Эмоциональная окраска произведения парус

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Парус» по плану

1. История создания

Знаменитое стихотворение «Парус» было написано М. Ю. Лермонтовым в Петербурге в 1832 году.

Поэт считал родным городом Москву, всей душой стремился туда, к своим друзьям и прежним литературным увлечениям. Под влиянием бабушки ему пришлось оставить филологический факультет Московского университета и поступить в школу гвардейских прапорщиков в северной столице.

Размышляя о непредсказуемости жизни, поэт прогуливается вдоль Финского залива и видит на горизонте белый парус, в одиночестве которого находит сходство с собой. Эту деталь Лермонтов сообщает в письме своей знакомой М. Лопухиной.

Любопытно, что первая строка стихотворения позаимствована поэтом у А. Бестужева-Марлинского, автора поэмы «Андрей, князь Переяславский».

Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно и не включил его в сборник избранных произведений. Огромная популярность пришла к стихотворению позже, когда удачно найденный образ одинокого судёнышка слился в сознании миллионов читателей с образом самого Лермонтова – поэта, вечно гонимого жестокой игрой стихий.

2. Литературное направление

Стихотворение «Парус» – явление романтизма. Образы моря, бури, мотивы борьбы и одиночества весьма характерны для этого литературного направления.

Конфликт героя и среды также указывает нам на романтическую традицию.

3. Род

«Парус» — лирическое произведение. Оно описывает сокровенные переживания человеческой души, передавая их с помощью деталей пейзажа.

4. Жанр

«Парус» Лермонтова – лирическое стихотворение-зарисовка с острым, захватывающим внутренним сюжетом.

Произведение можно воспринимать и как сюжетную лирическую миниатюру.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы жизненного выбора. Находясь между прошлым и будущим, корабль теряется в необъятном просторе. Ему не нужен покой, его душа мятежна. Она слишком порывиста и вольна, чтобы плыть по заданному маршруту.

6. Тематика

Основная тема произведения – одиночество. Белый крошечный парус пронзительно одинок на фоне моря. Ему кажется, что он свободен, но цена этой свободы – вечная неизвестность впереди.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что есть люди, которым не мил покой. Поиск нового берега всегда труден. Земля и море, окружающие парус, покойны и светлы, лишь он один «мятежен».

В нём нет покоя, но покой и не нужен. Только буря может подарить парусу дыханье, а кораблю – способность плыть дальше.

8. Пафос

Пафос стихотворения – утверждение свободы, жажда воли, простора, ветра.

Вместе с тем стихотворение написано не от первого лица. Лермонтов словно смотрит на себя со стороны и немножко жалеет одинокий парус. Он сочувствует его одиночеству и печали.

9. Система образов

Образ паруса построен на контрастах. Его чистота и яркость резко выделяются на фоне тёмных волн. Выразительна цветопись: поэт упоминает такие оттенки, как белый, голубой, лазурный, золотой.

Светлому парусу неспокойно среди прозрачно-акварельной безмятежности природы. Ему словно хочется потемнеть, отразить своей белизной цвет бури, он ищет тёмной глубины моря и неба.

Обращает на себя внимание расположение паруса в пространстве: Лермонтов прописывает и вертикаль («Под ним струя светлей лазури, // Над ним луч солнца золотой»), и горизонталь («…в тумане моря голубом»).

Читайте также:  Как вызвать романтические чувства

10. Центральные персонажи

Парус – центральный образ-персонаж стихотворения. Ключевое слово в его определении – «одинокий». Он кажется крошечным среди бескрайнего моря.

Парус бороздит его не в поисках счастья, для него важнее – буря, порыв, движение.

11. Лирический герой

Лермонтов нередко использует приём отождествления. Говоря об утёсе, одинокой сосне, белеющем парусе, он имеет в виду себя, собственное одиночество и духовный поиск.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения слит с образом паруса. Поэт описывает его одиночество, скрип мачты, противящейся натиску ветра.

Счастье не привлекает его, так же, как светлые водные струи и золотые лучи солнца. Он не хочет скользить по поверхности жизни и жаждет глубины. Парус только кажется хрупким, на самом деле он рвётся навстречу волнам, «просит бури».

13. Композиция

Композиция произведения – линейная.

