Эмоциональная логика т гриффитса это
Доктор Тревор Гриффитс (Великобритания) — бакалавр медицины, автор нового метода психотерапии «Эмоциональная логика», создатель Центра Эмоциональной Логики в Великобритании, член Европейского движения Христиаской психологии, психотерапии и антропологии.
Доктор Гриффитс работал практикующим врачом-терапевтом в течение 25 лет. С самого начала своей врачебной деятельности он глубоко заинтересовался вопросами целостного подхода к человеку, его здоровью (в том числе, психическому) и личностному развитию, интеграции медицинских и психологических знаний. Так было положено начало разработке методики «Эмоциональная логика», которая в течение многих лет проверялась и совершенствовалась в ходе личной практики доктора Гриффитса и его единомышленников.
Метод «Эмоциональная логика» был разработан в Англии в начале 90-х годов. Этот метод помогает научиться понимать свои эмоции, осознать значимость каждой из них в процессе приспособления к жизненным переменам, и сделать адаптацию к ним более мягкой и эффективной. В качестве теоретических основ методики можно указать как ставшие классическими психологические исследования Э.Кюблер-Росс, так и новейшие научные теории: такие, как теория хаоса и сложных адаптивных систем (Сohen,Stewart).
Создатель метода доктор Трэвор Гриффитс уже более 25 лет применяет метод в своей работе с людьми разного возраста – взрослыми, подростками, детьми, а также в работе с семьями и профессиональными коллективами. Опыт показал, что методика является эффективной для решения проблем адаптации в различных сферах жизни: в семье, в области деловых коммуникаций, в бизнесе.
Источник
Эмоциональная логика т гриффитса это
Впервые в Москве в рамках программы сотрудничества Института Христианской Психологии (Россия) с Центром Эмоциональной Логики (Великобритания), доктор Тревор Гриффитс провел 2-х дневный семинар для студентов ИХП и прочитал ознакомительную лекцию для всех желающих по введению в «Эмоциональную Логику».
Доктор Тревор Гриффитс (Великобритания) — бакалавр медицины, автор нового метода психотерапии «Эмоциональная логика», создатель Центра Эмоциональной Логики в Великобритании, член Европейского движения Христиаской психологии, психотерапии и антропологии.
Доктор Гриффитс работал практикующим врачом-терапевтом в течение 25 лет. С самого начала своей врачебной деятельности он глубоко заинтересовался вопросами целостного подхода к человеку, его здоровью (в том числе, психическому) и личностному развитию, интеграции медицинских и психологических знаний. Так было положено начало разработке методики «Эмоциональная логика», которая в течение многих лет проверялась и совершенствовалась в ходе личной практики доктора Гриффитса и его единомышленников.
В качестве теоретических основ методики можно указать как ставшие классическими психологические исследования Э.Кюблер-Росс, так и новейшие научные теории: такие, как теория хаоса и сложных адаптивных систем (Сohen,Stewart).
“Эмоциональная логика» направлена на работу с эмоциями через познание их смысла и целевой направленности в общем адаптивном процессе. Освоение этой методики помогает людям более конструктивно использовать энергию эмоций, преодолевая эмоциональный хаос и преобразуя негативные эмоции в позитивные действия. Через понимание своих чувств лежит путь к более глубокому познанию своей человечности, что дает возможность развивать способность к эмпатии и углублять взаимоотношения с людьми.
Возможности применения методики достаточно широки: ее используют психологи-консультанты, врачи, педагоги, бизнес-консультанты, социальные работники и др.
Центр Эмоциональной Логики, основанный в 2001 г., активно участвует в различных социальных программах, оказывая помощь школам, социальным службам, христианским церковным общинам. В Центре разработано множество разноуровневых и многоцелевых обучающих программ, развивается международное сотрудничество (например, с Институтом Христианской Психологии в ЮАР).
Источник
Эмоциональная логика
Умение сдерживать эмоции (контролировать гнев, злость, агрессию) пригодится везде: от обычного общения с родными и близкими до решения конфликтных ситуаций с преподавателями. Один из ключевых признаков свободной и цельной личности, хозяина своей жизни – это высокая степень спонтанности и произвольности в управлении собственными эмоциями. Человек зажатый, неуверенный в себе, «забитый» обществом, выражает эмоции только в качестве реакции на различные внешние раздражители. Он как марионетка «дергает ручками и ножками» тогда, когда на него оказывается соответствующее управляющее воздействие. Такой человек не может похвастаться, что живет качественной и полноценной жизнью, поскольку он над своей жизнью не властвует. Любая «плохая» новость, любые неодобрительные чужие слова тут же выбивают его из «колеи» и чтобы вновь войти в стабильное эмоциональное состояние ему требуется время. Поэтому для того, чтобы действительно получать от жизни удовольствие требуется научиться контролировать свои эмоции. Давай разбираться, как этому научиться, а поможет нам в этом Ананьева Марина — практикующий психолог.
