Эмоциональная компетентность педагога тренинг

Повышение эмоциональной компетентности педагога как фактор развития коммуникативной культуры

“Развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным”.

Цель: развитие уровня коммуникативной культуры педагога при взаимодействии с участниками воспитательно-образовательного процесса через развитие эмоционального интеллекта.

Задачи:

  • актуализировать проблему эмоциональной компетентности;
  • содействовать развитию коммуникативной компетентности педагогов;
  • создать условия для формирования навыков эмпатии, рефлексии, самоанализа;
  • содействовать в приобретении новых умений и навыков эффективного общения.

Продолжительность семинара: 2–2,5 часа.

Необходимые условия: для проведения занятий необходимо просторное помещение, чтобы участники имели возможность располагаться по кругу, свободно передвигаться в аудитории, размещаться микрогруппами по 3-5 человек. Желательно наличие столов и стульев, с возможностью их перестановки. Для релаксационных упражнений необходимо наличие аудио- или видео- техники.

Участники работают “в кругу”, так как данная атмосфера располагает к неформальному общению и самораскрытию.

План проведения семинара с элементами тренинга:

Название упражнения Цель упражнения Время проведения
Приветствие.

Упражнение “Знакомство”, “Собери рукопожатие”, “Необычные приветствия” Создание доброжелательной атмосферы, создание настроя на работу. 3-5 мин. Мини-лекция “Что такое эмоциональный интеллект?” знакомство с понятием “эмоциональны интеллект”, осознание значимости заявленной проблемы 7-10 мин. Мозговой штурм “Эмоции” Актуализация имеющихся знаний, активизация деятельности 5 мин. Деление участников на команды. Упражнение “Атомы” Настрой на работу, повышение уровня работоспособности участников. 3-5 мин. Упражнение “Рисуем эмоции” Развитие коммуникативной компетентности участников 3-5 мин. Упражнение “Определение эмоционального состояния учащихся” Осознание педагогом эмоционального состояния учащегося на уроке. 10+5 мин. Упражнение “Создание эмоционального фона урока” Обучение педагогов использованию эмоционально-положительно окрашенным выражениям при взаимодействии с учащимися. 10 мин. Упражнение “Давление” Осознание привычного способа взаимодействия, поиск более комфортных и компромиссных путей для осуществления общения, а также при разрешении сложных ситуаций. 7-10 мин. Упражнение “Непонятная ситуация” Показать значимость безоговорочно положительного отношения к учащемуся. 10 мин. Упражнение “Стиральная машинка” Снятие эмоционального напряжения 3-5 мин. Рефлексия “Сейчас я чувствую…” Получение обратной связи ведущими. Осознание своего эмоционального состояния 1 мин. на участника

Сценарный план проведения семинара

1. Вводная часть

После приветствия проводится представление ведущих и целей цикла семинаров и данного занятия.

Представление ведущего. Знакомство участников семинара с целями и задачами семинара. Знакомство с участниками семинара и их пожеланиями и ожиданиями.

Цель: установление контакта с партнерами, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на совместную работу.

Упражнение “Собери рукопожатия”:

— ведущий предлагает участникам в течение 1-2 мин., передвигаясь по помещению, молча собрать рукопожатия других участников;

— ведущий предлагает участникам в течение 1-2 мин., передвигаясь по помещению, обменяться рукопожатиями с другими участниками, называя при этом свое имя (имя-отчество).

Продолжительность каждого этапа упражнения зависит от количества участников.

Упражнение “Необычные приветствия”

Ведущий предлагает каждому участнику придумать способ необычного приветствия. Участники по очереди представляют свой способ, а партнеры его повторяют.

3. Основная часть

Мини-лекция “Что такое эмоциональный интеллект?”. (Приложение 1)

Цель: знакомство с понятием “эмоциональны интеллект”, осознание значимости заявленной проблемы.

Для эффективности последующей работы, участникам предлагается разделиться на группы. В группе может быть от 4 до 8 человек. Для разбивки на группы можно использовать любые упражнения: “Молекулы и атомы”, “Овощи и фрукты” и др.

Инструкция: все участники двигаются в беспорядочном движении, ведущий в любой момент говорит: “Объединитесь в молекулу по 2 атома”, “по 3 атома”, “по 4 атома”, “по — 5 атомов”…

Упражнение заканчивается, когда участники разобьются на необходимое для работы количество команд. Для эффективной работы в группе количественный состав должен быть 4-8 человек (чтобы при выполнении заданий были задействованы все участники семинара).

Мозговой штурм “Эмоции”

Цель: актуализация имеющихся знаний, активизация деятельности.

Ведущий предлагает участникам вспомнить и называть по очереди названия эмоций. Повторы запрещены.

Упражнение “Рисуем эмоции”

Цель: развитие коммуникативной компетентности участников.

Участники групп “вслепую” выбирают карточки с названием эмоций. В течение 2-3 мин. На листах формата А-4 им нужно изобразить мимику и позу человека испытывающего, данное эмоциональное состояние. По окончании отведенного времени работы вывешиваются на стену и участники остальных других групп угадывают, какая эмоция изображена.

