- Эмоциональная окраска это компоненты
- Что такое эмоционально экспрессивная лексика
- Стилистические функции
- Виды эмоционально окрашенных слов
- По типу оценки
- По части речи
- Однозначные слова
- Многозначные слова
- С суффиксами эмоциональной оценки
- Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики
- В разговорной лексике
- В литературе
- Обозначение в словарях
- Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов
- Русский язык. 6 класс
- Текст книги «Психологическая культура личности»
- Автор книги: Константин Романов
- Жанр: Учебная литература, Детские книги
Эмоциональная окраска это компоненты
Что такое эмоционально экспрессивная лексика
Стилистические функции
Существует большая пропасть между восприятием романа или повести, научно-популярной статьи, официальных бумаг. Это происходит не только за счёт наличия интересного, увлекательного сюжета. Язык литературного произведения близок к привычному нам разговорному стилю.
Использование метафор с экспрессивной окраской играет важную роль при написании монологов и диалогов литературных героев. Без применения этого обширного ресурса русского языка текст художественного произведения напоминал бы скорее стенографию бытового диалога персонажей.
Виды эмоционально окрашенных слов
пренебрежительные (крохобор, малевать);
По типу оценки
По части речи
Русский язык отличается богатством экспрессивной лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска свойственна словам разных частей речи.
К словам с эмоциональной окраской принадлежат междометья:
- ох;
- бис;
- браво;
- ах.
Особое эмоциональное наполнение фрагмента текста с междометьем продемонстрировано в примере ниже: «Спела на бис, потом она под неистовый шум и одобрительные крики зрительного зала вышла за кулисы».
Междометия называют самым эмоциональным пластом слов. Поэтому употребление экспрессивной лексики в жизни встречается повсеместно. Междометия не предусматривают какой-либо информационной нагрузки. Они предназначены для обозначения эмоционально сильного места в написанном в разговорном стиле произведении.
Однозначные слова
Многозначные слова
С суффиксами эмоциональной оценки
Слова с суффиксами субъективной оценки передают разные оттенки чувств. В большинстве случаев они выражают положительные эмоции. К ним относятся:
- солнышко;
- сыночек;
- бабулечка.
В отдельных ситуациях эмоциональная оценка заключает в себе негативные эмоции. Например, обращение «детина» выражает неприязненное отношение к подростку.
При использовании суффиксов -юшк- / -ушк- со значением оценки обращение звучит нежно и ласково. Это наглядно продемонстрировано на примере фрагмента стихотворения
А. Маршака:
Матушка-гусынюшка,
Нянюшка-графинюшка,
Не упало ли добро?
Для оценки разных оттенков чувств в русском языке используются суффиксы:
- уменьшительно-ласкательные. Такие суффиксы есть в словах «сыночек», «зимушка», «доченька»;
- с оттенком пренебрежения, осуждения. Эти суффиксы имеются в словах «мужлан», «грубиян».
Примеры использования эмоционально экспрессивной лексики
В разговорной лексике
Главные черты разговорной лексики – эмоционально экспрессивная окрашенность, непринуждённая манера общения. К ней относятся слова, разные по стилистической окраске, способу выражения.
В семантике некоторых выражений (например, баламут) уже заложена оценочность.
Оценочный оттенок других создаётся сложением основ, использованием суффиксов (домина, сынуля). Особая эмоциональная окраска может быть и у слов фамильярных (сыночек, дедуля и т. д.).
Границы между разговорной и просторечной лексикой подвижны и зыбки. К последней относятся слова, не встречающиеся в обыденном лексиконе большинства культурных людей (отродясь, авось, давеча). В эмоциональном плане просторечная лексика выглядит грубоватой.
Многим словам свойственна сильная экспрессия, резко отрицательное отношение к какому-либо явлению.
В литературе
В русском языке имеется немало синонимов, отличающихся друг от друга эмоциональной окраской:
- глаза – обычное нейтральное слово;
- гляделки – просторечное выражение с явным пренебрежительным оттенком;
- очи – поэтичное, устаревшее слово.
