- Краткий анализ стихотворения Пушкина «Анчар» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественные особенности
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Анчар» (А. С. Пушкин)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, проблемы и настроение
- Основная идея
- Средства художественной выразительности
Краткий анализ стихотворения Пушкина «Анчар» по плану
1. История создания
История создания пушкинского стихотворения «Анчар» очень необычна.
Несомненно, на написание произведения автора вдохновили два литературных источника. Первый – это древняя легенда, повествующая о сильно ядовитом древе. Второй – ученые труды доктора Фуше.
В своем трактате он рассказал о дереве, которое растет только на острове Ява. Это полулегендарное растение полностью ядовитое, от корней до листьев.
Именно к нему вожди отправляли преступников, приговоренных к смертной казни. Обреченные приносили яд, а сами мучительно погибали. Получив заветную отраву, вожди смазывали ею стрелы – и разили врагов.
Очевидно, что Александр Сергеевич взял за основу эти истории, однако наполнил их сугубо личным смыслом.
Стихотворение родилось в 1828 году, по истечении двух лет после ссылки в Михайловское.
К этому времени поэт уже убедился, что желанной свободы творчества ему не видать. Правительство и цензура запрещали стихотворения, Пушкин чувствовал себя угнетенно, печально.
Под таким настроение родилось стихотворение, ярко показывающее произвол, непоколебимость и давление власти. Оно аллегорично и глубоко символично.
2. Литературное направление
Произведение относится к романтизму, но с ощутимыми нотками реализма.
3. Род
По родовой принадлежности это лирика.
4. Жанр
Жанр можно определить как лирическое стихотворение, в котором проступают характерные черты баллады.
5. Проблематика
Автор иносказательно поднимает проблему пагубной, тлетворной власти, которая противостоит даже обычным человеческим, природным законам.
6. Тематика
Главная тема произведения – неправедная власть, порождающая страшное зло.
К анчару не прикасается ничто живое, понимая опасность такого контакта. Однако к дереву одного человека посылает другой человек, наделенный властью. Подчиненный ничего не может возразить, отправляется в путь, приносит яд и погибает.
Так Пушкин показывает, что именно несправедливая власть, которой дозволено все, является самым страшным злом, а вовсе не анчар, которого таким создала природа.
7. Идея
Автор написал произведение, что излить собственные мысли и показать личное отношение к правителю и его неограниченному самоуправству.
8. Пафос
В стихотворении слышится горечь, недовольство сложившейся ситуацией.
Однако Пушкин тут не выступает ярым бойцом, разгневанным вестником правды. Нет, он просто горько рассуждает о неправедности. Чувствуется, что поэт устал и где-то в душе почти смирился с положением вечного изгнанника.
Так же и герой произведения не ропщет, а покорно идет и приносит яд, хоть и знает, что погибнет.
Складывается горькое ощущение, что автор повзрослел и понял бесплодность активного противостояния. Это неудивительно, ведь к тому времени Пушкин уже дважды побывал в ссылках, пережил наказания друзей-декабристов, не раз сталкивался с цензурой, не дающей ход его произведениям.
9. Система образов
В стихотворении немного ярких образов:
- ядовитое дерево анчар,
- властный правитель,
- покорный слуга.
Сначала автор во всех красках рисует опасное растение. К нему не прикасается ничто живое. Однако сам по себе анчар не так уж и страшен, ведь если с ним не контактировать, то ничего и не случится.
Единственная опасность исходит от ветра, который разносит ядовитые испарения, но это неодушевленная стихия, с которой невозможно тягаться.
По сути, анчар – не воплощенное зло, просто таким его сделала сама природа, которая спокойно избегает смерти, не соприкасаясь с деревом.
С другой стороны выступает правитель, олицетворяющий вообще любую власть. Он знает, насколько опасно дерево, однако посылает к нему слугу, наказывая во что бы то ни стало, принести яда для стрел.
Обреченный не может возразить – и отправляется выполнять страшный приказ.
Таким образом, Пушкин показывает губительность неправедной власти, которой дозволено все. Она вступает в противоречие даже со здравым смыслом и законами природы.
Похожая мысль звучит во многих пушкинских произведениях, например, в юношеской оде «Вольность», окрашенной совсем иными эмоциями.
10. Центральные персонажи
Тут два центральных персонажа: властитель и обреченный на смерть слуга.
Оба они – люди, и автор подчеркивает это:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом.
Князь выступает воплощенным злом, лишенным сочувствия, понимания и даже разума, потому что сознательно отправляет другого человека на смерть.
Это вызывает возмущение, но вместе с тем отчетливо слышатся нотки обреченности, глубокой печали. Понятно, что поэту глубоко неприятен образ правителя.
А вот несчастному слуге Пушкин, наоборот, сочувствует. Очевидно, что он соотносит себя с этим персонажем.
11. Лирический герой
Повествование идет от третьего лица, поэтому явного лирического героя тут нет.
