Вопросы и ответы к балладе А. К. Толстого “Василий Шибанов”
Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку.
В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозного. Есть в ней и завязка: решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного – Васьки Шибанова – отвезти это послание. Этот поступок – смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. И вот кульминация баллады:
Вдруг едет гонец, раздвигает народ, Над шапкою держит посланье. И спрянул с коня он поспешно долой, К царю Иоанну подходит
Вскоре наступает трагическая развязка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.
Какую роль в развитии сюжета играют Курбский и царь Иоанн? Почему автор назвал балладу “Василий Шибанов”?
От царя Иоанна Грозного зависит жизнь всех людей в его государстве, в том числе и Василия Шибанова. От князя Курбского также зависит судьба его слуги. Но в сюжете баллады царь Иоанн и князь
Какой эпизод показался вам самым убедительным для характеристики главного героя?
Василий Шибанов во всех эпизодах, которые описаны в балладе, ведет себя ровно и независимо. Однако не всегда это легко герою, и есть моменты, когда читатель остро переживает за него. Таков момент, когда царь пронзает своим жезлом его ногу, читая дерзкое письмо Курбского. Следя за тем, как ведет себя гонец под пытками, мы запоминаем более всего то, что “он славит свого господина”.
И это запоминается, поскольку эти же слова звучат и перед его казнью. Так, описание судьбы Шибанова достигает особой силы не столько за счет отдельного эпизода, сколько за счет умелой демонстрации главного его качества – верности.
Какие художественные приемы активно использует автор при характеристике своих героев и при описании событий?
Баллада “Василий Шибанов” близка по стилистике устному народному творчеству и использует многие приемы произведений фольклора. В ней много простонародных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напрямик, напролет, пешой. В письмо Курбского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрестанных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.
Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность рабская, стан вражий, опальный воевода, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.
Большую роль играют повторы. Запоминается фраза, которая говорит о верности стремянного: “Он славит свого господина!” и слова повторяют палачи, которым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:
Язык мой немеет, и взор мой угас, Но слово мое все едино… Какие метафоры передают эмоциональное состояние героев?
Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злыми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями.
Сравните первую и последнюю строфы баллады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?
В первой строфе перед нами своеобразный пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе – последние слова погибающего героя – развязка трагического сюжета баллады.
Создайте краткий рассказ об одном из героев баллады.
Главным героем баллады, конечно, является Василий Шибанов. Это верный своему хозяину стремянный. Рассказывая об этом человеке, можно использовать слово верность, и оно полностью охарактеризует его главное качество.
Но рядом с этим словом мы можем применить много других определений: бескорыстие, бесстрашие, точное осознание места в той ситуации, которая сложилась. Шибанов не предаст, хотя отчетливо видит недостатки своего князя.. Его подвиг продиктован не трусостью, не страхом перед пытками, а твердыми убеждениями.
Слуга предстает перед нами как человек, достоинства которого значительно выше качеств, которые демонстрируют князь Курбский и Иван Грозный.
Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевластии человек. Облик князя Курбского близок к такой же характеристике: он гневен, “исполнен желчи и злобы”, а “перо его местию дышит”. В столкновении двух властителей оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь своих задач, удовлетворением своих амбиций.
В рассказе о царе можно привлекать иллюстративные материалы, например портреты, выполненные В. М. Васнецовым, которые помогают представить себе этого человека.
Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.
Начав выписывать слова с самого начала, мы получим заготовку для такого словаря. Затем расположим слова по алфавиту и у нас получится маленький словарик устаревших слов. А. К. Толстой с вниманием и любовью относился к прошлому, он ценил и слово летописей, и звучание произведений фольклора и многое привносил в строки своих произведений о былом.
Обращение к устаревшим словам, образам, выражениям помогало ему воссоздать яркие и впечатляющие картины этого далекого времени.
Related posts:
Краткий пересказ Василий Шибанов (Толстой А. К.)“Князь Курбский от царского гнева бежал”-именно так начинается это произведение! Вместе с князем бежал его преданый слуга Василий Шибанов. От долгих поездок измученный конь князя ночью погиб.”Как быть?”-думает князь. Так как Шибанов был предан хозяину, он отдал ему своего коня,”Авось я пешой не отстану”.Князь доскакал до литовских шатров, где его радужно встретили! Но князь не […].
Краткое содержание баллады Василий Шибанов (Толстой А. К.)В балладе три героя: царь, князь Курбский и Василий Шибанов. Последнего автор дважды называет рабом: …Но рабскую верность Шибанов храня, Своего отдает воеводе коня… …И в радости князь посылает раба, Торопит его в нетерпенье… Однако рабом он не является, так как всю работу выполняет по своей доброй воле. Находясь в застенке, Шибанов ведет себя спокойно […].
