Cиндром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
В первой части Вы узнали, что такое ППП ЦНС и какова роль детского врача-невролога в лечении данного заболевания. И один из синдромов этого нарушения – это синдром мышечной дистонии.
Здесь я остановлюсь на синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Это достаточно частый синдром у детей в возрасте 1-4 месяца. Проявляется этот синдром в возбудимости ребёнка, вздрагивании, разбрасывании ручек, дрожании подбородка, крике без видимой причины, нарушении сна. Такие нарушения чаще всего связаны с соматическими, а не неврологическими нарушениями.
Ребенок может кричать и беспокоится по многим причинам. У маленьких детей очень часто отмечаются кишечные колики. После 1-го месяца педиатры и детские неврологи рекомендуют ребёнку давать витамин D, нехватка которого может вызывать возбуждение. Дети могут заболеть простудным заболеванием, могут перегреться или переохладиться. Ребёнок может кричать, потому что голодный. И есть даже такие данные, что у детей может возникать спонтанный необоснованный крик. Здесь очень важен опыт педиатра, и при необходимости консультация детского невролога, а, возможно, и хирурга или другого специалиста. Ко мне часто обращаются с такими жалобами для исключения повышения внутричерепного давления у ребёнка.
Действительно, повышение внутричерепного давления у детей бывает, но, во-первых, очень редко, а во-вторых, вопреки общепринятому мнению при повышении внутричерепного давления дети вялые и сонливые, а не возбудимые. Взрослый человек кричит, когда у него болит голова? Нет. А вот когда болит живот, беспокоиться и кричать будут и дети, и взрослые. Ещё многие утверждают, что если ребёнок плохо спит, то это признак повышения внутричерепного давления. У новорожденного ребёнка естественно незрелая нервная система. У них часто отмечаются нарушения сна.
У детей не сформированы «биологические часы» (сон-бодрствование). Они могут путать день с ночью, могут спать днём по 15 минут и т.д. Чётко такие «биологические часы» у детей формируются только после 3-х лет. Все это опытные детские неврологи объясняют родителям на приеме в кабинете или при вызове на дом.
В связи с этой незрелостью центральной нервной системы у детей даже могут отмечаться судороги. И они могут быть вызваны нарушением обмена микроэлементов (магния, калия, кальция), нехваткой витамина В6 и т.д.
Говоря о незрелости нервной системы новорожденных, сразу хочется Вам рассказать о ещё одном синдроме: синдроме вегето-висцеральных нарушений. Часто, чтобы людям стало понятней, детские неврологи в Москве говорят родителям ребёнка, что это ВСД (вегето-сосудистая дистония) у детей до 1-го года. Этот синдром характеризуется «мраморностью кожи» ребёнка, возможной «синевой» верхней губы, потливостью ручек и ножек (хотя такое может наблюдаться и при нехватке витамина Д), «синевой» стоп, срыгиванием и другими нарушениями. Я замечаю, что такие дети реагируют на погодные изменения, чаще на осадки (снег или дождь) или сильный ветер. Такие вегетативные нарушения не требуют медикаментозного лечения, а уменьшаются и потом совсем проходят с возрастом.
В статье использованы фотографии Анны Геддес.
Стоимость приема невролога:
Источник
Эмоциональная перевозбудимость у детей
Часы работы: с 10:00 до 21:00
Выходной — воскресенье
В настоящее время, возбудимость (гиперактивность) у детей рассматривается как болезнь, а не как дурное воспитание.
Причинами гиперактивности у детей могут быть различные факторы, которые причиняют вред центральной нервной системе, как во время ее формирования (во время внутриутробного развития), так и позже. К таким факторам относятся: повреждающие нервные клетки агенты (алкоголь, наркотики и другие токсины), перенесенные во время беременности инфекционные заболевания, плохое питание, механическая травма или асфиксия при рождении, серьезная болезнь или механическое повреждение черепа в детском возрасте.
