Эмоциональная открытость у ребенка

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Источник

Роль эмоциональной привязанности к матери в психологическом развитии ребенка

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается роль эмоциональной привязанности к матери как важный фактор психологического развития ребенка. Проводится анализ влияния степени привязанности к матери на формирование самооценки, самоосознания, самооценивания, эмпатии. Эмоциональная привязанность к матери формируется на ранних этапах развития личности, «рассматривается как сложная система внутренней регуляции и основание типологии психического развития» [4, с. 17].

ABSTRACT

The article deals with the role of emotional attachment to the mother as an important factor in the psychological development of the child. The analysis of the influence of the degree of attachment to the mother on the formation of self-esteem, self-awareness, self-esteem, empathy. Emotional attachment to the mother is formed at the early stages of personality development, «considered as a complex system of internal regulation and the basis of the typology of mental development» [4, p. 17].

Ключевые слова: привязанность, личность, развитие.

Keywords: attachment, personality, development.

Влияние эмоциональной привязанности на формирование личности вызывает заслуженный интерес специалистов и побуждает к проведению исследований этого пока еще недостаточно изученного вопроса. Особое внимание уделяется вопросу формирования эмпатии. Известно, что эмпатия, как способность к сопереживанию, эмоциональному отклику на состояние другого человека зарождается в раннем детском возрасте в процессе взаимоотношений матери и малыша. Чтобы определить каким образом привязанность коррелируется с поведением и психоэмоциональным развитием детей, проводятся различные исследования и тестирования.

Читайте также:  Эта радость двух сердец

Так, например, исследуя реакцию детей до 1 года на разлуку с матерью, можно определить тип привязанности. Суть проводимого исследования заключается в изучении реакции ребенка на уход мамы из комнаты, где он находился и последующее ее возвращение. В процессе эксперимента мать выходила из комнаты, в которой находился ребенок, в этот момент в данную комнату заходил незнакомый человек. Незнакомый человек уходил из комнаты, когда мать возвращалась. Все реакции ребенка на происходящее фиксировались. В результате было выявлено 4 типа эмоциональной привязанности к матери и их поведенческие проявления.

Надежная (безопасная) привязанность – Характеризуется тем, что ребенок с грустью отпускает маму, без нее продолжает свою игру, радуется, когда она вновь заходит в комнату, восстанавливает телесный контакт. Сделан вывод: данный тип привязанности формирует в ребенке уверенность, спокойствие.

Избегающий тип – при данной привязанности ребенок спокойно переносит расставание с мамой, сам продолжает играть. По возвращении, ребенок не спешит воссоединиться с мамой, восстановить телесный и эмоциональный контакт, выражает желание сначала доиграть. Данная категория детей характеризуется повышенной тревожностью.

Тревожно-сопротивляющийся тип (амбивалентная привязанность) – дети тяжело отпускают мать. Не хотят оставаться без нее, плачут, кричат. С посторонними не взаимодействуют, проявляют страх, не хотят играть. После того как мама возвращается, ведут себя агрессивно противоречиво – бегут к ней, но могут отворачиваться, биться, кусаться и т.п.

Дезорганизованная (патологическая привязанность) достаточно редко встречается, чем предыдущие. Ребенок спокойно переносит расставание с матерью, играет самостоятельно. При возвращении мамы, ребенок не идет сразу к ней или идет, а потом останавливается, может даже пойти в противоположную сторону. Подобный тип привязанности характерен для детей со сложными внутрисемейными взаимоотношениями, при применении в семье насилия к ребенку.

Иногда выделяют симбиотическую привязанность. Ребенок не отпускает маму рыдает и держится за мать. Встречается данный вид привязанности не часто. [2, с. 24].

Английский психиатр, психоаналитик Джон Боулби создал теорию привязанности, по которой для гармоничного всестороннего развития ребенка, необходимы тесные эмоциональные отношения.

Теория привязанности рассматривает влияние ранних (до одного года) взаимоотношений на развитие и последующую жизнь ребенка. Согласно теории, Д. Боулби, в процессе взаимодействия при условии наличия необходимого и достаточного уровня заботы и эмоционального отклика матери формируется привязанность у ребенка. Если же ребенку не хватает каких-либо аспектов во взаимоотношениях с матерью, то возникают различные нарушения привязанности, которые по мере взросления ребенка проявляются тем или иным образом. От формирования привязанности зависит то, как в дальнейшем данная личность будет строить свои взаимоотношения со сверстниками, как будет создавать и участвовать в партнерских коммуникациях, реализовывать себя. Так же отмечено влияние привязанности на формирование характера, состояние здоровья, интеллектуальное развитие ребенка. Так происходит благодаря реакциям, проявляемым чувствительной матерью «ребенок еще с до вербального возраста учится справляться со своими эмоциями, осознавая их. Если же мама не чувствительна к потребностям ребенка, тогда он справляется с эмоциями не на психическом уровне, а на другом: физическом, с помощью соматических заболеваний» [3, с. 54].