Употребление экспрессивной лексики может выражать восхищение привлекательностью, красотой героини. Именно так решил поступить автор романа «Молодая Гвардия» А. Фадеев. Вот небольшая цитата из этого литературного произведения: «У Ули глаза были большие, темно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, черными таинственными зрачками». Александр Фадеев противопоставляет слово «очи» с яркой эмоциональной окраской нейтральному «глаза».
Богатство русской эмоционально-оценочной лексики трудно переоценить. В произведении Максима Горького для обозначения глаз человека используется резкое, грубое слово: «Погоди, книгожора, лопнут зенки-то». Именно использование эмоционально окрашенной лексики позволило автору добиться желаемого эффекта. Слово «зенки» свидетельствует о неодобрительной оценке говорящего. Оно характеризуется как просторечное, грубое.
Обозначение в словарях
Советы для писателей по употреблению эмоционально окрашенных слов
В книжной лексике активно используются высокие слова, которые придают речи торжественность. Она богата и эмоционально-экспрессивными словами, способными выражать как отрицательную, так и одобрительную оценку тех или иных понятий.
При работе под текстом автор может менять его эмоциональный настрой, тем самым воздействуя на восприятие читателя. Экспрессивно оценочные слова – важный инструмент в руках писателя. Они помогают растрогать или рассмешить читателя, сформировать негативное отношение к какому-либо явлению, вызвать воодушевление. Грамотный подход предусматривает использование нескольких вариантов речи в рамках одного произведения – например, риторически-торжественной, шутливой лексики. В противовес им используются слова в нейтральном контексте (выражения, которые лишены яркой стилистической окраски).
Умелое употребление эмоционально-экспрессивной лексики важно для формирования индивидуального авторского стиля. Способность грамотно пользоваться такими приёмами отличает мастеров слова от начинающих авторов, в полной мере не чувствующих настроения героев, контекста. Редактура текста опытным специалистом поможет избежать ошибок на этом этапе. Услуги издательской платформы «ЛитРес: Самиздат» — оптимальное решение для воплощения самых смелых авторских замыслов.
Источник
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Эмоционально окрашенные слова
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Определение эмоционально окрашенных слов.
2. Способы выражения эмоциональной окраски в русской лексике.
3. Толкование эмоционально окрашенных слов в толковых словарях; типы помет, сопровождающих эмоционально окрашенные слова.
4. Стилистические нормы употребления эмоционально окрашенных слов в речи.
Лексика – это словарный состав языка.
Нейтральные слова – общеупотребительная, лишённая стилистической окраски лексика.
Помета в словаре – специальное дополнительное указание, сопровождающее толкование слова, его описание.
Толковый словарь – словарь, содержащий слова с объяснением их значений; может содержать грамматическую, этимологическую и стилистическую характеристики слов, примеры употребления и др. сведения.
Эмоционально окрашенные слова – слова, имеющие эмоциональную окрашенность.
Стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях речи.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово в любом языке используется, прежде всего, для того, чтобы назвать предметы, признаки, количества, действия. Можем ли мы с помощью слов не только назвать, обозначить какие-либо явления, но и выразить к ним свои чувства, дать им оценку?
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тому, о чём мы говорим.
Возьмём хорошо известную нам «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Вот старуха ругает старика:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось.
С помощью каких слов выражает своё недовольство героиня? Она использует слова «дурачина», «простофиля» – мы все понимаем, что такими словами она старика не похвалила, а побранила.
А Лисица из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» хочет польстить Вороне, поэтому обращается к ней с другими оценочными словами:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Хитрая Лисица сумела в этой фразе похвалить Ворону много раз, используя такие слова, как «голубушка», «шейка», «глазки», «пёрушки», «носок», «голосок», «светик». Особенностью слов, с помощью которых Лисица хвалит, являются суффиксы – они называются уменьшительно-ласкательными.
Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.
Например, можно, описывая внешность девушки, использовать слово «очи», подчёркивая не только привлекательность человека, но и своё восхищение красотой глаз девушки. Именно так использовано это слово в романе Александра Фадеева «Молодая Гвардия»: «У Ули глаза были большие, тёмно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, чёрными таинственными зрачками». Писатель противопоставляет нейтральное слово «глаза» эмоционально окрашенному «очи», даёт положительную оценку.
