Эмоциональная лексика как средство развития коммуникативных отношений дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Виктория Конова
Эмоциональная лексика как средство развития коммуникативных отношений дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Консультация для педагогов.
Изучение и развитие эмоциональной лексики у дошкольников имеет огромное значение, так как дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства, происходит развитие представлений ребенка о себе. Именно в старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям общества, к окружающим людям. Эмоциональная лексика является вербальным обозначением эмоций, способствует осознанию человеком своих собственных эмоциональных переживаний. Формирование эмоциональной лексики, является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольника.
Основными задачами современных программ дошкольных образовательных учреждений является развитие эмоциональной сферы, нравственное воспитание, адаптация детей к новым условиям жизни, формирование умений налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, контролировать в процессе общения свои эмоции, лексика, обозначающая эмоции и чувства, используется как средство формирования нравственных качеств личности.
В коррекционной педагогике проблема исследования состояния и обогащения эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития также одна из значимых. Дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют лишь, так называемые, обиходные слова и выражения, относящиеся к общеупотребительной лексике. Эмоционально-оценочная лексика используется ими лишь выборочно и фрагментарно.
Показательно, что, нарушение речи, как и любой другой дефект, в первую очередь сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.
Дети, имеющие речевой дефект редко являются инициаторами начала общения, как правило, мало разговаривают со сверстниками и с взрослыми, редко или вообще не сопровождают игровые ситуации яркими речевыми комментариями и высказываниям. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками, выражением их симпатий и антипатий. Неумение правильно выразить свои чувства, неадекватность речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание настроения другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности. Оттого, насколько ясно ребенок может выразить свое отношение к тем или иным предметам и явлениям окружающего мира во многом зависит его будущий успех во взрослой жизни. Более того, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь только общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, делает человека отзывчивым к чувствам других. Феномен «засушенное сердце», о котором писал Л. С. Выготский, не потерял актуальности в наше время. «Обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Всё это свидетельствует о некоторых проблемах социализации детей с ТНР, возникновение которых связано с неумением выражать свои эмоции, заявить о своих желаниях, сделать выбор и т. п. Без своевременного компетентного воздействия со стороны взрослого у таких детей могут закрепиться формы поведения,характерные для социально неуверенных детей: замкнутости, зависимости от поведения и выбора других детей в установлении контакта.
Основные задачи формирования у детей эмоционально-оценочного словаря,следующие:
1. Способствовать становлению адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
2. Развивать навыки вербального общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, с педагогами, с родителями и с другими людьми).
3. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям.
4. Учить детей правилам речевого этикета и культуре взаимоотношений.
5. Способствовать формированию социальной адаптации детей через преодоление застенчивости, робости, страха, приобретение уверенности в себе, в своих силах.
Реализация поставленных задач будет способствовать обогащению эмоционального словаря, развитию коммуникативных способностей детей, повышению их адаптивных возможностей, формированию социального интеллекта, что составляет одну из актуальных проблем коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
П. Н. Лосев предлагает начинать коррекционную работу по развитию эмоциональной лексики у детей с ТНР по принципу доступности – от простого к сложному, подбирая «вербальный лексический материал с использованием различных видов зрительных опор – картинок, фотографий, пиктограмм. Она осуществляется по этапам, которые тесно связаны и взаимообусловлены».
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Мимические упражнения хорошо выполнять под соответствующую настроенную музыку. Кроме простых мимических упражнений можно разыгрывать с дошкольниками этюды на выражение основных эмоций. Эти игровые творческие задания помогут детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.
Использование элементов сюжета русских народных сказок позволяет заинтересовать и вовлечь детей в активную познавательно-игровую деятельность, и сделать их создателями новых сказок, что способствует развитию воображения, творчества.
