- Психический инфантилизм
- Эмоциональная незрелость при расстройствах речи
- Проблема детского аутизма
- Гиперкинетическое расстройство
- Задержка психического развития
- Некоторые редкие синдромы, характерные для детского возраста
- Проблема расстройства физиологических функций в детском возрасте
- Энурез
- Неврозоподобные расстройства, тики и болезнь Туретта
- Заикание
- Тикозные расстройства
- Синдром Жиля де ля Туретта
- Психотические заболевания в детском возрасте их динамика
- Профилактика расстройств
Психический инфантилизм
1.1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма – незрелости личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности (Laseque E.-C., 1864). Рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей.
Наиболее вероятными причинами развития психического инфантилизма представляются наследственность, конституция, внутриутробные интоксикации и гипоксия, родовая травма, токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни ребенка, дефекты воспитания (гиперопека, деспотизм родителей). Распространенность психического инфантилизма в РФ – 10% детей.
Наиболее тщательно изучен простой (неосложненный, гармонический) психический инфантилизм. При этом психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости: повышенная эмоциональная живость, аффективная неустойчивость и быстрое пресыщение активного внимания, преобладание мотива получения удовольствия, чрезмерная привязанность к матери, боязнь всего нового. Дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. Однако слабо развиты собственно интеллектуальные интересы (пытливость, любознательность), игровые интересы преобладают и в школьном возрасте. Дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это приводит в итоге к школьной незрелости, выявляющейся в первых классах школы.
В умственной сфере у детей с простым инфантилизмом преобладают конкретно-действенная и наглядно-образная формы мышления, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, замедленное формирование логической памяти.
В отличие от олигофрении детям с инфантилизмом свойственны общая живость, непосредственность, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов, у них более богатая эмоциональная жизнь, более прочные и дифференцированные привязанности, наличие более широкой «зоны ближайшего развития», повышенная внушаемость. Уровень их абстрактно-логического мышления превышает таковой у умственно отсталых детей. Собственно интеллектуальный дефект относительно неглубок и в значительной степени носит вторичный характер, определяясь отставанием развития личности, т. е. имеет место не собственно умственная отсталость, а задержка темпа психического развития (Сухарева Г.Е., 1965; Певзнер М.С., 1966). Игры инфантильных детей характеризуют активность, самостоятельность, элементы творчества, фантазии, воображения. Им доступны способность использовать помощь и перенос усвоенного на новый материал.
В соматическом статусе нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции, однако нет грубой диспластичности, свойственной олигофрении.
С возрастом проявления психического и физического инфантилизма могут сглаживаться, иногда исчезать, а интеллектуальный дефицит может быть компенсирован.
При осложненном психическом инфантилизме (ОПИ) помимо незрелости психики отмечаются другие патологические проявления.
Наиболее труден для дифференцировки первый его вариант – органический инфантилизм. Пациентов отличают отсутствие живости, веселости, они скорее эйфоричны, благодушны и расторможены. Их игры бедны, однообразны, лишены воображения и фантазии, привязанности менее глубоки и дифференцированы, мышление более конкретное (имеется в виду недоразвитие способности к абстрагированию), тугоподвижное. Чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем.
Решающее значение в отграничении от олигофрении имеет структура интеллектуальных нарушений. При органическом инфантилизме преобладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения т. н. предпосылок интеллекта (внимания, памяти, темпа работоспособности, выносливости при умственной деятельности). Собственно недостаточность умственной деятельности в виде слабости процессов обобщения и абстрагирования не является главной в клинической картине, умственные операции в целом протекают на удовлетворительном уровне. Более благоприятна и динамика органического инфантилизма, хотя значительная часть таких детей переводится во вспомогательную школу или на обучение в специальных условиях.
Церебрастенический вариант ОПИ, весьма распространенный, характеризует сочетание признаков детскости (менее ярких, чем при простом инфантилизме) с симптомами раздражительной слабости (повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания, двигательной расторможенностью, легкой истощаемостью, соматовегетативными нарушениями). Кроме того, дети более робки, пугливы, боязливы, в незнакомой обстановке несамостоятельны, склонны к избегающему поведению.
