Эмоциональная окраска стихотворения что это

Художественный анализ стихотворения.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Предлагается алгоритм обучения художественному анализу стихотворения как раздаточный материал. Используется с 5 по 11 классы.

Скачать:

Вложение Размер
16-_hudozhestvennyy_analiz_stihotvoreniya.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественный анализ стихотворения

— В стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня …

— Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто весёлым, жизнерадостным настроением.

  1. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении.

-Это стихотворение написано счастливым человеком, умеющим наслаждаться жизнью, красотой, видеть прекрасное в каждом прожитом дне.

  1. Композиционно стихотворение состоит из 1, 2, 3, 4… частей, каждая из которых представляет собой

— онегинскую строфу (16 строк).

Произведение написано ямбом, дактилем…

— хорей – двусложная стопа с ударением на 1 слоге.

— ямб – двусложная стопа с ударением на 2 слоге.

— дактиль – трёхсложная стопа с ударением на 1 слоге.

— амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на 2 слоге.

— анапест – трёхсложная стопа с ударением на 3 слоге.

5. Рифма точная, неточная (…), перекрёстная ( кольцевая, парная.)

Мороз и солнце – день чудесн ый !

Ещё ты дремлешь, друг прелестн ый ,

Пора, красавица, просни сь ,

Открой сомкнуты негой взор ы …

— перекрёстная – а б а б

— кольцевая – а б б а

— парная — а а б б

  1. Лексические средства языка.

В произведении А.С. Пушкин использует яркие ( красочные, разнообразные) выразительные средства языка.

Проанализируем лексические средства языка. Прежде всего, это красочные эпитеты …, интересные метафоры …, необычные сравнения …

Автор использует также синонимы …, антонимы … Мы видим и приём антитезы , который показывает противопоставление, контраст между вчерашней вьюгой и нынешним чудесным днем …

В стихотворении есть и лексический повтор …, который усиливает чувства автора, показывает его восхищение красотой природы.

-Преобладает прямой порядок слов …( инверсия …)

-А.С. Пушкин использует сочетание прямого порядка … слов с инверсией …

Богатое разнообразие лексических средств языка создаёт живую картину природы,

( точно передаёт переживания лирического героя).

6. Морфологическая структура произведения.

— Рассмотрим морфологическую структуру произведения. В нём можно отметить обилие существительных, создающих яркий образ зимнего утра (мороз, солнце ,небеса, снег лёд, ель, речка …) прилагательных ( великолепный, чудесный, прелестный, прозрачный …), а также глаголов (проснись, открой, лежит, чернеет, блестит…), которые передают смену действий, динамику.

7. Синтаксические средства языка.

Интересны также синтаксические средства языка. В стихотворении ( в начале стихотворения) преобладают повествовательные предложения… Они показывают спокойную интонацию произведения. Затем голос автора становится более взволнованным, и это ярко передают восклицательные предложения . имеются и вопросительные предложения …риторический вопрос…

В стихотворении нет восклицательных предложений, однако за внешним спокойствием интонации, сдержанностью лирического героя скрывается глубина и сила его чувств, скрывается столько любви, нежности, печали…

Произведение представляет из себя одно ( два) сложное предложение.

— В произведении преобладают простые ( сложные предложения)…

— Здесь можно увидеть сочетание простых и сложных предложений…

Обилие однородных членов предложения создают наиболее яркий и точный образ зимы ( любви, лирического героя) …

В стихотворении есть и обращение …, вводные слова …, прямая речь , которая создаёт ощущение присутствия читателя.

8. Фонетические средства языка.

Автор использует приём аллитерации ( нагнетение шипящих согласных – ж, з, ч, ш), а также звонких (б, в, р, л, н — …, а также ассонанса ( нагнетение гласных звуков – а, о, и, е — …Эти фонетические средства языка словно передают скрип снега, звон льда, топот коня.

9. Каким представляется мене лирический герой?

Лирический герой представляется мне поэтичным человеком с тонкой душой, глубокими чувствами. Он любит природу, родной край, умеет замечать вокруг себя красоту. Автор жизнерадостный человек.

Источник

Уроки Поэзии. Эмоция

Эмоция — это почва, из которой прорастает древо поэзии, её мысли и образы. Возможно также, что в начале придёт мысль, но она, чтобы стать поэтичной, должна вызвать эмоции, выкупаться в них, сродниться с ними, конкретизироваться и трансформироваться в чувстве. Если же пришедшую мысль просто зарифмовать, получится то, что мы называем риторикой.
Одна и та же мысль в одном случае будет поэтичной, в другом может оказаться скучной прозой. Если бы Маяковский начал утверждать, что Земля — шар, это было бы типичной риторикой, но известную истину он сумел эмоционально конкретизировать применительно к случаю и извлечь из неё поэтический эффект:

Можно убедиться,
что земля поката,
Сядь на свои ягодицы
и катись.

