Эмоциональная компетентность что это такое

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Французова О.Е.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

При всей важности познавательного развития человека, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивид явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Важной функцией эмоций является регуляция поведения человека. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что без эмоций немыслим ни один активный шаг, ни одно решение. Какие бы события и условия ни определяли жизнь человека, все его конкретные действия и поступки совершаются под воздействием тех внутренних, психологически действенных эмоциональных явлений, которые возникли, преломились и окрепли под влиянием окружающей обстановки [1]. Одной из главных функций эмоций является и то, что с их помощью мы можем лучше понимать друг друга, и, не используя речь, судить о состояниях другого человека. Люди могут узнавать эмоциональные состояния друг друга, независимо от культур, национальностей и других различий.

В настоящее время в психологии начинает активно использоваться такое понятие, как «эмоциональный интеллект», понимаемый как совокупность интеллектуальных способностей человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции, умение управлять ими. Или другими словами, это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими.

Что же принципиально нового содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»? Ответ можно частично найти в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». Он подразумевает: как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе значительный пласт информации, используя которую, человек можем действовать значительно более эффективно.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой.

Американский психолог Д. Гоулман подчеркивал, что эмоциональный интеллект играет важную роль в развитии личности человека, и предложил термин — EQ (эмоциональный показатель интеллекта — коэффициент EQ). Ученый объяснял, что контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность мыслить логически [2].

EQ – особый параметр, который не связан с «эмоциональностью» кого-либо в привычном для понимания контексте. Эмоциональный темпераментный человек вполне может обладать низким EQ, что связано с его неумением распознавать свои эмоции и управлять ими. В то же время человек спокойный, уравновешенный может демонстрировать высокий уровень эмоционального интеллекта.

По результатам исследований американских психологов Майера и Саловея, «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни [3].

Личностный и профессиональный рост современного педагога невозможен без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих — наиболее важные качества, необходимые для успешного педагогического взаимодействия. Эмоциональный интеллект позволяет педагогу относиться к каждому обучаемому как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает педагогу развивать и поддерживать высокую самооценку каждого ученика, а также создавать атмосферу доверия и уважения.

Читайте также:  Если ты эмоциональный человек как с этим бороться

С понятием эмоционального интеллекта тесно связано представление об эмоциональной компетентности, которая и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения будущего педагога конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек (учащийся), дает возможность развить такие компетенции, как способность влиять на других людей и мотивировать их. У людей, которые лучше умеют управлять своими эмоциями, легче развиваются такие компетенции, как инициативность и способность работать в кризисной ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в практической деятельности. Таким образом, можно констатировать, что, если эмоциональный интеллект – это способность, то эмоциональная компетентность – это скорее умение, который можно и нужно формировать и развивать.

Проблема эмоциональной компетентности — одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Эмоциональная компетентность — это умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации.

Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют педагогу рассматривать свои эмоции и эмоции обучаемых как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности.

Можно выделить основные составляющие эмоциональной компетентности:

Самосознание – главный элемент эмоциональной компетентности. Человек с высокой степенью самосознания знает свои сильные и слабые стороны и умеет осознавать свои эмоции. Самоосознанность означает глубокое понимание самого себя, своих потребностей и побуждений.

Самоконтроль – это следствие самосознания. Человек, которому свойственна эта черта, не только «познал себя», но и научился управлять собой и своими эмоциями. Ведь, несмотря на то, что нашими эмоциями движут биологические импульсы, мы вполне можем управлять ими. Саморегуляция является важной составляющей эмоциональной компетентности. Она позволяет людям не быть «узниками своих чувств». Такие люди всегда сумеют не только обуздать собственные эмоции, но и направить их в полезное русло.

Если первые две составляющие эмоциональной компетентности – это навыки владения собой, то следующие две – эмпатия и коммуникабельность (навыки отношений) – относятся к способности человека управлять взаимоотношениями с другими.

Успешное взаимодействие с другими людьми невозможно без эмпатии. Это умение ставить себя на место другого, учитывать в процессе принятия решений чувства и эмоции других людей.

Коммуникабельность – способность не столь простая, ведь это не просто дружелюбие, а дружелюбие с определенной целью: подвигнуть людей в желательном для человека направлении. Это умение наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.

