Эмоциональная память это кратко

Эмоциональная память как предпосылка для формирования характера

Одно из наиболее необычных проявлений функционирования головного мозга считается память, которая бывает кратковременной, эпизодической и эмоциональной.

Последняя представляет собой сохранение в подсознании эмоций и чувств.

Впечатлительность станет предпосылкой для формирования коммуникативности характера.

Это является обязательным фактором становления способности сочувствовать и сострадать.

Она считается основополагающим элементом мастерства в определенных профессиях, включая педагога и актера.

Общие сведения

Эмоциональная память представляет собой память на яркие запоминающиеся события. Она играет важную роль в жизнедеятельности всех людей. Прошлые и сохранившиеся эмоции и воспоминания становятся сигналами, побуждающими к решительным действиям или удерживающими от тех, которые вызвали ранее негативные переживания. Эмоциональная память значительно прочнее остальных ее разновидностей. В некоторых случаях давно произошедшие события оставляют в памяти лишь ощущение, эмоции, впечатления.

Под эмоциональной памятью подразумеваются воспоминания о пережитых когда-то эмоциях и чувствах. Специалисты по сей день не имеют единого мнения, что откладывается в подсознании лучше, позитивные либо негативные впечатления. Западные ученые утверждают, что положительные запоминаются сильнее, а русские считают, что отрицательные эмоции (страдание, тревога) намного важнее для выживания.

Нельзя говорить, что если отсутствует эмоциональная память, то это существенный минус, однако во многих профессиях, к примеру, педагогам и работникам искусства, она необходима. Способность сочувствовать также станет недостаточно развитой.

Физиологическая основа

В качестве физиологической основы станут следы пережитых в прошлом нервных потрясений, сохранившихся в коре головного мозга ввиду пластичности ЦНС: какой-либо спровоцированный внешним фактором процесс, не может пройти для нервных тканей без следа, однако оставляет внутри нее «отпечаток» в качестве определенных функциональных перемен. Они делают легче протекание сопутствующих процессов в ЦНС при их повторении.

Физиологические процессы в головном мозге, наблюдаемые в процессе воспоминания, по содержанию такие же, что и при восприятии: память нуждается в функционировании таких же аппаратов ЦНС, что и само восприятие. Оно вызвано влиянием внешних факторов.

То, что эмоции существуют, было доказано учеными, когда в височной части мозга была открыта миндалина. За формирование эмоций несет ответственность непосредственно этот участок лимбической системы. Однако вегетативные перемены внутри организма под влиянием тревоги, например, — это функция гипоталамуса. Процессы, которые происходят в лимбической системе, характеризуются электрическим и биохимическим происхождением. Они влияют на самочувствие внутренних органов.

Разница состоит только в том, что во время восприятия центральные процессы постоянно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они являются лишь «отпечатками» произошедших нервных процессов.

Все эмоции остаются в памяти ввиду развития синаптической связи. В формировании следа участвуют разные участки мозга:

  • кора: темя, височная и фронтальная области;
  • мозжечок;
  • гиппокамп;
  • подкорковые узлы.

Взаимосвязь между нейронами установится со временем. Тут важно функционирование химических составляющих (эндорфин, кальций и энкефалин). Данные компоненты являются гормонами, передающими импульс.

Функции ЭП

Развитие данной разновидности памяти требуется всем, поскольку человек без эмоций не будет интересным во время беседы. Помимо этого, у таких людей отсутствует сопереживание, сострадание. Исходя из этого, возможно выделить следующие функции:

  • формирование разносторонней личности;
  • образование эмоционального интеллекта;
  • улучшение ориентирования в обществе;
  • стимулирование творческого начала.

Эмоциональная память позволяет человеку чувствовать себя более уверенно и поднять самооценку в глазах других.