Однако если углубиться в анализ, то можно предположить, что Пушкин ассоциировал самого себя с несчастным гонцом, погибшим от рук власти.
Глубоко символичный и почти прорицательский образ, если учесть, как и по каким причинам был убит сам поэт.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения прост и понятен.
Сначала Александр Сергеевич описывает анчар, его опасность для всего живого, действие яда.
Затем в повествование вводятся два героя: князь-самодур, желающий заполучить роковую отраву для своих стрел, и слуга, которого он отправляет на смертельное задание. Несчастный выполняет поставленную задачу, однако предсказуемо гибнет от яда.
Князь доволен: он получил желаемое, и теперь будет разить всех врагов смертельным оружием.
13. Композиция
Композиционно у произведения очень длинная экспозиция: описание анчара. Ее можно назвать отдельной частью и отнести к пейзажной лирике.
Завязка происходит только в шестой строфе, когда автор вводит двух людей, один из которых отправляет второго на верную гибель.
Далее следует развитие действия.
Кульминация – ожидаемая смерть слуги.
Развязка — поэт говорит, что князь теперь отравит стрелы и будет ими убивать врагов.
Начиная с заявки и до конца – это вторая часть произведения, собственно, сама баллада.
Можно сделать вывод, что композиция линейная с большой, развернутой экспозицией.
14. Художественные особенности
Язык произведения бытовой, практически не используется непонятных, возвышенных слов.
Первая часть описательная, поэтому в ней много прилагательных, существительных. Вторая часть повествовательная, в ней преобладают глаголы.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).
Строфа – классический катрен, или четверостишие.
16. Средства художественной выразительности
В тексте присутствует множество эпитетов: «в пустыне чахлой и скупой», «вихорь черный».
Метафоры: «природа жаждущих степей», «зелень мертвая ветвей», «день гнева», «древо смерти».
Кроме того, автор использует сравнение-олицетворение: «анчар, как грозный часовой, стоит». Дерево тут оживает, становится подобно часовому на страже.
Вторая часть произведения построена на явной антитезе: царь (князь, властитель, правитель) противопоставляется послушному рабу (слуге, подчиненному).
Если расширить эту систему, то можно увидеть традиционное противоборство зла и добра, только тут добро не перечит, а смиренно выполняет приказ. Мотив, характерный русскому фольклору.
17. Значение произведения
Произведение имеет огромное значение для понимания угнетенного, расстроенного психологического состояния, в котором находился Пушкин, приближаясь к своему тридцатилетию. Кроме того, оно знаково и для всего творчества поэта.
18. Актуальность
Стихотворение будет актуально всегда, пока в мире присутствует такое явление как злоупотребление властью. Жизнь это самое ценное, что есть у человека. Поэтому люди должны с уважением и милосердием относиться друг к другу.
19. Моё отношение
Мне очень нравится это произведение, потому что оно написано красивым, точным языком и в то же время наполнено глубоким смыслом.
20. Чему учит
Оно учит милосердию, пониманию, человеческому отношению друг к другу. Нельзя угнетать людей только потому, что твое социальное положение выше.
Источник
Анализ стихотворения «Анчар» (А. С. Пушкин)
Свободолюбивая лирика Пушкина представлена в истории русской литературы замечательными работами, одной из которых является стихотворение «Анчар». В нем автор излагает свои мысли о природе тирании и рабства, облекая эти понятия в выразительные и волнующие образы. Чтобы понять них, Многомудрый Литрекон подготовил разбор пушкинского текста.
История создания
Стихотворение «Анчар» было создано А. С. Пушкиным в 1828 году. Поэт написал его в так называемый «онегинский период», до начала Болдинской осени, но уже после восстания декабристов. Расправа власти с восставшими друзьями оказала влияние на творчество А. С. Пушкина.
Размышления поэта о произволе власти и безропотности слуг нашли яркое отражение в стихотворении. В основу создания произведения легла легенда о ядовитом дереве, несущем смерть. Одним из источников поэта могли стать некие заметки о «древе яда», растущем на острове Ява (Индонезия). Древо отпугивало всех живых существ, вокруг него не существовала жизнь.
Жанр, направление, размер
По жанру «Анчар» — лирическое стихотворение. В нем сосредоточены личные чувства и переживания поэта, в частности, относительно неограниченной власти. А. С. Пушкин не принимает и не одобряет владыку, который несет смерть своему рабу, соседям «в чуждые пределы» — людям вообще.
Направление в стихотворении сложно определить однозначно, однако по большей части оно относится к реализму. Среди реалистических черт можно выделить следующие: изображение действительности в ее неприглядном виде, «как она есть»; в основу сюжета лег реальный исторический конфликт (раб-власть неограниченного монарха). В стихотворении просматривается и яркая отличительная черта романтизма – центральный герой-одиночка, в роли которого выступает Анчар. К нему и «птица не летит, и тигр нейдет» — он один во всей вселенной.
Что касается стихотворного размера «Анчара», то здесь А. С. Пушкин использует излюбленный четырехстопный ямб.
