- Эгалитарная семья — это семья, в которой оба супруга занимают равное положение
- Определение и признаки
- Виды семьи. Патриархат
- Матриархат
- Бытовая взаимозаменяемость супругов
- Социальное равноправие мужа и жены
- Эмоциональная насыщенность
- Эгалитарный брак – хрупкое образование
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ консультация на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Эгалитарная семья — это семья, в которой оба супруга занимают равное положение
Время не стоит на месте, а вместе с ним меняются человеческие отношения и общество в целом. На смену патриархального устройства социальной ячейки приходит эгалитарная семья. «Это что такое?» — спросит читатель. Это тема нашей сегодняшней беседы. Если раскроем сразу все карты – интрига умрет. Поэтому «торопиться не надо».
Определение и признаки
Эгалитарная семья – это отношения, при которых ни один из супругов не претендует на власть, она делится поровну между мужчиной и женщиной. То же самое происходит и с социальными ролями и бытовыми обязанностями. Нет разделения на «мужское» и «женское». Делает тот, кто может.
Ясно, что такое эгалитарная семья? Признаки, характеризующие ее, следуют далее.
- Примат индивидуальных интересов над семейными (родовыми). На практике это значит, что каждый член семьи хочет не только исполнять свою семейную, половую роль, но и добиться чего-то в профессиональной сфере. Поэтому отношения выстраиваться так, чтобы мужу и жене был простор для творчества и реализации.
- Семья создается по обоюдному желанию мужчины и женщины. Определяющим является личный выбор каждого. Здесь, кажется, пояснения не нужны. В теории эгалитарная семья – это образование, которое создается только потому, что мужчина и женщина любят друг друга. Но, как мы знаем, теория и практика не всегда совпадают.
- Под одной крышей живут не более двух поколений (родители и дети).
- Пара планирует детей сообща.
- Малодетность. Со всеми вытекающими последствиями: ставка делается на «качество» детей, а не «количество». То есть супруги ставят цель максимально подготовить детей к социальной жизни: воспитать как следует, дать то образование, которое поможет отпрыскам получить хорошую, интересную и высокооплачиваемую работу. Так как детей не много (один или два), то мужчина и женщина не забывают о себе и совмещают родительские функции с другими социальными ролями. Как неизбежный итог: секс воспринимается как источник удовольствия, а не способ размножения.
- Высокая степень социальной и географической мобильности. Проще говоря, поговорка «где родился, там и пригодился» не про членов эгалитарной семьи. Люди при необходимости меняют работу и место жительства. Не сказать, что это происходит легко и свободно, но трагедии из этого тоже никто не делает.
- В обладании и наследовании семейной собственности супруги в правовом отношении равны.
Эгалитарная семья – это революционная вещь, которая позволяет «свободно дышать» и мужчине, и женщине. Но без сравнения с другими видами устройства семейных отношений нельзя оценить в полной мере ее значения.
Виды семьи. Патриархат
Каковы альтернативы? Также есть патриархальная и матриархальная семьи. Очень кратко расскажем о них, чтобы понимать разницу.
Характерные признаки патриархальной семьи:
- Примат семейных интересов над индивидуальными.
- Создание ячейки диктуется не личным выбором и любовью мужчины и женщины, а экономическими интересами родственников, которые входят в образование «патриархальная семья».
- Семья живет «большим роевым телом». Под одной крышей могут обитать несколько поколений и ответвлений семьи.
- Многодетность. Причем она тоже продиктована экономическими интересами. Больше детей – больше рабочих рук.
Стоит ли говорить, что «демократические отношения» — это понятие, не известное людям, которые живут по патриархальному канону?
Матриархат
О матриархате как общественном устройстве говорить сложнее, потому что многие до сих пор уверены, что его не было. Хотя Эрих Фромм, ссылаясь на Баховена, эту точку зрения опровергает. Другими словами, споры ведутся. Проблема в том, что когда люди говорят о глубокой древности, то там история, археология и мифология смыкаются воедино, и отделить одно от другого не представляется возможным. В любом случае, это было так давно, что беседовать об этом детально сложно, укажем только те признаки, которые точно известны:
- Семья создается вокруг женщины, а не мужчины.
- Наследование собственности и ценностей передается по материнской линии.
- Родословная считается от матери и женских представительниц рода.
Матриархат — безусловно, интереснейшее явление, особенно его «современный вариант»: когда формально у отношений статус «эгалитарная семья» (это понятно, что такое), а фактически матриархальная, где мужчина — подчиненный элемент (то же самое справедливо и в отношении патриархата, когда жена зависит от мужа при формальном равенстве сторон).
Заканчивая разговор про виды семьи, скажем, что сторонников как матриархальной, так и патриархальной семьи в мире достаточно. Также есть страны, где модели функционируют, об их успешности западному человеку судить трудно.
Бытовая взаимозаменяемость супругов
После беглого осмотра способов устройства семьи стало понятно, почему эгалитарный тип семьи предпочтителен как для определенных мужчин, так и для некоторых женщин. Однако рассмотрим его с разных сторон.
- равенство;
- взаимопонимание;
- свобода;
- мобильность;
- диалог как способ существования семьи.
На бумаге модель насколько хороша, что в ней трудно найти недостатки. В этом месте надо вспомнить, что в России сильны традиции, то есть не все окружающие нас люди поддерживают прогрессивные идеи в целом и идею семьи, в которой каждый член семьи делает не то, что от него требует гендерная роль, а то, что может в частности. Поэтому, если отмечать недостатки, скажем: модель может вызывать индивидуальную непереносимость у некоторых людей, а также воспитывать комплексы, если пара практикует «равный брак» в патриархальной среде.