Очень многое зависит от того, в какой среде растет ребенок, а именно семейная атмосфера, стиль воспитания, качество удовлетворения основных психологических потребностей ребенка.
Развитию гиперактивности ребенка способствуют такие способы проведения свободного времени, как просмотр телевизора и компьютерные игры, большинство из которых содержат элементы насилия. Быстрый темп жизни также сказывается на нервной системе детей. Часто родители очень заняты и не могут уделить много времени своим детям, поэтому придерживаются агрессивной модели межличностных контактов и досуга, предложенного средствами массовой информации. Все это особенно вредно для детей.
Повышенная возбудимость у детей включает одну или все сферы жизни ребенка: физическую, познавательную, эмоциональную. Дети не в состоянии оставаться неподвижным, постоянно должны двигаться, бегать, размахивая руками, подпрыгивать и даже во время сидения, качать ногами, раскачиваться на стуле, кивать или перебирать пальцы рук.
Что касается умственной сферы, ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, не может сосредоточиться. Наименьший звук отвлекает его от деятельности. Иногда, кажется, что ребенок делает десять вещей сразу. Часто допускает неточности из-за невнимательности, поспешно, поверхностно решает задачи.
Повышенная возбудимость у детей в эмоциональной сфере выражается главным образом в перепадах настроения, иногда очень сильными эмоциональными реакциями, повышенной экспрессией чувств, большую чувствительность к происходящему в окружающей среде. Ребенок не может управлять эмоциями. Он бурно реагирует на малейшие провокации.
У детей постарше повышенная нервная возбудимость может проявляться неусидчивостью, вспыльчивостью, иногда им трудно сосредоточиться, длительно концентрировать внимание. Зачастую творческие дети проявляют все симптомы повышенной возбудимости.
Часто, родители в такой ситуации, не могут помочь ребенку самостоятельно, в таком случае следует обратиться к специалисту.
Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость ребенка требует коррекции и лечения. Несмотря на все трудности, такой ребенок должен быть окружен спокойной, теплой, дружественной атмосфере в семье. Любые проблемы следует решать, когда ребенок успокоится и сможет адекватно понять и оценить произошедшую ситуацию. Необходимо воздержаться от применения физического наказания, которое только усугубит проблему. У такого ребенка особо обострено чувства собственного достоинства.
Гиперактивный ребенок должен иметь четкую и последовательную систему правил, регулирующих повседневную жизнь. Среди прочего, просто необходимо наладить режим дня ребенка. Это очень важно. Каждый день вашего ребенка должен проходить более или менее однообразно. Кроме того, все члены семьи должны принимать и применять существующую систему правил и обязанностей.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.
Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.
Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.
Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.
Амбивалентность поведения ребенка [лат. ambi — вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) — крепкий, прочный, влиятельный] — индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.
Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него — робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.
В современной психологии есть два понимания амбивалентности:
- психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
- В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».
Что касается психоинверсии у детей, то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.
Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
Будем рады видеть Вас на семинаре.
Источник
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.
Анастасия Пырьева
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада нередко сталкивается с детьми, проявляющими повышенную двигательную активность и эмоциональную возбудимость. Такой ребенок не только испытывает затруднения при усвоении новых знаний и навыков на занятиях, но и значительно затрудняет работу с другими детьми.
Излишняя эмоциональная возбудимость и отвлекаемость негативно влияет на познавательную сферу ребенка: в силу неспособности сосредоточиться, ребенку трудно овладеть знаниями и навыками, получаемыми в детском саду. Страдает и коммуникативная сфера: ему трудно дружить со сверстниками, соблюдать правила игр, продуктивно взаимодействовать со взрослыми.
Прежде всего, необходимо осознавать разницу между нормой (характерологические особенности, темперамент) и нарушением. Разумеется, ставить диагноз «гиперактивнось» и «СДВГ» имеет право только врач, но воспитателю и педагогу-психологу надо понимать, в каком случае возможно помочь ребенку, выстраивая педагогическое общение с учетом его индивидуальных особенностей, когда требуется коррекционная работа педагога-психолога, а в каком случае следует порекомендовать родителям проконсультироваться с врачом.
