Повышение эмоциональной компетентности педагога как фактор развития коммуникативной культуры
“Развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным”.
Цель: развитие уровня коммуникативной культуры педагога при взаимодействии с участниками воспитательно-образовательного процесса через развитие эмоционального интеллекта.
Задачи:
- актуализировать проблему эмоциональной компетентности;
- содействовать развитию коммуникативной компетентности педагогов;
- создать условия для формирования навыков эмпатии, рефлексии, самоанализа;
- содействовать в приобретении новых умений и навыков эффективного общения.
Продолжительность семинара: 2–2,5 часа.
Необходимые условия: для проведения занятий необходимо просторное помещение, чтобы участники имели возможность располагаться по кругу, свободно передвигаться в аудитории, размещаться микрогруппами по 3-5 человек. Желательно наличие столов и стульев, с возможностью их перестановки. Для релаксационных упражнений необходимо наличие аудио- или видео- техники.
Участники работают “в кругу”, так как данная атмосфера располагает к неформальному общению и самораскрытию.
План проведения семинара с элементами тренинга:
№ | Название упражнения | Цель упражнения | Время проведения |
Приветствие. |
Упражнение “Знакомство”, “Собери рукопожатие”, “Необычные приветствия”
Сценарный план проведения семинара
1. Вводная часть
После приветствия проводится представление ведущих и целей цикла семинаров и данного занятия.
Представление ведущего. Знакомство участников семинара с целями и задачами семинара. Знакомство с участниками семинара и их пожеланиями и ожиданиями.
Цель: установление контакта с партнерами, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на совместную работу.
Упражнение “Собери рукопожатия”:
— ведущий предлагает участникам в течение 1-2 мин., передвигаясь по помещению, молча собрать рукопожатия других участников;
— ведущий предлагает участникам в течение 1-2 мин., передвигаясь по помещению, обменяться рукопожатиями с другими участниками, называя при этом свое имя (имя-отчество).
Продолжительность каждого этапа упражнения зависит от количества участников.
Упражнение “Необычные приветствия”
Ведущий предлагает каждому участнику придумать способ необычного приветствия. Участники по очереди представляют свой способ, а партнеры его повторяют.
3. Основная часть
Мини-лекция “Что такое эмоциональный интеллект?”. (Приложение 1)
Цель: знакомство с понятием “эмоциональны интеллект”, осознание значимости заявленной проблемы.
Для эффективности последующей работы, участникам предлагается разделиться на группы. В группе может быть от 4 до 8 человек. Для разбивки на группы можно использовать любые упражнения: “Молекулы и атомы”, “Овощи и фрукты” и др.
Инструкция: все участники двигаются в беспорядочном движении, ведущий в любой момент говорит: “Объединитесь в молекулу по 2 атома”, “по 3 атома”, “по 4 атома”, “по — 5 атомов”…
Упражнение заканчивается, когда участники разобьются на необходимое для работы количество команд. Для эффективной работы в группе количественный состав должен быть 4-8 человек (чтобы при выполнении заданий были задействованы все участники семинара).
Мозговой штурм “Эмоции”
Цель: актуализация имеющихся знаний, активизация деятельности.
Ведущий предлагает участникам вспомнить и называть по очереди названия эмоций. Повторы запрещены.
Упражнение “Рисуем эмоции”
Цель: развитие коммуникативной компетентности участников.
Участники групп “вслепую” выбирают карточки с названием эмоций. В течение 2-3 мин. На листах формата А-4 им нужно изобразить мимику и позу человека испытывающего, данное эмоциональное состояние. По окончании отведенного времени работы вывешиваются на стену и участники остальных других групп угадывают, какая эмоция изображена.
Упражнение “Определение эмоционального состояния учащихся”.
Цель: осознание педагогом эмоционального состояния учащихся на уроке.
Инструкция: по словесному описанию поз и жестов, представленному в раздаточном материале, определите эмоциональное состояние учащегося.
Каждая подгруппа работает с заданием, которое ей выпадает по жеребьевке.
Затем каждая подгруппа зачитывает свои варианты, а остальные могут их дополнить.
1. Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука)
2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, возможны подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность)
3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль)
4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность)
5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита)
6. Ученик стоит, плечи немного направлены вперед, напряженная “деревянная” спина, шея, голос подрагивает, прерывается, облизывает губы, сжимает руки в кулаки (тревога, страх).
Упражнение “Создание эмоционального фона урока”
Цель: обучение педагогов использованию положительно-окрашенным эмоциональным выражениям при взаимодействии с учащимися.
Упражнение проводится в несколько этапов.
Ведущий: Для создания благоприятного настроя на работу педагоги используют различные приемы. Какие фразы и действия, по Вашему мнению, наиболее эффективны в начале урока? (Мозговой штурм, обсуждение в кругу).
Ведущий: Коллеги, не секрет, что слова учителя могут оказывать разное влияние на учеников. Предлагаем Вам, попробовать составить фразы (речевые парадигмы), которые помогут учащимся на разных видах или этапах урока: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, изучение нового материала и т.п.).
Группам раздаются карточки, на которых педагоги должны составить фразы (речевые парадигмы), которые помогут достигнуть поставленной цели на определенном этапе урока. (Приложение 2)
Действие учителя | Цель | Речевая парадигма |
Вопрос участникам: С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении задания №2?
Если педагоги при составлении парадигм использовали фразы с частицей “не” или слова, несущие эмоционально негативную окраску, то участникам предлагается попробовать переформулировать такие выражения. Работа может проводиться как по группам, так и в общем кругу.
По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.
Упражнение “Давление — сопротивление”
Цель: осознание привычного способа взаимодействия, поиск конструктивных путей для осуществления общения, а также при разрешении сложных ситуаций.
Инструкция: ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.
По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.
— Что происходит с левой рукой?
— Было ли указание сопротивляться левой рукой?
— Почему не получилось выполнить задание?
— Сравните полученный опыт с ситуациями общения, взаимодействия с учениками. Как ведут себя люди, если начинают ощущать давление, агрессию в свой адрес?
Итог обсуждения.
Упражнение “Непонятная ситуация”
Цель: показать значимость безоговорочно положительного отношения к учащемуся
Инструкция: двое желающих выходят за дверь.
Оставшимся в кабинете дается задание:
1. Загадать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое добровольцу необходимо будет его перенести.
2. Ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
3. Первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).
Приглашается первый участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
Первыми высказываются (“выпустить пар”) добровольцы упражнения.
Вопросы для обсуждения:
— Как вы чувствовали себя в своей роли?
— Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
— Как вы чувствуете себя сейчас?
— Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Комментарии ведущего.
Упражнение “Стиральная машинка”
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: участники семинара выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.
Один из участников выбирает себе роль предмета нуждающегося в стирке “шелковый шарфик, майка для фитнеса, джинсы, вечернее платье и т.п.” и обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для него режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др.
“Нуждающийся в стирке” проходит между двумя шеренгами участников, которые с помощью прикосновений к нему выполняют озвученный режим стирки.
В роли нуждающегося в стирке, выступают все желающие.
Источник
Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»
Анна Ткачева
Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Что хотелось бы видеть у ваших воспитанников без исключения? В процессе своей деятельности учитываются ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка?
Цель тренинга:
Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Материал: маркер, белая доска, лист ватмана, цветки по количеству участников, листы-опросники «Профессиональные умения в общении с детьми».
1. Обучение педагогов навыкам самоанализа.
2. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.
3. Формирование стремления к личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребенком.
Ход тренинга:
1. Игра «Слово настроения»
Цель: создание позитивного настроения.
Участники тренинга становятся в круг. Каждый педагог называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло»).
2. Упражнение «Самооценка педагога»
Раздать цветы, каждый участник тренинга выставляет цветок на ступеньки самооценки.
Вступительное слово психолога о психологической компетентности педагога ДОУ. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профес-сиональной деятельности, становятся значимым фактором определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее взаимодействие с детьми, влияют на рост самосознания дошкольников, на формирование отношений среди сверстников.
