Эмоциональная память определяется одним

Что такое эмоциональная память

Эмоциональная память – это способность индивида фиксировать, обобщать, удерживать в сознании эмоциональные следы значимых событий. Этот компонент мнестической функции впоследствии нередко становится инструментом, формирующим структуру личности, определяя такие категории, как мотивы, мировоззрение, ценности, психологические установки, вкусы.

Определение

В психологии эмоциональная память – это способность запоминать и впоследствии воспроизводить чувства. Когда человек вспоминает события прошлого, он визуализирует в сознании образы, действия, слова и свои чувства, переживания, которые сопутствовали ситуации. Например, случайная встреча с приятелем, который безразличен, может создать отличное настроение на целый день, если с ним связаны воспоминания о радостных, веселых событиях.

Индивиду свойственно бледнеть при мысли о страхе, пережитом в далеком прошлом, или краснеть при воспоминании о постыдном поступке или перенесенном унижении. Аффективная память направляет поведение индивида, который, например, стремится избегать воспоминаний о трагическом событии, чтобы вновь не испытать неприятные, болезненные эмоции.

Выступая в качестве регулятора поведенческих реакций, способность запоминать эмоции, участвует в предотвращении повторных аморальных поступков, которые сопряжены с пережитым ощущением стыда, неприязни к себе. И наоборот, способствует повторению благородных поступков, которые ассоциируются с чувством гордости и внутреннего удовлетворения.

Эмоциональная память отличается от когнитивных видов (вербальной, образной) и связана с сущностью индивида, что обусловлено направленностью мнестических процессов на личность в отличие от таких видов памяти, как образная и вербальная, ориентированных на внешние факторы (переработка информации, поступающей из окружающего мира).

Память на чувства – это подсистема, которая отвечает за фиксацию, консолидацию, воспроизведение чувственных состояний, отражающих отношение индивида к определенным событиям, субъектам и объектам. Аффективная информация кодируется при помощи субъективных реакций, которые отождествляются с состояниями – приятно или неприятно, комфортно или дискомфортно, полезно или бесполезно.

Эмоциональные следы – мнемические структурные единицы этого вида памяти, из которых образована аффективно-когнитивная структура. Основные компоненты структуры – когнитивные образы объектов, вызывающих эмоции, отношение к объекту, проявляющееся в форме аффективного переживания. Основной продукт функционирования подсистемы – чувства, которые характеризуются признаками:

  1. Предметность. Отношение к объекту в соответствии с его мотивационной значимостью. Чувство всегда ассоциируется с каким-либо предметом, который зафиксирован в сознании в форме вещи, символа, идеи.
  2. Модальность. Устойчивое векторное направление – позитивное, негативное.
  3. Способность к формированию, развитию. Эмоциональное общение с годовалым ребенком провоцирует формирование у него этой памяти, что проявляется в установлении устойчивых связей с объектами внешнего мира, обладающими значимостью. Развитие личности происходит с обязательным участием становления и постоянного совершенствования сферы чувств.

Чувство формируется постепенно. В процессе формирования чувства ситуативные эмоции переживаются многократно, ассоциативно привязываются к объекту. В результате в сознании образуются устойчивые аффективные связи с объектами. Накопление эмоционального опыта происходит посредством попадания индивида в ситуации, которые провоцируют появление разноплановых эмоций, при столкновении с объектами, способными волновать и вызывать переживания.

Примером эмоциональной памяти служит страх, который испытывает индивид при воспоминании о пережитой психотравмирующей ситуации, приятные эмоции запоминаются после веселых событий, таких как свадьба, рождение ребенка, встреча с друзьями, посещение развлекательного мероприятия.

Эмоции, принявшие форму устойчивого чувственного ощущения, формируют память, пребывая в ней в латентной (скрытой) форме, периодически трансформируясь в актуальную форму (яркое, живое переживание в текущий момент). В рамках накопленного эмоционального опыта сформировавшееся чувство становится личностной чертой, влияя на переживания, мысли, мироощущение и поведение индивида.

Аффективное ощущение актуальной формы, попадая в оперативную память, перерабатывается, дополняется, обогащается, привязывается к новым объектам. Аффективное ощущение латентной формы, попадая в долговременную память, ассоциируется с новым опытом, который впоследствии подлежит ассимиляции (объединению с предыдущим опытом).

