Эмоциональная поддержка пациента с сахарным диабетом

Сладкая болезнь от несладкой жизни

Сахарный диабет – заболевание, вызванное недостатком инсулина – гормона поджелудочной железы. Сахарный диабет проявляется в повышении уровня сахара в крови (норма 3,3-5,5), появлении сахара в моче, нарушении обмена веществ.

Сахарный диабет классифицируют на два типа:
Сахарный диабет I типа – инсулинозависимый. Первый тип сахарного диабета развивается, когда при вирусном или аутоиммунном поражении погибает до 90% клеток поджелудочной железы. В результате инсулин не вырабатывается. Сахарным диабетом I типа болеют люди в молодом возрасте.
Сахарный диабет II типа – инсулинонезависимый. Второй тип сахарного диабета развивается в результате нарушения чувствительности клеток тканей организма к инсулину. Инсулин в организме вырабатывается, даже в повышенном количестве, но не может выполнять свои функции, так как клетки его ‘не слушаются’. Сахарный диабет II типа носит наследственный характер. Им обычно болеют люди старше 40 лет, особенно склонные к полноте.

Симптомы и течение
Главные симптомы развития сахарного диабета – появление сильной жажды и увеличение количества мочи (до 3-5 литров в сутки). Для диагностики проводится анализ крови на сахар.
Сахарный диабет I типа развивается стремительно. Его признаки – резкая потеря веса (до 10-15 кг за месяц), слабость, быстрая утомляемость, запах ацетона изо рта. Если вовремя не начать лечение, развивается диабетическая кома, которая приводит летальному исходу.
При диабете II типа заболевание развивается медленно. Характерные симптомы развиваются постепенно, могут проявляться в виде жажды, сухости во рту, кожного зуда, гнойничковых поражений кожи. Диабетическая кома наступает крайне редко.

Осложнения сахарного диабета
Сахарный диабет имеет очень серьезные осложнения. Высокий уровень сахара в крови приводит к разрушению капилляров – микрососудов в различных органах, что нарушает их кровоснабжение и функционирование. В результате может развиться катаракта, происходят кровоизлияния в сетчатку глаз, наступает слепота. Также диабет поражает почки, что ведет к развитию хронической почечной недостаточности и уремии.
При разрушении капилляров в сосудах нижних конечностей, на ногах появляются трофические язвы, развивается гангрена пальцев и стопы. Может развиться нейропатия. Ее симптомы – боль в ногах, а затем потеря кожной чувствительности. У мужчин развивается импотенция.
Так как у пациентов, страдающих сахарным диабетом, снижена сопротивляемость организма к вирусным инфекциям, к заболеванию могут присоединиться воспаления мочеполовых путей и туберкулез.
В печени при сахарном диабете накапливается жир, в результате чего развивается жировая дистрофия и цирроз печени.
У людей, страдающих сахарным диабетом, часто отмечается ряд психологических проблем. Некоторые пациенты делают целый ‘культ’ из своей болезни, живут в концепции: ‘Я – диабетик, моя жизнь – это страдание’. Такая позиция не только ухудшает эмоциональное состояние человека, но и осложняет лечение заболевания.

Склонность к сахарному диабету
Склонность к сахарному диабету имеют три категории людей:
­ Полные люди очень чувствительно воспринимают все происходящее, у них часто бывают перепады настроения. Они, как правило, добродушны и являются экстравертами. Но в то же время они эгоцентричны, стремятся привлечь внимание к собственной персоне и умеют манипулировать другими людьми.
­ Малоподвижные люди. Наблюдения показывают, что на начальной стадии диабета у 80% людей уровень сахара в крови можно нормализовать с помощью увеличения физической активности.
­ ‘Совы’ – люди с нарушенным суточным ритмом, те, кто предпочитает бодрствовать по ночам. Именно в утренние часы эндокринная система приводит в порядок весь организм. А если человек в это время обычно спит, то со временем механизм выработки инсулина нарушается.

Читайте также:  Квест пистолс то самое чувство когда ты круче всех

Факторы риска развития сахарного диабета с позиции академической медицины:
­ злоупотребление рафинированными углеводами;
­ употребление жирной пищи;
­ гиподинамия;
­ избыточный вес;
­ дневной сон;
­ стрессы;
­ употребление алкоголя.

Наиболее частым фактором, приводящим к развитию сахарного диабета, является злоупотребление рафинированными углеводами, т.е. продуктами, содержащими в своем составе белый сахар и белую муку (кондитерские изделия, выпечка).
Рафинированные углеводы не несут никаких полезных веществ, но сильно влияют на уровень сахара в крови. При употреблении углеводов сначала происходит резкий подъем сахара в крови, а затем его резкое падение, при этом стабильность уровня почти отсутствует.

Резкие скачки уровня сахара приводят к следующим проблемам:
­ избыточный вес;
­ желчнокаменная болезнь;
­ сахарный диабет II типа;
­ гормональные нарушения;
­ заболевания внутренних органов (например, панкреатит).

