Эхо последней строки,
или Что такое эмоциональная партитура
И вот когда Дениска решил, что двум смертям не бывать, и отважно кинул в бегущего медведя льдышкой, страшный зверь споткнулся, остановился и. снял голову. Свою. Медвежью голову снял и остался со своей человеческой лысоватой головой.
Второклассники перевели дух: медведь оказался артистом! Самое страшное (и увлекательное) позади. Дальше рассказ В.Драгунского “Мой знакомый медведь” слушался вполуха: как пожилой артист повел Дениску в свою сторожку пить чай, но прибежал клоун с требованием какого-то Гусажина срочно выступить перед ребятами на очередном новогоднем мероприятии; как Дениска решил идти с медведем-артистом, чтобы еще раз после выступления увидеть его добрые, усталые глаза.
Да, финал рассказа многие ровесники Дениски уже не слушали – ведь не герой на самом деле это говорил читателю, а взрослый автор, умудренный жизнью. Способны ли младшие школьники, которым адресованы “Денискины рассказы”, расслышать авторскую интонацию, посочувствовать размышлениям писателя? Специально разработанный нами тест “Эмоциональная партитура” должен был ответить на этот вопрос.
Дети разбили рассказ на отрывки-серии, дав каждой название (у кого-то получился многосерийный фильм, кто-то ограничился двумя-тремя сериями). Затем вооружились карандашами – красным, синим и черным. И возле каждого названия серии нарисовали один или несколько цветных квадратиков, выражающих смену настроения в данной серии или фильме в целом: красный цвет символизировал веселое, радостное настроение, черный – страх или гнев, синий – грусть, светлую печаль.
Цветные квадратики у второклассников не всегда совпадали со словесным обозначением серий: порой цветовой значок передавал то, что “режиссер” забыл отразить в названии отрывка, а иногда наоборот – словесное описание было более точным и полным (например, индикатор эмоциональных реакций заканчивался на кульминации или развязке, тогда как индикатор реакций вербальных продолжал следовать за автором рассказа до самого финала, содержащего основную идею и эмоцию). Таким образом, у одних ребят оказалась лучше развита эмоциональная ориентировка в художественном произведении, у других – интеллектуальная; но были и универсалы, у которых оба механизма переработки информации действовали одинаково хорошо, и аутсайдеры со слабо развитыми способами ориентировки в тексте.
Большинство младших школьников не смогли одновременно осознанно (вербально) и неосознанно (эмоционально) воспринять суть авторских размышлений и переживаний, уловить тихий голос писателя за остроприключенческой канвой.
Еще Н.Г.Чернышевский писал об этом этапе читательского развития, этом типе читателя: “романы. он перевертывал с пренебрежением, отыскивая дуэлей, драк с зверьми или с разбойниками, страшных приключений; для него существовал только. интерес драматических внешних происшествий, и чем шумнее они были, тем лучше казалась книга”.
Что ж, только приключениями жив этот возраст? Телеэкран и монитор компьютера подсовывают современному чаду динамичный видеоряд. Мелькают перестрелки, погони, смерти. Задумываться некогда. Глубоко сопереживать тоже. Чувства и мысли разорваны, мозаичны. Части произведения не собираются в целостную структуру. Тут не до восприятия подтекста, глубинного авторского замысла, не до сотворчества зрителя с режиссером. Манипуляция сознанием и подсознанием юного создания?
Противоядием против такого зомбирования может и должна выступить книга – золотой фонд детской литературы. Именно классические (в широком смысле слова) литературно-художественные тексты обладают сложноорганизованной структурой: сюжетообразующим стержнем и системой вех, организующих работу читательского воображения, активизирующих сопереживание и размышление.
Рассказ Ю.Коваля “Шатало” по структуре напоминает рассказ “Мой знакомый медведь” В.Драгунского: в самом конце автор тоже произносит тихую фразу, которую читатель должен расслышать, понять и пережить. (Важность финала, завершающей ударной фразы, собирающей смысл всего произведения, на примере жанра басни показал Л.С.Выготский в своей ранней работе “Психология искусства”.)
Тестирование по рассказу Ю.Коваля было похоже на предыдущее: сначала читался рассказ, потом “режиссеры” выстраивали эмоциональную партитуру “экранизируемого” произведения. Только количество серий было задано заранее (чтобы можно было прочитать детям короткий рассказ еще раз – по частям, и для того, чтобы по цветным индикаторам в конце каждой серии проследить, с кем идентифицировался слушатель – с неудачливым рассказчиком или героем-победителем – проказливым котом Шаталой).
