Эмоциональная окраска пророка пушкина

Краткий анализ стихотворения «Пророк» по плану

1. История создания

Данное стихотворение имеет печальную историю создания.

После восстания декабристов, произошедшего зимой 1825 года, над его зачинщиками был устроен суд. Многих виновных сослали на вечную каторгу в Сибирь, среди них оказался и лицейский друг Александра Сергеевича Иван Иванович Пущин. Других же постигла участь ужаснее: смертная казнь.

Узнав о том, что страшный приговор приведен в исполнение, Пушкин, испытавший сильнейшее душевное потрясение, написал «Пророка». Произошло это в 1826 году.

Многие исследователи полагают, что казненные декабристы воспринимались великим гением как пророки – люди, видящие правду и не боящиеся пострадать за нее.

Опубликованное в 1828 году, стихотворение было весьма холодно встречено критикой. Многие решили: Пушкин совсем зазнался и превознес себя над обычными людьми. Однако на самом деле так поэт выражал свою скорбь.

2. Литературное направление

Произведение можно отнести к классицизму с элементами романтизма.

Оно затрагивает библейские образы, написано возвышенным языком, заставляет задуматься над серьезными философскими вопросами. С другой стороны, яркие картины и описания состояния самого лирического героя явно намекают на романтическое составляющее.

3. Род

По роду литературы это философская лирика.

4. Жанр

«Пророка» можно отнести к жанру элегии.

5. Проблематика

В стихотворении автор затрагивает проблему правдивого, открытого творчества.

Он сравнивает людей, не боящихся нести свет в общество и выступать даже против правительства, с настоящими пророками. В этом смысле не только декабристы, но и сам поэт относятся к таким божественным провидцам.

6. Тематика

В произведении затрагивается всего одна тема, невероятно важная для Пушкина и проходящая красной нитью по всему его творчеству – тема избранности поэта.

Люди, пишущие стихи, говорят от лица Бога, поэтому часто становятся гонимыми властью, осуждаемыми обществом. Однако их предназначение – нести правду, не боясь и не обращая внимания на ответные реакции.

7. Идея

У «Пророка» очень глубокая и непростая идея. Автор показывает читателю свое видение предназначения поэзии.

8. Пафос

При прочтении гениального творения Пушкина читатель невольно проникается возвышенными чувствами.

В строчках ощущается гордость, торжественность, но в то же время и некий священный ужас перед действиями серафима, и смирение. Автор настолько тонко передал переживания поэта (творца), что, читая стихотворение, невозможно оставаться равнодушным.

9. Система образов

Центральный образ – шестикрылый серафим. Именно он является лирическому герою произведения, когда тот, томимый духовными поисками, оказывается на перепутье.

Ангел ведет себя совсем непривычно: он совершает с путником страшные действия, благодаря которым тот открывается господу и получает возможность нести божественную истину людям.

Кстати, перепутье тоже глубоко символичный образ. Это тот самый выбор, который совершает любой творец. Он оказывается у места, на котором еще не поздно повернуть назад, но именно тогда появляется божественный посланник.

Читайте также:  Организм испытывает постоянный стресс

Теперь уже обратной дороги нет, и как бы не реагировало общество, истинный пророк будет говорить, не боясь наказания. Таков его выбор и таково его предназначение.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж, опять же, серафим. Он активная фигура произведения, субъект происходящего действия.

Воинственный ангел становится проводником для будущего пророка: открывает истину, которую отныне может слышать и вещать лирический герой.

И хотя его действия пугающе жестоки, но ведь и правда познается сложно, ценой потерь, иногда даже жизни. Чтобы стать пророком, вещающим от лица самого господа, необходимо пройти через сложные испытания, – вот о чем говорит Пушкин.

11. Лирический герой

Лирический герой тут – художественная проекция самого Пушкина.

Вообще, образ пророка, скорее, собирательный, потому что большинство исследователей полагает: в нем автор воплотил черты погибших друзей-декабристов.

Однако он всегда воспринимал поэзию как способ говорить с народом от лица господа. И раз он сам творил, значит, пророческие качества были свойственны и ему.

Повествование ведется от лица лирического героя, которому постепенно открывается истина.

12. Сюжет

Действие разворачивается в «мрачной пустыне», у распутья, на котором оказывается путник – изможденный, усталый. Здесь будущему пророку является «шестикрылый серафим», который сначала легко касается «зениц» лирического героя.

Глаза раскрываются, зрению становится доступно то, чего никогда не увидит обычный человек. Не зря автор вводит образ орлицы. Ведь всем известно, насколько хорошо и четко видят эти хищные птицы.