Сахарный диабет у детей
Развитие сахарного диабета у детей связано с нехваткой любви и чрезмерным употреблением рафинированных углеводов.
Сахарный диабет возникает у детей, когда родители постоянно заняты, и не уделяют своего внимания ребенку. Вместо любви, общения и совместных занятий они откупаются от ребенка сладостями. Сладости становятся заменителем любви. Ребенок становится зависимым от сладкого и физически, и психологически.
Для взрослых аналогичным заменителем любви становится алкоголь.

Диета при сахарном диабете
При сахарном диабете обязательным условием является соблюдение диеты.
Из рациона исключаются:
­ сахар;
­ варенье;
­ сиропы;
­ кондитерские и сладкие хлебобулочные изделия;
­ сладкое печенье;
­ виноград,
­ финики;
­ спиртные напитки.

Психосоматические причины сахарного диабета
Доктор Торсунов О.Г. называет два фактора, предрасполагающие к развитию сахарного диабета:
­ подавленное эмоциональное состояние: обидчивость, апатия, мысленный антагонизм по отношению к другим людям;
­ переутомление в работе, когда человек слишком сильно привязан к результату труда и слишком напряженно трудится – хоть физически, хоть интеллектуально.

Ученые из Клиники психосоматики Мюнхенского университета выделяют три основные причины развития диабета:
1. Посттравматические депрессии, то есть длительное пребывание человека в состоянии шока после тяжелого потрясения: потери близкого человека, изматывающего развода и т.д. Человек никак не может отпустить эту ситуацию, хотя она уже ушла в прошлое.
2. Хронические проблемы и стрессы в семье (например, алкоголизм или неверность супруга). Люди годами страдают от одних и тех же проблем, и не решаются разрешить их кардинально.
Гормональная система очень чувствительна к окружающей обстановке, ее работа зависит от эмоционального состояния человека. Нехватку любви человек ощущает как эмоциональный голод, который пытается восполнить едой. На фоне эмоционального голода может возникнуть обжорство, вслед за ним – ожирение и длительная гипергликемия (повышенный уровень сахара в крови), которая приводит к истощению инсулярного аппарата.
Хронический стресс, в котором живет человек, – одна из самых частых причин развития сахарного диабета. Для нормализации уровня сахара в крови человеку в первую очередь нужен душевный покой.
3. Повышенная тревожность, которая может проявляться либо в виде страха, либо в виде ярости. Особенно негативно на состояние поджелудочной железы влияет отсутствие стабильности и чувство панического ожидания. В состоянии тревоги организм очень быстро сжигает сахар, поэтому человек испытывает желание поесть сладкого. Постепенно складывается привычка «лечиться» от негативных эмоций с помощью шоколада. Появляется зависимость от сладкого, в результате которой происходит нарушение выработки инсулина и развитие диабета II типа.

Читайте также:  Почему чувствуется перистальтика кишечника

Психосоматическое лечение сахарного диабета
Лечение сахарного диабета – это преимущественно психологическая работа. И прежде всего, целенаправленная самостоятельная работа человека над своим состоянием.
Перечислим психические состояния, которые нужно проработать при сахарном диабете:
­ Человек хочет, чтобы другие люди его любили, уделяли ему внимание. Но при этом не умеет проявлять свою любовь по отношению к другим людям.
­ Другая сторона этой проблемы: человек считает себя недостойным, не заслуживающим любви.
­ Осложнения на почки (парный орган) говорят о том, человек не умеет находить согласие с другими людьми, входит в конфликтные ситуации.
­ Усталость, утомляемость сопутствующая сахарному диабету, может свидетельствовать о неудовлетворении от работы (человек занят не своим делом).
­ Диабетическая ретинопатия или дегенерация кровеносных сосудов сетчатки, (приводящая к слепоте) является показателем того, что человек не может смотреть на мир любящими глазами.

Психотерапия и психосаморегуляция являются необходимыми условиями при лечении сахарного диабета. При стабилизации психического состояния выравнивается также и соматический гомеостаз (состояние внутренней среды организма).
Признаком успешного лечения является отсутствие прогрессирования заболевания в сочетании с улучшением эмоционального состояния.

Квалифицированная медицинская помощь
В ОГАУЗ ‘Ангарская городская больница № 1’ проводится комплексное лечение сахарного диабета:
­ амбулаторный прием ведется в поликлинике №1 (ост. ‘Швейная фабрика’). Записаться на прием к врачу-эндокринологу можно по телефону регистратуры:
(3955) 58-60-03 ежедневно, с 7-30;
­ на занятиях Школы сахарного диабета пациенты обучаются наиболее оптимальному образу жизни при данном заболевании (записаться в Школу можно у врача-эндокринолога);
­ специализированные эндокринологические койки работают в терапевтическом отделении больницы (направление на стационарное лечение можно получить у врача-эндокринолога или участкового врача-терапевта).

Источник

Психологическая помощь детям с сахарным диабетом

Сахарный диабет у детей, протекает намного сложнее, чем у взрослых. Эти особенности обусловлены интенсивностью тех обменных процессов, которые свойственны детству.

