Эмоциональная поддержка клиента консультантом

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА» в других словарях:

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА ПСИХОЛОГОМ-КОНСУЛЬТАНТОМ — эмоционально окрашенные слова и практические действия психолога консультанта, в которых проявляется открытая, заинтересованная эмоциональная поддержка психологом консультантом того, что говорит, делает или собирается сделать клиент … Словарь терминов по психологическому консультированию

Эмоциональная доступность — готовность к эмоциональной близости с партнером; эмоциональная поддержка, понимание, одобрение вне зависимости от ситуации взаимодействия … Психология человека: словарь терминов

Поддержка — 1) предоставление того, что другому необходимо; 2) обеспечение комфорта, признания, одобрения, подбадривания др. человеку (поддерживающая терапия); 3) рефлексия отношения человека с людьми из близкого окружения, сопереживающими и оказывающими ему … Психология общения. Энциклопедический словарь

МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА СО СТОРОНЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА — эмоциональная, словесная поддержка клиента со стороны консультанта психолога в форме сочувствия, сопереживания ему, одобрения, похвалы и т.п … Словарь терминов по психологическому консультированию

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ (́РЕКОНСТРУКТИВНАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ КАРВАСАРСКОГО, ИСУРИНОЙ, ТАШЛЫКОВА — Психотерапевтическое направление, представляющее собой дальнейшее развитие учения В. Н. Мясищева о неврозах и их психотерапии (см. ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ МЯСИЩЕВА). По основным своим теоретическим положениям Л. о. (р.) п. К., И., Т … Психотерапевтическая энциклопедия

МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ — Одна из первых попыток изучения и анализа М. л. д. г. п. принадлежит Корзини и Розенберг (Corsini R. J., Rosenberg B., 1955). Выделяют три основных пути исследования М. л. д. г. п.: опрос пациентов, прошедших курс групповой… … Психотерапевтическая энциклопедия

РАСКРЫВАЮЩАЯ РЕКОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БОЛЬНЫХ МАЛОПРОГРЕДИЕНТНОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ ВИДА — Метод, разработанный В. Д. Видом (1991, 1993), явился результатом обобщения опыта многолетнего лечения и исследования данного контингента больных психиатрической клиники. Типы вмешательства в Р. Р. п. б. м. ш. В. разрабатывались и … Психотерапевтическая энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ — отрасль социологии, изучающая С. ( Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия

Alt.suicide.holiday — Michele Tosini, Лукреция 1540 год. alt.suicide.holiday (a.s.h, ASH, пепел в переводе с английского) англоязычная конференция Usenet, в настоящее время доступна через Google Groups. Её первоначальная цель состояла в том, чтобы обсудить то, как… … Википедия

Половое воспитание — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Половое воспитание это система медико педагогических мер по воспитанию у родителей … Википедия

Источник

20. Эмоциональное сопровождение клиента.

На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

На втором этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоционально-положительного настроя клиента на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.

Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологом-консультантом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации. К этой процедуре относится также выбор самим психологом-консультантом места своего расположения по отношению к клиенту во время начала разговора с ним, приемы установления психологического контакта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог-консультант, начиная свой разговор с клиентом. В следующей главе, названной «Техника психологического консультирования», мы подробнее, с соответствующими примерами рассмотрим указанные приемы.

Читайте также:  Таро его мысли чувства обо мне сейчас

Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на клиента наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом. Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.

На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента, процедуры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры.

Люди ищущ. помощи у консуль-та находятся в состоянии страха и тревоги, поэтому для успеш. работы необходимо, чтобы кл. проникся доверием к конс. Необходим: 1. Искрен. интерес и желание помогать; 2. Все вним. уделять клиенту, не заним. посторон. вещами; 3. Предоставить макс. возможность высказаться; 4. Не проявл. излишнее любопытство; 5. Соблюд. проф. тайны; 6. Помочь кл. чувств. себя непринужден. (проявлять дружелюбие, искрен., естествен., уметь войти в положение клиента); 7. Безоценочн. Консульт. необх. обладать искрен., способн. к эмпатии и уважением к людям.

Источник

Психологическое консультирование: значение эмоциональной и психологической поддержки

Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке «Стоимость».

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел).

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Читайте также:  Чувства возвышающие душу 9 букв

Что такое психологическое консультирование?

Наша страна сегодня — огромное учебное заведение. Мы учимся всему, а главное – новой жизни, новым правилам в этой жизни. Процесс этого научения идет достаточно быстро и довольно болезненно. И в первую очередь в нашей душевной и духовной жизни. Может быть, во многом благодаря этому в последние годы консультирование и психотерапия по-настоящему входят в нашу повседневную жизнь. Их востребованность растет с каждым месяцем. И уже не хватает профессиональных психотерапевтов. Уже начинает высоко цениться качество психотерапевтической помощи и психологической поддержки.

Психологическое консультирование — это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Задачи консультанта более широки, более сложны. Он в большей степени ответственен — состоится или не состоится диалог. Именно он ищет и путь к индивидуальности, выбирает тот профессиональный инструмент, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование — эффективным. Незаменимым помощником в этом трудном процессе выступает психологическая и эмоциональная поддержка.