Затем серафим касается ушей пророка – и ему открываются новые, доселе неслышимые звуки.

Наконец, ангел вырывает человеческий язык и вставляет змеиное жало. Тоже очень значимый, яркий символ. Ведь змеи издавна воспринимались как мудрые, сакральные животные. Кроме того, правда очень часто жалит, кусает в самое сердце.

В завершение божественный посланник вынимает сердце человека и вставляет ему в грудь пылающий уголь.

Проделав кровавый ритуал, серафим отпускает новоиспеченного пророка. Лирический герой лежит в пустыне, подобно мертвецу, и вдруг слышит наставление Господа:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

13. Композиция

Стихотворение имеет классическую линейную композицию.

  • Экспозиция – путешествие будущего пророка по пустыне.
  • Завязка – встреча с серафимом.
  • Развитие действия – поступки воинственного ангела.
  • Кульминация – нахождение новоиспеченного пророка в пограничном состоянии в пустыни.
  • И, наконец, развязка – обращение господа к своему новому «голосу», напутственные слова своему посланнику.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано в традициях классицизма. Здесь мы видим характерное триединство – времени, места и действия.

Кроме того, поэт использует возвышенный язык, много старославянизмов, церковную лексику: «серафим», «зеницы», «десница», «уста», «восстань», «виждь», «внемли».

Стихотворение переполнено глаголами, отчего действие развивается стремительно, и перед глазами изумленного читателя предстает яркая картина.

С другой стороны, тут есть и признаки романтизма. Повествование идет от первого лица, и читатель получает непосредственные эмоции от лирического героя. Передаются его чувства и ощущения: «духовная жажда», изумление, испуг.

15. Рифма и размер

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, размером, который больше всего любил зрелый Пушкин.

  • перекрестная АБАБ (первые четыре строки),
  • парная ВВГГ (следующие четыре стиха),
  • опоясывающая ДЕЕД (стихи 11-14) и т.д.

Автор сознательно использовал такие приемы, чтобы сделать произведение многослойнее, разнообразнее, сложнее.

15. Средства художественной выразительности

Пушкинский «Пророк» наполнен средствами художественной выразительности.

  • метафор («духовной жаждою томим», «угль, пылающий огнем»),
  • эпитетов («десницею кровавой», «грешный язык», «подводный ход», «трепетное сердце», «шестикрылый серафим»),
  • сравнений («как труп», «как у испуганной орлицы»).
Читайте также:  Чувство долга это как раз то что мы хотим видеть ы других людях

16. Значение произведения

Стихотворение значимо для понимания всего творчества великого русского поэта. Оно определяет место поэта и поэзии. Эта тема красной нитью проходит по всему пушкинскому литературному наследию.

17. Актуальность

«Пророк» затрагивает важнейшие философские темы, которые всегда будут волновать человека: предназначение творца и его творчества. Оно актуально и в наши дни.

18. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно невероятно образно, красиво и выразительно. Читаешь и представляешь картину прямо перед глазами.

19. Чему учит

Стихотворение учит правильному отношению к творчеству, пониманию поэзии и прозы, видению ее со стороны самого автора. Оно помогает воспринимать литературу и слышать голоса авторов.

Источник

Анализ стихотворения «Пророк» по плану (Пушкин А. С.)

1. Особенности лексики: в стихотворении встречается множество устаревших слов (пример: перстами, зениц, перепутье, к устам..);

2. Тема: превращение обычного человека в пророка ( если быть точнее, то в поэта), наделение человека способностями, умениями пророка (поэта), предназначение пророка (поэта);

Основная мысль: в этом стихотворении показываются качества, которыми должен обладать пророк (поэт). Раскрывается предназначение пророка (поэта): «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей»;

4. Лирический герой — человек (мужчина), духовной жаждою томим, который потом превращается в пророка (поэта). После превращения ему открываются новые способности. Теперь лирический герой — пророк (поэт). И он будет исполнять волю Бога: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей;

5. Особенности поэтического языка: устаревшие слова (зеницы, внял, к устам, гад и другие), метафора (духовная жажда), метафора (в пустыне мрачной), эпитет (шестикрылый серафим), сравнение (перстами лёгкими как сон), метафора (перстами лёгкими), метафора (вещие зеницы), сравнение (как у испуганной орлицы), эпитет (испуганной орлицы), анафора (и. и..), инверсия ( и горний ангелов полёт), эпитет (горний полёт), инверсия ( и гад морских), эпитет (гад морских), эпитет (подводный ход), эпитет (дальней лозы), метафора (грешный язык), метафора (язык празднословный, лукавый), эпитет (десницею кровавой), метафора (трепетное сердце), эпитеты (угль, пылающий огнём, во грудь отверстую), сравнение (как труп), олицетворение (Бога глас воззвал), переносное значение (глаголом жги), обращение (восстань, пророк);