Краткое содержание стихотворения Толстого “Василий Шибанов”Ы Князь Андрей Курбский сбегает от царского гнева вместе со своим стремянным (конюхом-слугой) Васькой Шибановым. Загнанный в бегах, падает измученный княжеский конь, но Василий уступает Курбскому своего коня. Скачи, князь, до вражьего стану, Авось я пешой не отстану. Благодаря этому князь добирается до литовских шатров, где литовский народ приветствует его и называет другом. Однако новая […].
Анализ баллады Толстого “Василий Шибанов”В 1840-е гг. автор, несколько лет посвятивший службе в архиве и разбору документов древности, обращается к жанру исторической баллады. Наиболее удачным из ранних творческих опытов принято считать произведение “Василий Шибанов”, основанное на фактах из карамзинской “Истории государства Российского”. В число задач, которые ставил перед собой молодой поэт, не входило намерение придерживаться строгой хронологии. В царскую […].
Вопросы и ответы к балладе В. А. Жуковского “Кубок”Что отличало рыцаря от простого латника? Слово “рыцарь” первоначально обозначало “всадник”. Это был тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими. Латник был рядовым бойцом. Что проверял царь в своих подданных, когда предложил нырнуть в бездну за […].
Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – баллада. Баллада – лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым […].
Вопросы и ответы к балладе В. А. Жуковского “Светлана”Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ баллады, определив завязку, кульминацию, развязку. На святках, “в крещенский вечерок”, как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные гадания, которые перечисляет в начале баллады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали испытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страшных гаданий – с зеркалами. […].
Вопросы и ответы к 8 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный”А. К. Толстой утверждал, что точно воспроизводит быт и внешние приметы прошлого. Попробуйте охарактеризовать и оценить восьмичасовой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Составьте план рассказа о царском пиршестве. В романе очень подробно изображены все детали этого пира. Автор описывает схему расположения столов и то, как за этими столами сидели участники пира, что и как […].
Вопросы и ответы к 14 главе романа А. К. Толстого “Князь Серебряный”Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного. На чьей вы стороне? Попробуйте добавить свои аргументы к этому спору. Князь Серебряный хотел понять, чем вызваны полуночные бдения царя и всей его свиты – опричнины. Борис Федорович сумел ему гладко ответить, но при этом не попытался объяснить причин этих обрядов. Тогда Серебряный прямо предлагает Борису открыть […].
Вопросы и ответы ко второму тому романа Л. Н. Толстого “Война и мир”Как Л. Н. Толстой понимал “настоящую жизнь”? Писатель считал, что настоящая жизнь людей с их заботами о здоровье, о воспитании детей, с их личными и служебными интересами, текла независимо от политики, взаимоотношений русского царя и Бонапарта. Но жизнь вскоре покажет, что это не так. События 1812 года, описанные в третьем томе романа, перевернут жизнь людей, […].
Вопросы и ответы к роману “Петр I” А. Н. Толстого1. Как эволюционировала “петровская” тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: “Наваждение”, “День Петра”, “Марта Рабе” – А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, […].
Вопросы и ответы к первому тому романа Л. Н. Толстого “Война и мир”Как можно объяснить название романа? Война и мир – это не только изображение военных действий и мирной жизни. Название эпопеи охватывает всю жизнь человеческую: конфликты общественной и личной жизни, борьбу интересов разных социальных групп, сложность семейных отношений, “диалектику души” отдельного человека, преодоление собственных слабостей и недостатков во имя душевной гармонии, согласия с самим собой (пример […].
Вопросы и ответы к народной исторической песне “Правеж”Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают? Царя Ивана Васильевича Грозного в песне характеризуют два эпитета: грозный и православный. Каждый из них повторяется несколько раз. Оба эпитета прочно сохраняются в памяти народной и используются не только в этой песне. Они закрепили в сознании народа и то, что царь возглавлял православное государство, […].
Вопросы и ответы к двенадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Какое задание дал отец Николеньке? Отец послал Николеньку в свой кабинет, чтобы тот достал там конфеты, которые он хотел подарить имениннице. Почему и это задание обернулось для него неудачей? На этот раз Николеньку подвело праздное любопытство: он решил проверить, от чего самый маленький ключик, висевший на связке ключей. Он точно определил, что ключик от портфеля, […].
Вопросы и ответы к четырнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Как вы объясните вспышку ненависти и возмущения Николеньки? Почему Володя с ужасом и удивлением смотрит на его выходки? Сам автор пишет о своих отроческих годах, вполне понимая причины, которые вызвали его нелепые и грубые поступки. Он пишет, что они совершались: “Под влиянием… внутреннего волнения и отсутствия размышления…” Вспышка ненависти и возмущения затмила разум. Он не […].