Понятие психологическая и эмоциональная поддержка больше тяготеет к гуманистическому подходу к клиенту, поскольку подразумевает как бы изначально его активность и стремление к позитивным изменениям. Думается именно этот смысл вкладывается в понятие консультантами и психотерапевтами данного психологического направления.

Фактически все консультанты соглашаются с тем, что хорошие отношения помощи необходимы для эффективной работы с клиентами. Некоторые специалисты полагают, что наличие этих факторов не только необходимо, но и достаточно для того, чтобы с клиентами произошли конструктивные изменения [6,7].

Психологическая поддержка в консультировании

Carkhuff и его соавторы (цит. по Рики-Джордж [12]) провели широкое научное исследование так называемых «сущностных условий» эффективного консультирования. Это исследование обнаружило, что успешно функционирующие консультанты демонстрируют высокий уровень проявления качеств, вне зависимости от их теоретической ориентации. Исследователи отмечают, что понятие психологическая поддержка встречается в теории и практике психологического консультирования и психотерапии гораздо реже, чем такие понятия как помощь, эмпатия, искренность, позитивное отношение и конкретность и часто употребляется для обозначения конкретного способа психологической поддержки. Именно этими понятиями мы и будем руководствоваться в своем дальнейшем исследовании, подразумевая при этом одно – психологическую поддержку.

Бурнард Филипп [3] считает, что весь процесс консультирования представляет собой акт психологической поддержки. Консультант большую часть времени является адвокатом клиента. Его целью становится оказание помощи клиенту. То есть все вмешательства, совершаемые в процессе консультирования, должны быть наполнены чувством заботы и поддержки. Никогда целью консультирования не ставится чтение нотаций или «исправление жизни» другого человека. На самом деле задача консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту отыскать свой собственный путь сквозь череду определенных самим клиентом жизненных проблем. В этой ситуации консультант выступает в качестве «сопровождающего», а не в качестве человека, лучше оснащенного для жизни, по сравнению с клиентом.

Читайте также:  Если ты нравишься человеку ты это чувствуешь

Zeig (цит. по Рики-Джордж[12]) описывает психологическую поддержку в психотерапии как «ситуацию, где терапевт помогает пациенту позволить себе совершить что-то из того, на что он надеялся, но не мог сделать из-за неверия в то, что это возможно». Хотя в этом определении психологическая поддержка озвучивается как мотивирование, автор позднее поясняет, что психологическая поддержка в психотерапии — это «помощь людям в раскрепощении себя».

С. Глэддинг [4], он отмечает, что существует почти единодушное мнение, разделяемое и практиками и теоретиками, что проявление психологической поддержки является одним из самых важных элементов консультирования, который одинаково необходим на всех стадиях консультирования.

Способность оказать психологическую поддержку клиенту, полагает Г.А. Берулава [2], это во многом не алгоритмизированное умение, а искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами интуиции, заложенными в подсознание человека.

Целью психологической поддержки, подчеркивает автор [2], является не манипулирование клиентом в русле выстроенной психологом модели его личности и поведения, а создание условий для эффективного саморазвития личности путем формирования у нее механизмов самообучения и самовоспитания. В этом случае каждый человек сам становится для себя психологом, хозяином своей судьбы, поскольку возможности самопознания и саморегуляции деятельности, производящие в итоге запуск механизмов самообучения и самовоспитания, намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий психолога. Человек, способный понимать и оценивать свои мысли и чувства, в дальнейшем становится способным управлять ими, он становится в итоге более свободным и независимым, гораздо в меньшей степени подверженным влиянию чужой воли, чужих мнений.

Консультант через отношения предоставляет клиентам систему поддержки, которая часто обеспечивает необходимую стабильность для того, чтобы клиент мог пойти на риск и изменить поведение.

К. Роджерс [7] считает, что клиенты способны конструктивно измениться, если они обеспечены правильными воспитывающими условиями. Это отношение эквивалентно любви, выраженной в соответствии с христианской концепцией «любви к ближнему», без каких-либо романтичных или собственнических оттенков. Роджерс проводит аналогию с чувством любви, которое родители испытывают по отношению к своим детям, ценя их как людей независимо от их специфического поведения в любой момент.

Свое согласие с К. Роджерсом выражают Carkhuff и Berenson [12], они считают, что психологическая поддержка понимается как ненавязчивая теплота и забота терапевта.

На близких позициях с К. Роджерсом, Carkhuff и Berenson находятся А.И. Айви и М.Б. Айви [1], они считают, что клиент не может творчески развиваться, если психотерапевт или консультант не создает атмосферу душевного тепла и поддержки.

Теплота к другому человеку передается также невербально через контакт глаз, тон голоса, выражение лица, позу и прикосновения. Консультанты должны осознавать невербальные сообщения, которые они посылают клиентам; они должны учиться передавать свою теплоту и отношение невербально.

D. W. Johnson [11], определил невербальные сигналы, которые выражают теплоту и холодность. Данные сигналы представлены ниже (см. Таблицу 1). Консультанты могут научиться действовать таким образом, чтобы клиенты воспринимали их «теплыми», но эти чувства должны быть реальными и подлинными.

Невербальные сигналы теплоты и холодности

Источник

Оцените статью