А вот героиня Максима Горького использует для обозначения глаз человека грубое, резкое слово, выражающее её отношение: «Старая хозяйка говорит мне: “Погоди, книгожора, лопнут зенки-то”». Использование слова «зенки» говорит о неодобрительной оценке говорящего.
В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?
Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.
А ещё – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.
Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.
Например, слово «очи» сопровождается пометой «высокое»; а слово «зенки» помечается как «грубое, просторечное».
Для того чтобы выразить своё отношение к какому-либо явлению, говорящий может использовать возможности русского словообразования. Иными словами, может образовать слово с суффиксами и приставками со значением оценки. Например, ласковое обращение получается, если мы используем суффиксы -ушк- / -юшк-:
Не упало ли добро? – читаем в стихотворении Александра Маршака.
Неодобрительное отношение будет выражено в слове, если оно имеет суффикс -ашк-: старикашка. Пренебрежение выражается при помощи суффикса -ишк-: городишко, житьишко.
Некоторые суффиксы способны выражать почти противоположные значения. Так, суффикс -иц- может придавать уменьшительно-ласкательное значение (лужица), а может вносить оттенок пренебрежения (произведеньице). Такой же способностью обладает суффикс прилагательных —оньк-(-еньк-): сладенький, лёгонький, плохонький, добренький.
Эмоционально окрашенные слова не используются в официально-деловом и научном стилях. Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе.
Примеры задания из Тренировочного модуля
Сортировка элементов по категориям
Нейтральные и эмоционально окрашенные слова.
Распределите слова по группам соответственно характеристикам
Даны слова: слово, малевать, дорога, баламут, работник, рисовать, реченька, бородище
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова, определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраса или оценка предмета, определить особенность морфемного состава слова: есть ли в слове уменьшительно-ласкательные или увеличительные суффиксы.
Ответ: слово малевать не просто обозначает процесс «рисовать», но и содержит пренебрежительную оценку. Вывод: слово малевать – эмоционально окрашенное.
Слово баламут обозначает человека, вносящего беспорядок, в значении слова содержится неодобрительная оценка. Вывод: слово баламут – эмоционально окрашенное.
Слово реченька содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-, он выражает ласкательное отношение. Вывод: слово реченька – эмоционально окрашенное.
Слово бородище содержит увеличительный суффикс -ищ-, он выражает увеличительное, оценочное отношение. Вывод: слово бородище – эмоционально окрашенное.
Зачеркните в парах синонимов нейтральные слова.
Губы – уста
Лоб – чело
Спать – почивать
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова; определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраска или оценка предмета; в случае возникновения трудностей в решении задачи, нужно сверить свой вывод с толкованием в словаре.
Губы — уста
Лоб — чело
Почивать – спать
Источник
Текст книги «Психологическая культура личности»
Автор книги: Константин Романов
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 10 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]
5.5
Эмоциональная культура
Эмоцией называется субъективная реакция человека на значимую жизненную ситуацию, выраженная в форме переживания, например, испуг, удивление, радость и т. п. Главной особенностью подобных ситуаций является нарушение равновесия между человеком и окружающим миром и дестабилизация привычного образа жизни. Эмоции являются очень важными психологическими инструментами обеспечения человеческого бытия. Они играют ведущую роль в экстренном восстановлении нарушенного равновесия и нормализации образа жизни. С их помощью происходит экстренная мобилизация личностных и психофизиологических ресурсов человека для решения значимых жизненных задач. Именно поэтому эмоции возникли и существуют у человека как необходимая составляющая его душевной жизни.
Эмоциональная культура выражается в способности человека разумно, эффективно и гуманно обращаться как со своим, так и с чужими эмоциями и чувствами. Например, если человек позволяет себе совершать агрессивные выпады в адрес других людей (родных, друзей, коллег по работе), то в данном случае нельзя говорить о наличии у него эмоциональной культуры. Однако оценка уровня ее развития будет разной в зависимости от того, в какой мере осознает и как относится к ней субъект. Он может не осознавать эту свою особенность и оправдывать факт ее существования (принимать), осознавать как недостаток и стремиться избавиться от нее. Только последний вариант представляется наиболее перспективным для развития эмоциональной культуры человека.