Читайте также:  Палитра настроения для детей

Основные функции

Исследования, которые проводятся в сфере психологии, показывают, аффективные ощущения, переведенные из латентного в актуальное состояние, участвуют в координации моторной, когнитивной, психической, физиологической деятельности. Они помогают индивиду решать жизненные задачи. Мнемические следы выстраиваются в определенную структурную систему.

Например, в иерархии любви выделяют депрессивный, позитивный, вегетативный, сексуальный компоненты. В структуре гнева наблюдаются составляющие – агрессия, вегетативные нарушения, своеобразные двигательные реакции, проявление самоконтроля. Эмоциональная память играет значимую роль в познавательной деятельности. Для этой подсистемы типичны свойства:

  • Быстрота формирования.
  • Устойчивость, прочность.
  • Непроизвольный характер воспроизведения.

Человек непроизвольно реагирует проявлением аффекта на внешний стимул, который ассоциируется с определенной ситуацией. Например, уловив запах духов любимой женщины, даже в случае ее отсутствия рядом, мужчина непроизвольно испытывает чувство удовольствия, нежности, страсти, сексуального желания.

Аффективная память лежит в основе талантливой актерской игры, когда актер вспоминает моменты жизни, ассоциирующиеся, связанные с чувствами, которые нужно воплотить на сцене. Например, если по сценарию нужно заплакать, актеры вспоминают реальное трагическое событие. Когда нужно изобразить страстные чувства, они воспроизводят в сознании образ реального любимого человека.

Аффективная память регулирует взаимоотношения индивида с окружающим миром, определяя его настроение и поступки, влияя на решения. Важная роль подсистемы прослеживается в изучении иностранного языка, истории, литературы. Психологи выяснили, что запоминание учебного материала происходит быстрее, если у ученика в рамках смыслового прочтения обучающих текстов формируются эмоции в отношении их содержания.

Если формируется личностное отношение ученика к содержанию учебного материала, в памяти запечатлеваются чувства, которые помогают лучше запомнить смысловой компонент текста. Эмоциональная память – важный элемент функции воображения. В контексте формирования личностного отношения к изучаемому материалу происходит оценка личности персонажей, исторических деятелей, их действий, домысливание сюжета и эпизодов истории.

Механизм участия эмоциональной подсистемы в процессе запоминания новой информации объясняет, почему ученики быстрее фиксируют и впоследствии воспроизводят сведения, которые вызвали у них интерес и выраженные эмоции. Аффекты мотивируют деятельность индивида, что отчетливо проявляется в сфере налаживания коммуникативных контактов.

Особенности проявления аффективных реакций

Эмоциональный тип памяти характеризуется воспроизведением аффективных следов прежнего опыта после того, как явления, спровоцировавшие аффект, уже исчезли. Ситуации, которые сопровождаются появлением определенных эмоций, нередко запускают механизм возвращения к эмоциям, пережитым в прошлом. В психологии эмоции считаются основой деятельности индивида во всех сферах.

Определенная эмоция возникает в тесной взаимосвязи с конкретной ситуацией, которая выделяется, как категориальная. Например, несправедливость вызывает агрессию и ярость, предательство – отвращение, негодование и досаду, благородный поступок – благодарность, симпатию и расположение. Благодаря градуировке эмоциональных ситуаций в коммуникативной сфере можно предугадать реакцию партнера.

Развитая аффективная память – предпосылка для способности сочувствовать и сострадать. Эмоция возникает как следствие физиологического возбуждения в ответ на раздражающий стимул. Качество эмоций зависит от оценки ситуации индивидом независимо от ощущений, отражающих физиологическую реакцию.

Воспоминания о любви, счастливых моментах, успехах в жизни дают силы противостоять жизненным сложностям и проблемам. В качестве примера можно привести ситуацию, когда умирающий от опухоли мозга муж перед смертью написал жене несколько писем, которые она получила после его похорон. Письма согласно воле усопшего, открывались с периодичностью 1 раз в месяц.

В каждом письме он напоминал ей о счастливых моментах совместной жизни и просил сосредоточиться на своих потребностях (купить новое платье, участвовать в музыкальном конкурсе, съездить на море), отстранившись от переживания горя. Эти письма помогли женщине пережить тяжелый период и вернуться к нормальной жизни. Она научилась жить самостоятельно, бережно храня память о супруге.