Потребность в гормонах, обладающих анаболическим действием, у детей очень велика. Инсулину присуще анаболическое действие, значит, и потребность детей в инсулине большая, чем у взрослых. Курс лечения больного ребенка условно делится на два периода: налаживание компенсации в стационаре и длительное сохранение компенсации в домашних условиях. В стационаре на основании тяжести состояния больного, данных гликемического и глюкозурического профиля, врач выбирает препарат инсулина и устанавливает его дозу. При назначении инсулина всегда необходим строго индивидуальный подход к ребенку, поскольку чувствительность к инсулину у детей выше, чем у взрослых. Кроме этого, у детей содержание большинства из контринсулярных гормонов (гормоны, обладающие противоположным инсулину действием) значительно выше, чем у взрослых. Особенно высоко содержание соматотропного гормона (гормона роста) в период физиологического ускоренного роста ребенка: 3-4 года, 7-8 лет и весь пубертатный период (возмужалость, половая зрелость). В эти возрастные промежутки и развивается сахарный диабет у детей. Детскому организму свойственна повышенная лабильность нервной системы, особенно симпатической ее части, что приводит к избыточному образованию гормона адреналина, а адреналин, в свою очередь, является причиной бурного распада гликогена в печени и мышцах, что способствует повышению содержания сахара в крови. Избыток адреналина в крови, оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние ребёнка — приводит к повышенной возбудимости, эмоциональной лабильности, агрессивным и депрессивным состояниям. В пубертатном периоде, нервная система ребёнка подвержена воздействию физиологических изменений, гормональной перестройке, а гипогликемические состояния, создают дополнительную нагрузку, приводят к эмоциональному дисбалансу.

Читайте также:  Как наполнить жизнь яркими эмоциями

Заболевание у детей характеризуется бурным его началом. Может быть впервые распознано уже в коматозном состоянии ребёнка. Характерна высокая потребность в инсулине. В начальном периоде у ребенка отмечаются общая слабость, похудание при хорошем аппетите, раздражительность, снижение успеваемости в школе, тошнота, рвота, иногда ночное недержание мочи, что указывает на декомпенсацию сахарного диабета. Иногда, у детей наблюдается полное поражение поджелудочной железы, абсолютная инсулиновая недостаточность. Часто диагностируется тяжелая форма сахарного диабета, реже — средняя степень тяжести. При лечении ребенка следует принимать во внимание, что в стационаре диета, поведение и активность ребенка отличаются от его нормального стереотипа, и по возвращении в домашние условия нужны поправки в дозе инсулина. У подростков большое значение имеет эмоциональный фактор, влияющий на течение заболевания. К сожалению, родители не всегда могут создать ребенку благоприятную социально-психологическую атмосферу дома. Это усиливает у больного ощущение своей неполноценности по сравнению со сверстниками. Преодолеть эти проблемы помогают разработанные программы по обучению больных и их родственников, консультирование не только врачом эндокринологом, но и психологом.

Психологическая помощь включает несколько этапов:
Первый этап. Первичная диагностика – определяет психоэмоциональный статус ребёнка, распознаёт негативные проявления: личностные переживания, депрессивные состояния, агрессивные тенденции, повышенную эмоциональную чувствительность и лабильность, невротические симптомы и др. Второй этап – определение индивидуальной программы помощи ребёнку и консультирование родителей. Подбор психологических методов зависит от возраста ребёнка, особенностей течения заболевания, семейной ситуации, целей психологической помощи.

Основной целью психологической помощи детям с сахарным диабетом, является:
• Обучение ребёнка управлению своими эмоциями. Рекомендовано при частой смене настроения, эмоциональной возбудимости, агрессивности. Самым эффективным средством обучения саморегуляции детей и подростков является метод биологической обратной связи. Ребёнок учится чувствовать своё состояние, управлять им и может наглядно видеть на мониторе, как он это делает. После первых десяти сеансов БОС, начинает формироваться условно-рефлекторная связь, позволяющая ощущать свои эмоциональные состояния и совладать с ними.
• Обучение детей снижению нервного напряжения (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния). Необходимо детям с повышенной нервной возбудимостью, невротическими проявлениями, ночным энурезом, нарушением сна, тревожностью, страхами. Метод представлен двумя направлениями занятий с психологом — для детей дошкольного и младшего школьного возраста с применением БОС и визуальным контролем. Для детей среднего и старшего школьного возраста — обучение нервно- мышечной релаксации по Джекобсону, с контролем мышечного расслабления методом биологической обратной связи.
• Обучение волевому поведению – умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, школьным обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни; проявлять сдержанность в пищевом поведении без негативных эмоций. Рекомендовано детям школьного возраста со слабым волевым компонентом, проявляющемся в поведении, обучении, соблюдении диеты и необходимых ограничений, обусловленных состоянием здоровья. В этом направлении, психологическая работа включает «Волевой тренинг», направленный на различные области жизнедеятельности ребёнка.

Все направления психологической работы, включают программные циклы по 10 сеансов. Перед началом программы, необходимо записаться к психологу на первичную диагностическую консультацию по т.939-26-56.

Источник

Оцените статью