Об эмоциональной некомпетентности
М.Рейнолдс (M.Reynolds) в книге «How to outsmart your brain. Using your emotion to make the best decisions» (т.е.: Как перехитрить свои мозги, используя эмоции для принятия наилучших решений), опубликованной в 2002 г., использовал понятие ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ЭК) для объяснения успеха группы при выработке консенсуса или принятии решений. Не меньший смысл имеет тогда введение, наряду с понятиями дефицита панорамного мышления, агрессивности и поспешности умозаключений, еще и понятия ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ (ЭнК) для объяснения неуспеха при том или другом виде коллективной деятельности.
Можно пойти дальше по линии обобщения и соотнести ЭК и ЭнК с целью коллективной деятельности, которая может подкрепляться эмоционально, способствуя достижению цели, или, наоборот, препятствовать ее достижению. При этом можно допускать, что ЭК и ЭнК могут быть как качествами, присущими членам группы, так и индуцированными самим коллективным характером деятельности. Иначе говоря, индивиды, отличающиеся по ЭК, могут в каких-то группах проявлять свою ЭнК, и наоборот. Можно представить себе стороннего наблюдателя-психолога, который смог бы оценить степени ЭК и ЭнК тех или других членов группы, в том числе и того, кто своим эмоциональным участием больше остальных способствовал успеху коллективного дела, и того, кто более других препятствовал достижению цели или даже вовсе не дал ее достигнуть.
Ретроспективно, когда остывшие эмоции дадут больше возможностей быть объективными, такого рода психологический анализ может быть проведен и самими членами группы.
Соотнесение ЭК или ЭнК с целью не всегда может быть явным, но это не является поводом, чтобы эти понятия не использовать. В самом деле, весьма обычным явлением в семейных или дружеских отношениях следует считать охлаждение, отчуждение или даже разрыв, произошедшие вопреки намерениям, как будто бы из ничего. Если цель – разрыв, отчуждение – не ставилась, то есть смысл говорить об ЭнК тех, кто до этого довел. Понятно, что в ЭнК может быть повинна больше одна сторона, чем другая, но сам результат свидетельствует об ЭнК обеих сторон. И наоборот, обе стороны в той или иной степени проявляют ЭК, если могут улаживать возникающие конфликты.
Прогнозируя результат исследований тех психологов, которые заинтресовались бы проблемой ЭнК, могу утверждать, что ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ и ПОВЫШЕННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ показывали бы в результате исследований СИЛЬНУЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ КОРРЕЛЯЦИЮ в любых ситуациях общения.
Источник
HR-СТАТЬИ
Эмоциональная компетентность
Глава из книги «Эмоциональный интеллект. Российская практика».
Авторы: Сергей Шабанов, Алена Алешина
Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2014
Итак, теперь, когда мы убедились, что словосочетание «эмоциональный интеллект» все же имеет право на существование, и даже получили некое общее определение, давайте рассмотрим, что включается в это понятие.
Пока еще ученые не смогли прийти к единому мнению, что же такое «эмоциональный интеллект». На данный момент существует несколько основных моделей эмоционального интеллекта (Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, П. Сэловея и Дж. Майера и др.). Кто-то считает необходимым включать в свою модель EQ личностные качества (например, оптимизм) или определенные навыки из категории так называемых soft skills ( «мягкие», или «гибкие» навыки, то есть навыки взаимодействия с другими людьми) , например управление конфликтами. И хотя и то и другое имеет определенное отношение к эмоциональному интеллекту, в нашем понимании речь в первую очередь должна идти о способностях, связанных именно с эмоциональной сферой человека. А поскольку мы практики, то предпочитаем использовать термин «эмоциональная компетентность» как набор определенных навыков, связанных с эмоциональной сферой.
Модель эмоциональной компетентности тренинговой компании EQuator состоит из четырех навыков:
1) умение осознавать свои эмоции;
2) умение осознавать эмоции других;
3) умение управлять своими эмоциями;
4) умение управлять эмоциями других.
Когда мы приводим эту модель на различных тренингах и презентациях, руководители часто говорят: отлично, давайте начнем с последнего навыка! Понятно, почему многих людей интересует в первую очередь именно навык управления эмоциями других: в нем кроется больше всего возможностей для руководства и более эффективного взаимодействия с окружающими. При этом важно понимать, что данная модель является иерархической — другими словами, каждый следующий навык можно нарабатывать, уже имея в своем арсенале предыдущий. Для того чтобы управлять эмоциями других, сначала необходимо управлять своими эмоциями. А чтобы управлять своими эмоциями, нужно сначала их осознать. Ибо, как говорил еще в I веке до нашей эры Публий Сир*, «можно управлять только тем, что мы осознаем. То, что мы не осознаем, управляет нами».
А учили ли нас когда-нибудь планомерно осознавать свои эмоции?