Про эмоции
Эмоции — это переживания, в которых проявляется отношение людей к миру и самому себе.
С помощью эмоций мы взаимодействуем с окружающей реальностью, получаем от неё сигналы, составляем свои представления, принимаем решения. Эмоциональность, способность испытывать и переживать разные эмоциональные тона делает нас живыми и полноценными существами. Любая эффективная коммуникация между людьми требует эмоционального отклика. Творческий труд также невозможен, если человек не в состоянии испытывать интерес, увлеченность, азарт и воодушевление.
Без эмоций нам никуда. Вопрос только в том, что является «управляющим центром» в нашей жизни – эмоции или разум. Эмоции можно обмануть, подсунув нам вкусную («насыщенную сахаром»), но вредную и даже опасную «еду», но разум, вооруженный способностью анализировать и сопоставлять факты, обмануть сложнее. А разум, использующий возможности эмоций, обмануть практически невозможно.
Важно понимать, что эмоции энергетически сильнее разума и даже разумные, осознанные люди, попав под влияние сильной эмоции (например, ненависти, гнева, страха, зависти, обиды) начинают совершать необдуманные поступки, о которых впоследствии горько сожалеют. А всё потому, что не научились грамотно управлять своими эмоциями.
Темперамент — характерная для данного человека совокупность психических особенностей, определяющая работу процессов возбуждения и торможения.
Темперамент — это врожденная составляющая, в процессе взросления и становления личности на него накладывается социальная история, особенности воспитания, из которых складывается характер. Для того, чтобы определить свой тип темперамента, ты можешь пройти тест на определение типа темперамента Ганса Айзенка.
«Есть более возбудимые темпераменты, есть — менее. Если опереться на одну из типологий, которая предлагает 4 типа темперамента: холерики, флегматики, меланхолики, сангвиники, то холерики легко и ярко возбуждаются. Им может быть сложнее притормозить и взять под управление свои эмоциональные проявления (возможна быстрая истощаемость, склонность к срывам). У меланхоликов оба процесса слабо выражены, у флегматиков система торможения подвижна больше, чем система возбуждения, а у сангвиников системы торможения и возбуждения более уравновешены. Я придерживаюсь мнения, что чистого темперамента нет в реальной жизни, однако один из типов будет оказывать превосходство над остальными».
Управлять = подавлять?
Нам удобно верить в то, что мы не можем никуда деться от наших эмоций, и нам необходимо их куда-то направлять, иначе они будут подавлены. Поэтому наши истерики, внезапные нервные срывы получают оправдание: «ну у меня накипело», «ты пойми, на учебе такой напряг, поэтому я на тебя накричал». Удобно пользоваться такой философией, чтобы снять с себя вину, не так ли? Тогда почему люди, которые достигли высот в управлении своим разумом, например те, кто давно практикует йогу и медитацию, выглядят абсолютно спокойными и невозмутимыми? Куда девается их раздражение? Может быть их миролюбивый вид просто маска, а, когда их никто не видит, они с упоением колотят боксерскую грушу, вымещая злобу? Вряд ли.
«Подавление и управление эмоциями отличается отношением и последующими последствиями», — объясняет наш спикер. «То есть эмоция — она всегда про что-то, она возникает в каком-то контексте, и у нее есть стимул, который окрашивается индивидуальным видением и смыслом».
«Длительное подавление эмоций может дестабилизировать, потому что у подавления (накопления психоэмоционального напряжение вместо разрядки и отреагирования) есть свой предел, и если ты достигаешь своего предела «терпения» при последней капле, взрыв неизбежен, так как этот «заряд» где-то нужно разрядить».
Что делать?
Если чувствуешь, что сейчас взорвешься, начни проговаривать вслух (или выписывать на листок) все, что происходит. Например: «у меня ощущение, что я сейчас разнесу все, как будто меня разорвет от злости к подруге за то, она каждый раз подводит меня, и мне приходится менять свои планы. Наверное, не стоит в следующий раз что-то важное планировать вместе с ней и положиться на другого человека».