Невропатический вариант ОПИ, близкий к церебрастеническому, характеризуют выраженные тормозимые черты характера (пугливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, трудность адаптации в условиях детских учреждений), расстройства вегетативной регуляции и тенденция в неблагоприятных условиях к закреплению астенических черт личности, высокая вероятность формирования астенической психопатии.
Эндокринные варианты ОПИ осложняются присоединением психоэндокринных расстройств. Так, при гипогенитализме признаки инфантилизма сочетаются с вялостью, медлительностью, несобранностью, растерянностью. При гипофизарном субнанизме выявляются черты старообразности в психическом и физическом облике ребенка, склонность поучать, ворчливость и т. п. Школьная неуспеваемость таких детей является следствием слабости волевого усилия, медлительности, расстройства внимания, логической памяти, невысокого развития способности к абстрактно-логическому мышлению.
Источник
Эмоциональная незрелость при расстройствах речи
Телефон: +7 (812) 670-02-34
Психические отклонения, такие как неврозы и неврозоподобные состояния, эпилепсия, шизофрения и аутизм, характерны для любого возраста, включая и детский период развития личности. Основная симптоматика проявляется в характерных признаках и у стариков, и в юношеском возрасте, но имеет свою специфику.
Существуют также психические расстройства, характерные именно в детском возрасте, но распространяющиеся на весь следующий период жизни человека. Такие патологии базируются на определенных нарушениях естественного развития детского организма. Их отличает стойкость проявления без явных колебаний психического состояния и отсутствие значимой динамики проявления симптоматики. С возрастом некоторые симптомы ряда психических расстройств детского возраста могут редуцироваться, некоторые симптомы по характеру и форме проявления склонны изменяться, но полностью не исчезают. Статистические исследования подтверждает, что психические расстройства врачи чаще всего обнаруживают у мальчиков.
Проблема детского аутизма
Так называемый синдром Каннера, или детский аутизм – довольно редкая патология (в среднем около 0,03 %). Заболевание характерно в большей степени для мальчиков (в 4 раза чаще, чем у девочек). Считается, что первые симптомы появляются еще в младенческом возрасте, но диагностировать заболевания по симптомам в таком раннем возрасте нельзя, поскольку все признаки аутизма в этот период – неспецифические. Обычно врачи диагностируют патологию гораздо позже, при формировании социальных контактов (примерно с трех лет).
Динамика и симптоматика заболевания:
- отсутствие стремления к общению;
- нарушение эмоционального контакта с окружающими (неспособность к сопереживанию, эмоциональная холодность);
- проблемы в выражении адекватных эмоций (амбивалентность эмоций);
- несоответствие используемых жестов, тембра, мимики при выражении своих мыслей и действий по отношению к окружающим;
- специфические особенности речи – повторы слов и оборотов (эхолалии), неумение грамотного определения местоимений, монотонность речи, ее неактивный характер при вынужденном общении, манерность.
В ряде случаев у ребенка не обнаруживаются признаков ухудшения механической памяти, а стремление к упорядочиванию окружающих вещей принимает своеобразные формы. Больные стремятся жить в мире без изменений. У них появляется страх перед любым нарушением стабильности окружающего.
Патологические проявления аутизма:
- опасные действия, направленные против себя самого (аутоагрессия) и/или, в ситуации депривации потребностей, – на окружающих (чаще близких) – кусание, щипание, вырывание волос, удары в голову и другие части тела;
- специфические нарушений поведения со склонностью к повторяющимся стереотипным действиям;
- приверженностью к определенным маршрутам, одежде и еде, стремлением выкладывать предметы в ряд (стереотипии и ритуалы);
- умственное развития у большинства больных детей формально ниже возрастной нормы.
Причин возникновения патологии включают как факторы наследственной предрасположенности, так и различные вредности внутриутробного развития. По мере взросления ребенка симптоматика заболевания может смягчаться, а поведение в ряде случаев наблюдается улучшение.
При постановке диагноза необходимо учитывать схожесть проявления аутизма с шизофренией или олигофренией.
Методика лечения патологии включает в себя специальное обучение и применения некоторых специфических лекарственных препаратов.
Гиперкинетическое расстройство
Гиперкинетическое расстройство, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью,– довольно частое нарушение развития у детей с колебанием от 4 до 9 % при соотношении четыре-пять к одному у мальчиков и девочек.