Эмоциональная культура имеет социальное происхождение. Ребенок не изобретает ее, а усваивает как составную часть совокупного общественного опыта. Она представлена ему в предметах материальной и духовной культуры: в художественных и научных текстах, в традициях и обрядах, в пословицах и поговорках, в языке и речи, в художественных фильмах и спектаклях, в реальных эмоциогенных ситуациях и способах (формах) их переживания и разрешения.
Однако главную роль в хранении и трансляции эмоциональной культуры играют люди ближайшего социального окружения: родители и другие члены семьи, родственники, педагоги, сверстники и другие значимые люди. Первоначально элементы эмоциональной культуры зарождаются в пространстве отношении ребенка с другими людьми. При этом они являются не индивидуальными, а совместными, функционально распределенными между ребенком и другим человеком. Например, когда ребенок во время игры получает небольшую травму и начинает громко плакать, родитель принимается его как-то успокаивать: отвлекать, переключать, дуть на ушибленное место, убеждать, стыдить, кричать, наказывать, призывать к терпению и т. д. Это и есть работа по регуляции эмоционального состояния, где главную роль играет другой человек – родитель. В последующем внешние для ребенка способы воздействия на его эмоциональное состояние усваиваются, а по сути, присваиваются и превращаются в приемы эмоциональной саморегуляции. Кроме того, в будущем он может использовать их для регуляции эмоционального состояния других людей: друзей, собственных детей, родственников. На основе этого механизма происходит развитие всех компонентов эмоциональной культуры. Следует подчеркнуть, что эмоциональная культура не вкладывается в ребенка. Он сам лично усваивает ее. Взрослые люди (родители и педагоги) лишь содействует этому. Высокий уровень развития эмоциональной культуры человека предполагает:
1. Владение основными научными знаниями об эмоциях и чувствах, их свойствах и закономерностях.
2. Знание особенностей собственной эмоциональной сферы и эмоциональной сферы людей ближайшего социального окружения.
3. Понимание сущности эмоциогенных ситуаций, умение распознавать их и соотносить с основными видами эмоций.
4. Умение распознавать и квалифицировать как свои, так и чужие эмоциональные состояния.
5. Способность к прогнозированию своих эмоциональных реакций в контексте конкретных жизненных ситуаций.
6. Способность к прогнозированию эмоциональных реакций других людей в контексте конкретных жизненных ситуаций.
7. Способность к прогнозированию разумных способов поведения по отношению к людям в соответствии с особенностями их эмоциональной сферы и актуального эмоционального состояния.
8. Способность к конструированию своего поведения (общения и деятельности) в соответствии с особенностями собственной эмоциональной сферы и своего актуального эмоционального состояния.
9. Способность к эмпатии.
10. Умение адекватно выражать свои эмоции с помощью речи и невербальных средств.
11. Умение справляться со своими эмоциями и чувствами, т. е. владение техникой эмоциональной саморегуляции.
12. Владение минимально необходимыми приемами воздействия на эмоциональные состояния других людей, умение оказать им эмоциональную поддержку и помощь.
13. Понимание и принятие собственной эмоциональной жизни как безусловной ценности и как неотъемлемой части самого себя как субъекта и как личности.
14. Принятие эмоциональной жизни других людей как реальности и как неотъемлемой части их самих как субъектов и как личностей.
15. Исключение всякой возможности манипулировать и злоупотреблять собственными эмоциями и чувствами и завышать или принижать их ценности для себя или других людей (поклоняться им, идти на поводу у них, игнорировать их), ущемлять интересы других.
16. Исключение всякой возможности манипулировать эмоциями и чувствами других людей, неоправданно завышать или занижать их ценности для них и для самого себя.
17. Критическое отношение к своей эмоциональной культуре.
18. Стремление к ее развитию и совершенствованию и к эффективному использованию собственных эмоциональных ресурсов.
19. Стремление к оказанию помощи другим людям в развитии и совершенствовании их эмоциональной культуры и в эффективном использовании своего эмоционального потенциала.