Упражнение “Определение эмоционального состояния учащихся”.

Цель: осознание педагогом эмоционального состояния учащихся на уроке.

Инструкция: по словесному описанию поз и жестов, представленному в раздаточном материале, определите эмоциональное состояние учащегося.

Каждая подгруппа работает с заданием, которое ей выпадает по жеребьевке.

Затем каждая подгруппа зачитывает свои варианты, а остальные могут их дополнить.

1. Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука)

2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, возможны подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность)

3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль)

4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность)

5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита)

6. Ученик стоит, плечи немного направлены вперед, напряженная “деревянная” спина, шея, голос подрагивает, прерывается, облизывает губы, сжимает руки в кулаки (тревога, страх).

Упражнение “Создание эмоционального фона урока”

Цель: обучение педагогов использованию положительно-окрашенным эмоциональным выражениям при взаимодействии с учащимися.

Упражнение проводится в несколько этапов.

Ведущий: Для создания благоприятного настроя на работу педагоги используют различные приемы. Какие фразы и действия, по Вашему мнению, наиболее эффективны в начале урока? (Мозговой штурм, обсуждение в кругу).

Ведущий: Коллеги, не секрет, что слова учителя могут оказывать разное влияние на учеников. Предлагаем Вам, попробовать составить фразы (речевые парадигмы), которые помогут учащимся на разных видах или этапах урока: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, изучение нового материала и т.п.).

Группам раздаются карточки, на которых педагоги должны составить фразы (речевые парадигмы), которые помогут достигнуть поставленной цели на определенном этапе урока. (Приложение 2)

Действие учителя Цель Речевая парадигма

Вопрос участникам: С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении задания №2?

Если педагоги при составлении парадигм использовали фразы с частицей “не” или слова, несущие эмоционально негативную окраску, то участникам предлагается попробовать переформулировать такие выражения. Работа может проводиться как по группам, так и в общем кругу.

По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.

Упражнение “Давление — сопротивление”

Цель: осознание привычного способа взаимодействия, поиск конструктивных путей для осуществления общения, а также при разрешении сложных ситуаций.

Инструкция: ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

— Что происходит с левой рукой?

— Было ли указание сопротивляться левой рукой?

— Почему не получилось выполнить задание?

— Сравните полученный опыт с ситуациями общения, взаимодействия с учениками. Как ведут себя люди, если начинают ощущать давление, агрессию в свой адрес?

Итог обсуждения.

  • В ответ на негативные эмоции мы подсознательно начинаем сопротивляться, например, агрессия рождает агрессию, желание защититься, избежать общения.
  • Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты и конструктивного взаимодействия не получится.
  • Упражнение “Непонятная ситуация”

    Цель: показать значимость безоговорочно положительного отношения к учащемуся

    Инструкция: двое желающих выходят за дверь.

    Оставшимся в кабинете дается задание:

    1. Загадать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое добровольцу необходимо будет его перенести.

    2. Ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.

    3. Первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).

    Приглашается первый участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

    Первыми высказываются (“выпустить пар”) добровольцы упражнения.

    Вопросы для обсуждения:

    — Как вы чувствовали себя в своей роли?

    — Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

    — Как вы чувствуете себя сейчас?

    — Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

    Комментарии ведущего.

  • Безусловное, положительное приятие подростка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
  • Отрицательное внимание, пережитое первым игроком, было самортизировано пониманием игровой ситуации. В обыденной жизни многие люди не знают источника негативных эмоций партнера по общению, что вызывает тревогу, стремление уйти от общения или ответную агрессию.
  • В школе количество негативных оценок выдается ребенку порциями и растягивается на весь период учебы (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, не обладает другими ресурсами, которые помогли бы ему справиться с переживаниями. Таким образом, у ученика может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику или закрепится протестное (негативирующее) поведение.
  • Но и положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить воспитанника, а в том, чтобы почувствовать, когда одобрение или поддержка необходимы учащемуся.
  • Упражнение “Стиральная машинка”

    Цель: снятие эмоционального напряжения.

    Инструкция: участники семинара выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.

    Один из участников выбирает себе роль предмета нуждающегося в стирке “шелковый шарфик, майка для фитнеса, джинсы, вечернее платье и т.п.” и обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для него режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др.

    “Нуждающийся в стирке” проходит между двумя шеренгами участников, которые с помощью прикосновений к нему выполняют озвученный режим стирки.

    В роли нуждающегося в стирке, выступают все желающие.

    Источник

    Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»

    Анна Ткачева
    Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»

    Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Что хотелось бы видеть у ваших воспитанников без исключения? В процессе своей деятельности учитываются ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка?

    Цель тренинга:

    Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, осознание собственных стратегий общения с детьми.

    Материал: маркер, белая доска, лист ватмана, цветки по количеству участников, листы-опросники «Профессиональные умения в общении с детьми».

    1. Обучение педагогов навыкам самоанализа.

    2. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.

    3. Формирование стремления к личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребенком.