Характерные проявления патологии:
- гиперактивность (двигательная и/или вербальная);
- импульсивность;
- нарушение внимания;
- академическая (в том числе школьная) неуспеваемость.
Дети с таким заболеванием не могут завершить ни одно начатое дело. Имея нормальные умственные способности, они быстро теряют интерес к поставленным задачам и склонны к потере вещей, к уличным и школьным конфликтам. Не могут сконцентрировать свое внимание на фильме или телевизионной передаче, если требуется активное внимание к полезному, но не развлекательному материалу, задают окружающим бесконечные вопросы, ответы на которые не могут выслушать, периодически ввязываются в выяснения отношений и скандалы, провоцируя сверстников и взрослых.
К причинам возникновения патологии относятся как генетические факторы предрасположенности к данному расстройству, так и вредности перинатального и раннего натального периодов. Социально-психологические факторы (нарушение детско-родительских отношений) усугубляют течение болезни и служат почвой для развития сопутствующих расстройств пограничного спектра.
Пик проявления симптомов данного заболевания приходится на возраст 6-8 лет. Гиперактивность, наблюдаемая в дошкольном и младшем возрасте, постепенно исчезает со временем или замещается вербальной. Тогда как нарушение внимания и импульсивность без коррекционных мероприятий (медикаментозных и психосоциальных) остается длительное время и переносится во взрослую жизнь. Таким образом, заболевание требует серьезного и максимально раннего лечения, так как существует опасность формирования асоциального типа поведения.
Коррекция состояния достигается комплексом медико-психолого-социальных мероприятий с использованием корректоров поведения для снижения гиперактивности и импульсивности, не позволяющих ребенку эффективно развиваться в окружающей среде (детских учреждениях, в школе и дома.) и ноотропной терапии, обеспечивающей развитие функции внимания и потенциальных способностей ребенка в его когнитивном развитии.
В качестве медикаментозного лечения применяют некоторые психотропные препараты:
- ноотропы (пирацетам, пантогам и др.);
- нейролептики (сонапакс, неулептил и др.);
- антидепрессанты (имипрамин, амитриптилин и др.);
- нормотимики (финлепсин, трилептал, ламотриджин и др.).
При лечении необходимо учитывать специфику каждого лекарства. Кроме того, среди лечебных мероприятий используются методы физиотерапии и психологической коррекции: БОС-терапия, транскраниальная микрополяризация (ТКДГ), занятия с психологом, семейные, индивидуальные и групповые.
Задержка психического развития
Задержкой психического развития (ЗПР) принято считать различные по происхождению состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и недоразвитием познавательной деятельности по типу олигофрении.
К причинам возникновения ЗПР можно отнести биологические факторы — генетические, инфекции, травмы, интоксикации, которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие органические повреждения головного мозга; и социальные факторы — недостаточное воспитание, дефицит информации и другие. Однако чаще всего этиология ЗПР имеет мультифакториальный характер со значительным влиянием наследственности, перинатальной патологии и социальных факторов.
Характерные проявления патологии:
- запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
- эмоциональная незрелость;
- неравномерность развития отдельных психических функций;
- функциональный, обратимый характер нарушений.
Чаще всего задержка психо-речевого развития обнаруживается на начальных этапах обучения и проявляется в трудностях усвоения знаний, навыков и умений, адаптации к учебным требованиям.
Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению в связи со следующими особенностями:
- выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания;
- отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле;
- низкая познавательная активность;
- недостаточное развитие тонкой моторики рук;
- в ряде случаев повышенная двигательная активность;
- недостаточны или искажены навыки чтения, письма;
- эмоциональная неустойчивость, такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.
Кроме того, ЗПР нередко могут сопутствовать такие расстройства как моторная и сенсо-моторная алалия, синдром гиперактивности, аутистикоподобные проявления или эпилепсия.
Такая задержка развития, в отличие от олигофрении, не характеризуется равномерным отставанием в проявлении психических функций. По мере взросления у ребенка улучшается общее состояние, сглаживаются отдельные проявления патологии, но так бывает не всегда. Иногда и во взрослом возрасте нарушения остаются на уровне психического отклонения. Их коррекция требует раннего педагогического вмешательства.