Высокий уровень развития эмоциональной культуры делает человека подлинным хозяином своих эмоций. Это не означает, что он полностью освобождается из под их влияния. Это вообще невозможно и даже опасно. Эмоции играют очень важную роль в жизни человека и в существовании его как субъекта и как личности. Это означает только то, что он освобождается от абсолютной зависимости от своих эмоций, которая характерна, например, для маленьких детей. Эмоциональная свобода имеет определенные пределы. Умеренные стрессовые ситуации не способны вывести такого человека из эмоционального равновесия. Однако в условиях сверхсильных (аномальных) эмоциогенных ситуаций он теряет его. Здесь требуется особая тренировка и наличие соответствующих способностей и задатков.
При низком уровне развитии эмоциональной культуры человек становится рабом своих эмоций. Его поведение подчинено так называемой эмоциональной логике и не поддается рациональной (разумной) регуляции. Например, под влиянием хорошего настроения он может принять не вполне разумное решение, о котором ему, возможно, придется пожалеть. Такой человек является эмоционально неустойчивым и плохо приспособленным для многих видов профессиональной деятельности, например, для педагогической или управленческой. С ним трудно общаться, поскольку он плохо предсказуем и нередко служит источником конфликтов.
Выделенные показатели эмоциональной культуры не имеют количественных нормативов. Кроме того, не разработаны методики ее диагностики. Поэтому в настоящее время очень трудно провести диагностику и дать количественную оценку уровня развития у человека эмоциональной культуры. Решение этих вопросов имеет большую практическую значимость. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что уровень развития у людей эмоциональной культуры не отвечает требованиям современной жизни. Об этом свидетельствует, например, рост преступности, алкоголизма, наркомании, насилия в семье, количества разводов, эмоциогенных заболеваний и многое другое. Перечисленные симптомы имеют под собой очевидную эмоциональную основу.
Во многом это объясняется тем, что современная система образования и воспитания не предусматривает целенаправленного формирования у подрастающего поколения эмоциональной культуры как важнейшего личностного конструкта. Ситуация усугубляется еще и тем, что ни педагоги, ни, тем более, родители не владеют соответствующей методикой. Надо сказать, что современная психология и педагогика и не располагают таковой. Разработка ее представляется весьма актуальной для этих наук. Она необходима не только для общеобразовательных учреждений, но и для высших учебных заведений, занимающихся подготовкой соответствующих специалистов: работников МЧС, хирургов, работников силовых структур, психологов и др.
Богатый опыт воспитания эмоциональной культуры накоплен в религиозной культуре. В этом отношении священнослужители представляют для всех достойный пример для подражания. К сожалению, этот опыт до сих пор остается не освоенным официальной наукой и образованием. В силу названных причин развитие эмоциональной культуры у детей идет стихийно, т. е. никто не ставит соответствующих целей и задач, никто не вооружает детей способами обращения с эмоциями и чувствами, никто не контролирует и не оценивает процесс усвоения эмоциональной культуры и его результаты. Надо признать, что эта задача очень сложна, и решить ее могут только профессиональные психологи.
5.6
Психологическая культура мотивации
Существенным свойством человека как субъекта и личности является активность, источником которой служат потребности и мотивы. В самой общей форме потребности можно определить как субъективно переживаемые внутренние источники жизненной активности человека: общения или деятельности. Они актуализируются в ситуациях возникновения нужды (необходимости) человека в чем-либо, субъективно представленной в форме желания или хотения. Например, при возникновении нужды человека в пище возникает состояние голода (пищевого желания), побуждающее к поисковой активности, заканчивающейся удовлетворением соответствующей потребности.
Факт наличия у человека потребностей свидетельствует о глубокой зависимости его от окружающего мира. Его полноценное существование обеспечивается множеством материальных и духовных условий: наличием пищи, определенной температуры, нормального атмосферного давления, информации, близких людей, предметов красоты и др. Они и определяют объективное существование у человека соответствующих нужд.
В структуре любой потребности можно выделить следующие элементы: эмоциональная окраска, предмет, способы удовлетворения, цикл и норма насыщения. Эмоциональная окраска – это сопровождающее каждую потребность специфическое эмоциональное переживание, меняющееся в зависимости от ее (потребности) состояния. Оно представляет собой субъективную основу и форму существования потребности. Поэтому его можно назвать потребностным. Нельзя чего-то хотеть, не переживая это эмоционально.
