприятный процесс пошёл, можно приступать к разрядке.

1. Ощущения в мышцах.

Где вы чувствуете нарастающие напряжение? Это может быть где угодно, у всех по-разному. У нас более 600 мышц.

Какое именно вам бы хотелось сделать? Кто-то хочет махнуть рукой, кто-то бежать, кто-то толкнуть, а кто-то – потрясти головой.

У вас может быть что-то свое. Как именно вы хотите это сделать? С какой амплитудой? По какой траектории? С какой силой, скоростью? Возможно, вам захочется сопроводить это движение звуками или словом.

Сделайте это как артикуляционную гимнастику, беззвучно, если ситуация не предполагает звуковой экспрессии с вашей стороны.

Сделайте вдох. На задержке дыхания напрягите отвечающее за это движения мышцы. Пяти секунд будет достаточно.

А затем медленный выдох с расслаблением?

Повторите это 7-10 раз как физическое упражнение для завершения биологической программы. Потом, когда научитесь делать ее можно будет во внутреннем, мысленном плане.

И специальное пожелание . Не фокусируйтесь на знаковости или социальном содержании этого экспрессивного движения. У вас может выскакивать социальный запрет на движение, ассоциированное с пощечиной, ударом, имитацией крика или плача. Оставьте этот социальный контекст и сосредоточьтесь только на напряжении мышц и простом движении. В реальности вы не можете никому навредить т.к. просто напрягая определенные мышцы, сбрасываете физиологическое напряжение. Более того, такая своевременная разрядка поможет наладить отношения, убрать лишний эмоциональный накал и найти более разумное и быстрое решение. Снятие мышечных зажимов восстанавливает питание внутренних органов и мозга, что значительно расширяет ваш поведенческий «репертуар» и самочувствие.

Хочу предупредить, что, прочитав подобного рода рекомендации, может возникать иллюзия усвоения, т. к. все вроде бы просто и понятно, «я всегда это знала», однако только практический опыт может принести свой результат. Удачной практики!

Источник

Оцените статью