Для развития умения распознавать человеческие эмоциииспользуются элементы фольклора: загадки, фразеологизмы, пословицы, поговорки, они помогают детям лучше осознавать эмоции, различать их, а так же обогатить свою речь, сделать ее более выразительной, яркой и самобытной. Широко используется для формирования и развития эмоциональной лексики концертная и театральная деятельность. Развитию эмоциональной лексики способствуют такие ситуации, в которых ребенок может проявить свои чувства, эмоции, причем наибольший эффект имеют публичные выступления, когда ребенок выступает перед посторонними слушателями. Привлечение детей к публичным выступлениям с раннего возраста позволит воспитать и развить ораторские качества у ребенка, способность к выразительной публичной речи. В процессе театрализованной деятельности происходит психическая и речевая коррекция личности ребенка, театральное искусство в этом случае используется как инструмент коррекции. В театральных постановках осуществляется творческая деятельность, направленная на поддержание положительного эмоционального настроя, которая способствует совершенствованию владения речью, средствами ее выразительности, что является необходимым условием комплексного и разностороннего развития детей. Таким образом, все виды деятельности направленные на формирование и коррекцию эмоциональной лексики преследуют единую цель — развитие коммуникативных способностей ребенка с речевыми дефектами, преодоление страхов, комплексов, связанных с трудностями в понимании своих чувств и эмоций окружающих.
1. Дель, С. В., Нечаева, Д. В. Особенности овладения эмоциональной лексикой [Текст] / С. В. Дель, Д. В. Нечаева // Логопед в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 5-12.
2. Зигангирова, Ж. В. Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ж. В. Зигангирова, О. Н. Тверская // Логопед. – 2011. – №1. – С. 35-48.
3. Исхакова, Л. М. Развитие эмоциональной сферы детей [Электронный ресурс] / Л. М. Исхакова // lib.znate.ru : электр. б-ка. –Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-135078.html . – Загл. с экрана. – 16.04.2014.
4. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] : монография / И. Ю. Кондратенко. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.
5. Кузнецова, Л. И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности [Текст] / Л. И. Кузнецова // Логопед. – 2011. – № 3. – С. 18-24.
Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.
Игры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.
Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.
Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.
Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы — развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.
Источник
Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
статья по развитию речи на тему
Помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Логопедическая помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях осуществляется комплексно и направлено на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Формирование лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями происходит регулярно на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Лексическая система ребёнка представлена в виде общеупотребительной лексики (К общеупотребительной лексике относятся слова, без которых немыслимо общение ни в одной сфере человеческой деятельности. Эти слова выражают жизненно необходимые понятия и используются во всех стилях языка и речи. Так как общеупотребительная лексика отличается пустотой и естественностью, общепонятностью, четкостью и лишена эмоционально-экспрессивной окраской, то ее часто называют нейтральной.). эмоциональная лексика в дошкольном возрасте – наиболее адекватное средство выражения личного, субъективного отношения к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, она может быть средством выражения личных чувств ребёнка, эмоциональных переживаний. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками, выражением их симпатии или антипатия.
Дети с общим недоразвитием речи часто употребляют обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется выборочно и фрагментарно или в устойчивых сочетаниях.
Понятие «эмоциональная лексика» рассматривается в двух аспектах:
Для лингвистического аспекта характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционально — экспрессивного компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций. К эмоциональной лексики относят слова выражающие чувства, переживаемые говорящим или другим лицом: слова – оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически.
- В эту группу входят лексические значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определённой точки зрения.
Дети старшего дошкольного возраста характеризуются развёрнутой фразой, грубых лексико – грамматических и фонетических отклонений не наблюдается, отмечаются лишь отдельные проблемы в развитии фонетики, грамматики и лексики. Словарный запас дошкольника ограничен, часто нарушен адекватный выбор языкового материала, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению. В экспрессивной речи детей с речевыми нарушениями преобладает общеоценочный тип аксиологических значений.
Изучение употребляемой лексики у детей с ОНР выявилось, что наиболее ярко у дошкольников просматриваются психологические оценки. Объём и последовательность овладения вторым типом аксиологических значений зависит от многих факторов: интеллектуального уровня; речевого развития; возрастных особенностей; средового влияния.
