Формы переживания чувств
Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).
Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.
Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.
Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.
Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).
Источник
Некоторые понятия необходимые для анализа текста
НЕКОТОРЫЕ ПОНЯТИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ АНАЛИЗА ТЕКСТА.
ИЗ ОПЫТА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ
(сообщение для лито)
КРИТИКА (от греч . kritike — искусство разбирать, судить),
1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика).
2) Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков.
3) Исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).
Схема анализа литературно-художественного произведения:
При анализе художественного произведения следует различать
I. Идейное содержание;
II. Художественную форму.
I. Идейное содержание включает:
1) тематику произведения — выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;
2) проблематику — наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;
3) пафос произведения — идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос — высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве.
Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива при этом отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир и социальный прогресс.
Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Например, различия характеров героинь пьес Островского Катерины в ”Грозе” и Ларисы в ”Бесприданнице” Александра Николаевича Островского (1823-86) наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.
ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823-86) , русский драматург, член-корреспондент Петербургской АН (1863). Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах Островский вывел галерею типов — от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Свои люди — сочтемся!», 1849; «Бедность не порок», 1853; «Доходное место», 1856; «Гроза», 1859; «Горячее сердце», 1868; «Бешеные деньги», 1869; «Волки и овцы», 1875), показал трагедию одаренных, тонко чувствующих женщин («Бесприданница», 1878), судьбы людей из актерской среды («Лес», 1870; «Таланты и поклонники», 1881; «Без вины виноватые», 1883), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857-61). Пьеса в стихах — поэтическая «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873; одноименная опера Н. А. Римского-Корсакова), исторические хроники. В творчестве Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражен нравственный идеал народа.
Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое отношение вызывает, к примеру, форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившая свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.
II. Художественная форма включает:
1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);
2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа — соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);
3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.
Схема анализа литературно-художественного произведения.
1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.
А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.
I. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через ”соседство” с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
III. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Как вести краткую запись о прочитанных книгах:
1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.
2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.
3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).
4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников) .
5. Краткий план содержания.
План разбора лирического стихотворения.
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа) .
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
План анализа стихотворения
1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
3. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам)
4. В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
5. Какая строка становиться толком для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо)
6. Роль последней строки. Какие слова представляются поэту особенно значимыми, которыми он может закончить стихотворение.
7. Роль звуков в стихотворении.
8. Цвет стихотворения.
9. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
10. Категория пространства (реального и астрального)
11. Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
12. Особенности композиции стихотворения. Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада)
14. Литературное направление, если можно определить. Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).
16. Мое восприятие этого стихотворения.
17. Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.
Источник
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Эмоционально окрашенные слова
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Определение эмоционально окрашенных слов.
2. Способы выражения эмоциональной окраски в русской лексике.
3. Толкование эмоционально окрашенных слов в толковых словарях; типы помет, сопровождающих эмоционально окрашенные слова.
4. Стилистические нормы употребления эмоционально окрашенных слов в речи.
Лексика – это словарный состав языка.
Нейтральные слова – общеупотребительная, лишённая стилистической окраски лексика.
Помета в словаре – специальное дополнительное указание, сопровождающее толкование слова, его описание.
Толковый словарь – словарь, содержащий слова с объяснением их значений; может содержать грамматическую, этимологическую и стилистическую характеристики слов, примеры употребления и др. сведения.
Эмоционально окрашенные слова – слова, имеющие эмоциональную окрашенность.
Стилистические синонимы – это слова, которые имеют одинаковое значение, но употребляются в разных стилях речи.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Слово в любом языке используется, прежде всего, для того, чтобы назвать предметы, признаки, количества, действия. Можем ли мы с помощью слов не только назвать, обозначить какие-либо явления, но и выразить к ним свои чувства, дать им оценку?
Сегодня на уроке мы познакомимся с такими словами, которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тому, о чём мы говорим.
Возьмём хорошо известную нам «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Вот старуха ругает старика:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось.
С помощью каких слов выражает своё недовольство героиня? Она использует слова «дурачина», «простофиля» – мы все понимаем, что такими словами она старика не похвалила, а побранила.