Г. В. Бурменская отмечает, что «надежная эмоциональная привязанность возникает у ребенка, если мать достаточно чутко реагирует на потребности и запросы ребенка». Формируется эмоциональная открытость, уверенность, чувство защищенности. Ребенок с ненадежной привязанностью сомневается в собственной ценности, у него присутствует негативные эмоции. При амбивалентной привязанности это могут быть гнев, тревожность. При избегающей привязанности — эмоциональное дистанцирование, закрытость [4, с. 30].

Существует связь между привязанностью и самовосприятием, самоотношением ребенка. Наблюдаются значительные различия в самооценке, успешности коммуницирования, уровне самопринятия, умении выбора правильной стратегии поведения. У детей с ненадежной привязанностью оказывается более хрупкая самооценка, подверженная влияниям из вне. При амбивалентной привязанности дети склонны занижать свои способности. Дети с избегающей привязанностью имеют как низкие, так и неадекватно завышенные самооценки, что показывает наличие психологической защиты в форме вытеснения и идеализацией себя [5, с. 204].

Интересное шестилетнее лонгитюдное исследование было проведено Л.И. Авдеевой. Изучалось формирование самооценки и самосознания у детей с нарушенной привязанностью — воспитанников детского дома. Выявлено, что самооценка детей из детского дома ниже, чем детей из семьи. Самооценка детей из детского дома была менее адекватной, лабильной. Так же она парадоксально сочеталась с высоким уровнем самопринятия. Разница между детьми прослеживалась так же в уровне поведенческой компетенции, привлекательности, популярности у сверстников, успешности в учебе.

Анализ данного исследования показал: дети, лишенные эмоциональной привязанности к матери, выстраивают адаптивно защитный комплекс, необходимый им для субъективно приемлемого самопринятия, сочетающий в себе обесценивание, вытеснение, идеализацию и другие эмоционально поведенческие реакции [1, с. 30].

Индивидуальные различия в формировании эмоциональной привязанности достаточно велики. Определяющим фактором, согласно различным исследованиям данного феномена, выделяют эмпатию, как способность откликаться на потребности и эмоции другого человека. Формирование эмпатии изучено фрагментарно. Теоретически, зарождение эмпатии происходит в процессе взаимоотношений ребенка и матери с самых первых дней жизни малыша. Выявлено, что от привязанности ребенка к матери, зависит очень много факторов его последующего психологического, эмоционального, интеллектуального развития. На основании этого можно предположить, что надежная эмоциональная привязанность ребенка к матери является не только важным фактором психического развития личности, но и фактором формирования социального-нравственного аспекта общества в целом. По мнению Д. Боулби важная роль в процессе формирования надежной привязанности играет не только семья, но и общество в целом, поскольку только оно может создать макроэкономические условия, при которых возможны нормальные детско-родительские отношения [3, с. 84].

Список литературы:
1. Авдеева Л.И. Особенности самосознания младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрыто-го типа: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2005.
2. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.
3. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
4. Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вопросы психоло-гии. 2002. № 2. С. 5—35.
5. Бурменская Г.В., Борисова И.А., Пупырева Е.В. Привязанность ребенка к матери и особенности его само-оценки // Психологические проблемы современной российской семьи: Мат-лы Всерос. науч. конференции (Москва, 14—16 октября 2003 г.). Ч. 1. М., 2003. С. 202—207.

Читайте также:  Богиня радости древнего египта

Источник

Эмоциональная открытость у ребенка

Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально – психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально – психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение.

Особое место в процессе личностного развития занимает любовь к ребенка к матери и его отношения с матерью. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней – источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия.

Цель: исследование роли эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфическая форма отражения действительности.

Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

С помощью эмоций осуществляется установление отношений: организуя реакцию, эмоции тем самым определяют отношение человека к ситуации. Внутреннее отношение выражается в готовности к определенному поведению. Организующее влияние эмоций на формирование отношений подчеркивается большинством исследователей (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон). Отношение всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик на окружающую действительность или личность.

