Эмоциональная отзывчивость педагога это

Проблема эмоциональной отзывчивости педагога ДО
статья на тему

Эмоциональная отзывчивость – важнейший фактор работы педагога, позволяющий организовать эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Статья посвящена причинам снижения эмоциональной отзывчивости педагога дошкольной организации и возможным способам профилактики этой проблемы.

Скачать:

Вложение Размер
statya_problema_emotsionalnoy_otzyvchivosti_pedagoga_dou2.docx 30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Скородумова Е. А.

Проблема эмоциональной отзывчивости педагога ДО

Эмоциональная отзывчивость – важнейший фактор работы педагога, позволяющий организовать эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Статья посвящена причинам снижения эмоциональной отзывчивости педагога дошкольной организации и возможным способам профилактики этой проблемы.

Эмоциональная отзывчивость как свойство личности и необходимое качество педагога

В.В. Бойко, пишет, что эмоциональная отзывчивость, как свойство личности характеризуется тем, что человек легко, быстро, гибко и в широком диапазоне эмоционально реагирует на разные воздействия. [2]

Эмоциональная отзывчивость – является важным профессиональным качеством. Л.С. Выготский описывал эмоциональное развитие детей как одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. «Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка». [4] Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эмоциональной сферы человека.

Воспитатель выступает источником формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать отношение к ним. [8] Для этого педагогу необходимы следующие компоненты, образующие эмоциональную отзывчивость:

  • собственный опыт эмоциональных переживаний;
  • распознавание эмоций и способность их выражать (экспрессия);
  • сочувствие, сопереживание, сострадание, позитивный эмоциональный отклик на переживания другого человека (эмпатийный компонент);
  • доминанта на другом (децентрация);
  • активно-деятельностное начало, проявляющееся в форме готовности к содействию. [3]

Во ФГОС Дошкольного образования описаны следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. [5]

Эти ориентиры говорят о необходимости развития навыков понимания ребёнком собственных эмоций и эмоций окружающих его людей к окончанию дошкольного возраста.

Эмоциональная отзывчивость формирует в ребёнке глубинные нравственные основания, которые помогут различать добро и зло в будущем. Эмоциональное развитие ребёнка зависит от многих факторов, среди которых рассматриваются:

  • наследственный;
  • социальный опыт;
  • эмоциональное общение взрослых с ребенком.

Педагог ДОУ не может изменить генетику или весь социальный опыт дошкольника. Однако педагог является взрослым, общение с которым занимает важную часть в жизни дошкольника, посещающего ДОУ.

Собственным примером проявления эмпатии, к людям и персонажам, разным событиям и ситуациям, откликом на произведения искусства, воспитатель обучает эмоциональной отзывчивости дошкольника. Чтобы научить сопереживанию ребёнка надо самому сопереживать. Поэтому актуальность эмоциональной отзывчивости педагога крайне важна.

Условия современного мира, способствующие уменьшению эмоциональной отзывчивости педагога

Эмоциональная отзывчивость представляет способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. [9]

Тенденции последних лет демонстрирую снижение уровня эмоциональной отзывчивости в обществе, всё чаще можно наблюдать равнодушие людей, в том числе педагогов ДО. Это факт можно связать с серьёзной психо-эмоциональной нагрузкой профессии, часто приводящей к эмоциональному выгоранию. Работа с детским коллективом энергозатратна.

Современный мир одновременно взывает к эмоциональной отзывчивости и усложняет условия для её проявления. Обострение проблемы связано новыми явлениями педагогической реальности и культуры, усугубляющими ситуацию в плане эмоциональной отзывчивости. Среди таких явлений в педагогике можно выделить следующие:

  1. Рост роли развивающей среды в образовательном процессе.

Можно наблюдать, что приоритет в образовании складывается в пользу возможностей развивающей среды, при этом уменьшается время и качество общения ребёнка и педагога. Правильно организованная среда может развить в ребёнке множество качеств, но только человеку по силе передать ребёнку значение эмоций, научить сопереживать другому.

Характерной чертой современного мира является то, что процессы, связанные с исполнением профессиональных обязанностей, подлежат всё более тщательной стандартизации. Документооборот в образовании возрос в последнее время в несколько раз. Работа с бумагами также не способствует поддержанию эмоциональной составляющей в педагоге.

  1. Реформы в системе образования.

Работа современного воспитателя требует постоянного образования, адаптации под быстро меняющиеся требования и условия работы. Частые изменения — причина стрессовой ситуации, которая снижает эмоциональную отзывчивость.

Явления современной культуры, влияющие на снижение эмоциональной отзывчивости:

  1. Частое общение при помощи средств коммуникации.

Всё чаще люди общаются опосредовано, передавая информацию при помощи техники, которая не умеет транслировать эмоции иначе, чем набором стандартных символов и иконок. Постепенно, мы привыкаем к уменьшению эмоциональной составляющей в коммуникации.

  1. Увеличение информационного потока

Новая информация окружает нас независимо от нашего желания или потребностей: рекламные плакаты, объявления, новостные и псевдо-новостные сводки, которые врываются в нашу жизнь через телевидение, радио, интернет, социальные сети. Такое количество информации приводит к эмоциональным перегрузкам. В человеке включаются механизмы защиты, которые выражаются в апатии, равнодушии к происходящему.