Некоторые редкие синдромы, характерные для детского возраста
Синдром Ландау—Клеффнера отличается стойким и выраженным нарушение произношения ребенком слов и предложений, а также понимания их с последующей утратой речи. Особенностью такой патологии медики считают:
- >
- развитие расстройства речи после нормального развития в возрасте от трех до семи лет;
- возникновение эпилептических приступов;
- эпилептическая активность с высоким индексом, в большинстве случаев обнаруживаемая во время сна.
Во всех случаях требуется медикаментозное лечение.
Синдром Ретта – генетическое заболевание, которое характерно только для девочек, когда постепенно утрачиваются мануальные навыки и речь. Отмечается задержка роста головы, проявление энуреза, энкопреза и приступов одышки, а в некоторых случаях даже эпилептические припадки. Патология проявляется в первый-второй год после рождения во всех случаях на фоне предшествующего развитию симптомов заболевания нормального развития ребенка. В дальнейшем к симптоматике присоединяются признаки атаксии, сколиоза и кифосколиоза. Характерны стадии заболевания, одна из которых – аутистическая, клинически по симптомамам напоминает проявления, наблюдаемые у детей с детским аутизмом. Заболевание приводит к тяжелой инвалидизации.
Проблема расстройства физиологических функций в детском возрасте
Медики указывают на необходимость выделения энуреза, энкопреза, употребления несъедобного, в качестве самостоятельных расстройств. Часто можно наблюдать различие в проявлении патологий в разных возрастных периодах и наличие нескольких расстройств одновременно.
Энурез
Заболевание характерно для 11–13 % мальчиков и 5–7 % девочек. Расстройство определяется обычно у детей от 4 лет. Патология для взрослых людей не является типичной. К половой зрелости признаки энуреза обнаруживают очень редко.
Исследования в этой области довольно противоречивы и отмечают роль наследственного фактора в возникновении расстройства.
Ученые выделяют первичную (дизонтогенетическую) форму энуреза с проявлением патологии ритма мочеиспускания еще в младенческом возрасте (иначе называемый энурезом неорганической природы), и вторичную (невротическую) с развитием расстройства на фоне определенной психической травмы, то есть функциональный, или психогенный, энурез.
Острота эмоционального восприятия расстройства и дополнительные факторы, обусловленные психологическими свойствами травмы, значительно усиливают симптоматику, тормозя процесс выздоровления. Функциональный энурез имеет благоприятную динамику в виде исчезновения симптоматики при коррекции основного заболевания.
При первичном энурезе наблюдается минимальная рассеянная неврологическая симптоматика, иногда с проявлением парциального психического инфантилизма. Ребенок к своей болезни относится спокойно, а периодичность проявления расстройства не зависит от психологического напряжения.
Для лечения энуреза используют психологические методы воздействия. Рекомендуется значительно сокращать перед сном, потребление воды соленых и сладких продуктов. В качестве лекарственных препаратов больным назначают физиотерапевтические процедуры, специфические препараты для лечения энуреза (дриптан), ноотропные препараты, антидепрессанты (например, амитриптилин).
Неврозоподобные расстройства, тики и болезнь Туретта
Заикание
Распространенная патология с преходящим состоянием расстройства у 4 % детей и стойким у 1 % детей. Встречается чаще всего у мальчиков в пропорции 10 к 1.
Возникновение заикания обычно происходит при нормальном общем психическом развитии в возрасте около пяти лет. В 16% случаев наблюдается наследственная предрасположенность.
Выделяют два типа патологии:
- Невротическая с психогенным началом, причиной которого является испуг и тяжелая психологическая обстановка в семье, школе, в социуме (логоневроз).
- Неврозоподобная, органически обусловленная (дизонтогенетическая) с более благоприятным исходом после пубертатного периода у большинства детей.
На невротическое заикание влияют, прежде всего, психотравмирующие события с наложением личностных особенностей ребенка: преобладание тревожно-мнительных черт характера.
При заикании не редки проявления:
- нарушение сна;
- колебание настроение в сторону незначительного снижения;
- раздражительность и утомляемость;
- боязнь публичных выступлений и общения с окружающими (социофобия);
- нарушение речи (дизартрия).
С увеличением длительности расстройства возрастает риск патологического развития личности, особенно при нарастании астенических проявлений и снижении социальной активности.