Критерием деления станет то, какая активность психических процессов выражается во время запоминания. Выделяются 4 главных разновидности памяти:

  • Двигательная. Запоминаются движения. Передвижение, какие-либо двигательные функции — откладываются при непосредственном участии моторной памяти.
  • Эмоциональная. Возможность запомнить ощущения, взаимосвязанные с вещами, событиями либо явлениями.
  • Образная. Запоминание различных силуэтов, очертаний, понятий, которые сформированы в качестве абстрактного образа.
  • Словесно-логическая. Запоминание мысленных образов, понятий, которые закладываются в слова и умозаключения. Формируется в детском возрасте.

Последняя считается самой сложной и появляется позднее других, ввиду усилий воли.

Как работает ЭМ

Функционирование основывается на взаимосвязи нескольких структур: эмоций (позитивных либо негативных), ощущений, мыслей и информации, побуждающей к мышлению человека. Они тесным образом связаны и неотделимы в подсознании.

К примеру, после прочтения рассказа человек не способен спустя 4-5 дней вспомнить писателя или название. А аромат страниц, обложку и эйфорию от прочтенной книги может вспоминать на протяжении долгих лет. В соответствии с последними исследованиями, в хранении различных событий активно участвуют гормоны надпочечных желез, а при обычных воспоминаниях они не задействованы. Возможно, специфический механизм памяти формирует подобную яркость впечатлений прошлых событий у человека.

Читайте также:  Какие чувства испытывает человек когда ему хорошо

В психологической науке данную разновидность памяти исследуют из-за ее способности формировать безотчетные эмоции, охватывающие при появлении неосознаваемых раздражительных факторов. К примеру, в детском возрасте человек пошел покупать свежий хлеб, по пути домой он почувствовал приятный запах, отломал кусок, но внезапно выбежала собака и напугала его. По прошествии времени, забыв об этом инциденте, человек пройдет возле этого места и ощутит тот запах и чувство страха и тревоги.

Не у каждого такой вид памяти развит в одинаковой степени. Это несложно уяснить, опросив 2 детей, которые прокатились на карусели, об их эмоциях. Первый с оживлением расскажет в деталях о каждом эпизоде и обо всем, что привлекло его внимание. Другой скажет, что ему понравилось, не вдаваясь в подробности. Спустя год 1 вспомнит все в деталях, а 2 лишь укажет, сам факт времяпровождения на карусели.

Развитие ЭМ

Эмоциональный интеллект является способностью воспринимать эмоциональную составляющую и осуществлять ее контроль. Без его формирования управлять коллективом невозможно. Это необходимая черта истинного лидера. Индивид, который обладает высоким эмоциональным интеллектом, легко узнаваем. Он быстро находит общий язык с окружением, поскольку может понять собственные и чужие эмоции. Он отличается приветливостью и жизнерадостностью.

Крайне важен развитый эмоциональный интеллект для работников искусства. Однако и людям с другой профессией, желающим задействовать все ресурсы, он станет серьезным подспорьем в запоминании.

Во взрослом возрасте преимущественно преобладает конкретная разновидность памяти, и психика нацелена на определенный тип деятельности. Изменить мышление взрослому сформировавшемуся индивиду достаточно трудно. Однако, эмоциональная память присутствует у всех, и ее возможно развивать и поднимать на уровень сознания.

Для развития детей можно попробовать следующие упражнения:

  • «Мяч счастья». Играют несколько детей и взрослый человек. Ребенок ловит брошенный мяч и вспоминает событие, во время которого он ощущал себя счастливым. Затем, он кидает мяч другому.
  • «Волшебный мешок». Нужно вспомнить и написать на бумаге все свои тревоги, опасения. Складываются вглубь мешка, крепко завязывается и выбрасывается.

Во взрослом возрасте возможно провести следующий тренинг:

  • Дневник. Необходимо записать собственные ощущения и переживания, а после, по прошествии времени, перечитав их, можно снова восстановить их. Таким образом тренируется мышца эмоциональной памяти.
  • Библиотерапия. Перечитав книгу, человек переживает эмоции литературных героев. Зачастую книги, которые прочитаны в детском возрасте, могут вызвать переживания, способные привязываться к стимулам. Например: во время чтения усилился ветер, начали шелестеть листья. С течением времени при ветре и шелесте листвы могут вспомниться в памяти те переживания и прочитанная книга.