У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия,модель взаимодей-ствия с детьми: «невмешательство» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная или личностно-ориентированная. Данные модели впервые были обозначены А. В. Петровским.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия – наиболее эффективна для полноценного общения детей и педагога. В этом случае и взрослый и ребенок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Противоречия решаются путем сотрудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному.
Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны взаимоотношения тоталитарные. При этом личность педагога является наиболее значимой. Ребенку отводится пассивная роль, находится в подчиненном положении (обязан, должен).
В модели «невмешательства» пассивная роль отводится взрослому. Его задача приспосабливаться к желаниям ребенка, создавать условия для его спонтанного развития. Такой тип больше характерен для семейного воспитания.
Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении. Предлагается пройти самодиагностику «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ». Раздаются листы на каждого участника. Отвечать на вопросы и подсчитывать баллы необходимо самостоятельно после тренинга. (Психолог делает установку на хороший результат).
3. Упражнение «Хорошо быть воспитателем?»
Каждый участник называет пример положительной или отрицательной стороны в работе воспитателя. (Начинать с отрицательных).
4. Психотехническое упражнение «Уровень»
Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.
Инструкция: в дошкольном детстве велика роль общения между взрослым и ребенком. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволяют более эффективно доносить информацию. Необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.
Обсуждение: педагоги говорят о впечатлениях, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.
В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференци-ровать свои личностные отношения. Ребенок одним детям дает игрушку, принесенную из дома, а другим – нет, с одними общается, а других не замечает. В этом возрасте достаточно высокая степень ориентированности детей на личностные качества сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстников. Одни дети становятся все более желанными в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Эмоциональное самочувствие детей и отношение к детскому саду в большей степени зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.
Социальная структура группы в старших группах (по результатам исследования межличностных взаимоотношений детей) состоит из «детей-звезд», детей которых предпочитают — это дети с высоким статусом, и детей с низким статусом – «отвергнутых».
Задача воспитателя способствовать тому, чтобы детей с низким статусом становилось все меньше.
1 группа (5 воспитателей) – описать качества ребенка «звёзды».
2 группа (5 педагогов) – описать ребенка с высоким статусом (принятые дети, или дети, которых выбирают).
3 группа (5 воспитателей) – описать ребенка с низким статусом (отвергнутые и изолированные дети).
Слова,характеризующие отдельные качества личности: гордость, грубость, жизнерадостность, вежливость, аккуратность, медлительность, заботливость, застенчивость, злопамятность, мечтательность, нежность, настойчивость, открытость, раздражительность, доверчивость, нерешительность, льстивость, обидчивость, сдержанность, подвижность, стыдливость, терпимость, робость, уступчивость, щедрость, трусость, энергичность, трудолюбие, креативность, рассудительность, остроумие, дружелюбие, смелость, прямолинейность.
Завершение работы тренинга:
Рефлексия того, что произошло на тренинге.
— Произошли ли у Вас какие-то изменения?
— Что дала Вам работа в тренинге?
— Можно ли использовать предлагаемый метод или отельные упражнения в вашей профессиональной деятельности?
Повышение уровня психологической компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка Цель мероприятия- выявление и обоснование условий, способствующих повышению уровня психологической компетенции педагога в образовательной.
Анкета для воспитателей «Выявление проблемных детей, нуждающихся в психологической коррекции» Анкета для воспитателей Уважаемые воспитатели, Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут выявить проблемных детей,.
Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ» План проведения: • Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД» • Деловая игра для педагогов.
Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.
Повышение ИКТ-компетентности педагогов (из опыта работы) Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов (ИКТ). Сейчас компьютеры входят активно и.
Повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми Познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность» и «тревожность». 1. Настроить педагогов на работу. Педагоги сидят кругом. Познакомить.
Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт — терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Карелина А. Н. Арт-терапия — это способ.
Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки» Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки» Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных.
Тренинг для педагогов-воспитателей ДОУ «Мы вместе» Тренинг для педагогов-воспитателей ДОУ «Мы вместе» Цель: • Сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ.
Источник