Вопросы и ответы к пятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку? Главным в этом описании было “воспоминание о несчастии, постигшем” Николеньку: он “снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха”. Особенно пугала Николеньку неизвестность. В чем герой искал причины всеобщей ненависти к себе, которая, как ему казалось, была очевидна? Николенька считал, […].
Вопросы и ответы к четвертому тому романа Л. Н. Толстого “Война и мир”Какова основная тема четвертого тома романа? Основная тема этого тома -“дубина народной войны”, партизанское движение как проявление общенародного патриотизма. Писатель убедительно показывает, что победа России в войне 1812 года определялась не удачными диспозициями, не талантом военачальников, не превосходством в военной силе, а действиями народных масс, единством народа в борьбе с захватчиками. Это единство особенно ярко […].
Вопросы и ответы к девятнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Верите ли вы в то, что Николенька обдумывал все вопросы, которые перечислены в этой главе? Понятны ли вам его мысли и чувства? Автор сам предполагает, что читатели не поверят, что те вопросы, о которых он напишет в главе, были ему интересны в отрочестве. Назовем их: вопрос о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души. […].
Вопросы и ответы к роману Л. Н. Толстого “Война и мир”1. Какие черты позволяют рассматривать Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого как эпопею? В романе “Война и мир” Л. Н. Толстого традиционные признаки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события – Отечественной войны 1812 года; широта охвата событий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочисленность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; […].
Вопросы и ответы к жизни и творчеству Л. Н. ТолстогоКаким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям? Лев Толстой прожил большую и сложную жизнь, в которой было много поворотных событий, изменивших мировоззрение писателя, его эстетические позиции. Главное, что было в характере Толстого, – это постоянный поиск истины, смысла человеческого бытия. Это есть […].
Вопросы и ответы к повести Л. Н. Толстого “Юность”В каждой из частей автобиографической трилогии Льва Толстого есть глава, которая названа так же, как и сама повесть. В “Детстве” это глава XV, в “Отрочестве” – XIX, в “Юности” – глава XXXII. Можете ли вы решить, зачем автору нужны такие специальные главы? После того как вы подумаете об этом, перечитайте XXXII главу из “Юности”. Были […].
Вопросы и ответы к песне “Петра I узнают в шведском городе”О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чем вы видите особенности изображения царя? Песня повествует о тайном посещении Петром I “Стекольного государства” – столицы Швеции Стокгольма. Будущий царь в юности под видом ремесленника жил в Голландии, и это дало почву для создания легенд о его тайных зарубежных путешествиях. Петр I в […].
Вопросы и ответы ко второй главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести “Отрочество”. Глава “Гроза” описывает конец весны – начало лета. Это описание до деталей точно. Читатель воспринимает состояние природы после весенней грозы – и краски, и запахи, и звуки: “…в мокрых кустах слышно хлопотливое движение маленьких птичек, и из середины рощи ясно […].
Вопросы и ответы к шестнадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Что особенно угнетало Николеньку в его наказании? Сначала Николеньку угнетало одиночество – ведь он один ночевал в чулане и с ним никто не общался, а потом то, что его заставили просить прощения у учителя, а этого он сделать не мог. Кто поддержал его успокоительной пословицей? Почему пословица стала названием главы? Успокоительную пословицу сказал слуга Николай. […].
Вопросы и ответы к поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”Какой период русской истории отражен в “Песне…”? Почему поэт обратился к далекому прошлому? В поэме отражен XVI век, время деспотического правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное: только что на дуэли с “царским опричником” погиб А. С. Пушкин, защищавший честь жены и своей семьи. Поэма, написанная после поражения декабристов, учила упорству и мужеству в […].
Вопросы и ответы к былине А. К. Толстого “Правда”С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее “со семи сторон”? Как соотносятся рассказы братьев о правде с ее описанием в начале стихотворения? Почему каждый из братьев “рассказывал правду по-своему”? Поэт сопоставляет правду с высокими горами, широкими степями, синими морями, людными городами, дремучими лесами. […].
Вопросы и ответы ко второму действию пьесы А. Н. Островского “Снегурочка”В чем мудрый царь видел причину, по которой Ярило сердится на его народ? Справка. Ярило – божество славянской мифологии, связанное с плодородием. В честь него обычно устраивались карнавалы, массовые гулянья. Мудрый царь Берендей сразу же понял, что Ярило недоволен тем, что юноши и девушки мало веселятся, что в их среде возникла измена. То, что они […].