    Ход тренинга:

    1. Игра «Слово настроения»

    Цель: создание позитивного настроения.

    Участники тренинга становятся в круг. Каждый педагог называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло»).

    2. Упражнение «Самооценка педагога»

    Раздать цветы, каждый участник тренинга выставляет цветок на ступеньки самооценки.

    Вступительное слово психолога о психологической компетентности педагога ДОУ. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профес-сиональной деятельности, становятся значимым фактором определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее взаимодействие с детьми, влияют на рост самосознания дошкольников, на формирование отношений среди сверстников.

    У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия,модель взаимодей-ствия с детьми: «невмешательство» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная или личностно-ориентированная. Данные модели впервые были обозначены А. В. Петровским.

    Личностно-ориентированная модель взаимодействия – наиболее эффективна для полноценного общения детей и педагога. В этом случае и взрослый и ребенок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Противоречия решаются путем сотрудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному.

    Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны взаимоотношения тоталитарные. При этом личность педагога является наиболее значимой. Ребенку отводится пассивная роль, находится в подчиненном положении (обязан, должен).

    В модели «невмешательства» пассивная роль отводится взрослому. Его задача приспосабливаться к желаниям ребенка, создавать условия для его спонтанного развития. Такой тип больше характерен для семейного воспитания.

    Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении. Предлагается пройти самодиагностику «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ». Раздаются листы на каждого участника. Отвечать на вопросы и подсчитывать баллы необходимо самостоятельно после тренинга. (Психолог делает установку на хороший результат).

    3. Упражнение «Хорошо быть воспитателем

    Каждый участник называет пример положительной или отрицательной стороны в работе воспитателя. (Начинать с отрицательных).

    4. Психотехническое упражнение «Уровень»

    Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.

    Инструкция: в дошкольном детстве велика роль общения между взрослым и ребенком. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволяют более эффективно доносить информацию. Необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.

    Обсуждение: педагоги говорят о впечатлениях, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.

    В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференци-ровать свои личностные отношения. Ребенок одним детям дает игрушку, принесенную из дома, а другим – нет, с одними общается, а других не замечает. В этом возрасте достаточно высокая степень ориентированности детей на личностные качества сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстников. Одни дети становятся все более желанными в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Эмоциональное самочувствие детей и отношение к детскому саду в большей степени зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

    Социальная структура группы в старших группах (по результатам исследования межличностных взаимоотношений детей) состоит из «детей-звезд», детей которых предпочитают — это дети с высоким статусом, и детей с низким статусом – «отвергнутых».

    Задача воспитателя способствовать тому, чтобы детей с низким статусом становилось все меньше.

    1 группа (5 воспитателей) – описать качества ребенка «звёзды».

    2 группа (5 педагогов) – описать ребенка с высоким статусом (принятые дети, или дети, которых выбирают).

    3 группа (5 воспитателей) – описать ребенка с низким статусом (отвергнутые и изолированные дети).

    Слова,характеризующие отдельные качества личности: гордость, грубость, жизнерадостность, вежливость, аккуратность, медлительность, заботливость, застенчивость, злопамятность, мечтательность, нежность, настойчивость, открытость, раздражительность, доверчивость, нерешительность, льстивость, обидчивость, сдержанность, подвижность, стыдливость, терпимость, робость, уступчивость, щедрость, трусость, энергичность, трудолюбие, креативность, рассудительность, остроумие, дружелюбие, смелость, прямолинейность.

    Завершение работы тренинга:

    Рефлексия того, что произошло на тренинге.

    — Произошли ли у Вас какие-то изменения?

    — Что дала Вам работа в тренинге?

    — Можно ли использовать предлагаемый метод или отельные упражнения в вашей профессиональной деятельности?

    Повышение уровня психологической компетентности педагогов через учет особенностей индивидуального стиля ребенка Цель мероприятия- выявление и обоснование условий, способствующих повышению уровня психологической компетенции педагога в образовательной.

    Анкета для воспитателей «Выявление проблемных детей, нуждающихся в психологической коррекции» Анкета для воспитателей Уважаемые воспитатели, Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Ваши ответы помогут выявить проблемных детей,.

    Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ» План проведения: • Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД» • Деловая игра для педагогов.

    Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи и ДОУ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Повышение педагогической компетентности родителей через использование разнообразных форм взаимодействия семьи.

    Повышение ИКТ-компетентности педагогов (из опыта работы) Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов (ИКТ). Сейчас компьютеры входят активно и.

    Повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми Познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность» и «тревожность». 1. Настроить педагогов на работу. Педагоги сидят кругом. Познакомить.

    Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Тренинг для педагогов «Арт — терапия как средство сохранения здоровья педагогов» Педагог – психолог: Карелина А. Н. Арт-терапия — это способ.

    Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки» Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки» Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных.

    Тренинг для педагогов-воспитателей ДОУ «Мы вместе» Тренинг для педагогов-воспитателей ДОУ «Мы вместе» Цель: • Сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ.

    Источник

    Читайте также:  Эмоции ребенка от рекламы
    Оцените статью