Эмоциональная компетентность педагога доу

Статья «Эмоциональная компетентность в работе воспитателя»
статья

В статье представлен вопрос эмоциональной компетентности, что должен знать и уметь компетентный педагог. Представлены рекомендации для воспитателей по использованию некоторых приемов в совместной деятельности с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnaya_kompetentnost.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная компетентность в работе воспитателя

Эмоции – психологический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностей значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоциональная компетентность – это умение осознавать качество своих чувств в момент, когда вы их испытываете.

Проблема эмоциональной компетентности начала разрабатываться недавно и способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям.

Это одна из весьма полезных привычек, понимание своего поведения и рациональный выбор своих реакций.

Это очень важное свойство любого человека, помогающее во всех аспектах нашей жизни. Для того чтобы стать эмоционально компетентным, необходимо знать:

— есть эмоции , чувства и ощущения;

— есть эмоции свои, а есть чужие.

Для того чтобы стать эмоционально компетентным, необходимо уметь:

— разделять свои эмоции;

— определять источник своих эмоций;

— выбирать подходящий тип реакции и дальнейшие действия;

— все это делать в настоящем моменте.

Эмоционально компетентный педагог (воспитатель) обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Педагоги с высоким показателем эмоциональной компетентности хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности и живут в соответствии с ними. Такие педагоги строят отношения на основании честности и открытости. Они способны пробуждать в людях позитивные эмоции, раскрывать в них самые лучшие стороны.

Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство, гнев. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса, не приводит к успокоению и не способствует психологическому и физическому здоровью. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, тревожность, апатия и др. Это в свою очередь, негативно сказывается на взаимоотношениях с детьми.

Начать развивать или совершенствовать эмоциональную компетентность можно с самых простых техник и упражнений.

Рекомендации для воспитателей

В процессе совместной деятельности с детьми можно использовать некоторые приемы:

— создать положительный эмоциональный фон в группе;

— найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности;

— осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение;

— владеть навыками и умениями организаторских способностей;

— способствовать тому, чтобы детей с «низким» статусом становилось все меньше;

— о бсуждайте с детьми ситуаций, которые происходят в группе;

— поощрять совместную деятельность детей;

— не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают;

— в ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру).

Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, то есть способность расположить к себе детей внешним видом и манерой поведения, потому что дети получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия.

Научиться управлять эмоциями – это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции.

Таким образом, соблюдение вышеназванных условий способствует повышению уровня психологической компетентности педагога. Если педагог возьмет за правило учитывать и применять все приведенные выше условия, то психологическая компетентность сформируется у педагога достаточно быстро и ему будет легче в профессиональной деятельности.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Источник

Эмоциональная компетентность педагога
статья

Эмоциональная компетентность педагога Доу

Скачать:

Вложение Размер
den_1_kurs_emo_-_kopiya.docx 23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная компетентность педагога

ФГОС дошкольного образования ставит перед дошкольной организацией задачу чрезвычайной важности — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия .

Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольника.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей .

Ребенок — дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к познанию себя и других людей. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в различных ситуациях .

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Что же такое эмоциональный интеллект ?

Эмоциональный интеллект это способность распознать собственные чувства и эмоции, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.

выделяют четыре составляющие «эмоционального интеллекта» :

1. Самосознание. Это способность понимать себя;

  1. Самоконтроль . способность совладать со своими чувствами и желаниями);
  2. Социальная чуткость . умение устанавливать контакты с разными людьми;
  3. Управление эмоциями. способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты

«Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убеждён, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Оказывается, что совершенствование памяти, мышления и кругозора ребенка ещё не является залогом его будущей успешности в жизни.
Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
• умением определять, принимать и контролировать свои чувства,
• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему;
• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения.

Великий французский просветитель Вольтер сказал: «Эмоции — это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его. »
«Эмоциональная способность — это метаспособность, определяющая, насколько хорошо человек может использовать все свои остальные навыки, включая интеллект»

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности.

  • В р амках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной компетентности педагога. Эмоциональная компетентность связана «с» и основана «на» эмоциональном интеллекте. Необходим определенный уровень эмоционального интеллекта, чтобы развить эмоциональную компетентность.

Важнейшими показателями эмоциональной компетентности педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.

Эмоц. гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество;

Эмоц. устойчивость это способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Эмпатия —включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.

Доказано, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками:

  1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
  2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
  3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
  4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

Эмоционально компетентный педагог (воспитатель) обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, умением любую деятельность сделать интересной.
Также немаловажное значение имеет внешняя привлекательность педагога, его способность расположить к себе детей внешним видом и манерой поведения, потому что дети получают информацию не только из речи педагога, но и визуально – обращают внимание на выражение чувств в мимических и пантомимических движениях педагога. Кроме того, приятные манеры поведения педагога способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия.
Научиться управлять эмоциями – это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции, но должен уметь выражать их в приемлемой форме и научить этому воспитанников.