Развитая эмоциональная компетентность – важнейшее качество хорошего педагога или руководителя. Если человек обладает высоким IQ, но его EQ весьма низок, вряд ли он сможет быть успешным педагогом, управленцем. Ведь работа педагога или руководителя состоит из общения, успех которого напрямую зависит от коэффициента эмоционального интеллекта, на котором основывается эмоциональная компетентность.

Данные научных исследований в США и Европе в области эмоциональной компетентности говорят о том, что управление эмоциями — это навык, который можно нарабатывать и развивать в течение всей жизни человека! Распознавание своих эмоций – первый шаг в развитии EQ. Часто человек затрудняется описать словами те чувства, которые испытывает. Существуют сотни эмоций, у каждой – много уровней интенсивности, так что эмоциональная осознанность – нелегкая задача. Чем четче человек научится определять каждую свою эмоцию, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением.

Читайте также:  Как женщина себя чувствует после выкидыша

Развитие данной компетентности – сложная работа, но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность. Инструментами развития эмоциональной компетентности являются книги, тренинги, коучинг. Но также стоит помнить, что высокие показатели эмоциональной гибкости никогда не заменят ни профессиональной компетентности, ни умения взвешивать все «за» и «против» и делать объективные выводы. По мнению М. Рейнольдса, «развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным» [4].

Таким образом, проблеме эмоциональной компетентности личности уделяется большое внимание, как со стороны психологии, так и со стороны педагогики, так как в настоящее время значимость данной компетентности особенно в образовании, значительно возрастает.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М., 2009.

3. Майер Г. Психология эмоционального мышления. М., 2008.

4. Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность. М., 2003.

Источник

Эмоциональная компетентность: что это и почему её важно развивать

Многим кажется, что развитый эмоциональный интеллект поможет нам контролировать свои эмоции: не срываться на родных и близких, не чувствовать злость и гнев. И тогда жизнь станет легкой и удивительной. На самом деле все гораздо сложнее, но и интереснее. Эмоциональная компетентность позволяет делать жизнь ярче и масштабнее, открывает новые горизонты. Главное — знать, как ко всему этому подступиться.

Начнем с основ

Эмоциональная компетентность — это способность осознавать эмоции, причем, как свои, так и окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают навыками, которые позволяют им более уверенно себя чувствовать в обществе и достигать больших результатов.

Если посмотреть немного шире, то эмоциональная компетентность — это про выбор и волю каждого из нас выражать собственные чувства и давать этим чувствам место в нашем сердце, душе, сознании.

Существует четыре основных черты высокой эмоциональной компетентности:

Самосознание, т.е. способность осознавать и анализировать собственные эмоции.

Самоконтроль, или саморегуляция — умение управлять своими эмоциями.

Эмпатия — понимание эмоций окружающих.

Искусство поддерживать отношения — умение взаимодействовать с другими людьми. Каждую из этих черт можно развить.

Пойми себя

Невозможно понимать чувства других людей, если мы не понимаем своих собственных эмоций. Поэтому важно в первую очередь проявлять заботливое бережное отношение к себе. Прислушиваться к внутреннему голосу, наблюдать за собой, искать баланс, гармонию, то самое состояния потока. Научитесь слышать себя — и умение чувствовать окружающих придет само.

Значит ли это, что человек с развитым эмоциональным интеллектом никогда не злится и не раздражается? Нет. Жизнь — сложная штука, и нормально иногда чувствовать негативные эмоции. Более того, порой они даже нужны нам.

Такие эмоции как гнев, печаль, страх, вполне могут быть источниками творчества, энергии и возникновения новых связей. Например, часто гнев оказывается мощным стимулом к действию, особенно если он рождается от страстного желания устранить несправедливость или какое-то неравноправие. Для многих людей нормальна следующая программа — разозлиться, чтобы начать действовать или что-то менять.

Если вы часто ловите себя на негативе, попробуйте не бороться с ним, а остановиться и подумать, к чему вас ведут эти эмоции? Дайте место страху или гневу в своем сердце, примите их и рассмотрите поближе.

