Эмоциональная напряженность ребенка это

Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка

Фаина Зейналова
Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка

Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье.

Признаки психоэмоционального напряжения у ребёнка:

Трудности засыпания и беспокойный сон.

Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребёнка не утомляла.

Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.

Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребёнок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмётся к ним.

Постоянно сосёт палец.

Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребёнок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).

Дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.

Все эти признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Лучший способ снять эмоциональное напряжение у ребенка – это дать ему разрядиться при помощи игры.

4 игры для снятия эмоционального напряжения у ребенка

№1. «На линии огня» — бросайтесь игрушками

Возьмите несколько легких диванных подушечек или мягких игрушек без жестких пластмассовых лап и голов. Найдите дома «линию огня», на которой нет ценных бьющихся предметов или уберите их на время. У одной стены садится родитель, у другой –ребенок.

Чтобы не было неуважения к живым существам, воплощенным в игрушках, настраивайтесь не на то, что вы их «бросаете», а на то, что они отправляются в полет, путешествуют, летят к маме и к сыночку или дочке.

Главное – не назначайте никаких условий для броска. Нет задачи бросать «из рук в руки».Пусть ребенок бросает предметы максимально свободно: именно в этом смысл спонтанного выплеска внутренней энергии через мышечное действие. Вы можете бросать по очереди или «залпами». Обычно хватает буквально 5-10 минут. Потом все усталые и веселые.

Вместе с движением броска происходит активный выдох. Следите за тем, чтобы во время броска дыхание не блокировалось, например,в это время издавайте какой-то звук: «пах», «пиу» и т. д.

Хорошо, если ребенок смеется громко (да и вам тоже это хорошо): смех – это уже известный вам и полезный дробный выдох с эффектом антистресс.

№2. «Полет на ракете» — тряска всеми частями тела

В телесно-ориентированной терапии, восточных целительских традициях и приемах массажа тряска используется, как важный способ избавления от внутренних напряжений. Даже природные дыхательные рефлексы, связанные с эмоциями — смех и плач –тоже содержат в себе элементы тряски: дыхание выходит отдельными порциями, будто вытряхивается из человека.

Соедините все это вместе и придумайте для своего ребенка игру, в которой он заранее, не дожидаясь накопления внутренних напряжений, будет в течение 1-2 минут делать такие встряхивающие движения разными частями тела и дышать в ритм этим движениям.

Можно начинать с рук – будто с пальцев нужно стряхнуть капельки воды. Дальше добавьте всю руку до плеча, затем — само плечо. А теперь пусть стряхивает с себя невидимую воду, как это делают собаки. Пусть аккуратно поучаствует шея и голова, пусть поучаствует каждая нога и даже «хвостик».

Читайте также:  Если у человека резкие перепады настроения что это

В нашей собственной семье прижилась гениальная идея папы: когда включается блендер — это взлетает ракета. Мы в этой ракете начинаем трястись. Блендер работает 1 минуту, закончил – «прилетели».

«Трястись» полезно ежедневно, именно для профилактики скапливания напряжений на всех уровнях – физическом и психоэмоциональном.

Продолжительность: сколько получится (хоть один раз «встрепенуться»). В среднем рекомендуется 1 минуту в день.

№3. «Бесимся вместе» — дать вволю внутренним импульсам.

Для взрослых часто оказывается так некстати, когда ребенок начинает вдруг скакать, бегать и прыгать, что-то выкрикивать – в общем, «беситься».

Но именно эти действия и означают спонтанный и естественный сброс внутреннего напряжения. Чтобы не оказаться в ситуации, когда у ребенка этот процесс начался в неподходящее для вас время – инициируйте или поддержите такую игру в тот момент, когда это для вас приемлемо.

В конце концов, «если бардак невозможно предотвратить, значит его нужно возглавить». А здесь мы чаще всего (кроме случаев, когда у ребенка устойчивые отклонения в поведении, и требуется помощь детского психолога) имеем дело не с «нарушением приличий» и «разнузданностью», а со здоровым проявлением внутреннего очищения, потребности в физиологичной разрядке. Остается направить все это в социально приемлемое русло.

Инструкций к выполнению дать невозможно, поскольку цель – максимальная спонтанность и личное творчество самого ребенка, как хочет, пусть так и скачет, двигается, звучит и дышит.

Поскольку это интенсивная нагрузка, обычно долго «игра» не продлится. Кураж заканчивается, силы заканчиваются, выплеск успешно завершается. Минут 5-10 любой родитель может потерпеть (а то и поучаствовать! Вам же тоже полезно сбрасывать напряжения)

Если пора заканчивать, а у ребенка энергия продолжает фонтанировать – успокойтесь сами, смените обстановку, сядьте попить чаю и послушать спокойную музыку, и ребёнок через короткий период устанет и заинтересуется тем, чем заняты вы.

№4. Дыхательный мячик

Воображаемый мячик бросайте с подходящим выраженным звуком на выдохе («пух», «пах» и пр). Важно не просто делать движения, но следить за тем, чтобы происходил заметный выдох, и выдох завершался свободно и без усилий.

Для разнообразия покажите, что вы с трудом «поймали мячик», чуть не уронили или бросайте ребенку свой «мячик» неожиданным способом. Идею с «невидимым мячиком» любят в театральных студиях, так что заодно потренируете еще и артистические способности. Главное – не забудьте использовать дыхание (порою делают наоборот – от усердия во время выдоха дыхание задерживают). Но сейчас ваша цель –внутренняя разгрузка на всех уровнях: физическом, психологическом, эмоциональном,- значит используем то, что делает природа — выдыхаем.

Знайте, что даже при регулярных «разгрузочных» играх все равно будут возникать обстоятельства, создающие для вашего ребенка психоэмоциональную перегрузку (например: поход в незнакомое место, поездка в транспорте, поездка с вами в магазин, приход гостей, какая-то большая новость). Будьте готовы к тому, что в таких случаях вам придется помогать ребенку прийти в себя, а не ругать за то, что он никак не может успокоиться!

Хороший способ для таких разовых событий – отправить ребенка в ванну, пусть посидит там с любимыми игрушками минут 5-10. Вода помогает расслабиться, пространство дома, уединение или время со «своим взрослым» возвращают состояние внутреннего спокойствия.

Читайте также:  Чтобы изменить настроение нужно

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста» «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста». Цели: Закрепить знания детей о весне.

Игры с дошкольниками для снятия психического напряжения Как известно, игры положительно влияют на психологическое развитие детей. Хорошо в работе с детьми использовать игры, направленные на снятие.

Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.

Многофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детей Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети, больше.

Способы снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. Что проявляется у дошкольников в эмоциональной неустойчивости,.

Стихи по теме «Профессия 6», направлены на ознакомление ребёнка с пользой профессии, с личным участием ребёнка в событиях Уважаемые педагоги, в настоящей публикации рассматривается три профессии: машинист поезда, овощевод, пекарь-кондитер. Направленные на объяснение.

«Лягушонок». Снятие психоэмоционального напряжения на занятии по пластилинографии С утра у сонных дошколят всегда нет настроения, а воспитателям хотелось бы видеть улыбку на их лицах. И вот нашлось отличное решение такой.

Источник

Эмоциональные нарушения у детей

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Читайте также:  Девушка подняла настроение парню

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Источник

Оцените статью