С точки зрения психолингвистики слово рассматривается не как единица абстрактной языковой системы, а как речевая способность человека.
Особенность речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста свидетельствуют об существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса (Жукова Н.С., 1990; Основы теории и практики логопедии, 1968; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1993).
Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.
Данная область освещается с различных позиций: педагогических, психологических, лингвистических, психолингвистических. Разработаны специальные методики, направленные на решение разнообразных вопросов, способствующих в конечном итоге развитию связной речи детей. Проблема обогащения лексики решается в игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации, фразовой речи детей.
При исследовании нейтральной лексики установлено незнание значения отдельных слов (названий действий, образованных от звукоподражаний, частей предметов, профессий). Незнание количественных и качественных особенностей при определении видовых понятий, в установлении синонимических и антонимических отношений, в понимании явлений многозначности, во фразовой речи (лексические замены слов; аграмматизмы; использование однотипичные конструкции; отсутствие начала и конца рассказа; наличие большого количества пауз, связанных с процессом поиска нужного слова; замена субъекта, объекта, наименования признака предмета личными и указательными местоимениями, а так-же указательными местоименными наречиями).
Употребление лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки в устной речи детей с ОНР, в два раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. У дошкольников с общим недоразвитие речи наблюдаются своеобразные ошибки: лексические замены; названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними; названия признаков словосочетанием или предложением; точных слов – определений прилагательными, имеющими широкое значение; названия признаков названиями действий; одного названия другим, обусловленное неадекватным использованием суффиксов, за счёт недифференцированности лексических оттенков; на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний; одного названия другим на основе фонетической близости звуков; слов, называющих чувства словами – оценками и наоборот.
Всё указывает на то, что процесс развития лексической системы, и эмоциональной лексики у детей с ОНР, не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. Разработана система методических приёмов, направленная на формирование эмоционального «слой» лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Специальные приёмы должны быть включены в работу с разнообразными заданиями по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи, а также в деятельность воспитателей и родителей.
Система методических приёмов должна прослеживать цель формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР, опираясь на развитие вербальных и невербальных средств общения. В соответствии с данной целью на основе деятельностного и системного подходов к изучению и коррекции нарушений речи, принципов развития чувства языка, системности, коррекции и компенсации.
В алгоритм коррекционной работы должны включаться:
- Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
В этот раздел входит изучение и уточнение эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления. Реализуется в беседах с детьми на вводных занятиях.
2. Развитие паралингвистических средств общения.
В данном разделе осуществляются следующие задачи: научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приёмы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приёмов.
3. Формирование интонационной стороны речи.
На этом этапе проводится целенаправленную работу по формированию воспроизведения ритма речи; воспроизведения выразительности речи; умения пользоваться средствами выразитель5ости в экспрессивной речи.
4. Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов: называния чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны; передающих эмоциональное отношение путём морфологических преобразований.
В процессе проведения логопедических занятий расширяется словарный запас в области эмоциональной лексики и развиваются самостоятельные связные высказывания на основе эмоций, чувственных образов.
5.Рразвитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.
В данном разделе ставится цель — введение в речь эмоциональной лексики и развитие вербальной коммуникации на основе интеграции лексических средств, интонационной стороны речи и паралингвистических компонентов в процессе игровой деятельности (развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания на основе сюжетно — ролевых игр; обогащение событийной стороны игры путём анализа собственных чувств и эмоциональных переживаний.
Воздействие необходимо осуществлять поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
В результате специальной, целенаправленной работы с детьми, имеющими ОНР происходит автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществляется введение их в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счёт нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять её в связной речи.
Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом.
Список использованной литературы
1. Стернин И.А. лексические значение слова в речи. Воронеж, 1985.
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2ч. М.: Альфа, 1993.
3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1967.
Источник