Описанные изменения влияют на способы, интенсивность, виды эмоциональной реакции, и являются причинами своеобразных расстройств, которые изучают современные науки. Так, в конце прошлого века в психологии появился термин алекситимия, обозначающий:

  • затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
  • затруднение в различении эмоций и телесных ощущений ;
  • склонность к утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций и др.

В медицине наблюдается тесная связь симптомов алекситимии с психо-соматическими заболеваниями. [7]

Значение эмоциональной отзывчивости педагога ДОУ

для эффективной коммуникации в современной социальной среде

Социальная среда дошкольного образовательного учреждения сегодня пестра и разнообразна. В одной группе встречаются дети разных культур, религий, материальных уровней и возможностей здоровья. Чтобы обеспечить эффективный процесс коммуникации в этих условиях, педагогу необходимо учитывать множество нюансов, фактов, удержать которые в голове одновременно бывает крайне сложно. На помощь приходит «Золотое правило морали», основанное на принципе эмпатии: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Это правило встречается в этических трактатах многих культур, оно универсально.

Поставить себя на место собеседника – вот то, что поможет педагогу, донести информацию корректно до разных участников образовательного процесса. Таким образом эмпатия, в основе которой лежит эмоциональная отзывчивость педагога является залогом его успешного взаимодействия с детьми и родителями в условиях современного общества.

Значение эмоциональной отзывчивости педагога ДО также крайне важно при построении образовательного процесса в гуманитарной парадигме современного образования, занимающую ведущую позицию среди современных моделей образования. Акцент ставится на становлении ценностных ориентиров в диалоге с педагогом. И.А. Колесникова считает, что субъект-субъектные взаимодействия и отношения участников педагогического процесса строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога, обмена мнениями и взаимной ответственности за свободный выбор своей позиции, познание мира путем обмена духовными ценностями. [6]

Понять ценности другого без эмпатии, базирующейся на эмоциональной отзывчивости крайне сложно. Сотрудничество, субъект-субъектные отношения – все эти механизмы начинают работать положительно при включении сопереживания, понимания, эмоционального отклика.

Все участники образовательного процесса тесно связаны друг с другом. Для достижения позитивного результата необходима активность каждого. Это возможно при верном понимании друг друга, эмоциональной подстройке, при сопереживании.

Поддержание эмоциональной отзывчивости педагога

Поддержание эмоциональной отзывчивости требует специальных усилий. Специалистами разработан ряд приёмов эмоциональной гигиены, для укрепления эмоционального здоровья.

Рассмотрим несколько из них:

  1. Определите те вещи, которые причиняют вам вред, травму или болезненные эмоции и постарайтесь удалить их из вашей жизни.
  2. Оборудуйте ваше жилье и рабочее место так, чтобы вам было приятно в нем находиться.
  3. Занимайтесь спортом минимум по 30 минут каждый день.
  4. Периодически проводите инвентаризацию своей жизни. На что вы тратите свое время? Силы? С кем вы общаетесь? С кем работаете? Какие проекты делаете? Возвращается ли это вам с пользой и приятными ощущениями?
  5. Научитесь вызывать в себе положительные эмоции усилием воли. [10]

Ещё один способ поддержать эмоциональную отзывчивость представляет развитие оптимистического настроя. Оптимизм помогает стойко переносить трудности, более продуктивно работать. Современная социальная наука изучает так называемую «самоэффективность», то есть уверенность индивида в том, что он может совершать реальные поступки, влиять на ситуацию и контролировать свою судьбу.

Ещё одной предпосылкой для оптимистического настроя является реальность наших целей, убежденность в осуществимости мечты. [11]

Помимо перечисленного, посещение театра, концерта, выставки — приобщение к миру искусства, способствуют развитию и поддержанию эмоциональной отзывчивости, так необходимой в сегодняшнем мире.

Источник

Консультация для педагогов «Эмоциональная культура педагога»

Ирина Ивановна Литвинова
Консультация для педагогов «Эмоциональная культура педагога»

Цель: повысить эмоциональную культуру педагогов; развивать эмоциональную отзывчивость, эмоциональную выразительность и эмоциональную устойчивость у педагогов; создать эмоционально-благоприятный фон в группе.

1. Вводная часть.

Ведущий отмечает, что педагогическая профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности.

Переживаемые негативные эмоциональныесостояния часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями: тремор рук, заметные изменения в мимике и тонусе лица, учащенное сердцебиение. Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности.

Педагог в своей деятельности должен стремиться к успешному решению поставленных перед ним задач, не зависимо от воздействующих на него негативных факторов, сохранять самообладание и оставаться для учеников примером в личностном плане. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими её показателями являются эмоциональная устойчивость, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная выразительность.

2. Основная часть.

Ведущий говорит о том, что эмоциональная отзывчивость основывается на эмпатии, которая проявляется в сопричастности. При этом эмпатия должна носить некоторый оттенок интеллектуальности, т. е. уметь сопереживать, но не растворяться в чувствах другого. Только в этом случае проявление эмпатии не способствует развитию синдрома «эмоционального выгорания».