6. Жанр — стихотворение;

7. Эмоциональная окраска: стихотворение вызывает положительные эмоции: возникает какое-то необъяснимое чувство единения при прочтении последних строк стихотворения, появляется осознание того, насколько важна в нашем мире миссия поэта. Также в стихотворении есть место и отрицательным эмоциям: лирическому герою пришлось пережить много физической боли, прежде чем стать пророком.;

8. Размер — четырёхстопный ямб, рифма — смешанная;

9. Мысли и чувства у читателя: возникает мысль о том, что роль поэта в жизни людей очень важна. Также возникает сочувствие к главному герою: чтобы стать пророком (поэтом), ему пришлось вытерпеть много боли;

10. Общий сюжет: события стихотворения описываются с применением большого количества устаревших слов. События начинаются с момента, когда главный герой ещё был человеком и заканчиваются тем, что главный герой становится пророком;

11. Каким предстаёт в стихотворении главный герой: главный герой предстаёт нам обычным уставшим человеком, томимым духовной жаждой. Немного позже он претерпевает изменения: он стал менее порочным, стал пророком.

Читайте также:  Что чувствует использованная девушка

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Помогите написать анализ стихотворения Пророк по плану, желательно подробно

1) В 1841 году было написано стихотворение «Пророк» .
Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль и долг которого заключается в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей» . Пушкин в своем стихотворении «Пророк» показал поэта до того, как тот приступил к высокому служению. Лермонтов как бы продолжил наблюдение за судьбой избранника.
2) Жанр – лирическая исповедь.
3) судьба поэта, одиночество
4) Пророк приходит к людям, несет им истину, но не понят ими, не принят, с позором изгнан в пустыню, оставаясь при этом верным своему предназначению. Речь идет о судьбе поэта. Она трагична, поэт одинок, его творчество не находит должного отклика среди читателей.
Миссия пророка: Разоблачение “злобы и порока” и поучение в любви и истине.
6) Композиционно произведение делится на три части: первая часть – жизнь и деятельность поэта до ухода в пустыню; вторая – поэт в пустыне; третья – гневный финал стихотворения.
7)
8) Нельзя не обратить внимания на образ природы, влекущий за собой разговор о лермонтовских романтических пейзажах ранней лирики, и картины умиротворяющей природы, связанной в поэтическом мире Лермонтова с важнейшими понятиями «покоя» и «свободы».
9) Пророк Лермонтова, самый «своевольный», сам поясняет содержание своих «глаголов» и выносит оценку совершаемому. При этом его миссия двояка, она сводится к исправлению рода людского – разоблачения «злобы и порока» и поучению в любви и истине.
10) Все строфы – четверостишия, кроме последней, имеют перекрестную рифмовку. В последней строфе Лермонтов использует опоясывающую рифму, которая придает поэтическому повествованию большую завершенность.
Автор прибегает к устаревшим словам, стараясь сохранить стиль пушкинского «Пророка» («судия» , «град» , «очи» , «камелья» , «завет») . Торжественные эпитеты наполняют стихотворение взволнованной интонацией и некоторой тай-ной («чистые ученья» , «божья пища» , «вечный судия» , «шумный град») .
Восклицательные предложения в двух завершающих строфах звучат вызовом. Это момент наивысшего напряжения, точка кипения. Обида поэта, горечь и боль вырвались наружу.
Использование современной лексики.

1. История создания. Стихотворение «Пророк» было написано Лермонтовым в 1841 г., т. е. в последний год его жизни. В зрелом периоде творчества поэт все чаще обращался к серьезным философским проблемам. Одной из них была противостояние творца, гения обществу, его одиночество и непонимание. Замысел произведения основан на библейской истории пророка Иеремии. Одновременно стихотворение продолжает тему пушкинского «Пророка».

2. Жанр. «Пророк» — лирическая исповедь, рассуждение о судьбе безусловно правдивого человека, которого в силу своего несовершенства не понимает общество.

3. Основная идея стихотворения – трагическая и печальная история гения, который стоит значительно выше своих современников и из-за этого подвергается преследованиям и насмешкам. «Пророк» Лермонтова является дальнейшим развитием стихотворения Пушкина. Пророк, получивший от Бога дар четко различать добро и зло, пришел к людям, чтобы поведать им истину. Однако, общество, погрязшее в пороке, не признает и отвергает его. Разочаровавшись в людях, пророк вынужден вести одинокую жизнь в пустыне.

Источник

Оцените статью