«Управлять эмоциями — это значит раскрыть процесс, лучше понять его и прожить: «что это для меня?», а подавлять — это решение остановить себя в проживании этого процесса: «это чувствовать нельзя, не стоит, нет смысла, не нужно, перестань». То есть выбор: дать этому чувству быть или подавить его остановкой».
С точки зрения организма нет «положительных» и «отрицательных» эмоций. Они все для чего-то ему нужны. Например, гнев, страх и печаль могут сигнализировать об опасности или о том, что нас что-то не устраивает в текущей ситуации. Неудовлетворенность заставляет действовать, искать новые пути и новые возможности. Поэтому подавлять или игнорировать свои эмоции — плохая идея. В любом случае они несут ценную информацию. Другое дело, что не все умеют ее «считывать» и использовать.
«Преобладающий опыт обращения со своими чувствами в сознательном возрасте мы берем из детства, из того, как значимые люди (мама, папа, другие значимые взрослые) относились к нашим эмоциональным проявлениям».
- Например, если ребенок боялся, и на его чувство страха реагировали «не бойся, нашел чего пугаться» или «расскажи, что тебя напугало, и давай вместе туда сходим». Первый вариант про «не чувствуй это» — отрицание, второй — «давай попробуем вместе в этом побыть, разобраться» — проживание.
- Ребенок проявляет искреннюю радость, но в ответ получает «чем громче смеешься/радуешься, тем сильнее потом будешь плакать». Или, когда он плачет, взрослый манипулирует состоянием здоровья («из-за того, что ты плачешь, у меня с сердцем проблемы будут»), вместо описания эмоционального отклика («я вижу, что тебе сейчас грустно, больно, и ты злишься, но мы не можем сейчас это купить, сможем купить позже, нужно подождать»).
«Поэтому умение ребенка чувствовать эмоции определяется именно тем, помогал ли родитель находить оптимальные, доступные и возможные способы управления (обращения) со своими эмоциональными реакциями, со своим чувственным миром или подавлял то, что ребенок чувствует (криками, обесцениванием, манипуляциями, наказанием и др.)».
Как управлять эмоциями
Эмоции — это наши путеводители, с их помощью мы можем отслеживать те ситуации, которые действительно для нас важны, ведь наше эмоциональное реагирование очень избирательно, эмоции выражают нашу оценку ситуации и отношение к ней. Вряд ли мы будем бурно реагировать на ситуацию, которая не имеет для нас значения.
«Управление эмоциями начинается с формирования другого способа обращения с ними, на это нужно достаточно длительное время и регулярность».
- Осознать свою эмоцию.
Нужно учиться правильно определять то, что ты чувствуешь в той или иной ситуации.
Телефонные напоминалки. Организуй систему напоминаний в своем телефоне (не менее двух напоминаний в день). Сделай это случайным образом. В момент оповещения определи, какие эмоции испытываешь непосредственно перед сигналом, запомни их и запиши.
Дневник эмоций. Купи красивую тетрадь или блокнот. Ежедневно фиксируй, какие наиболее сильные переживания запомнились за прошедший день. Описывая эмоцию, отметь также, когда она появилась, какие ощущения при этом возникали в теле, и о чем ты в тот момент думал.
2. Понять свои цели в текущей ситуации, четко определить, чего ты хочешь добиться.
3. Определить, в каком эмоциональном состоянии ты будешь максимально эффективен при достижении своей цели.
4. Выбрать способ достичь нужного эмоционального состояния.
5. Достичь необходимого состояния, используя выбранный способ. В самом общем смысле управление эмоциями можно разделить на две подгруппы:
- Снижение интенсивности «негативной» эмоции и/или переключение ее на другую («негативная» эмоция — та, что мешает эффективно действовать в сложившейся ситуации).
- Вызывание в себе/усиление «позитивной» эмоции (то есть той, которая поможет действовать максимально эффективно).
А теперь перейдем непосредственно к методам управления эмоциями. Существует огромное количество техник, поэтому мы рассмотрим лишь несколько самых простых, но действенных.
Техники
«Техники, упражнения существуют, но если вопрос «что ты чувствуешь?» регулярно сопровождается ответом «ничего», тогда скорее всего они не принесут результата».
До выполнения техник, упражнений нужно прочитать описание базовых эмоций, как они физиологически проявляются и как в теле проживаются.