Каждая потребность имеет свою собственную неповторимую по качеству (модальности) эмоциональную окраску. Например, в момент обострения пищевая потребность окрашена эмоцией голода, потребность в воде – эмоцией жажды, потребность в знаниях – эмоцией любознательности и интереса и т. д. Эмоциональная окраска потребности может быть разной по знаку и интенсивности. Ее знак (приятность-неприятность) зависит от состояния потребности. В момент обострения она сопровождается неприятными для человека отрицательными эмоциональными переживаниями, побуждающими его к поиску возможностей для ее удовлетворения. Процесс насыщения потребности сопровождается переживанием удовольствия, наслаждения, радости и другими положительными эмоциями. Но у каждой потребности они абсолютно специфичны и неповторимы по своей модальности. Интенсивность эмоциональной окраски также очень динамична. Она определяется степенью нуждаемости человека в чем-либо: от некоторого минимального уровня (едва осознаваемого желания) до некоторого максимального значения (предельно сильного желания).
Предмет потребности представляют те факторы, объекты, блага и условия, в которых нуждается человек для своего благополучного бытия. Это пищевые продукты, информация, комфорт, уважение, красота, эмоциональные состояния, понимание и др. Они составляют предметы соответствующих потребностей. Каждая потребность имеет свой предмет (множество предметов) который характеризует ее содержательно и объективно. Так, предмет пищевой потребности представлен пищевыми продуктами, предмет познавательной потребности – знаниями (информацией), предмет эстетической потребности – эстетическими объектами и т. д. В большинстве случаев человек достаточно хорошо знает предметы своих потребностей (их внешний вид, свойства, местонахождение и др.). Субъективно они представлены (репрезентированы) ему в форме образов и понятий. Поэтому при возникновении той или иной потребности происходит актуализация в сознании не только эмоциональных переживаний (голода, жажды, страха, интереса), но и ее предметного содержания в форме соответствующих образов и мыслей, то есть порождается вполне предметное желание («Я хочу выпить стакан молока», «Я хочу прочитать эту книгу» и т. д.). Важно подчеркнуть, что предмет при этом становится притягательным и желаемым. Такое конкретное побуждение к чему-либо называется мотивом. Мотивы представляют конкретную форму существования потребностей. Одна и та же потребность может проявляться в виде множества конкретных мотивов. Их можно определить как мотивационное пространство потребности. Предметное содержание потребностей не является генетически предопределенным. Оно определяется условиями воспитания человека, в том числе культурно-историческими и национально-этническими.
Каждая потребность характеризуется определенными способами удовлетворения, т. е. системой специальных приемов, действий или способов общения, приводящих в конечном итоге к ее насыщению. Например, для удовлетворения пищевой потребности необходимо сходить в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу, положить ее в тарелку, поставить на стол и т. д. Развитая потребность предполагает владение способами ее удовлетворения. Поэтому при ее актуализации человек достаточно хорошо представляет, что ему надо делать. Вооружение ребенка социально приемлемыми способами удовлетворения потребностей составляет одну из задач воспитания культуры мотивации. При стихийном развитии потребности у человека могут закрепиться неэффективные или неадекватные, а в некоторых случаях даже извращенные способы удовлетворения некоторых потребностей. Особенно это характерно для половой потребности в связи с отсутствием в обществе эффективной системы ее воспитания.
Большинство потребностей является цикличными, т. е. характеризуются определенной периодичностью. В их динамике можно выделить, как минимум, три стадии: стадию актуализации, стадию удовлетворения (насыщения) и латентную стадию. Они и составляют один полный цикл. На протяжении этих стадий происходит существенное изменение внутреннего душевного состояния человека. Актуализация потребности начинается на неосознаваемом уровне и лишь с какого-то момента происходит ее осознание в форме соответствующего эмоционального переживания. По мере его усиления оно все более захватывает сознание человека. В этот процесс активно включаются необходимые познавательные процессы, порождающие соответствующие образы, фантазии и мысли. В результате первоначально абстрактное переживание (голод вообще, жажда вообще, чувство одиночества вообще и т. д.) обретает форму вполне конкретного предметного желания – мотива, на основе которого ставится определенная цель и с учетом имеющихся жизненных обстоятельств (условий) проектируются разумные способы ее достижения.