Даже если родители или учителя иногда обращали на это внимание детей, назвать этот процесс планомерным весьма трудно. И что нас в основном учили делать со своими эмоциями? Вспоминайте. Какие слова говорили?
…«Скрывать», «подавлять», «контролировать» — слышим мы чаще всего от участников в группе. Это тот единственный способ управления своими эмоциями, которым многие из нас владеют практически в совершенстве. В то же время это один из самых несовершенных способов управления. Почему?
Двум правилам должен следовать каждый сановник: всегда сдерживать свои чувства и никогда не сдерживать своих обещаний.
Джонатан Свифт
Во-первых, этот способ не избирателен. Подавляя свои эмоции, мы подавляем их все. Невозможно каждый день подавлять свои тревоги и раздражение и продолжать сохранять способность радоваться.
Во-вторых, давайте задумаемся, чем мы подавляем свои эмоции? С помощью какого инструмента?
— Силой воли! — практически не задумываясь отвечают участники.
— Каким образом? — спрашиваем мы (слегка ехидно).
Участники теряются. Следующей обычно возникает идея: «Мозгом». В этом месте кто-нибудь из тренеров обычно предлагает участнику подержать какой-нибудь предмет «мозгом» или «силой мысли».
Других идей в группе, как правило, не возникает.
— Чем я держу маркер? — наконец спрашиваем мы. — Правильно, рукой! А рука у меня к чему приделана.
Тот же самый инструмент мы используем и когда нам надо «держать» эмоции.
Вспоминайте, когда мы сдерживаем гнев, руки сжимаются в кулаки, челюсти тоже сжимаются (недаром есть выражение «скрипеть зубами»). Сжатие происходит и на внутреннем уровне: сжимаются даже наши сосуды (отсюда большое количество сердечно-сосудистых заболеваний у руководителей, которым, может быть, чаще других приходится сдерживать свои эмоции). А в конце трудного дня бывает головная боль. Так что подавление эмоций вредит нашему здоровью.
В-третьих, подавленные эмоции никуда не деваются. Как только появляется возможность эти эмоции выплеснуть, они вырываются наружу. К сожалению, такая возможность появляется чаще всего дома, рядом с нашими близкими. Помните у Высоцкого: «Тут за день так накувыркаешься, придешь домой, там ты сидишь!» Часто именно близким достается все то раздражение, которое мы накопили за день.
Так что подавление эмоций вредит не только нам самим, но и нашим близким.
В-четвертых, подавление эмоций… ухудшает память. Особенно сильно теряется вербальная информация. Существует даже версия, что именно по этой причине мужчины хуже могут вспоминать и воспроизводить диалоги (поскольку мужчины больше подавляют эмоции)*.
Скептический участник тренинга: Что же, вы предлагаете все эмоции выплескивать?
Да, иногда такой вывод и делают некоторые участники. И здесь стоит обратить особое внимание на следующее: навык сдерживать свои эмоции остается необходимым во многих случаях. Важно понимать, что он не единственный, есть другие способы управления эмоциями, позволяющие нам сохранять здоровье и отношения с близкими людьми (для чего и написана эта книга). Но чтобы развивать эти навыки, требуется сначала осознать то, чем мы будем управлять, поскольку «сдерживание» очень часто происходит у нас неосознанно, мы с детства приучены подавлять эмоции и делаем это автоматически. Умению осознавать свои эмоции и необходимо будет учиться в первую очередь.
Эмоциональная компетентность начинается с осознания собственных эмоций. Человек в любой момент времени испытывает какую-либо эмоцию. Между тем, понимать, что я сейчас чувствую, очень сложно — никто и никогда не помогал нам развивать эту способность. Чаще мы говорим, что думаем, и не можем назвать конкретную эмоцию, тем более определить источник ее возникновения. Особенно если речь идет о мимолетных, несильных эмоциях. Выглядит это примерно так:
— Какую эмоцию испытываешь?
— Ну, я думаю, что я что-то неправильно понял.
— Это ты думаешь, а чувствуешь-то что?
— Какое-то недоумение, непонимание…
— Это все ментальные процессы. А чувствуешь-то что?!
— Да, в общем-то, это мелочь такая, тут и переживать-то не из-за чего.
— Ну… наверное, я немного расстроен.
Человек с высоким уровнем эмоциональной компетентности способен четко осознавать, какую эмоцию он испытывает в тот или иной момент, различать степени интенсивности эмоций, представлять источник эмоции, замечать изменения своего состояния, а также прогнозировать, каким образом данная эмоция может отразиться на его поведении.
Вторая группа навыков эмоциональной компетентности связана с пониманием эмоций другого человека. Эмоционально компетентный человек способен определить, каково эмоциональное состояние собеседника в данный момент, предположить причины возникновения у того эмоций, их изменения и возможные последствия их влияния на его поведение. Он также способен прогнозировать, какие эмоции могут вызвать у партнера по взаимодействию его собственные слова или действия.