Исследованию проблем межличностного взаимодействия матери и ребенка посвящено много работ (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский). В структуре межличностного взаимодействия выделяют три основных компонента (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов) – гностический, аффективный, поведенческий. Во взаимоотношениях всегда существуют эмоциональные отношения, которые представляют собой целостную систему связей личности с различными сторонами объективной действительности. Аффективный компонент межличностного взаимодействия представляет собой субъективное переживание отношения к другой личности. Эмоциональное взаимодействие является специфической формой эмоционального контакта между людьми, предполагающего возникновение эмоционального переживания, предметом которого служит другое эмоциональное переживание [1].

Наиболее ранняя форма взаимодействия – это чисто эмоциональное взаимодействие матери и ребёнка. От эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка зависит личностное развитие ребенка, его успешность в учебе и социальном развитии. Особенно важным является возраст ребенка до 3 лет. Именно в этот период развиваются основы эмоционального материнско-детского взаимодействия [2, с. 119].

О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчетливо это выражается в 8 месяцев) и появлении сторонних (в 8 месяцев). На втором году жизни беспокойство присутствия посторонних сходит на нет, частично выражаясь смущением и застенчивостью. Беспокойство же при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5, у мальчиков до 3,5 лет. В 3 года дети все еще чувствуют себя увереннее рядом с мамой, несмотря на возросший интерес к общению с отцом и сверстниками. Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе да до такой степени, что создают у них болезненно заостренную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери, как правило, испытывают страх одиночества, изживая чрезмерной заботой о ребенке. Нередко ему внушается, что чувствовать себя в безопасности он будет только в присутствии матери, а это блокирует нарастающую потребность общения с другим взрослыми и сверстниками. Подобная невротическая привязанность формирует у ребенка инфантильность, несамостоятельность, неуверенность [3, с. 95].

Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы – их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам. Наблюдения специалистов показывают, что если возраст ребенка превышает 6 месяцев, то адаптация к яслям проходит менее болезненно, поскольку еще нет выраженной привязанности к матери. Но в последующем у ясельного ребенка становится заметно отставание в развитии, так как только в семье возможен необходимый уход, словесный, физический и эмоциональный контакт. Начиная с 7 месяцев определение малыша в ясли действует на него как психически травмирующий фактор, поскольку ребенок начинает переживать отторжение от матери, к которой он привязан.. Наиболее сильной угроза невротизации ребенка будет при отделении его от матери в возрасте от 7 месяцев до 1,5–2 лет, когда является не только беспокойство при разрыве сложившегося стереотипа эмоционального контакта с матерью, но и страх при посторонних, незнакомых взрослых.

Таким образом, по крайней мере до 3 лет нарушение эмоционального контакта с матерью наносит травму чувству привязанности и является невротизирующим фактором в психическом развитии детей.

Серьезным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между матерью и ее ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. Чаще всего это проявляете по отношению ко второму ребенку того же пола, что и первый. Эмоционально «перегорая» на первенце, второму она уделяет меньше внимания. Как правило, мать уже физически вымотана и загружена работой [3, с. 195].

Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с водителями, в том числе привязанности, относится и к такой высшей человеческой эмоции, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви матери. И здесь многое зависит от того, какой душевной щедростью и отзывчивостью обладает сама мать, как она способна беззаветно любить, не связывая это с какими-либо принципами и условиями, чувством долга.

Читайте также:  Ищу людей с чувством стиля мем

Недостаток любви могут ощущать дети, пол которых не соответствует ожидаемому. Мальчик тогда любим (а хотели девочку), если оправдывает ожидания: тихий и незаметный в поведении. Когда же он своеволен и упрям, то встречает у родителей подчеркнутое чувство неприятия, раздражения и недовольства. В этом случае значительно больше и физических наказаний. При появлении вместо мальчика девочки недовольство родителей часто вызывает мягкостью характера девочки, ее повышенной эмоциональной чувствительностью, нежностью и ранимостью.

Также неблагоприятна ситуация, когда ребенок желанный, но вызывает разочарование тем, что не оправдывает надежд: не так быстро развивается, не такой, как все.