Поведение человека в течении жизни выстраивается отталкиваясь от эмоциональных воспоминаний. Критерием деления памяти считается психическая активность, зачастую используемая индивидом. За формирование соответствующего эмоционального состояния несет ответственность лимбическая система. Формируется запоминание посредством синтеза продолжительных взаимосвязей между мозговыми нейронами. Предрасположенность к творческому началу, изначально предполагает разнообразие запоминания с использованием мыслительных образов и эмоции. Формирование эмоциональной памяти является важным аспектом для тех, кто принял решение найти себя на литературном, музыкальном либо актерском поприще.

Источник

Эмоциональная память Связь между памятью и эмоциями

эмоциональная память относится к способности людей устанавливать воспоминания от эмоций.

В этом смысле многочисленные исследования показали, как структуры мозга, связанные с памятью, тесно связаны с областями мозга, которые модулируют эмоции..

На самом деле, эмоции тесно связаны с памятью, и считается, что эмоциональное содержание событий влияет на последующую память..

Эти открытия, сделанные нейробиологами за последние несколько лет, показывают, что информация, полученная эмоционально, запоминается иначе, чем информация, полученная нейтрально..

Столкнувшись с такой тесной взаимосвязью между эмоциями и памятью, возникла новая структура памяти, известная как эмоциональная память..

Целью данной статьи является обзор характеристик эмоциональной памяти и раскрытие доступных сегодня данных о взаимосвязи между эмоциями и памятью..

Характеристики эмоциональной памяти

Эмоциональная память — это очень специфическая человеческая способность, которая характеризуется развитием памяти о событиях посредством пережитого эмоционального воздействия..

Эта концепция постулирует, что эмоционально значимые события сохраняются не так, как нейтральные события..

В частности, в целом поддерживается идея, что эмоциональные события запоминаются лучше и легче, чем самые тривиальные события..

Читайте также:  Моя сила моя слабость мое счастье моя радость

Например, травмирующее событие в детстве, такое как дорожно-транспортное происшествие или драка с партнером, обычно запоминается гораздо более конкретно во взрослой жизни, чем тривиальные события, такие как то, что он ел на прошлой неделе..

Эта дихотомия воспоминаний относится к избирательной памяти. Люди не запоминают всю информацию одинаково. В этом смысле эмоционально переживаемые события запоминаются лучше, чем остальные..

На самом деле, многочисленные исследования показывают, что наибольшая память об эмоционально насыщенных переживаниях обусловлена ​​большей легкостью приобретения, большим обслуживанием с течением времени и большей устойчивостью к вымиранию..

Положительные эмоции и негативные эмоции в памяти

Эмоциональная память реагирует как на положительные, так и на отрицательные эмоции. То есть события, переживаемые эмоционально (независимо от их характера), по-видимому, запоминаются иначе, чем нейтральные или тривиальные переживания..

Это связано с тем, что структуры мозга, которые модулируют положительные эмоции, и структуры, которые модулируют отрицательные эмоции, одинаковы.

Таким образом, мозговой механизм, объясняющий существование эмоциональной памяти, заключается в ассоциации между структурами эмоций и областями памяти..

Очень неприятные или травмирующие события могут вызвать особенно сильную и консолидированную память. Человек может часто и подробно вспоминать эти события на протяжении всей своей жизни..

Примером такого типа памяти могут быть травмы, перенесенные в детстве, которые могут появляться неоднократно и постоянно запоминаться на стадии взросления.

Найти сравнения с положительными эмоциями несколько сложнее. Есть люди, которые могут в мельчайших подробностях вспомнить день своей свадьбы или рождения своих детей, но зачастую память менее интенсивна, чем память о негативных событиях..

Этот факт объясняется интенсивностью эмоций. В целом, негативные события вызывают большее эмоциональное расстройство, поэтому эмоции, переживаемые в те времена, имеют тенденцию быть более интенсивными..