К индивидуально-психологическим особенностям относится характер и темперамент. Вам, разумеется, известно, что четыре типа темперамента – холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики – характеризуются различной подвижностью психической активности, соотношением процессов торможения и возбуждения.
Наиболее активны и динамичны холерики. Проявления этого типа темперамента совершенно нормальны и не нуждаются в коррекции. Но необходимо строить педагогическое общение с ребенком-холериком, учитывая его индивидуальные особенности. Дети-холерики активны, подвижны, проявляют яркие эмоции (они не просто смеются, а хохочут, предпочитают подвижные игры. Для них характерно трудное закрепление нового навыка, но усвоенный навык так же трудно изменить. Речь холериков быстрая и сбивчивая. Из-за повышенной подвижности и импульсивности таких детей, не редко появляются проблемы с дисциплиной. В связи с этим, необходимо делать акцент на развитии произвольности и саморегуляции, предоставлять возможность продуктивно выплескивать свою активность.
Ребенок, у которого может быть обнаружена гиперактивность, похож на холерика. Однако у него имеются отличия. Ребенок-холерик, который занят интересным делом, будет упорно стремиться довести его до конца. Более того, упорное стремление к достижению поставленной цели является отличительной особенностью этого типа темперамента. Гиперактивный ребенок не может удерживать внимание даже на том занятии, которое ему интересно, отвлекается и переключается на постороннее, ничего не доделывает начатое до конца. Холерик – классический почемучка. Ему хочется узнать «Как?», «Зачем?», «Из чего это сделано?» Задав вопрос, он охотно выслушает ответ. Гиперактивнй ребенок не проявляет любознательность. Если он и задает вопрос «Почему?» и «Зачем?», то сразу же отвлекается на другие многочисленные раздражители. Ответ его не интересует. Засыпание гиперактивного ребенка вызывает проблемы как у него самого, так и у взрослых, сопровождается капризами. Сон таких детей чуток – посторонние звуки могут легко разбудить малыша. Заснуть снова ему будет трудно. Холерик, хотя и отличается подвижностью и энергичностью, спит крепко.
Еще раз хотелось бы предостеречь вас от самостоятельной постановки диагноза! Мы, педагоги, можем лишь сделать предположение о наличии нарушений в работе нервной системы ребенка и порекомендовать родителям проконсультироваться со специалистом.
Другой причиной двигательной и эмоциональной возбудимости ребенка может быть стресс, связанный с неблагоприятным психологическим климатом в семье, травмирующие события или события, нарушающие привычный ритм жизни ребенка (болезни у близких, развод родителей, смена места жительства). Если признаки гиперактивности или проявления темперамента, так или иначе, заметны еще в раннем возрасте, то здесь нарушения появляются тогда, когда ребенок оказывается в неблагоприятных условиях. Воспитатель может заметить внезапное изменение поведения. Обычно покладистый и отзывчивый ребенок вдруг становится капризным, вертлявым, отказывается выполнять просьбы воспитателя и соблюдать правила игр.
Успешная помощь такому ребенку возможна при условии готовности родителей сотрудничать с педагогами детского сада, создать более благоприятный психологический климат в окружении ребенка. Для уточнения особенностей и причин эмоциональных и поведенческих нарушений полезно провести диагностику эмоциональной сферы: рисунок семьи, тест Люшера для детей. Задача педагога-психолога в данном случае – помощь ребенку в овладении навыками релаксации и отреагирования негативных переживаний.
Таким образом, чрезмерная возбудимость может быть вызвана разными причинами. Прежде чем принимать по отношению к ребенку какие-либо дисциплинарные или коррекционные меры, необходимо внимательно изучить причины нарушений и предоставить ему адекватную помощь.
Доклад «Причины организации звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Звуковая культура речи – это составная часть.
Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.
Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.
Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.
Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Статья. «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.
В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.
Источник