Чтобы воспроизводить позитивные аффективные воспоминания, рекомендуется вести дневник с записями о счастливых моментах – перечитывая написанное от раза к разу можно неоднократно переживать приятные ощущения прошлого. Чтобы вызвать отклик в виде слез, приступа смеха или крика ужаса, нужно вспомнить событие из прошлого, которое сопровождалось подобными эмоциями.

Читайте также:  Страшилки шестое чувство виндовс 10

Эмоциональная память – совокупность чувств, связанных с пережитыми событиями, ассоциирующихся с определенными вещами, людьми, явлениями.

Источник

Эмоциональная память и методы ее развития

Память в психологии это скопление определенных процессов, непосредственно отвечающих за хранение, накопление, и при необходимости воспроизведение разных типов информационных структур. Эмоциональная память — это накопление и воспроизведение пережитого эмоционального опыта, который плотно «спаян» в психике с вызвавшим эмоцию конкретным событием.

Как управлять этим видом памяти, развивать и усиливать эту способность? Каковы функции памяти на чувства и эмоции. Без способности запоминать травмирующий опыт человек не смог бы полноценно развиваться.

Виды памяти: эмоциональная память

Знаменитый психолог П. П. Блонский выделил 4 основных типа памяти. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является то, какая психическая активность ярче выражена в процессе запоминания. Итак, память бывает:

  1. Двигательная — запоминание движений. Езда на велосипеде, катание на коньках, вязание — все это возможно благодаря работе двигательной, или иначе, моторной памяти.
  2. Эмоциональная — способность запоминать чувства и эмоции, связанные с предметом, событием или явлением.
  3. Образная — память на образы природы, слуховые или вкусовые образы, или понятийные константы, сформированные в виде абстрактного образа.
  4. Словесно-логическая. Запоминание мыслеобразов, понятий, заложенных в словах и связей между понятиями. Развивается, когда ребенок уже может воспринимать абстрактные категории.

Память словесно-логического типа наиболее сложная и развивается позже, чем остальные виды, благодаря волевым усилиям. Если логическая память хорошо развита, то у взрослого человека она становится ведущей во всей психической деятельности. Тогда человек может направлять и контролировать все процессы запоминания и воспроизведения.

Что касается эмоциональной памяти, то именно этот процесс играет ключевую роль в становлении социализированной личности. Невозможно принимать решения о своей дальнейшей деятельности, не опираясь на свои внутренние состояния. Без запоминания эмоционального состояния человек бы не смог учиться на своих ошибках.

Как работает эмоциональная память

Работа основана на взаимодействии нескольких структурных элементов: собственно эмоции, положительные или отрицательные, чувства, мысли и информация, которая побуждает мысли и чувства личности. Они тесно взаимосвязаны и в потоке сознания отделить компоненты невозможно. Как происходит запоминание эмоций?

Пережитая ситуация или явление оставляет в психике след, называемый энграммой. Эмоции позволяют определить, насколько успешно складываются наши взаимосвязи с обществом и успешны ли личные отношения. Чем сильнее была эмоция, тем ярче и четче энграмма. Затем внезапное напоминание может пробудить этот след в памяти и «вытащить наружу» все эмоции. Однако сила и качество воспроизводимых вновь эмоций отличаются от первичной реакции. Например, по прошествии нескольких лет, то событие, которое огорчало, может восприниматься уже как забавный случай. Это связано с тем, что мысленная оценка события уже иная.

В процессе запоминания часто происходит генерализация переживаний. Это значит, что стимул, вызвавший переживания, со временем объединяется и другими стимулами. От этого человек иногда не может четко вспомнить настоящую причину его страха.

Эмоциональный и образный виды памяти

Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.

Образы могут быть зрительными, обонятельными и даже вкусовыми. Эмоциональные образы лучше всего запоминаются актерами и поэтами. Именно для этих людей эмоциональная память является всегда ведущей. И так же, как в любой другой профессии, образами нужно уметь управлять.

Как образуются произведения искусства? Роль эмоциональной памяти

Люди творческих профессий хорошо оперируют образами. Им необходимо уметьи анализировать и синтезировать образы, приводить анналогии и продуцировать новые идеи. Без постоянного внимания к этим умсвенным процессам; к накопленному эмоциональному опыту образы будут расплывчатыми. Соответственно, актер не сможет достаточно ярко воспроизвести их на сцене.