Заметным недостатком молодых часто бывает нехватка эмоциональных накоплений. Появилось смутное чувство, ещё не созрело, а его уже стараются зарифмовать. Вскоре родилось такое же чувство — и его в стихи. А потом выясняется, что все чувства были одной и той же природы, одной окраски и породили они стихи, похожие друг на друга,— стихи одного поля, ослабленные преждевременным появлением на свет. Этих поэтических недоносков могло бы и не быть, если бы молодой поэт умел накапливать эмоции.
Второй заметный недостаток молодых — это эмоциональная пестрота стихов. Случается, на одно своё стихотворение молодой вытряхнет всего себя, не замечая, что его эмоциональные накопления имели разную природу и разную окраску — от интимной до публицистической. Накапливая чувства, Есенин не смешивал то, что копилось для «Анны Снегиной», с её лирико-эпической интонацией:

Село, значит, наше — Радово,
Дворов, почитай, два ста,—

с тем, что выплеснулось с «Песнью о великом походе»:

Эй вы, встречные,
Поперечные!
Тараканы, сверчки
Запечные.

При этом лирическая палитра Есенина допускала удивительное соседство эмоций интимных и общественно-политических. Его «Письмо к женщине» выходит далеко за рамки бытового конфликта, обозначенного строчкой: «Любимая! Меня вы не любили». В общую эмоциональную окраску «Письма к женщине» легко и естественно вписываются резкие мазки социального смысла о «хладной планете», которую и «Солнцем-Лениным пока не растопить». Отсюда можно сделать вывод, что накопление и разграничение эмоций — это не отдельные тюбики красок, которые стоит потом лишь выдавить и в случае нужды механически размешать. Поэт может накапливать эмоции, окрашенные в разные цвета, но объединённые общим колоритом.
У поэта может быть пристрастие и к одному цвету, как у Бараташвили к синему, столь разнообразному в оттенках, столь всеохватывающему в его мироощущениях, что кажется, будто другие цвета и вовсе не нужны.

Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
С детства он мне означал
Синеву иных начал.

Это цвет моей мечты,
Это краски высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.

Это взгляд небесный твой,
Напоённый синевой.
Это плач моих родных
На похоронах моих.

Какое удивительное, совершенно уникальное чувство цвета. Даже там, где, казалось бы, неизбежны другие краски, поэт не поступился своим любимым цветом, открывая всё новые и новые его оттенки.

Это синий, не густой
Иней над моей плитой.
Это зимний, сизый дым
Мглы над именем моим.

Вот пример, как из малого истинный поэт извлекает великое. Любовь к синему цвету, по признанию самого поэта, накапливалась в нём с малолетства, чтобы стать цветом его знамени. В этом и есть высшее мастерство.

Из Книги «НАШЕ ВРЕМЯ ТАКОЕ. «. 1973.

Источник

Эмоциональная окраска стихотворений

Многообразие изобразительных средств

Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.

А.Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, —

И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Г.

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913г.

Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.

Фет Есенин
Эпитеты печальная, траурный белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый
Сравнение как гроздья винограда точно серебром, снежною каймой, белой бахромой
Олицетворение прихотью мороза разубрана береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит
Метафоры траурный наряд, игра денницы кисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне
Инверсия прихотью мороза разубрана она, ветвей концы висят, люблю игру денницы я замечать а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки
Архаизмы и возвышенная лексика денница ветви

Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница[1]), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова «ветви», «денница», свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Эмоциональная окраска стихотворений

Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?

У Фета — это настроение грусти и радости (смена настроения).

• радостен для взгляда.

У Есенина — это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем.

• лениво обходя кругом.

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Олицетворяющий эпитет «печальная» одновременно передает и настроение березы. Поэт называет ее снежное убранство: «траурный наряд» (название это поддерживает эмоциональный тон образа, заданный эпитетом «печальная»). Самое удивительное, наверное, для современного читателя, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване — погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд «радостен для взгляда» поэта.

У Фета береза — просто красивое дерево. У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожий на женщину. Береза Фета разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом, словно принарядилась. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда. Она неподвижна — в стихотворении передано лишь движение света («игра денницы») и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна. А у есенинской — на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как девушка). Это стихотворение было написано Есениным в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади. И, может быть, когда он рисует березку, он с грустью вспоминает свою родной деревню.

У Есенина береза — кокетливая красавица, легкая, изящная. У Фета — печальная, ее не радует зимний наряд.

Выражение авторской позиции

В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?

Фет Есенин
у моего окна под моим окном
радостен для взгляда
я люблю замечать
жаль

Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» — снег — осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») — не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.

Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.

Источник

Читайте также:  Григ утреннее настроение ноты
Оцените статью