Таким образом, травмирующие события могут быть легко вставлены в эмоциональную память. Но это не значит, что позитивные события не могут этого сделать. Они также делают это, хотя обычно менее заметно из-за их меньшей эмоциональной интенсивности.

Структуры мозга эмоциональной памяти

Структура главного мозга, которая отвечает за проведение процессов памяти и которая облегчает память, — это гиппокамп. Этот регион расположен в височной коре и является частью лимбической системы..

Со своей стороны, область мозга, ответственная за возникновение эмоциональных реакций, является миндалиной..

Эта структура состоит из набора ядер нейронов, расположенных в глубине височных долей, а также является частью лимбической системы..

Таким образом, обе структуры (миндалины и гиппокампа) постоянно связаны. Кроме того, его связь, кажется, имеет особое значение в формировании эмоциональных воспоминаний.

Этот факт постулирует существование двух разных систем памяти. Когда люди изучают нейтральную информацию (например, читают книгу или изучают предметную программу), гиппокамп отвечает за формирование памяти без участия миндалины..

Однако, когда запоминающиеся элементы содержат определенный эмоциональный заряд, миндалина вступает в игру..

В этих случаях первое образование памяти происходит в миндалине, которая действует как хранилище воспоминаний, связанных с эмоциональными событиями. Таким образом, эмоциональная память не начинается в гиппокампе, как остальные воспоминания.

Как только миндалина закодировала эмоциональный элемент и сформировала память, она передает информацию через синаптические связи в гиппокамп, где хранится эмоциональная память.

Влияние эмоций на память

Эмоциональная память имеет разные характеристики и разные механизмы регистрации мозга из-за действия эмоции.

Фактически, именно эмоции побуждают информацию получать доступ к мозгу через различные структуры и что она консолидируется более интенсивно.

Таким образом, эмоциональные процессы изменяют функционирование памяти, приводя к возникновению эмоциональной памяти..

Эти модификации объясняются взаимоотношениями миндалины и гиппокампа и выполняются как при кодировании, так и при консолидации информации..

1- Эмоциональное кодирование

Первая когнитивная функция, которая вступает в игру во время формирования памяти, — это внимание. Фактически, без должного внимания мозг не может правильно воспринимать информацию и сохранять ее в своем предыдущем.

В этом смысле первая модификация, которую производят эмоции, уже обнаруживается в способе восприятия информации..

Эмоциональный отклик сразу же провоцирует изменение физических и психологических функций человека. Таким образом, когда человек испытывает эмоцию, как физические, так и психологические элементы, связанные с вниманием, увеличиваются.

Этот факт позволяет повысить внимание, уделяемое стимулу, чтобы легче было захватить информацию и обеспечить ее последующее хранение..

2- Эмоциональная консолидация

Второй этап генерации эмоциональных воспоминаний состоит в удержании или закреплении информации в структурах мозга..

Если информация, собранная органами чувств, не консолидируется в мозге, она постепенно исчезает, и память не остается (она забывается).

Читайте также:  Радостью трепещет все во мне

Хранение информации в структурах мозга не автоматическое, а медленный процесс, поэтому часто бывает сложно сохранить конкретную долгосрочную информацию.

Тем не менее, эмоциональная информация, по-видимому, имеет гораздо более короткое время консолидации. То есть он может храниться в структурах мозга гораздо быстрее.

Этот факт приводит к тому, что вероятность того, что эмоционально интенсивные события запоминаются и сохраняются со временем, намного выше.

Влияние памяти на эмоции

Отношения между памятью и эмоциями не однонаправленные, а двунаправленные. Это означает, что так же, как эмоция может влиять на память (эмоциональную память), память также может влиять на эмоцию.

Эта связь была специально изучена нейропсихологом Элизабет Фелпс при анализе взаимодействия гиппокампа и миндалины.

Когда гиппокамп восстанавливает эмоционально насыщенную информацию, он может взаимодействовать с миндалиной, создавая сопровождающую ее эмоцию..

Например, когда человек запоминает очень травмирующее событие, он сразу же испытывает эмоции, связанные с этим событием..