Эмоциональная компетентность состоит из ключевым компетенций: 1. Владение вопросами теории эмоций и их роли в образовательном процессе.
2. Умение управлять своими собственными эмоциями и безошибочно определять характер эмоциональных состояний ребенка, сопереживать ему, проявлять эмпатию.
3. Умение прогнозировать эмоциональное состояние детей и управлять им, используя при этом соответствующие стратегии воздействия, которые позволяют снижать отрицательные эмоций воспитанников (страх, зависть, злость и т.п.), а также стимулировать и поддерживать положительные эмоции (симпатию, радость, удовольствие и т.п.).
4. Создание благоприятного эмоционального климата в группе,

В процессе совместной деятельности с детьми можно использовать следующие приемы:
— создать положительный эмоциональный фон в группе;
— найти правильный подход к детям и знать их индивидуальные и психолого-возрастные особенности;
— осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение;
— владеть навыками и умениями организаторских способностей;
— способствовать тому, чтобы детей с «низким» статусом становилось все меньше;
— обсуждайте с детьми ситуаций, которые происходят в группе;
— поощрять совместную деятельность детей;
— не запрещайте детям проявлять свои эмоции, называйте и обсуждайте с ними настроения, эмоции, которые они испытывают;
— в ситуации эмоционального напряжения переключите внимание детей на нейтральную деятельность (рисование, подвижную игру).
Все это ведет к развитию эмоционального интеллекта детей.

И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании, главным штурманом проводки через рифы.

Источник

Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Светлана Баева
Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ

Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. Высокая степень изменений в сфере образования предполагает нестандартные подходы и использование современных эффективных форм организации образовательного процесса, нацеленных на успешную социализацию ребенка, формирование единства его духовных, физических и интеллектуальных качеств.

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях.

Современная система образования усиливает внимание к профессиональной деятельности педагога. Подтверждение тому обнаруживается в различных документах,принятых на федеральном уровне: «Закон об образовании в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», «Профессиональный стандарт» педагога. В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» подчеркнута важность образовательной среды, которая будет «способствовать профессиональному развитию педагогических работников». «Профессиональный стандарт» призван «раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию».

Воспитатель — как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной (креативной) личности дошкольника. Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т. е. изменяется подход к программе, условиям и результатам воспитания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также,обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим. Таким образом, для успешной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Вопросам компетенции воспитателей посвящали свое внимание в исследованиях и научных работах П. Ф. Лесгафт, M.X. Свентицкая, А. С. Симонович, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. В последние годы понятия «компетенции», «компетентность» активно освещаются и в отечественной педагогике (В. И. Байденко, А. С. Белкин, С. А. Дружилов, Э. Ф. Зеер, О. Е. Лебедев, В. Г. Пищулин, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, С. Б. Шишов и др.).

Компетенция – это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.

• Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Отсюда усложняются задачи методической службы ДОУ. От методической службы требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития. Необходимо вести систематическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, старший воспитатель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность следующих компетенций:

Методологическая компетентность.

Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС ДО является понимание оснований системно-деятельного подхода, сущность которого заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач.

Психолого-педагогическая компетентность.

Включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им ОП ДО.

Коммуникативная компетентность.

Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Исследовательская компетентность.

Умение оценить мероприятие воспитательного характера, провести анализ результативности воспитательно-образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельным направлениям

Презентационная компетентность.

Выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня т. д.

Акмеологическая компетентность.

Готовность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационная компетентность.

Выражается в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

Эмоциональная компетентность.

Способность осознавать и признавать собственные чувства, в так же чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношении с другими

Исходя из этих требований. Можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

• Работа в методических объединениях, творческих группах

• Исследовательская, экспериментальная деятельность

• Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий

• Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах

• Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками

• Проведение открытых мероприятий по обмену опытом

Педагогические чтения

• Обобщение собственного педагогического опыта

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:

— постоянно действующий обучающий семинар по различным вопросам;

— семинары-практикумы (активные методы обучения);

— организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

— организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;

— мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;

— открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ;

— самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

— прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

— проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных методических объединениях.

-желание педагога познавать и самореализовываться.

На основании вышесказанного,можно сделать вывод:

1. Профессиональную компетентность педагога ДОУ можно определить, как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

2. Основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

3. Работа методической службы ДОУ по развитию профессиональной компетентности педагогов обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также повышение эффективности образовательного процесса ДОУ. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, — приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.

4. Все направления работы методической службы ДОУ, в плане развития профессиональной компетенции педагога,можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.).

Повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников Администрация городского округа город Урюпинск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золотой ключик».

Деловая игра для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Золотая рыбка» Деловая игра для педагогов «Повышение.

Доклад «Критерии профессиональной компетенции воспитателя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ.

Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий.

Обобщение опыта работы «Повышение профессиональной компетенции педагогов через активные формы» Система Российского образования в настоящее время претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования,.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Развитие коммуникативной компетенции дошкольников в игровой ситуации Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования.

Сетевое взаимодействие как средство развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ Изменения, происходящие в российском образовании, находятся в прямой зависимости от особенностей педагогов, их личностных качеств, степени.

Выступление «Активные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции педагогов» СЛАЙД 2 Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога дошкольного образовательного.

Эссе «Идеи ведущих педагогов прошлого в моей профессиональной практике» Эссе на тему: «Идеи ведущих педагогов прошлого в моей профессиональной практике» В своей профессиональной практике я использую идеи Елизаветы.

Источник

Читайте также:  Чувство раздражительности по телу
Оцените статью