Существенным для понимания слушателями авторского замысла оказалось, однако, не это, а восприятие финала, последней авторской ремарки. Ребенок либо выбирал черный или красный цвет, так или иначе оценивая заключительное событие (деревенского кота-проказника увезли рыбаки), либо выбирал цвет синий, отражающий авторскую грусть, переживание происшедшей потери, которые тонкий писатель, мастер слова Ю.Коваль выразил опосредованно: чай, видите, не такой вкусный стал – “не заваристый, что ли?”.
Для того чтобы оценить финальную фразу, нужно разобраться в отношениях между героем-котом и автором-рассказчиком, уловить подтекст, игру. Как это продиагностировать? Ребята (а в тестировании могли участвовать и дошкольники) рисовали стрелочки от фигурки человечка (автора-рассказчика) к фигурке кота Шаталы (героя). Стрелки были разных цветов: красная обозначала любовь, черная – страх. Какая из них длиннее, то чувство сильнее. Если стрелки одинаковые – чувства рассказчика выражены в равной степени. Нет стрелки – нет и данного чувства.
Разобрались в инструкции и нарисовали. Причем некоторые младшие школьники так увлеклись, что изобразили дополнительные стрелки – от кота к автору-рассказчику (словно кот тоже держал в голове историю про свои непростые отношения с Ю.Ковалем).
Идеальным, понятное дело, мог считаться ответ, когда в самом финале был синий кружок, а от рассказчика к коту шла большая красная стрелка – потаенная любовь к коту-разбойнику. “Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету”, – писал Лев Толстой. Интересно, что дети, правильно уловившие авторскую интонацию, то самое “самобытное нравственное отношение автора”, чаще других воспринимали поэтичный рассказ Коваля как гармоничное и живое единство, как ритмически организованный текст (об этом свидетельствовал сложный ритм чередования цвета их кружков).
Результаты подтвердили старую истину: возраст не определяет фатально читательскую квалификацию. В одном и том же классе могут оказаться дети, адекватно и личностно заинтересованно воспринимающие авторский замысел, и ребята, скользящие по поверхности сюжета или вообще не воспринимающие части литературного текста в их единстве.
Как же научить младшего школьника видеть глубинные пласты художественного текста, взаимосвязь отдельных частей произведения?
Прекрасный образец разбора стихотворения С.Есенина “Нивы сжаты. Рощи голы. ” дает поэт и педагог Вадим Левин в своей книге “Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику начального литературного образования” – замечательном методическом пособии для учителей начальной школы, библиотекарей и родителей. Этот блестящий литературно-педагогический анализ стихотворения по форме традиционен: вопросы – ответы. Думается, что использование элементов методик, подобных описанным выше (составление эмоциональной партитуры, моделирование отношений между героями произведения и автором-рассказчиком), также поможет библиотекарю открыть юному читателю глубинный смысл и красоту лучших произведений детской литературы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
Источник
Работа над средствами выразительности.
Тема. Приемы работы над выразительностью произведения. Составление партитуры
Цель:
— раскрыть приемы работы над выразительностью чтения;
— воспитывать интерес к предмету и творческую активность.
Литература:
1. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. — М., 1996.
2. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000г.Учебники и методические указания к ним (буквари, азбуки, прописи разных авторов).
3. В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2008. – 464 с.
Инструктаж
1. Ознакомиться с опытом работы над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе Булашовой Н.А.
Составить опорный конспект этой статьи.
Работа над ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ речи на уроках чтения в начальных классах является важным этапом становления речи детей. Прочувствовать -значит принять и понять, а после воспроизвести! Именно выразительность нам даёт возможность понять отношение ребёнка к прочитанному тексту.
Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, и включает в себя подготовку к восприятию произведения, первичное знакомство с произведением, анализ произведения и непосредственно работу над средствами выразительности.
Работу над умением выразительно читать текст я начинаю уже в первом классе. Эта работа включает в себя упражнения на речевое развитие. Для работы над интонацией, ритмом, тембром чтения, чёткостью произношения слов, над выделением логического ударения использую чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы.
Работе над выразительным чтением на моих уроках предшествует тщательная подготовительная работа
1. анализ художественного произведения, понимание фактического содержания текста, осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего отношения к ним.
2. демонстрация образца выразительного чтения произведения. Это или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи.
3. словесное иллюстрирование, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, а также чтение по ролям, драматизация.
Работа над средствами выразительности.
1.Соблюдение знаков препинания.