Социальное равноправие мужа и жены
Эгалитарный брак предполагает не только права, но и обязанности как жены, так и мужа. Тот факт, что в этой системе отношений мужчина и женщина взаимозаменяемы перераспределяет приоритеты. Например, деньги перестают быть сугубо мужской проблемой. С одной стороны, это хорошо, потому что муж больше не чувствует одиночества в этом смысле, он знает, если с ним что-то произойдет, жена поможет не только морально, но и материально. С другой стороны, это плохо потому, что женщина и мужчина больше не смогут воззвать к гендерной роли и совести человека использовать эпичную фразу: «Ты же мужчина!» или «Ты же женщина!». Здесь каждый член семьи в ответе за другого и за общее потомство.
Эмоциональная насыщенность
Из основных принципов такого брака вытекает еще одна характерная черта эгалитарной семьи, которая вынесена в подзаголовок. Странно, наверное, выделять эмоции в отношениях в отдельную группу. Но так как модель предлагает качественно иное взаимодействие, почему бы не сказать о том, что равноправие благотворно влияет на психологический климат в семье? Любовь расцветает, если вырастает на почве свободы. А репрессии нужны только для того, чтобы бороться с неугодными, притеснениями нельзя вызвать любовь. Когда один супруг не уважает, не ценит другого, и так продолжается всю жизнь, то копятся обиды, а они, даже невысказанные, отравляют семейную обстановку.
Эгалитарный брак видится в этом смысле полной противоположностью и патриархату, и матриархату. Не надо думать, что это некоторый идеал. Во-первых, подлинно равных отношений так немного (почему, поговорим ниже), а во-вторых, большинство по форме эгалитарных семей представляют собой по содержанию — современный патриархат и матриархат. Например, когда оба работают, но в порядке вещей, когда мужчина говорит: «Это женское дело!» А жена при случае напоминает: «Будь мужчиной!» Думаем, читатель прекрасно понимает, о чем речь. Конечно, можно сказать, что эгалитарная семья, как всякий синтез, содержит в себе в снятом виде качества тезиса и антитезиса, подчиняясь законам гегелевской диалектики. Но толкования – это дело вкуса.
Эгалитарный брак – хрупкое образование
Выходит, что равный брак – это чистое удовольствие? Не совсем так. Примат личных интересов над семейными таит в себе множество проблем. Например, можно вспомнить фильм и книгу «Мир глазами Гарпа». Когда супруги старались друг друга не ограничивать и даже по возможности прощать измены. Жена Гарпа худо-бедно справлялась, а он сам – нет. Причем не надо думать, что демократический брак предполагает моральную анархию и сексуальную свободу. Это, скорее, иллюстрация того, к чему приводит неверное толкование свободы и равноправия. Такое устройство семьи подойдет только людям зрелым, готовым взять на себя ответственность. Если семья и брак – это способ приспособиться к жизни, то вряд ли равные и свободные от репрессий отношения – это то, что нужно.
И последнее: свобода – это прекрасно, но к ней нужна привычка, а также человек должен обладать определенной долей разумности, чтобы знать, где заканчиваются права и начинаются обязанности. Как говорил Бернард Шоу: «Свобода означает ответственность, вот почему большинство людей боится ее». А без свободы не построить равных и эмоционально насыщенных отношений. Современная жизнь предлагает как минимум три модели на выбор построения отношений. И это только глобальные возможности, а сколько между ними практических вариаций! Поэтому каждый решает сам.
Источник
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В СЕМЬЕ
консультация на тему
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейных взаимоотношений. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в жизне семьи. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko-roditelskie_otnosheniya.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.
Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейных взаимоотношений. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в жизне семьи. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. У детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временных характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства. Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Влияние родительских установок
на развитие личности ребенка
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз, возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (учение, рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите часто встречающиеся негативные родительские установки, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ — ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Подумайте о последствиях:
И вовремя исправьтесь:
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить. «
Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.
«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
«Счастье мое, радость моя!»
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.
«Поплачь, будет легче. «
«Вот дурашка, все готов раздать. «
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
«Молодец, что делишься с другими!»
«Не твоего ума дело. «
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.
«А ты как думаешь. «
«Ты совсем, как твой папа (мама). «
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.
«Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!»
«Ничего не умеешь делать, неумейка!»
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.
«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Не кричи так, оглохнешь!»
Скрытая агрессия, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся. «
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке).
«Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике)
Нарушения в психоэмоциональном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого».
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
«Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку. «
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.
«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»
«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь. «
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
«Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»
Нарушение взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
«На свете много добрых людей, готовых тебе помочь. «
«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
«Как ты мне нравишься!»
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
«Смелее, ты все можешь сам!»
«Всегда ты не вовремя, подожди. «
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение.
«Давай я тебе помогу!»
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
«Держи себя в руках, уважай людей!»
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям?…
• Я сейчас занят(а)…
• Посмотри, что ты натворил!
• Это надо делать не так…
• Неправильно!
• Когда же ты научишься?
• Сколько раз я тебе говорила!…
• Ты сведешь меня с ума!
• Вечно ты во все лезешь!
• Уйди от меня!
• Встань в угол!
А эти слова ласкают душу ребенка:
• Ты самый любимый!
• Ты очень многое можешь!
• Спасибо!
• Что бы мы без тебя делали?!
• Иди ко мне!
• Садись с нами.
• Я помогу тебе.
• Я радуюсь твоим успехам!
• Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.
• Расскажи мне, что с тобой.
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстин-
ктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Источник