Упражнения на эмоциональную отзывчивость.

Упражнение «Любящий взгляд».

Один из участников выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий в его отсутствие выбирает для этой цели двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается.

Упражнение «Передай эмоцию».

Участники становятся в затылок друг к другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую-либо эмоцию и передать её стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую «получил», своими средствами. Когда первый человек получил «эмоциональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию хотел передать ему сосед. Затем второй человек говорит, какую эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до последнего участника.

Упражнение «Телефонный разговор».

Упражнение выполняется в парах. Партнёры располагаются спиной друг к другу и имитируют телефонный разговор, в ходе которого по манере говорить, по интонации голоса партнера они должны определить его эмоциональное состояние.

Затем обсуждаются результаты выполнения упражнения. Ведущий указывает, что экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком. Как следствие этого происходит повышение самооценки ребенка, а также профилактика конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения, т. е. способствует сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Упражнения на эмоциональную выразительность.

В круг приглашаются 4-5 участников.Задание: представьте, что маленькие дети просят маму показать, как ходит слон.

Как и следует ожидать, «слоны»бывают разные: мягко ступающие, осторожные и добрые, медлительные, или тяжелые, неуклюжие. Каждый невольно воспроизводит свойственный ему режим сигнальной экспрессии, стереотип навязчив, и коль скоро человек обладает жестким вариантом телодвижений, ему трудно вести себя иначе, даже если его просят об этом.

Упражнение можно продолжить, попросив тех же участников показать, как ходит другое животное, например, лиса или кошка. Обладатели мягкой экспрессии легко демонстрируют новый образ, наделяя его характерными чертами. У людей с жесткой экспрессии, кошка похожа на слона, и наоборот.

Упражнение «Угощение чаем».

Участники по очереди (4-5 человек) должны представить себе дружескую вечеринку (интимную встречу, деловую беседу) и поднести собравшимся чай. Необходимо взять воображаемые блюдца и чашки, расставить на воображаемом подносе, налить в них воображаемый напиток, а затем с подноса подать каждому чашку на блюдце.

Упражнение «Неожиданный гость».

Это упражнение выполняется всей группой одновременно.

Группа образует два круга, так чтобы каждый в кругу имел своего визави. Во внутреннем круге – «хозяин, открывающий дверь», во внешнем круге – «неожиданный гость». Внешний круг медленно движется. Когда образуется визави, ведущий сообщает, кто же неожиданно пришёл. «Хозяин» показывает своё отношение к появлению неожиданного гостя. Без учёта жестких правил этикета.

Ведущий отмечает, что большинство людей время от времени в определенных ситуациях бывают эмоционально неустойчивыми. Учителя также не свободны от ошибок. У них есть свои проблемы, которые могут вызвать конфликт, фрустрацию, обиду, чувство вины, но педагоги несут большую ответственность за их разрешение, чем представители других профессий, потому что в проблемные ситуации включены их ученики. Но как иногда трудно бывает себя сдержать!

Из многочисленных приёмов повышения эмоциональной устойчивости,прежде всего можно рекомендовать следующие:

1. Пытайтесь заменять отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки.

2. Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, достижений, добрых слов и дел.

3. Чаще пользуйтесь добрым юмором, поддерживающей шуткой.

4. Овладейте и систематически пользуйтесь одной из систем релаксации (расслабления, подходящей вам.

5. Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогнозируйте ответную реакцию учеников на ваше поведение, чтобы потом не жалеть о содеянном.

3. Заключительная часть.

Необходимо передать доброжелательную улыбку по цепочке, глядя друг на друга.

Семинар для педагогов ДОУ «Физическая культура, как средство профилактики гиподинамии у детей дошкольного возраста» «Физическая культура, как средство профилактики гиподинамии у детей дошкольного возраста». Инструктор по физической культуре Авдеева Т. Н.

Деловая игра «Культура речи педагога» Деловая игра для студентов, проходивших практику на базе ДОУ № 38 «Колобок» г. Туапсе «Культура речи педагога как компонент педагогической.

Консультация для педагогов ДОУ «Документация педагога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В настоящее время главные стратегические установки в системе образования, это – обеспечение его качества и непрерывности, преемственности.

Консультация для педагогов «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» Права и обязанности родителей определены: — в статьях 38, 43 Конституции.

Консультация для педагогов «Правила общения педагогов с родителями воспитанников» «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место.

Консультация для педагогов «Речевая культура педагога» Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение.

Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС» ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение.

Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности. Существует различное понимание роли воспитателя: одни видят в нем простого преподавателя, другие — педагога, воспитателя и наставника молодежи,.

Семинар-практикум «Коммуникативно — речевая культура педагога» Слайд №1. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура,.

Эссе «Культура речи как личностное качество педагога» О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух… А. С. Пушкин. Считая себя хорошим воспитателем, я не раз ловила себя на мысли: что.

Источник

Читайте также:  Чувствовать поддержку это значит
Оцените статью