Неврозоподобный тип расстройства имеет тенденцию к развитию независимо от психогенных факторов и неблагоприятного социального окружения. Наблюдается рассеянная неврологическая симптоматика и патологические изменения в ЭЭГ.
Течение заболевания – может иметь постоянный характер, волнообразный (с периодическим усилением и ослаблением симптоматики без полного исчезновения) и рецидивирующий (с периодическим и временным полным исчезновением зхаикания и спонтанным возвращением патологических феноменов расстройства). Усиление симптомов может связано с рядом факторов:
Лечением заикания у детей осуществляется совместной работой логопедов, психологом, психотерапевтов, неврологов и психиатров. Вне зависимости от типа патологии (невротический или неврозоподобный) используются методы индивидуальной (релаксирующей), семейной психотерапии, аутотренинги и групповые психокоррекционные занятий, медикаментозная терапия.
Тикозные расстройства
Тикозные расстройства представляются собой разнообразные по характеру, симптоматике, динамике и прогнозу состояния, встречающееся чаще у мальчиков, чем у девочек (5 % и 3 % соответственно) возрастной группы 3 лет и старше. Заболевание не отличается прогрессированием и обычно по достижению половой зрелости исчезает само собой.
Различают разные проявления тикозных расстройств:
- простые двигательные тики (изолированные, непроизвольные, повторяющиеся моторные движения в виде мигания, дергание шеи, носом, подергивание плечами);
- простые вокальные тики (покашливание, шипение, фырканье);
- сложный, или распространяющийся тик (сочетание разных простых двигательных тиков – подпрыгивание в сочетании с мигательными тиками или подергивание плечами и другие);
- сложные вокальные тики (стереотипное, непроизвольное повторение слов, звуков, ругательств).
В ряде случае наблюдается развитие заболевания. От меняющихся со временем разнообразных простых тиков до появления сложных моторных (распространяющийся тик) с присоединением вокальных тиков к сложным моторным (генерализованный тик) и развитием синдрома Туретта, когда наблюдается присоединение психопатологических феноменов (агрессия, физическая и вербальная, аутоагрессия, снижение настроения вплоть до возникновение депрессии).
Считается, что у детей существует определенная связь между тиками и навязчивым состоянием, поэтому необходимо дифференцировать заболевание от двигательных нарушений иного типа, которые являются симптомами тяжелых форм нервных болезней.
Отличительной особенностью тиков, в отличие от гиперкинеза, является способность пациента справиться с ними при помощи волевого усилия, которые он воспринимает, как негативную привычку.
Синдром Жиля де ля Туретта
Болезнь Туретта (может использоваться термин — синдром Жиля де ля Туретта) названа в честь французского учёного, впервые описавшего 9 пациентов страдавших этим недугом. Жорж Жиль де ля Туретт представлял заболевание больше психическим нежели неврологическим.
Для постановки диагноза мало сочетания распространенных двигательных тиков с вокальными, необходимы сопровождающие их психические нарушения, например:
- эмоциональные (раздражительность, эпизода снижения настроения);
- копролалия в виде выкрикивания неприличных слов, нередко импульсивное стремление сказать неприятное;
- импульсивное, навязчивое, трудно преодолимое желание сделать больно даже любимому человеку;
- аутоагрессия, часто с выраженными повреждениями тела.
Причиной заболевания считается наследственный фактор, особенно у однояйцевых близнецов (около 80 %).
- применение нейролептиков;
- назначение антидепрессантов;
- психотерапия.
В настоящее время основным методом лечения является медикаментозная терапия. Однако различные виды психотерапевтической поддержки способствуют укреплению достигнутых состояний ремиссии.
Психотические заболевания в детском возрасте их динамика
Психотические расстройства у детей имеют свою специфику. Рассмотрим ее подробно.
Это полиморфное психическое расстройство, характеризующееся нарушением мышления, поведения, восприятия окружающего мира, а также эмоциональными расстройствами. Как правило, детский тип шизофрении наблюдается в младшем школьном и подростковом возрасте.
Признаки шизофрении у детей:
- снижение функционирования (у детей снижается имевшаяся до болезни активность, появляется равнодушие (апатия) к тем видам деятельности, которые ранее вызывали интерес (игрушки, игры, приготовление уроков и т.д.);
- у ребенка нарушается внимание, способность к суждениям и пониманию;
- появляются нарушения поведения, негативизм, агрессивность;
- галлюцинации (в особенности слуховые — голоса).