Эмоционально компетентный человек может управлять своими эмоциями: не контролировать их, не подавлять, а именно управлять ими. Как выразился по этому поводу наш выпускник, генеральный директор компании Futures Telecom Иван Калениченко, «при управлении эмоциями требуется не сила, а ловкость». В тот момент, когда человек понял, какую эмоцию он испытывает и почему, он выбирает способ управления эмоциями — в зависимости от ситуации. Такой человек зачастую может управлять и возникновением эмоций: разозлиться или «включить» радость, если она требуется, например, для вдохновенной речи. Более того, он способен управлять эмоциями и в более долгосрочной перспективе: например, быть в состоянии поддерживать более позитивный настрой даже в трудных ситуациях.
И наконец, развитая эмоциональная компетентность позволяет управлять эмоциями других людей. Такой человек умеет поддержать и помочь другому справиться с неприятными эмоциями, например успокоить разозленного собеседника. В то же время это человек, который понимает, что и как надо сказать, чтобы вдохновить людей на какие-то действия, или умеет это делать. Это человек, за которым, что называется, «люди идут». Важно понимать, что управление эмоциями других бывает и манипулятивным. Однако такие способы не относятся к эмоционально компетентным (об этом подробнее мы расскажем в главе про управление эмоциями других людей).
* Публий Сир — жил в I веке до н. э., родился в Сирии. Римский мимический поэт при Цезаре и Августе. В Риме появился в качестве раба, впоследствии получил свободу и разыгрывал свои драматические произведения по разным городам Италии с большим успехом. Прим. ред.
Большое спасибо издательству «Манн, Иванов и Фербер» за предоставленную книгу.
Источник
Некомпетентность
Некомпетентность — это понятие, которое чаще всего применяется в деловой сфере жизни и обозначает полное или частичное несоответствие уровня умений, знаний, навыков и прочих значимых качеств сотрудника, требованиям занимаемой им должности либо его статуса. При этом значение некомпетентности значительно расширяется за счет его многочисленных видов: в их число входят профессиональная, интеллектуальная, эмоциональная, физическая, социальная и этическая некомпетентности. Рассмотрим некоторые из них.
Профессиональная некомпетентность
В некоторых сферах, например, в здравоохранении, уровень некомпетентности особенно важен. Руководство компании призвано следить за тем, чтобы некомпетентность сотрудников либо была устранена, либо, что лучше, не была допущена.
В отношении карьерного роста на основе понятия некомпетентности был выдвинут так называемый «принцип Питера», который гласит о том, что в иерархической системе каждый сотрудник поднимается до уровня своей некомпетентности.
Согласно принципу Питера, любой человек, работающий в любого рода иерархической системе, будет подниматься по карьерной лестнице до тех пор, пока не займёт высокое место, на котором он будет не справляться со своими обязанностями. То есть до уровня своей некомпетентности. Именно на этом уровне человек застрянет, пока не уволится, не уйдет на пенсию и т.д. не смотря на внешнюю безобидность, такой принцип намекает на некомпетентность любого руководителя в любой системе, построенной по принципу иерархии. Исходя из того, что в качестве иерархической системы могут рассматриваться частные фирмы, гос. предприятия, армия, различные учреждения, в том числе образовательные и медицинские, сфера применимости такого принципа весьма широка.
Лоуренс Питер выдвинул свою теорию на основе того, что все компетентные сотрудники, как правило, повышаются в должности, а некомпетентные – остаются на месте, а не понижаются (зачастую это связано с нежеланием руководителя признать свою ошибку). Система Питера многократно подвергалась критике, однако при этом у нее довольно много последователей.
Коммуникативная некомпетентность
Этот вид некомпетентности говорит о неумении выстраивать отношения с другими людьми. Причин у некомпетентности такого рода может быть много, рассмотрим некоторые характерные:
- Стереотипы, то есть упрощенные мнения в отношении людей и ситуаций, что в результате блокирует понимание ситуаций и людей.
- Предвзятое отношение, склонность отвергать все непривычное, иное.
- Привычка пренебрегать фактами, и стремление делать какие-либо выводы без подходящих на то оснований.
- Ошибки в построении фраз — неточный подбор слов, нелогичность, слабая убедительность.
- Неверный выбор общей стратегии и тактики общения.
Зачастую все эти явления приводят к тому, что человек не может нормально контактировать с окружающими, что нередко мешает и в личной жизни, и в профессиональной сфере.
Эмоциональная некомпетентность
Существует и такое понятие, как эмоциональная некомпетентность, которое описывает отсутствие навыков либо их чрезвычайно низкий уровень развития управления эмоциями. Это влечет за собой совершение человеком взаимодействие с другими людьми без малейшего учета эмоционального контекста.
Яркий пример такой ситуации – деспотичный начальник, который привык повышать голос на сотрудников, грубить и т.д. Эмоциональная некомпетентность ведет к потере уважения со стороны сотрудников и мешает в построении любого рода отношений – как на работе, так и в личной жизни.
Источник