«Например, стыд сопровождается ощущением жара в щеках, ушах, повышенной потливостью, ощущением отчужденности от окружающего, резко возникшим чувством пустоты, желанием закрыться, желанием «провалиться сквозь землю» и возникает в контексте отношений с кем-то (то есть стыдно перед кем-то). Далее, распознавая у себя стыд, важно для себя это чувство обозначить, признать для себя его и как-то описать контекст: что произошло в ситуации, когда мне стало стыдно? За что (конкретно)? И дальше можно замечать, за какое своё желание, за какую потребность, удовольствие (за исключением асоциального поведения) стало стыдно».
Как технику можно ввести в повседневную жизнь?
Задай себе 2 вопроса: что я чувствую? И что я в связи с этим хочу?
«Когда я была подростком, мне помогла одна техника: представляешь ярко заряженную эмоцию в образе маленького ребенка, который чего-то хочет, но не может сказать. Задача: понять, о чем он хочет сообщить. Так я находила для себя много разных способов обращения со своими чувствами, через внутренние диалоги», — рассказывает спикер.
«Есть различные дыхательные техники, нацеленные на подручные способы самоуспокоения».
Для того чтобы успокоиться, необязательно использовать какие-то специальные дыхательные техники или годы заниматься йогой. Достаточно будет просто несколько раз вдохнуть-выдохнуть. На достижение расслабленного состояния влияет именно выдох, а не вдох, как нам часто кажется. Когда кто-нибудь говорит: «Дыши», мы начинаем нервно хватать ртом воздух, что ни капли не помогает снять напряжение. Метод прост: делай глубокий вдох — и медленный-медленный выдох. И еще раз. Потренируйся прямо сейчас.
«Но дыхательные техники не столько помогают управлять эмоциями, сколько снижать возникшее напряжение. Это больше работа с последствиями, чем с причиной».
2. Физическая активность
Эмоции, вызванные чем-то во внешнем мире, запускают в теле реакции, необходимые для движения («бей или беги»). Если не делать ни то, ни другое, выброшенный адреналин и другие гормоны накапливаются в организме, что приводит к повышенной вспыльчивости в дальнейшем и к не самому лучшему самочувствию. Физическая активность позволяет это напряжение «сбросить». Физическая активность может быть любой, необязательно доводить себя до изнеможения. Можно просто быстро походить, сделать небольшую зарядку, подняться пешком по лестнице или несколько раз поприседать.
Есть один нюанс: физическая активность не поможет, если ты продолжишь внутренне «накручивать» себя. Придется привести в порядок не только тело, но и ум.
3. Громкий крик
Иногда бывает полезно покричать — не на кого-то, а просто громко, в воздух, для снятия мышечного напряжения. Этот метод хорошо работает для снятия агрессии и в ситуациях, когда хотелось сказать очень много (и все очень невежливо), а не удалось проговорить практически ничего. Такое напряжение «оседает» где-то внутри горла, на связках и ниже, ближе к легким.
Включи воображение, представь, что где-то там, внутри тебя, застряли все невысказанные слова раздражения и обиды. Вот и надо бы их выпустить. Вопрос в том, как. Хорошо, если есть возможность уехать в лес, уйти куда-нибудь вглубь и действительно прокричаться в полный голос. Что кричать? А это как захочется.
Если возможности уехать в лес нет, остается найти места, где кричать считается социально приемлемым. Это стадионы, спортивные бары, аттракционы. Если любишь петь, то это тоже своеобразная альтернатива крику. И тогда в твоем распоряжении караоке и концерты любимых исполнителей.
4. Вербализация чувств
Вербализация чувств — старый добрый метод, чаще называемый словом «выговориться». Это отличный способ снизить интенсивность эмоций.
При этом речь не идет об агрессии (нахамить, накричать, проявить сарказм). Не стоит путать сообщение о своих эмоциях и их открытое проявление. Одно дело сказать спокойным голосом «Я сейчас несколько раздражен», совсем другое — наорать на собеседника. Если тебе трудно говорить о своих чувствах, то начни хотя бы о них писать (после каждой тяжелой ситуации или в конце дня).
«Помимо техник и упражнений можно записаться на групповую терапию (подростковая группа), где в безопасных и поддерживающих условиях начать знакомиться со своими чувствами, эмоциональными откликами. С помощью участников группы, группового терапевта осознавать потребности, лежащие в основе тех или иных эмоциональных реакций, учиться выражать их и выдерживать. Для работы с эмоциями в подростковом возрасте я бы больше рекомендовала именно этот формат, где можно в живом общении с другими людьми учиться разворачивать свои чувства и получать новый опыт, на который в дальнейшем можно будет опереться».
Про причины эмоциональной нестабильности
Эмоциональная нестабильность — это проблемы психологического плана или личностные расстройства, для которых характерны перепады настроения, импульсивные поступки и слова, ослабленный контроль над собой.