Композиция
Композиция лирического произведения – линейная. Кроме того, «Анчар» условно делится на две части.
- Сначала идет повествование: поэт рисует пустынное место, где растет Анчар. Он рожден природой «в день гнева», он извергает яд, поэтому никто не осмеливается приблизиться к древу. Первая часть состоит из пяти строф.
- Вторая часть нацелена изобличить человека, желающего распространить смерть по своей воле. Мир людей соединяется с миром природы ради корыстных целей, ради того, чтобы погубить жизнь. В первых строфах только ощущается «запах» смерти, а в последних – смерть вступает в свои права. Даже зверь оказывается разумнее человека и сторонится древа яда, чтобы сохранить себе жизнь. Вторая часть сосредоточена в заключительных четырех строфах стихотворения.
Образы и символы
Центральный образ Анчара олицетворяет собой гибель всего живого. Человек не способен быть столь же устрашающим, как подобное создание природы. Владыка вынужден идти к древу, чтобы подчинить себе человеческое общество. Анчар же — тоже своего рода владыка, но такой, который не нуждается в посторонней силе для утверждения собственной.
Образ монарха – это пример тирании, господства сильного над слабым. Раб – собирательный образ безвольных людей, готовых отдать жизнь за малейшую прихоть владыки. Он – часть слепой силы, которую тирания обретает в лице последователей.
Лирический герой бесстрастно рассказывает историю, и все в строках сквозит его неодобрение и сожаление. Он сетует на «послушливость» стрел, а раба называет «бедным». Владыку он не уважает, так как демонстративно называет его человеком, как и того посланника, который умер, принеся яд. Так он подчеркивает равенство всех людей и тем самым лишает правителя исключительных прав на жизнь его подданных.
Темы, проблемы и настроение
Основная проблема неограниченной власти правителя тесно перекликается с главной темой свободы. Получается, что мрачного взгляда владыки более чем достаточно: раб с готовностью идет на смерть. Он фактически совершает самоубийство, отправившись в путь за ядом. Более того, своим жертвоприношением он обрекает на гибель соседей, которые ничего плохого ему не сделали. Значит, тирания и рабская зависимость от нее противопоставляются самой жизни, ведь они несут только смерть.
В стихотворении обличаются такие пороки, как деспотизм и эгоизм «владык», а раб олицетворяет их противоположность — полное подчинение, безропотность. Он не способен возразить монарху, лишь молча смиряется с судьбой. Человек покоряется, но при этом именно он и несет смерть людям. В мировоззрении автора смирение – еще больший грех, чем сама деспотическая власть. Именно холопский страх делает тиранию возможной.
На протяжении всего стихотворения преобладает мрачно-торжественное настроение. Торжественность произведению придает избранный поэтом слог («раскалЕнной», «смолою»). С первых строк, когда читатель только встречает Анчара, уже появляется страх перед неведомым созданием природы, несущим конец жизни. Ближе к концу стихотворения появляется настроение разочарованности в человеческом роде, ноты безнадежности будущего.
Основная идея
Смысл стихотворения заключается в том, чтобы показать не природные, но человеческие взаимоотношения. У зверя срабатывает инстинкт самосохранения, поэтому он удаляется от ядовитого создания. Человек же, непобедимый владыка, не сторонится опасностей, но прибегает к ним ради совершения зла. Все, к чему стремится человек — это власть. А. С. Пушкин показал в «Анчаре» вселенское зло, творимое одним тираном. Это зло должно быть обречено на гибель.
Изначально люди созданы равными, с одинаковыми правами. Никто не властен ни взглядом, ни другим, более жестким способом, послать человека на гибель. Именно этот идеал и устанавливает А. С. Пушкин – идеал свободы и равенства. Его основная мысль кроется в строках: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом». Значит, нет никакого лидера, есть такое же живое существо, которое не вправе подчинять другого. Пушкинский правитель, вопреки пропаганде того времени, лишен божественного начала (он – не помазанник божий), в первую очередь за то, что посягнул на жизни других людей ради власти.
Средства художественной выразительности
Центральным средством художественной выразительности выступает антитеза. Поэт противопоставляет добро и зло, свободу и несвободу, мир природы и мир человека. Владыка говорит, а раб безмолвствует; тигр и птица не приближаются к яду, а человек намеренно идет к ней. Благодаря антитезе наиболее ярко раскрывается основная идея и тема стихотворения.
Поэт рисует мрачную местность, где растет Анчар. Здесь на помощь автору приходят эпитеты – «чахлый», «скупой», «мертвый». Метафоры создают образность («древо смерти», «жаждущие степи»). Олицетворения помогают «оживить» «грозного часового», древо обретает черты реального человека («Стоит – один во всей вселенной»). Кроме того, и стихия очеловечивается («вихорь черный набежит», природа «его в день гнева породила»).
Сравнения, инверсии обогащают язык и строй стихотворения («как грозный часовой»; «зелень мертвая»).
Источник