Препятствует выражению любви к ребенку и невротического состояние матери или характерологическими особенностями матери. Есть тип женщин, у которых чрезмерно развито чувство долга, обязанности, ответственности, отсутствуют компромиссы. Такие матери излишне серьезны и рациональны, никогда не смеются, если не считать иронических улыбок, не переносят детского шума, крика и смеха. Пойти лишний раз навстречу ребенку, купить по его просьбе игрушку считается непростительной ошибкой и баловством. Эти матери чрезмерно сдержанны, редко держат детей на руках, не ласкают, не хвалят, зато читают много нравоучений, часто не терпящим возражения голосом. При невыполнении детьми бесчисленных требований на малышей может обрушиться поток обвинений, оскорблений и угроз, нередко физических наказаний. Но даже и это отрицательное, но непосредственное и эмоционально искреннее отношение воспринимается ребенком иногда менее травматично, чем постоянно сдержанное, в чем-то равнодушное и не отступное чувствам ребенка состояние матери.

Все это осложняет отношения родителей с ребенком, обычно единственным. Не испытывая к нему нежных чувств и будучи недовольными возникшими препятствиями на пути личного самоутверждения, такие матери стремятся перепоручить воспитание няням, родственникам и знакомым, поместить детей в специализированные школы, нередко интернатного типа. Такая ситуация также вредит эмоционально психическому развитию ребенка.

Все рассмотренные ситуации нужно вовремя понять, чтобы, одной стороны, не создавать лишних барьеров на пути эмоционального развития детей, которые отрабатывают на родителях модели общения со сверстниками, а с другой – всемерно развивать соответствующие полу навыки и умения любить и чувствовать себя счастливым.

Любовь к родителям, к сожалению, не всегда сопровождается только положительными эмоциями. Возможны случаи, когда ребенок пытается излить на них свое раздражение и недовольстве. Чаще всего таким объектом служит мать как наиболее эмоционально близкое, доступное лицо.

Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз – картина развития ребенка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаст состояние хронического психического напряжения, возникнет скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая все исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых. Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности [1, с. 117].

К концу дошкольного возраста, в 6–7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышаются самоконтроль, самокритичность, обязательность, появляются чувства вины («я понимаю, я просто так»), справедливости, красивого (возвышенного) и некрасивого (грязного, уродливого, постыдного), склонность к глубоким переживаниям – все то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте. Дети этого возраста повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению окружающих. У них развито чувство собственного достоинства, они не переносят несправедливого, предвзятого отношения, оскорблений и обид, насмешек: «Мне так обидно, когда ты на меня кричишь», «Я переживаю», «Я плачу не от боли, а от обиды». Проявляются остроумие, ирония, юмор, понимание условностей, «срытого смысла пословиц, подоплеки происходящих событий. По-прежнему выражена потребность в признании, одобрении, понимании, поддержке и любви. Причем все в большей степени эти чувства начинают обращаться на сверстников, образуя сложную канву групповых отношений, включая увлеченность сверстником другого пола, чувство любви к нему. Развита эмоциональная память – помнится ряд эпизодов, происшедших несколько лет назад. Развивается умение ставить себя на место другого человека, в известной мере представлять и ощущать его чувства и переживания.

Мы провели исследование эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка среди мам-студентов, проживающих в общежитии. Эксперимент проводился в разновозрастной группе «Комнаты матери и ребенка» в общежитие № 18 СВФУ.Якутске. В исследовании приняли участие 14 детей и их мам. Исследование проходило в двух направлениях: анкетирование мам, методика «Выбери лепесток» для выявления взаимоотношений детей с членами семьи [4].

Анкетирование показало, что 40 % современных родителей придерживаются авторитарного стиля воспитания. В ответах опросника они выбрали показатели – требовательность, строгость, контроль. Ответы 40 % родителей показали эмоциональную близость с ребенком. Они выбрали ответы совпадают с показателями «эмоциональная близость», «принятие», «сотрудничество», «удовлетворенность отношениями». Ответы 20 % родителей показали тревожность. Для них характерны тревожность, непоследовательность, конфронтация в семье.

По методике «Выбери лепесток» дети должны были выбрать лепесток цветка, который они отдали бы маме, папе и другим членам семьи [6].

Желтый цвет выбрали 3 детей: «Близко, рядом, вместе». Значимый человек, удовлетворяющий потребность в ласке, любви, признании. Признание его авторитета. Эмоциональная зависимость. Красный выбрали 6 детей «Активное взаимодействие». Голубой – 2 ребенка: «Рядом, но не всегда вместе». Зеленый выбрали 3 детей: «Надежда и опора». Результаты диагностики показали, в основном, привязанность детей родителям.

Таким образом, от эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка зависит личностное развитие ребенка, его успешность, психическое состояние и социальное развитие. Эмоциональные взаимоотношения матери с ребенком положительно влияют на адаптацию ребенка в социальном окружении.

Источник

Оцените статью