фото: Westend61 / Getty Images

А самое главное, даже очень плохие мысли остаются всего лишь мыслями. Их можно сравнить с тучами — за ними всегда будет голубое небо. И задача каждого из нас — подниматься выше этих туч, расчищать их.

Я люблю себя

Эмоциональная компетентность — во многом про любовь к себе. По-настоящему не полюбив и не приняв себя, мы не можем любить жизнь и принимать других людей. Сложно проявлять эмпатию, когда у вас есть длинный список собственных недостатков и негативных черт. Ведь на самом деле эта ваша теневая сторона личности, которая составила список «плохих» качеств, мешает двигаться вперед и быть автором своей судьбы.

Читайте также:  Какие бывают чувства кроме любви

Почему так? Наша психика зеркальна. Мы очень часто встречаем в других то, что не можем принять и полюбить в себе.

Помните это утверждение, что негативный комментарий говорит больше о его авторе, а не о том, кому он адресован? Пока вы не примете себя, вы будете постоянно сталкиваться с этими негативными сторонами в окружающих.

Человек, который везде ищет обман, обязательно его находит. Человек, который считает себя некрасивым, начинает цепляться ко внешнему виду окружающих. Все эти люди несчастливы, и до эмпатии им далеко.

В основе эмоциональной компетентности лежит принятие себя со всеми своими плюсами и минусами. Это просто вы. Другой не будет. Каждый человек способен выйти из своей старой роли, отпустить обиду, сломать придуманные рамки. И таким образом сделать шаг навстречу новой жизни.

Кем я стану, когда вырасту

Очень полезный инструмент — создание видения того, что будет с вашей жизнью через 5, 10, даже 30 лет. Об этом на самом деле задумываются немногие — кому-то страшно, кто-то привык жить здесь и сейчас, другие просто не понимают, как можно планировать что-то в таком переменчивом мире.

фото: Westend61 / Getty Images

Очень важно рассеять этот туман, который застилает ваше будущее. Потому что неуверенность в нем, непонимание того, что будет с нами и нашими детьми, непонимание того, что ждёт нас завтра, не прибавляет жизни смысла.

Как только вы разберетесь в том, что происходит с вашей жизнью, примете на себя ответственность и заявите, что вы сами автор своей судьбы, ваша жизнь обретет больший смысл. Уйдут страх, сомнения и тревога.

Дневник как способ заглянуть в себя и упражнение для развития эмоциональной компетентности

Ведение дневника — прекрасная ежедневная практика, которая поможет вам лучше себя понять. Каждый день описывайте, что вы пережили, какие эмоции при этом испытали, что важного и ценного произошло за день. Такие записи помогут углубить свою эмоциональную компетентность, осознать свои эмоции и личность. Возможно, сперва вам будет непросто, но с практикой придет лучшее понимание своей сути.

Если не знаете, с чего начать, попробуйте выполнить письменную практику, чтобы лучше начать разбираться в себе, в своих чувствах и эмоциях. Порассуждайте над следующими вопросами:

Что для меня значит любовь?

Что полезного я делаю для своего ума, сердца, тела каждый день?

Что я глубоко и сильно люблю в своей жизни?

Каковы мои сильные стороны?

Умею ли я прощать?

Умею ли я сострадать?

Какова моя уверенность в себе по шкале от 1 до 10 баллов?

Эти записи помогут определить, на каком уровне эмоциональной компетентности находитесь. В процессе написания вы сами увидите, что вызывает сложности, над чем хорошо бы поработать. Сделайте этот шаг навстречу себе — заведите дневник.

Что вами управляет?

В нашей жизни огромную роль играет мозг. Так сложилось эволюционно: мозг отвечает за выживание, за передачу следующему поколению знаний и опыта. А за развитие и желание «становиться» лучше отвечает душа.

Задайте себе еще один вопрос: кто является автором вашей жизни? Вы или «воля вашей судьбы»? Выполняете задачи мозга — есть, пить, лежать на диване, смотреть телевизор и залипать в Инстаграм? Или живете по велению души и хотите развиваться, узнавать что-то новое? Я верю, что, если вы читаете эту статью, ваше желание расти над собой очень велико. И все у вас обязательно получится.

Источник

Оцените статью