Дети, еще во время обучения чтению, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.
2. Паузы логические и психологические.
Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его.
В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением.
4. Темп и ритм чтения.
Общее требование к темпу выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, с излишними паузами, трудно воспринимается. Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.
Определение интонации — это широкое понятие, оно включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки.
Как итогом этой работы является составление детьми партитуры текста:
http://old.pedcollege.tomsk.ru/moodle/mod/book/view.php?id=16471
Партитура текста — (итал. partitura — деление, распределение) – это своеобразная разметка речевых тактов. партитурные знаки (обозначение акцента над ударной гласной, «логической паузы», логического ударения, повышения и понижения тона, убыстрения темпа, леймы, легато). Их выбор зависит от характера конкретного произведения, а также от уровня подготовки студентов к проведению этой работы. В соответствии с задачей чтения выбираются интонационные средства – тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения, делается разметка текста. Разметке текста помогает деление произведения на части. Следует определить и основную мысль каждой части. Работа с партитурой тесно связана с анализом (или элементами анализа текста).
Партитурные знаки:
/ | пауза |
____ | логическое ударение |
↑ | повышение тона |
↓ | понижение тона |
«радостно», «с сожалением», «печально», «с достоинством» и т. д.; | замечания о тембре голоса на полях |
«всплеснуть руками», «покачать головой», «расширить или прищурить глаза» и т. д. | замечания о жестах, сопровождающих речь на полях |
| — короткая пауза
|| — длинная пауза
′ — знак ударения над гласной (ударной)
– — логическое ударение
— чтение в слиянии
— повышение интонации
— понижение интонации
— убыстрение или замедление темпа и произношения ,
5. Обязательным условием работы над выразительным чтением считаю выразительное чтение текста детьми и обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Важно, чтобы в конце урока ученики класса обсудили удачи и промахи в чтении.
Приёмы для развития выразительности чтения:
— чтение с передачей различных чувств радости, грусти, жалости, нежности, мечтательности
— чтение по ролям;
Формирование полноценного навыка выразительного чтения я провожу как на уроках классного чтения, так и на уроках внеклассного чтения, уроках слушания и во внеурочной деятельности.
Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.
Компоненты, составляющие интонацию:
1. Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, как в общей громкости звучания, так и в выделении наиболее значимых слов.
Работаем со скороговоркой «Проворонила ворона воронёнка». Показываю три смайлика:
-Прочитайте с таким настроением, какое вы видите у первого смайлика. (Таким же образом читают, смотря на второй смайлик и третий). Так же я работаю над интонированием скороговорок.
2. Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, — писал К.С. Станиславский, — указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста.
Например, вернёмся к той же скороговорке: « Проворонила ворона воронёнка»
Задание: — Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона проворонила именно воронёнка.
— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что ворона именно проворонила воронёнка.
— Выделите голосом такое слово в скороговорке, которое бы помогло нам понять, что именно ворона проворонила своё дитя.
3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.
Здесь рекомендую работу связать со знаками препинания и смыслом, который вложил автор в произведение.
4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.
Предлагаю такую работу на уроке: Выбираем одно из предложений в тексте. Например, «Завьюжила, закружила зима город»
Задание: Набрав воздух в рот, постепенно выпуская его изо рта, повторим это предложение.
— А теперь проделывая то же самое, кружимся вокруг себя.
5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения.
6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.
7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять.
8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания.
Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности.
Приведем здесь некоторые из них:
— на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;
— не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;
— учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;
— следует избегать механических жестов, не оправданных психологически;
— удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.
Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.
Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения.
В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
К ним относятся:
— упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
— упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
— упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий. На уроках я использую следующие упражнения для развития голоса:
1. самолеты взлетают: у-у-у
машины едут: ж-ж-ж
лошади поскакали: цок-цок-цок
рядом ползет змея: ш-ш-ш
муха бьется в стекло: з-з-з-з
2. а) Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно согласные звуки: [к], [л], [м];
б) тоже, что и в упражнении 2 а), но с добавления гласных.
Эти упражнения помогают научить детей пользоваться «6 рычагами»: громко – тихо, выше – ниже, быстро – медленно.
На уроке работаем под дикцией, четким произнесением звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.
1) Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки. Сначала беззвучно, затем, убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громко.
2) Произносим согласные вместе с гласными:
би-бе-ба-бо-бу-бы
ри-ре-ра-ро-ру-ры
3) Произносим тройное сочетание – согласный, гласный, согласный. Вдох. Пауза.
Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах, сами разучивают со своими товарищами. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. На первом этапе обязательно беру короткие, а затем более сложные скороговорки:
«Наш Полкан – попал в капкан».
«Три сороки на пороге, три вороны на воротах».
«Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела – белой даже не была».
4) Работая со скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания, например: «Прочитайте скороговорку с целью увидеть, порадовать, воодушевить, сообщить».
5) Хорошо способствует выработке чистоты звука, нужной дикции – небольшой стишок, который включаю в физкультпаузы. На такие упражнения отвожу 5-10 минут.
1) «К нам пришла зима сама!
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежинки,
Санки, лыжи и коньки!»
2) «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше!»
(Дети произносят стихи эмоционально, произвольно жестикулируя.)
В ходе действий у детей формируется самостоятельная деятельность:
— самоанализ;
— самопланирование, самоорганизация;
— самоконтроль и оценка, саморегулирование.
Вся эта работа даст желаемый результат, если дети будут тянуться к книге, полюбят чтение.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой.
Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Тон иногда задает учитель.
6) Особое место в обучении формирования навыков выразительного чтения – занимает работа над лирическими стихотворениями.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска нужного тембра, темпа, силы, мелодии речи.
Работа в данном случае проходит по следующим этапам:
1) Подготовка к восприятию (провожу беседу, которая настраивает детей на восприятие стихотворения).
2) Первое чтение – выразительное чтение стихотворения учителем.
3) Проверка впечатлений, как осознали текст, как отнеслись к нему:
— какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
— как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? и т.д.
4) После проверки впечатлений дети работают самостоятельно:
— не спеша прочитать стихотворение,
— отметить карандашом слова и выражения, значение которых непонятно.
5) Анализ лирического стихотворения.
Использую для этого такие приемы:
а) выборочное чтение;
б) выборочное чтение с беседой-рассуждением;
в) прием иллюстрирования текста (рассматривание готовых иллюстраций, словесное и музыкальное иллюстрирование);
г) специальная работа над основными компонентами интонации (расстановка пауз, постановка логического ударения).
6) Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение работы. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс, используется памятка.
Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее.
2. Изучить последовательность работы над партитурой стихотворения.
План.
1.Определи логическое ударение. Выдели важное слово в строке (предложении ) и подчеркни его.
2.Расставь паузы и укажи значками: — короткая , — длинная, -очень короткая.
3.Определи мелодику речи. Повышение голоса покажи , понижение , монотон .
4.Укажи темп чтения. На полях слева напиши слова: быстро, не спеша, ускоряя, медленно .
5.Определи тембр – эмоциональную окраску голоса. На полях справа напиши слова: весело, грустно, с радостью и др.
6.Укажи уровень громкости: громко, тихо, чуть слышно и др.
Работу над составлением партитуры следует начинать с маленького по объему стихотворения или с отрывка.
Хлеб
Средний темп чтения.
Вот он—
Хлебушкодушистый, с любовью, нежно
| |
| |
| |
| |
C хрусткой корочкой витой;
Вот он—
| |
| |
| |
|
|
|
|
На каждый стол с гордостью, с уважением
| |
|
Он пожаловал – пришел.
Когда партитура составлена, приступаем к чтению. Класс должен быть подготовлен к слушанию. Никто не должен отвлекаться, учитель не должен ходить по классу. Главное сейчас — не только умение передать голосом все, что указано в партитуре, но и умение это услышать. Дети читают текст, соотносят его с составленной партитурой, вносят поправки, замечания, дают советы. Важно, чтобы каждый ребенок попробовал себя в роли чтеца. Строки должны звучать несколько раз, что дает возможность каждому ребенку проявить себя, показать свое умение, но и дает возможность «услышать» стихотворение всем, у кого интонационный слух слабо развит. Кроме того, идет взаимодействие: самоконтроль чтеца и контроль чтеца за классом. Повторение текста на уроке способствует более быстрому его заучиванию дома. Дети с хорошей памятью уходят домой практически со знанием текста стихотворения. Дома остается лишь его повторить и откорректировать средства выразительного чтения. Детям с плохой памятью большие тексты для заучивания давать не рекомендуется. Можно предложить выборочно любой отрывок или выбрать то, что понравилось. Но каждый раз приветствовать, хвалить ребенка за то, что он выучил больше, чем прежде. На таких детей можно завести индивидуальные листы по учету количества выученных слов, по которым они будут видеть результат собственного роста.
На следующем уроке перед чтением текста учитель дает рекомендации детям.
Источник