Эмоциональная холодность наблюдается при тест
Общая психопатология
Эмоциональное огрубение — утрата высших (нравственных, эстетических, интеллектуальных и пр.) эмоций и чувств, тонких эмоциональных дифференцировок. Больные теряют присущие им ранее интересы и привязанности, способность к состраданию, заботе о близких, сдержанность, учтивость, такт, чувство собственного достоинства. В поведении преобладают примитивные эмоциональные реакции (низшие, биологически обусловленные эмоции), нацеленные на удовлетворение своих сиюминутных потребностей, больные становятся назойливыми, бесцеремонными, заносчивыми, не соблюдают элементарных приличий.
Может наблюдаться при разных заболеваниях, в том числе особенно отчетливо при различных органических заболеваниях головного мозга, зависимостях (например, как проявление личностных изменений при алкоголизме).
Например, мужчина 62 лет, слесарь, злоупотребляет алкоголем, в том числе суррогатами, на протяжении многих лет пьет практически постоянно, последние годы приобрел множество болезней, обусловленных пьянством, физически одряхлел, выражены явления алкогольного полиневрита, ходит с большим трудом. Перестал работать, получив пенсию, сразу же ее пропивает, а затем начинает требовать выпивку или отбирать деньги у жены и дочери, с которыми живет. Если те деньги ему не дают, уносит из дома ценные вещи. Нисколько не стыдится и не гнушается этого, не обращает никакого внимания на бедственное материальное положение своей семьи. Если жена пытается в чем-то спорить или возражать ему, злится, кричит на нее, может ударить своей палкой. Совершенно не стесняется в выражениях, несмотря на то что вместе с ним живут малолетние внучки, разговаривает преимущественно матом. На протяжении всей жизни часто увлекался разными женщинами, «гулял», теперь, так как круг общения из-за физической немощи сократился, больше времени стал проводить дома, и в этих условиях совершенно неуместной выглядит сексуальная тематика, шутки на сексуальные темы, которые превалируют в его речи. Но наиболее пугают родственников его попытки вести грубые разговоры на сексуальные темы со своими внучками, а при любом удобном случае — стремление трогать их или свою собственную дочь за интимные места.
Изменения эмоциональных свойств подобного рода может приводить и к жестоким преступлениям, что часто становится сюжетом хроники происшествий в телевизионных новостях. Например, из телевизионного сюжета:
В городе N возбуждено уголовное дело по факту убийства двух детей 3 и 4 лет. Их останки были найдены под крыльцом частного дома (по данным пресс-службы Следственного управления). Подозрение пало на мать малышей. По версии следствия, в феврале подозреваемая — женщина — бросила двух своих дочерей в деревянном доме и в течение 10 дней дома не появлялась, оставив их умирать от голода и холода. Все это время употребляла алкоголь с собутыльниками. Вернувшись, она обнаружила дочерей мертвыми, обнимавшими друг друга в своей предсмертной агонии. Желая уйти от наказания, спрятала тела. В течение года женщина исправно получала от отца детей алименты, а также все полагающиеся пособия и тратила их по своему усмотрению. За это время она родила еще одного ребенка.
Эмоциональная холодность — общий недостаток эмоциональности, уменьшение выраженности всех эмоций в виде ровного, равнодушного отношения ко всем происходящим событиям.
В некоторых случаях эмоциональная холодность может быть врожденной особенностью человека, в других она становится следствием различных заболеваний головного мозга — последствием органического поражения, как проявление легко и умеренно выраженного эмоционально-волевого дефекта при шизофрении.
Апатия — безразличие, полное отсутствие эмоций, при котором не возникают желания и побуждения («ноль эмоций», «бодрствующая кома»).
Утрачены или значительно снижены как высшие эмоции, так и низшие, связанные с удовлетворением своих физиологических потребностей. Больные равнодушно относятся к происходящему вокруг, утрачивают интерес к общению с близкими, своим прежним увлечениям, много времени пребывают в бездействии. Никакие внешние события не вызывают каких-либо эмоций, ни радости, ни печали. С одинаковым, ничего не выражающим видом едят и лакомства, и обычную пищу, а в случае отсутствия еды могут долго оставаться голодными. Равнодушны к своему будущему, никак не пытаются что-либо изменить в нем. Равнодушны к своему здоровью, поэтому могут не обращаться за медицинской помощью в случае возникновения соматических заболеваний. Равнодушны к своему внешнему виду, неопрятны, не следят за прической, пренебрегают гигиеническими процедурами, одеваются неряшливо, часто оказываются одетыми не по погоде.
В беседе интереса не проявляют, говорят мало, ответы односложны, мимика бедная, не выражающая каких-либо эмоций. Некоторые больные формально могут говорить о своих привязанностях к близким, увлечениях, интересе к тому, что ждет их в будущем (например, о желании скорее выписаться из стационара, устроиться на работу и пр.), но обычно каких-либо реальных подтверждений в их поведении эти эмоции и стремления не имеют — стремление устроиться на работу остается только словами, увлечения оказываются уже давно в прошлом, а с родными общаются больше по привычке, никаких эмоций к ним не проявляют. Достаточно характерны затруднения при необходимости сделать какой-либо эмоциональный выбор (на вопрос: «Что тебе больше нравится — это или это?» — возникает ответ: «Не знаю, мне все равно»). Само уменьшение эмоциональности при апатии не осознается пациентом и не тяготит его.