Стадия удовлетворения потребности представляет собой процесс ее насыщения. Для этого человек использует систему определенных операций, действий, движений, приемов общения и т. п., образующих своеобразную технологию насыщения потребности. На протяжении этой стадии происходит значительное изменение субъективного состояния человека. Характерные для предшествующей стадии неприятные переживания вытесняются положительными эмоциями (удовольствия, наслаждения, радости, счастья и др.). В некоторых случаях они могут полностью овладеть человеком и на какое-то время трансформировать его субъективное бытие в интенсивную положительную эмоцию. На заключительной стадии потребность совсем выпадает из сознания, то есть субъективно как бы перестает существовать. Но это не значит, что она исчезает как психическая реальность. Она принимает имплицитную (скрытую) форму существования.
Потребности имеют некоторую норму насыщения. Она определяется через количественную характеристику предмета, достаточного для удовлетворения потребности. Ее довольно трудно измерить. Норма насыщения очень индивидуальна. Она зависит от того, насколько сильно развита и значима потребность, а также от уровня ее актуализации в данный момент. Наиболее сильные ведущие личностные потребности человека вообще трудно насытить.
Выделенные структурные компоненты потребностей составляют ее психологическую характеристику. Все они, за исключением базовой эмоциональной окраски, возникают у человека в процессе обучения и воспитания, т. е. являются социальными по происхождению. Новорожденный ребенок не имеет полноценных структурно оформленных потребностей. Он способен лишь к примитивному эмоциональному переживанию первичных потребностных состояний. В процессе социализации (очеловечивания) они подвергаются ряду качественных преобразований. Во-первых, потребностные состояния опредмечиваются, т. е. наполняются конкретным предметным содержением, субъективно представленным в форме образов и понятий. Устанавливается устойчивая субъективная связь между эмоциональным переживанием нужды в чем-либо и соответствующими предметами, способными ее устранить. Во-вторых, они вербализуются (оречевляются) и получают названия (означиваются). В результате ребенок получает возможность выражать их в речевой форме и для других, и для себя, а значит и осознавать. В-третьих, ребенок овладевает способами удовлетворения своих потребностей и управления ими. В этом заключается сущность окультуривания потребностей и формирования мотивов.
Потребности и мотивы выступают как источники жизненной активности человека. Они побуждают его к определенным действиям и поступкам и придают им необходимый личностный смысл. От содержания, характера и силы мотивации зависит эффективность и качество любой деятельности. Без потребностей и мотивов деятельность невозможна вообще, поскольку она теряет для человека личностный смысл. Столь же важны они и для общения. Поэтому за любой жизненной активностью всегда стоят определенные потребности и мотивы.
Актуализация потребностей и мотивов осуществляется тогда, когда нарушаются оптимальные отношения между человеком и условиями его бытия. Например, если человек по каким-то причинам лишен возможности общаться с другими людьми, то в какой-то момент у него возникнет соответствующая нужда, субъективно переживаемая как чувство одиночества. Однако они могут актуализироваться также в ситуациях непосредственного контакта человека либо с реальным предметом потребности, либо с его отдельными атрибутами (признаками), либо с замещающим его объектом (рисунком, фотографией, видеозаписью, сказанным или написанным словом и т. п.). Подобные ситуации называются стимульными. Они могут возникать стихийно (естественным способом), или создаваться кем-то преднамеренно.
Психологическая культура мотивации выражается в способности человека грамотно и эффективно обращаться как со своими, так и с чужими потребностями и мотивами, не причиняя вреда себе и другим людям и не выходя за рамки социальных норм.
Высокий уровень развития у человека психологической культуры мотивации предполагает:
1. Владение минимально необходимыми научными психологическими знаниями о потребностях, мотивах и законах их функционирования.
2. Наличие нормальных (без отклонений) потребностей и мотивов (включая предметное содержание, способы удовлетворения и норму насыщения).
3. Знание психологических особенностей своей потребностно-мотивационной сферы и адекватное отношение к ней как к неотъемлемой части самого себя как субъекта и личности.
4. Знание психологических особенностей потребностно-мотивационной сферы людей ближайшего социального окружения и адекватное отношение к ней как к неотъемлемой части их самих как субъектов и личностей.
5. Умение распознавать у себя и у других людей основные потребности и мотивы, а также соответствующие им жизненные ситуации, в которых они актуализируются.