Вопросы и ответы к теме “Задонщина” – выдающийся памятник литературы XIV века”Кто является автором произведения и какие источники им использованы? “Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата свого царя Мамая”), называемое “Задонщиной”, было написано брянским боярином Софонием. Оно создано в конце XIV века. Автор использовал летописную повесть, устные народные предания и “Слово о полку Игореве”. О чем […].
Вопросы и ответы к одиннадцатой главе повести Л. Н. Толстого “Отрочество”Почему глава названа “Единица”? Названия глав повести “Отрочество” определяют их содержание. В этой главе рассказано о том, что Николенька не знал урока истории. Учитель спросил его. Как же он ответил? “Мне нечего было терять, я прокашлялся и начал врать все, что только мне приходило в голову”. Что же мог сделать учитель? “Вдруг рука его сделала […].
Вопросы и ответы к “Слову о полку Игореве”Почему, на ваш взгляд, “Слово о полку Игореве” ряд исследователей относят к воинским повестям? Ответ обоснуйте. О жанре “Слова о полку Игореве” в литературоведении нет единого мнения. Действительно, некоторые, но немногочисленные, исследователи относят это произведение к жанру воинской повести, например авторы словаря-справочника “Литература и культура Древней Руси”, изданного под редакцией В. В. Кускова. Основанием служит […].
Вопросы и ответы к “Повести о житии Александра Невского”Назовите отличительные особенности жанра жития. Кто являлся героем жития? Какую цель преследовали создатели житийного жанра? Жанр жития возник и сложился в Византии, а в Древней Руси появился как переводной. На основе заимствованных текстов в XI веке возникает оригинальная древнерусская житийная литература. Житиями (слово житие в церковнославянском языке означает “жизнь”) назывались произведения, рассказывающие о святых – […].
Вопросы и ответы к “Повести временных лет”Что представлял собой жанр летописи в древнерусской литературе? Жанр летописи – вид повествовательной литературы в России XI-XVII веков. Это были погодные (по годам) записи или сборник различных произведений как общерусских, так и местных. Слово лето (год) определяло следование записей. Записав события одного года, летописец обозначал этот год и переходил к следующему. Так в руках потомков […].
Вопросы и ответы к рассказу А. И. Куприна “Чудесный доктор”Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей. Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застекленным окном богатого гастрономического магазина в Киеве. Нужно представить себе двенадцатиградусный мороз, маленьких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые в одинаковой степени возбуждали их умы и желудки. Но витрина только […].
Вопросы и ответы к теме “Фольклор”Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни? Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют […].
Человек и природа (По балладе И. В. Гете “Лесной царь”)Все мы – дети природы. Творческие люди особенно хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете – один из поэтов, который умел “видеть”, а для того, чтобы “видеть”, нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрослому человеку. “Лесной царь” – страшная […].
Образ и характеристика Светланы в балладе (Жуковский В. А.)Василий Жуковский является одним из отцов русского романтизма. Он одним из первых начал использовать в своих произведениях романтические черты. Таким произведением является и его баллада “Светлана”. С самого начала произведения автор погружает нас в уютную и теплую атмосферу святочных гаданий. Даже название баллады, которое является так же именем главной героини, наполнено светом и теплом. Жуковский […].
Анализ переписки Ивана Грозного и Андрея КурбскогоПереписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Аргументы и стиль оппонентов. Данная переписка, как мы понимаем с самого начала, не просто личные переговоры Иоанна и Курбского. Эта переписка явно должна была стать достоянием общественности, опубликована и не раз прочитана народу. Это следует даже по названиям писем, особенно по первому письму Ивана Грозного. Очень важно отметить, что […].
Сочинение по балладе Гете “Лесной царь”Первое Веймарское десятилетие отметилось также произведением великого автора “Фауста” Гете, который написал балладу под названием “Лесной царь” . Несмотря на то, что баллады для автора были любимейшей из видов литературного творчества, в то время тематика была немного изменена. Сначала в работах писателя преобладали романтические и лирические песни, то новый цикл полностью был посвящен необъятным умственным […].
Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина “К Чаадаеву”Какая основная мысль стихотворения “К Чаадаеву”? Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную. Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны (“Отчизны внемлем призыванье”), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: “…Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные […].
Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова “Вороненок”Как вы объясните, почему басня названа “Вороненок”, а не “Орел и Вороненок”? Басня названа “Вороненок” потому, что в ней именно Вороненок получает заслуженный и суровый урок. Басня говорит о глупом подражании, при котором герой стремится быть равным тому, кто не равен ему по силам. Чем можно объяснить неудачу Вороненка: неумением рассчитать силы, жадностью, заносчивостью, просто […].
Источник