Любому человеку свойственно проявление эмоций. Только происходит это у всех по разному — кто-то склонен к бурному проявлению чувств, кто-то — к более спокойному. Наш эксперт объяснила, что у разных проявлений эмоциональной нестабильности есть свои причины, и они разные, в зависимости от контекста.
«Понимаете, дело в том, что не всегда причину нестабильности возможно определить самостоятельно, исходя из контекста, в котором возникла эмоциональная реакция. Также к причинам эмоциональной неустойчивости могут приводить разные события из детского, раннего опыта, но в силу активной работы механизмов психологических защит (понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний) эта информация может быть забыта, но оказывать свое влияние на реакции в настоящем времени», — рассказывает Марина.
«Если ты ощущаешь, что вопросы «Что я чувствую?/Что я хочу, когда это чувствую?», не вызывают ясных ответов, то я рекомендую обратиться за помощью к специалисту в форме групповой/индивидуальной работы, или к школьному психологу, если есть такая возможность. Совместно со специалистом можно найти понимание причины и возможные пути дальнейшего обращения с проявившимся состоянием».
Психосоматика и эмоции
Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют нервную систему, а это приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты.
В отдельных случаях негативная эмоция может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Это вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомни Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…😀
Психосоматика — это направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение, исход телесных заболеваний.
Эмоция — это определенная реакция внутри, возникающая в ответ на сигнал из окружающей среды (этим сигналом может быть что угодно: какое-то слово, взгляд другого человека, события, несовпадение реальности и ожиданий). И, если эти реакции не отреагированы — возникший импульс, заряд остался внутри и ему нужно где-то (условно) размещаться. Эти реакции размещаются внутри тела, в соматических (телесных) проявлениях.
«Психосоматические проявления важно рассматривать в тех случаях, когда вы посетили врача, и он сказал, что на уровне физиологии все в норме. Особенно в тех случаях, когда речь идет о каких-то заболеваниях».
Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы.
- Например, если ты регулярно подавляешь тревогу, злость и раздражение, то может возникать желание себя почесать, погрызть ногти, щипать себя за кожу, давить что-то на лице/теле, могут возникать регулярные головные боли, — и все эти действия помогают снизить возникающее в теле психоэмоциональное напряжение.
- Или, например, к тебе дома относятся хорошо, нежностью и заботой, только тогда, когда ты болеешь. И другими способами, как бы ты не старался, ты это получить не можешь. Тогда, когда ты будешь ощущать острую нехватку внимания к себе, поддержки от близких, ты можешь заболеть, потому что на уровне психики (достаточно рано) для разрешения этого конфликта между «хочу, но прямо, когда прошу, получить не могу», в сложившихся условиях развития был найден такой способ удовлетворения своих потребностей.
- Или, например, к врачу-кардиологу на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась расспросить его о здоровье своего мужа, хотя её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце встречи женщина спросила, нет ли у доктора на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам. Итог:большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.
О главном…
«Эмоции и чувства — это важная составляющая жизни, ощущения себя живым. Именно проживание чувств создает ощущение наполненности, и каждое чувство наполняет по-своему».
Негативные эмоции сбивают человека с верного пути. Но у тебя всегда есть выбор: поддаться негативу и изматывать себя переживаниями или признать ошибку и работать над ее исправлением. Как мы выяснили, от эмоций зависит многое: здоровье, отношения с близкими/незнакомцами, с окружающим миром, самооценка и т.д. Чем больше ты твердишь, что «все очень плохо» и «не так, как хочется», тем меньше кайфа от жизни получаешь.
«Даже проживая скуку, можно обнаружить какую-то давно забытую потребность. Встречаясь со всем спектром чувств (не только условно позитивным, но и условно негативным), можно многое узнать про себя и свой внутренний мир. Да, есть чувства, которые приятно проживать (условно позитивные), есть те, которые не всегда приятно проживать (условно негативные). Но все они важные в равной мере, потому что они про вас».
Нужно учиться жить в моменте, быть счастливым или несчастным, но обязательно отслеживать прожитые эмоции, чтобы развивать осознанность и быть хозяином своей жизни. Задача не избавиться от чувств путём удаления/отрицания, а научиться с ними обращаться по-другому.
«Важно не подавить, а определить контекст и потребность (чего я хочу?), о которой то или иное чувство стремится сообщить. А в расшифровке иногда требуется помощь (даже взрослым), за которой рекомендую обращаться.
Источник