  • В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о замеченном издали парусе.
  • Во втором – о том, какие испытания ждут его в открытом море.
  • В третьем четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом: «А он, мятежный, просит бури, // Как будто в бурях есть покой…»

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту изобразить парус в ярких красках и полутонах.

Автор усиливает впечатление от происходящего за счёт использования однородных сказуемых («гнётся» и «скрипит»), инверсии, анафоры.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен, или четверостишие.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «парус одинокий»; «в тумане голубом», «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»;
  • олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури»;
  • метафора: «в тумане моря голубом»;
  • антитезы: «ищет – кинул», «буря – покой».

С помощью аллитераций на «с», «т», «щ» поэт передаёт звуки ветра, раздирающего парус, его сопротивление стихии, его свободную волю.

Ассонансы с «о», «а», «и» создают мелодию движения по волнам с попеременным подъёмом на гребне и провалом в глубину.

17. Значение произведения

Стихотворение «Парус» – символ всего лермонтовского творчества, его квинтэссенция.

Образ человека, вынужденного обретать ответы на глубинные вопросы своей души и обречённого при этом на одиночество, предвосхитил всю философию и поэзию рубежа 19-20-го веков с их вниманием к внутреннему миру личности, поиску смысла жизни.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально и сейчас. Стоит оторваться от очевидных вещей, привычного круга ценностей, как мы попадаем в незнакомое пространство, подобное бурному морю. Нас обступают вопросы, которые, словно волны, накатывают один за другим.

Для творческой личности, решившей посвятить свою жизнь поиску ответов, не имеют значения счастье и покой. Их вдохновляют трудности, буря даёт им подлинную духовную свободу.

19. Моё отношение

Я понимаю взволнованное настроение поэта, отразившееся в стихотворении «Парус». Перед началом любого важного дела мы испытываем волнение, неизвестность пугает нас.

Образ паруса, который не боится перемен, а даже «просит» бури, вдохновляет меня. Не надо бояться глубины. Она всегда интереснее, чем мелководье!

20. Чему учит

Стихотворение «Парус» учит нас смелости. Выбирая жизненный маршрут, не стоит стараться быть как все. Даже если в самом начале нам будет одиноко и трудно, мы должны пройти череду испытаний самостоятельно. Только после этого мы найдём истинных единомышленников, станем настоящими людьми.

Источник

244,Анализ стихотворения «Парус» М, лермонтова

Лермонтовский «Парус» — одно из самых популярных стихотворений поэта. Об этом говорят многочисленные лингвистические исследования текста и различные переложения и интерпретации произведения.

Читайте также:  Девушка чувствует себя виноватой за измену

Тематический анализ

В стихотворении парус олицетворяет мысли и путь лирического героя. Белый парус — центральный образ стихотворения. Парус и лирический герой объединены общим чувством, они скитаются по миру, пытаясь найти себя и своё призвание. Строчки “Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит” раскрывают мысль, что у лирического героя пока нет точного направления.
Он что-то оставил в своём прошлом “в краю родном” и отправился покорять ещё неизвестные ему места, но у героя пока нет конкретной цели. Судьба человека является главной темой этого стихотворения, потому что и читатель, и лирический герой видят себя в белом парусе.
Море и волны олицетворяют жизнь вокруг, переменчивую, кидающую из стороны в стороны и каждый раз новую. Волны, которые “играют”, передают образ бурлящей жизни, а мачта, которая “гнётся и скрипит” отсылает к трудностям. Парусу сложно справится с напором ветра и морем.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Парус.

История создания – стихотворение было написано в 1832 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. “Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “парус бежит”, “волны играют”, “ветер свищет”.

Эпитеты – “мятежный”, “луч золотой”, “тумане голубом”, “парус одинокий”.

Оксюморон –“как будто в бурях есть покой”.

История создания

В сентябре 1832 года М.Ю. Лермонтов пишет М.А. Лопухиной письмо, где признаётся, что расстроен неудачной попыткой поступить в петербургский университет. Молодой поэт был одинок и подавлен. В этом же послании были строки стихотворения «Белеет парус одинокий». Первая строка заимствована из неоконченной поэмы Бестужева-Марлинского «Андрей — князь переяславский». Вопрос, какой именно «морской» пейзаж вдохновил Михаила Юрьевича, остаётся спорным. Это мог быть Финский залив или река Нева.