6. Владение приемами управления потребностями и мотивами, т. е. наличие воли.
7. Владение приемами управления мотивацией других людей.
8. Стремление к постоянному совершенствованию своей мотивационной культуры.
9. Недопустимость для себя использования соответствующих знаний, умений и навыков во вред себе или другим людям, злоупотребления своими потребностями и мотивами (поклонения им, недооценки значимости, использования их для давления и шантажа других людей и т. п.), манипулирования потребностями и мотивами других людей.
При высоком уровне развития психологической культуры мотивации человек овладевает своими потребностями и мотивами, становится их хозяином. Это является одним из важнейших показателей личностной зрелости. Низкий уровень ее развития превращает человека в раба своих потребностей и мотивов. Они превращаются в неодолимые влечения и страсти и овладевают им (человеком). Такое поведение характерно для маленьких детей. Однако оно нередко встречается и у взрослых людей. Это свидетельствует об их отставании в личностном развитии.
Психологическая культура мотивации является социальной по своему происхождения и сущности. Это не индивидная, а личностная характеристика человека. Ребенок усваивает ее как составную часть совокупного общественного опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры: в художественных и научных психологических текстах, в традициях и обрядах, в пословицах и поговорках, в художественных фильмах и спектаклях, в предметах потребностей и способах их удовлетворения.
Однако главными ее носителями и трансляторами являются люди, прежде всего те, с которыми ребенок находиться в жизненно значимых отношениях: родители, педагоги, друзья. Первоначально ее элементы зарождаются в пространстве межличностных отношений, т. е. представляются как бы распределенными между ребенком и взрослым человеком. Например, когда у ребенка нет желания что-то делать (собирать игрушки, складывать свои вещи, идти домой с прогулки и т. п.), родитель начинает как-то мотивировать его: повышать голос, угрожать какими-то санкциями, наказывать, уговаривать, убеждать, обещать какое-то вознаграждение, стыдить, призывать к его взрослости и т. д. Это и есть работа с мотивацией, где основную роль играет другой человек. В последующем эти приемы внешнего управления мотивацией усваиваются ребенком и преобразуются в приемы саморегуляции мотивации. В будущем они могут использоваться им и для управления мотивацией других людей: друзей, родственников, коллег по работе, собственных детей и др.
На основе этого механизма происходит развитие всех компонентов психологической культуры мотивации. Важную роль здесь играет речь. На первом этапе развития психологической культуры мотивации она выступает по отношению к ребенку как обращенную к нему речь другого человека. В последующем они преобразуются в обращенную к самому себе внутреннюю речь, т. е. в мысль.
Существует несколько десятков способов мотивационной саморегуляции: обесценивание конкурирующих мотивов, апелляция к социальным ролям и позициям, представление всевозможных позитивных результатов предстоящего действия, мысленное соединение предстоящего действия с высшими нравственными ценностями субъекта, обращение к символам и ритуалам, обращение к жребию, идентификация со значимым человеком, мысленное изменение ситуации выполнения действия, ориентация на мнение и поведение большинства других, мысленная ориентация на оценки значимых других, обращение к молитве и др. Эти приемы составляют технику мотивационной саморегуляции или технику волевого акта. Овладение ей является одним из направлений развития психологической культуры мотивации.
Следует подчеркнуть, что развитие психологической культуры мотивации происходит скорее стихийно, чем целенаправленно. Существующая система обучения и воспитания (как в семье, так и в образовательных учреждениях) не предусматривает решения этой задачи. В какой-то мере она решается попутно и непреднамеренно в процессе реализации тех или иных целей и задач. Кроме того ни педагоги, ни родители не владеют соответствующей методикой. Надо сказать, что существующие методики воспитания культуры мотивации или воли далеки от совершенства. Разработка таких методик является одной из задач педагогической психологии. В силу названных причин уровень развития психологической культуры мотивации у выпускников школ и взрослых людей нельзя считать удовлетворительным, т. е. они далеко не в полной мере владеют своими потребностями и мотивами. Об этом свидетельствует рост алкоголизма, наркомании и преступности среди молодежи. Поэтому проблема воспитания психологической культуры мотивации является очень актуальной.
Источник