Но чаще всего ребенок не скажет о том, что переживает галлюцинации. Диагноз ставится по клиническому наблюдению и оценке психического статуса ребенка в условиях стационара.
Нередко приходится проводить дифференциальную диагностику шизофрении с поведенческими нарушениями в рамках умственной отсталости, с психическими нарушениями на резидуально-органическом фоне, ведь в случае смены диагноза меняется и тактика лечения и, соответственно, прогноз.
Симптоматика не отличается сложностью, наоборот, она сводится до простой и стереотипной картины поведенческих шаблонов. Дети играют и живут по монотонной схеме с определенным набором вещей вместо игрушек:
- шнурки, обувь:
- предметы из быта;
- проволока;
- кухонные ножи приспособления и т д.
У детей заметно отсутствие интересов, характерных для их возраста, или эти интересы очень примитивны.
У детей с такой симптоматикой отмечается значительное отставание психического развития с признаками олигофрении. Но врачи указывают и на обратный эффект – у некоторых заболевших детей отмечают ускоренное развитие. Они быстро учатся читать, запоминают многоформатные стихи и тексты, поражают окружающих своей развитостью по сравнению с другими детишками этого возраста. Дети проявляют нездоровый интерес к книгам для взрослых, их рассуждения вызывают иногда у взрослых шок. Другими словами, мы наблюдаем необычное и преждевременное развитие интеллекта.
Шизофрения в раннем возрасте обычно связана с симптоматикой дисморфоманического синдрома и деперсонализацией. Очень важно в этот период дифференцировать заболевание от невроза, так как симптоматика прогрессирует очень незначительно, а галлюцинации и бред еще не сформировались. При этом течение заболевания не зависит от наличия стрессов и конфликтов. Можно только отметить развитие страхов, навязчивых состояний, ритуальных действ и сенестопатии.
Первые признаки такого психоза наблюдаются в дошкольном и младгем школьном возрасте. Дети жалуются взрослым на состояние тоски и наличие нерациональных страхов, но чаще всего депрессия имеет характер соматовегетативного расстройства с нарушением сна, аппетита, с периодическими запорами.
О депрессии свидетельствуют:
- вялость движений и речи;
- медлительность во всем;
- необычные и болезненные телесные ощущения;
- проявления капризного характера;
- плаксивость;
- нежелание играть с другими детьми;
- чувство своей незначительности.
Ввиду незрелости психики у детей картина заболевания не отличается ясностью и схематичностью проявления невроза, указывая на небольшой перечень симптомов, как следствие проявления невротической реакции на испуг, конкретный запрет и т. д.
Определить с высокой точностью в детском возрасте такие заболевание психики, как неврастению или истерию невозможно. Это связано с тем, что чем раньше проявляется у ребенка психическое отклонение, тем монотоннее его динамика.
Наиболее часто различные детские неврозы проявляются в виде страхов и тревоги. Это чаще всего:
- боязнь некоторых рептилий и животных;
- страх перед страшными персонажами сказок, фильмов и мультфильмов;
- боязнь темного пространства;
- страх перед одиночеством и разлукой с близкими людьми;
- тревога перед предстоящей учебой, экзаменами, соревнованиями;
- ипохондрия, страх смерти.
На возникновение фобий у детей значительно влияет тип характера. Расстройства намного чаще возникают при наличии тревожно-мнительной организации психики, при чрезмерной впечатлительности, у боязливых детей с большой степенью внушаемости.
Профилактика расстройств
Необходимо проводить профилактику заболевания путем серьезной работы с родителями, которые часто усугубляют патологию необоснованными и тревожными опасениями за его судьбу.
Детские фобии отличаются от взрослых неясностью психических процессов, отсутствием чуждости и болезненности явлений. Дети не предпринимают попытки избавиться от своих страхов. У них не отмечается еще навязчивость мышления, настойчивость определенных воспоминаний или необходимость счета. Если признаки навязчивых состояний становятся заметными, особенно если они сопровождаются ритуалами и замкнутым поведением, необходимо провести дифференциальную диагностику с целью исключения у пациента расстройств психотического спектра.
Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования.
Уважаемые коллеги!
В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям.
«По поручению Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности МЗ РФ .
Источник