Поскольку автор не относился к «Парусу» серьезно, стихотворение было впервые напечатано лишь в 1841 году в журнале «Отечественные записки».

Влияние романтизма

В стихах Лермонтова, написанных в его юности, ясно виднеются отсылки к романтизму. Образ паруса и лирический герой стихотворения очень близки к канонам этого литературного течения. Мир для романтиков делится на две части — здесь и там. Здесь — это действительность, часто серая и скучная, в которой никак нельзя найти счастье. Даже если всё спокойно и красиво, то романтика всё равно тянет к чему-то другому.
Там — это другой мир, захватывающий и таинственный. В нём романтик может найти то, к чему стремится и то, что ищет. В нём могут ждать сложности, испытания, даже опасность, но он всё равно будет к нему стремиться.
И в стихотворении лирический герой отвергает золотой луч и солнца и лазурное море. “А он, мятежный, просит бури” — герой стремится к сложностям, к опасностям, потому что это тот идеальный мир, где он надеется найти ответы на свои вопросы.

Главная тема стихотворения

Центральным образом в стихотворении является белый парус, который одновременно и обычная часть морского судна и в то же время человек, который ассоциируется у автора и с самим собой, с его характером и непростой жизненной судьбой, морская стихия в этом случае представляет собой окружающий его мир.

Читайте также:  Эмоциональные нарушения детей младенческого возраста

Простое на первый взгляд описание морских пейзажей таит в себе глубокие человеческие переживания и философские размышления о смысле бытия, основной темой стихотворения выступает судьба каждой личности в окружающем мире, который подобно непостоянной морской глади, одно время тихий и спокойный как «струя светлей лазури», либо бурный, полный перемен и различных волнений: «играют волны — ветер свищет».

Образ паруса и автора объединяет общее чувство – острое одиночество и неудовлетворенность своей нынешней жизнью, парус не желает жить спокойно и размеренно, он мечтает о приключениях и новых впечатлениях «а он, мятежный, просит бури». Обладая абсолютной свободой и глубоко опечаленный собственным бесконечным одиночеством, бродяга-странник парус бороздит морские просторы и надеетсяобрести, как и сам поэт, смысл своего существования, отыскать ту высокую цель, ради которой стоит жить и преодолевать все трудности на своем жизненном пути.

Структурный анализ

“Парус” написан четырёхстопным ямбом, в нём воплощается движение и сила происходящего. Динамика усиливается многочисленными глаголами, которые помогают ярко вообразить действие. Стихотворение легко спутать с пейзажной лирикой, но в нём заложено гораздо больше. Его можно считать лирической новеллой, где раскрывается внутренний мир лирического героя.
В качестве художественных средств Лермонтов использует инверсии (белеет парус — играют волны), олицетворение — “ветер свищет” и метафоры (например, “струя светлей лазури”). Не меньше внимания поэт уделяет эпитетам. Некоторые описывают картину “луч солнца золотой”, а некоторые придают эмоциональную окраску “парус одинокий”, “он, мятежный”.
Лермонтов использует перекрёстную рифмовку и чередует рифмы. В первой и третьей строфах рифмы женские, во второй и четвёртой мужские. За двенадцать строк поэт показывает глубину своих эмоций и переживаний, которые воплощаются в ярком образе моря и белого паруса.

Темы поиска своего призвания и одиночества отозвались в сердцах людей девятнадцатого века и продолжают интересовать сейчас. Поэтому лирика Лермонтова до сих пор притягивает и становится любимой поэзией.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт “картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается “рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства “неправильности”, запутанности и неизвестности.

Образы и символы

Стихотворение наполнено символами и аллегориями. Если человеческая жизнь – это море, то человек в ней – парус, одинокий, гонимый, не знающий покоя и приюта. Этот образ Лермонтов отразил не только в поэзии, но и в живописи: известна его акварельная работа, словно иллюстрирующая стихотворение. Буря в данном произведении тоже гораздо больше чем морской шквал. Она ассоциируется с революцией, а вызваны эти мысли реакцией на Декабрьское восстание 1825 года.

Лирический герой осознает, что если он хочет добиться поставленных целей, то безмятежный путь, освещённый солнцем, — не для него. Только преодоление настоящей бури может привести его к заветной мечте.

Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.

Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно пере с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.

Источник

Оцените статью