Таким образом, память может вызывать эмоциональный отклик, так же, как переживающие эмоции могут изменять формирование памяти..

Гиппокамп и миндалина представляют собой взаимосвязанные структуры мозга, которые позволяют постоянно связывать эмоциональные компоненты с мнемоническими элементами.

Функция эмоциональной памяти

Ассоциация между эмоциональными структурами и областями памяти не свободна. На самом деле связь между гиппокампом и миндалиной играет важную адаптивную функцию.

Когда люди оказываются в опасных ситуациях, они реагируют эмоционально. Этот ответ позволяет активировать как психологическое состояние, так и физическое состояние человека..

Например, если кто-то визуализирует, что собака собирается напасть на него, он испытывает эмоциональную реакцию страха. Этот ответ позволяет напрячь тело, повысить внимание и сосредоточить все чувства на угрозе..

Таким образом, эмоциональная реакция готовит человека адекватно реагировать на угрозу.

Однако процесс защиты и выживания людей на этом не заканчивается. Мозг отдает приоритет накоплению эмоционально интенсивных событий через миндалино-гиппокампальную ассоциацию, чтобы их можно было легко запомнить.

Таким образом, эмоциональная память — это человеческая способность, тесно связанная с выживанием вида. Для людей гораздо полезнее вспомнить эмоционально интенсивные элементы, чем нейтральные, потому что они, как правило, важнее.

Исследования эмоциональной памяти

Эмоциональная память работает как система фильтров. Это ответственно за выбор фактов, которые по своему значению более актуальны, и сохраняет их в памяти в более интенсивном и продолжительном.

С этой эволюционной точки зрения постулируется, что человеческий мозг сможет правильно запомнить неприятные переживания, даже если они произошли несколько раз.

В этом смысле Garcia & Koeling уже в 1966 году продемонстрировали, что эмоциональную память можно сформировать даже с помощью одной презентации. В частности, такие знания, как неприятие вкуса или формирование страха, могут быть получены с помощью одного теста.

Эти эксперименты показывают высокую способность эмоциональной памяти. Это позволяет формировать длительные воспоминания чрезвычайно быстрым и простым способом, что не происходит с «неэмоциональной памятью»..

Другие исследования эмоциональной памяти были сосредоточены на анализе механизмов, связанных с отношениями между эмоциями и памятью..

На уровне мозга кажется, что структурами, участвующими в формировании эмоциональной памяти, являются миндалина и гиппокамп. Тем не менее, кажется, есть больше связанных факторов.

Нейроэндокринные эффекты стресса и памяти

Исследования нейроэндокринных эффектов стресса и их связи с формированием воспоминаний о стрессовых переживаниях позволили получить соответствующие данные об эмоциональной памяти..

Когда человек подвергается ситуациям с высоким эмоциональным содержанием, выделяется большое количество гормонов надпочечников. В основном адреналин и глюкокортикоиды.

Несколько исследований были посвящены анализу действия этих гормонов и показали, что он тесно связан с взаимодействием эмоций и памяти..

В этом смысле Бейлин и Шорс показали в 2003 году, что введение гормона надпочечников, известного как кортикостерон, до завершения учебного задания модулирует память и увеличивает память.

Точно так же Де Кервейн показал, что модуляция памяти изменяется в зависимости от момента и интенсивности, с которой выделяются гормоны. Таким образом, глюкокортикоиды облегчают память людей.

Впоследствии исследование, проведенное МакКогом в 2002 году, показало, что эти гормональные эффекты производятся через центральные норадренергические механизмы. То есть, воздействуя на миндалины мозга.

Присутствие глюкокортикоидов в крови вызывает большую стимуляцию миндалины. Когда миндалина активна, она начинает принимать непосредственное участие в формировании воспоминаний.

Таким образом, когда эти гормоны вводятся в кровь, память начинает работать через механизмы эмоциональной памяти, поэтому память усиливается, и обучение становится более сильным и консолидированным..

Источник

Оцените статью