Важное значение имеет способность к каждому образу подбирать цепь похожих образов. Все великие гении умели держать в память множество таких цепей эмоциональных образов, которые затем воплощали в музыку или рисунок. Этому можно научиться. Еще одна важная характеристика эмоциональной памяти творческого человека — низкий порог чувствительности. Чем ниже порог эмоциональной чувствительности, тем больше информации о мире и других людях творческая личность может воспринимать и воплощать.

Читайте также:  Как можно определить стресс у человека

Физиологическая основа памяти

Существование эмоций было подтверждено наукой, когда в глуби височной доли мозга открыли область под названием миндалина. За возникновение эмоций отвечает именно эта часть лимбической системы. Но вегетативные изменения в организме под действием страха, к примеру, — это работа гипоталамуса. Процессы, происходящие в лимбической системе, имеют и электрическую и биохимическую природу; они воздействуют на состояние всех органов и систем.

Эмоции поэтому всегда сопровождаются активацией нервной системы и изменением артериального давления.

Благодаря работе лимбической системы живой организм развивается, используя мотивацию. Поведение бессознательно или направляется туда, где личность получает подкрепление в виде позитивных эмоций, или блокируется, сталкиваясь со страхом или болью.

Все сильные эмоции закрепляются в памяти благодаря образованию синаптических связей. В формировании отпечатка памяти принимают участие различные отделы головного мозга:

  • кора мозга: теменная часть, височная и фронтальная;
  • мозжечок отвечает за запоминание движений тела;
  • гиппокамп;
  • подкорковые узлы.

Связи между нейронами устанавливаются не сразу. Здесь важна работа химических веществ, таких как эндорфины, кальций и энкефалины. Эти вещества — нейротрансмиттеры — гормоны, которые передают импульсы между нейронами.

На процесс запоминания затрачивается энергия и белки. Поэтому для хорошей памяти необходимо хорошо питаться.

Развитие эмоциональной памяти у детей и взрослых

Чтобы такой вид памяти лучше развился у ребенка, нужно помогать ему «включать» почаще образное мышление, возить в интересные места и с самого детства приучать к миру литературы и театра.

У взрослых людей уже какой-то один вид памяти доминирует, и психика направлена на определенный вид деятельности. Поменять восприятие и начать мыслить иначе взрослой сформировавшейся личности очень сложно. Тем не менее, эмоциональная память есть у каждого, и ее можно попробовать развить лучше и вывести на сознательный уровень.

Какие задания нужно выполнять для развития такого вида памяти? Эмоциональная память тренируется если каждый день, читая книгу, выписывать на бумаге эмоции, которые возникают от поступка того или иного героя любимой книги. Затем попытаться проанализировать внутренний мир героя, конфликтные ситуации между ним и обществом. Можно для такого анализа подобрать и фильм.

Функции эмоциональной памяти

Для чего же нужна такая память тому, кто не занимается творчеством? Развитие эмоциональной памяти необходимо каждому, потому как личность без эмоционального опыта неинтересна в общении. Кроме того, такие люди не в состоянии сопереживать, делиться наболевшим и в сущности очень одиноки в своей жизни. Итак, можно выделить несколько функций:

  • способствует развитию личности;
  • формирует эмоциональный интеллект;
  • помогает лучше ориентироваться в социуме, поэтому нужна учителям и директорам фирм;
  • влияет на развитие творчества.

Эмоциональный интеллект: формирование

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции и контролировать их. Без развития эмоционального интеллекта руководить успешно коллективом нельзя. Это важное качество настоящих руководителей.

Человека с развитым эмоциональным интеллектом легко узнать. Он хорошо ладит с окружающими людьми, так как понимает и свои и чужие эмоции. Он всегда приветлив и жизнерадостен.

Вывод

Все поведение на протяжении жизни выстраивается исходя из эмоционального опыта индивида. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную является та психическая активность, которая чаще используется личностью.

За сохранение и развитие эмоционального состояния отвечает вся лимбическая система. К ней относятся: миндалевидное тело (миндалина), гипоталамус, сосцевидное тело, гиппокамп, обонятельный треугольник, другие структуры. Формируется память благодаря синтезу долговременных связей между нейронами мозга.

Способность к творчеству это, прежде всего, развитая образно-эмоциональная память. Развитие образной памяти необходимо для тех, кто решил посвятить себя литературной, музыкальной или актерской творческой деятельности.

Источник

Оцените статью