А Лисица из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица» хочет польстить Вороне, поэтому обращается к ней с другими оценочными словами:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Хитрая Лисица сумела в этой фразе похвалить Ворону много раз, используя такие слова, как «голубушка», «шейка», «глазки», «пёрушки», «носок», «голосок», «светик». Особенностью слов, с помощью которых Лисица хвалит, являются суффиксы – они называются уменьшительно-ласкательными.
Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными. С помощью таких слов можно дать положительную (одобрительную) или отрицательную (неодобрительную) оценку.
Например, можно, описывая внешность девушки, использовать слово «очи», подчёркивая не только привлекательность человека, но и своё восхищение красотой глаз девушки. Именно так использовано это слово в романе Александра Фадеева «Молодая Гвардия»: «У Ули глаза были большие, тёмно-карие, не глаза, а очи, с длинными ресницами, молочными белками, чёрными таинственными зрачками». Писатель противопоставляет нейтральное слово «глаза» эмоционально окрашенному «очи», даёт положительную оценку.
А вот героиня Максима Горького использует для обозначения глаз человека грубое, резкое слово, выражающее её отношение: «Старая хозяйка говорит мне: “Погоди, книгожора, лопнут зенки-то”». Использование слова «зенки» говорит о неодобрительной оценке говорящего.
В толковых словарях эмоционально окрашенные слова обозначаются при помощи специальных помет. Какими бывают пометы?
Книжное, высокое, ласкательное, уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.
А ещё – неодобрительное, презрительное, уничижительное, грубое, бранное.
Есть также такие пометы, как шутливое, ироническое, просторечное и разговорное.
Например, слово «очи» сопровождается пометой «высокое»; а слово «зенки» помечается как «грубое, просторечное».
Для того чтобы выразить своё отношение к какому-либо явлению, говорящий может использовать возможности русского словообразования. Иными словами, может образовать слово с суффиксами и приставками со значением оценки. Например, ласковое обращение получается, если мы используем суффиксы -ушк- / -юшк-:
Не упало ли добро? – читаем в стихотворении Александра Маршака.
Неодобрительное отношение будет выражено в слове, если оно имеет суффикс -ашк-: старикашка. Пренебрежение выражается при помощи суффикса -ишк-: городишко, житьишко.
Некоторые суффиксы способны выражать почти противоположные значения. Так, суффикс -иц- может придавать уменьшительно-ласкательное значение (лужица), а может вносить оттенок пренебрежения (произведеньице). Такой же способностью обладает суффикс прилагательных —оньк-(-еньк-): сладенький, лёгонький, плохонький, добренький.
Эмоционально окрашенные слова не используются в официально-деловом и научном стилях. Такие слова более всего характерны для разговорной речи, используются они в художественной литературе.
Примеры задания из Тренировочного модуля
Сортировка элементов по категориям
Нейтральные и эмоционально окрашенные слова.
Распределите слова по группам соответственно характеристикам
Даны слова: слово, малевать, дорога, баламут, работник, рисовать, реченька, бородище
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова, определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраса или оценка предмета, определить особенность морфемного состава слова: есть ли в слове уменьшительно-ласкательные или увеличительные суффиксы.
Ответ: слово малевать не просто обозначает процесс «рисовать», но и содержит пренебрежительную оценку. Вывод: слово малевать – эмоционально окрашенное.
Слово баламут обозначает человека, вносящего беспорядок, в значении слова содержится неодобрительная оценка. Вывод: слово баламут – эмоционально окрашенное.
Слово реченька содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк-, он выражает ласкательное отношение. Вывод: слово реченька – эмоционально окрашенное.
Слово бородище содержит увеличительный суффикс -ищ-, он выражает увеличительное, оценочное отношение. Вывод: слово бородище – эмоционально окрашенное.
Зачеркните в парах синонимов нейтральные слова.
Губы – уста
Лоб – чело
Спать – почивать
Чтобы выполнить это задание, нужно дать характеристику лексического значения слова; определить, есть ли в значении слова эмоциональная окраска или оценка предмета; в случае возникновения трудностей в решении задачи, нужно сверить свой вывод с толкованием в словаре.
Губы — уста
Лоб — чело
Почивать – спать
Источник