Апатия может наблюдаться при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга (вариант психоорганического синдрома), в старости. Апатия в сочетании с абулией, не обусловленная грубого органическим поражением головного мозга и симптомами интеллектуального снижения, составляет так называемый апато-абулический синдром — проявление выраженного дефекта эмоционально-волевой сферы, который может развиваться при шизофрении.
Пациент Р. 25 лет поступил в психиатрическую больницу впервые, прежде у психиатров не наблюдался. С детства отличался замкнутостью, никогда не имел друзей, к общению со сверстниками не стремился. С лет стал холодно общаться со своими родными, чурался ласки, часто грубил, появилась необъяснимая жестокость — мучил и убивал кошек, вешал птиц. В дальнейшем стал плохо справляться с учебой в школе, к занятиям не готовился, прогуливал. Большую часть времени проводил дома в бездеятельности, общался с родными по необходимости. В юношеском возрасте не смог установить личные и социальные связи, после 11 классов учебу не продолжал, никогда нигде не работал и не пробовал найти работу. Инвалидности не имел. Жил на иждивении у родителей. Дома обслуживал себя лишь элементарно, хозяйственные работы всегда избегал, поэтому их не освоил, комнату захламил, жил в антисанитарных условиях, сопротивлялся любой попытке что-либо изменить в его жизни, легко доходил до физической агрессии. Несколько лет назад на некоторое время увлекся чтением религиозной и мистической литературы, стал разговаривать без собеседника, родным говорил, что общается с духами и богами; сутками напролет писал какие-то обращения к «Богине», изобрел для этого особую тайнопись (криптография). Сохранялось грубое, жестокое отношение к родным, однако отец больного категорически возражал против обращения к психиатрам. После смерти родителей проявлял агрессию к своей сестре, которая была вынуждена обслуживать больного в связи с отсутствием у него навыков ведения хозяйства, а затем выгнал ее из дома. Был госпитализирован в психиатрический стационар, где первое время отмечалась галлюцинаторно-бредовая симптоматика (он — единственный наследник миллионов отца, талантливый ученый. Он слышит голос «Богини», восхваляющий его, считает, что должен на ней жениться, однако другие «эзотерические божества» пытаются помешать ему в этом, негативно воздействуя на его мысли, тело и пр.). Был выставлен диагноз параноидной шизофрении. В ходе лечения галлюцинаторно-бредовая симптоматика была быстро купирована и на передний план в клинической картине вышли явления эмоционально-волевого дефекта. В отделении большую часть дня лежит в постели без какого-либо дела, к общению с другими больными и персоналом не стремится, все попытки вовлечь его в какую-либо общественную жизнь, реабилитационные программы неудачны, так как сначала пассивно соглашается, но в самом общении не участвует, а затем незаметно уходит. Книг не читает, телевизор не смотрит («неинтересно»). За собой не следит, зубы не чистит, не причесывается, постель слеженная, неопрятная. Нуждается в постоянном контроле со стороны персонала — без дополнительного понуждения с его стороны постель не заправляет, может не пойти кушать в столовую и остаться голодным, лишь изредка, после длительных уговоров, выходит на прогулки на улицу. Делает это неохотно. В беседах с врачом мимика однообразная, ответы на вопросы односложные, никаких жалоб не предъявляет, настроение без заметного снижения. Интеллектуально развит достаточно хорошо, эрудирован — изредка, в ответ на случайные вопросы может, например, вспомнить своих любимых художников, объяснить, что интересного есть в творчестве того или иного живописца, и т.д. Высокого роста, физически крепок. Своим пребыванием в стационаре не тяготится. В связи с беспомощностью были оформлены документы для направления в психоневрологический интернат, относится к скорому переезду туда равнодушно. На прямой вопрос о том, понимает ли он, что будет теперь жить в интернате, видимо, всю свою оставшуюся жизнь, говорит, что понимает, при этом каких-либо эмоций, связанных с этим, не проявляет.
К симптомам обеднения эмоций в некотором роде феноменологически близко состояние, которое в психологической литературе называют эмоциональным выгоранием. Обычно считают, что это состояние характерно для работников «помогающих профессий» (врачей, учителей, психологов), когда со временем из-за длительного эмоционального перенапряжения, связанного с такой работой, некоторые из них оказываются не в состоянии адекватно реагировать на эмоциональные переживания обращающихся к ним людей, становятся равнодушными, бесчувственными, раздражительными, что в дальнейшем негативно отражается и на качестве их работы. Если более широко посмотреть на такие эмоциональные изменения, то можно заметить, что на самом деле они возникают во многих аспектах жизни большинства людей. Например, молодожены изначально женятся с эмоциональным подъемом, овеянные высокими чувствами, а через несколько лет во многих семьях чувства значительно тускнеют, между супругами появляется равнодушие, а иногда даже неприязнь. Родители обычно рожают детей, чтобы любить их и заботиться, но через несколько лет многие из них по незначительному поводу уже готовы накричать на своего ребенка, ударить, оскорбить его, унизить и т.д.
Эмоциональное выгорание у врачей является серьезной проблемой медицины во всех странах мира. Признаками такого выгорания могут быть:
- Изменение целей: выбирая врачебную специальность, изначально хотел помогать «страждущим», а теперь формально выполняет работу, не заботясь о результатах.
- Равнодушие к страданиям пациентов.
- Утрата осознания смысла своей работы.
- Отсутствие удовлетворения от работы.
- Снижение работоспособности, постоянная усталость.
- Отсутствие желания узнавать новое в своей профессии, учиться.
В произведениях А.П.Чехова есть два характерных примера, которые в какой-то степени отражают варианты эмоционального выгорания врачей:
- «Палата № 6» — главный герой доктор Рагин первоначально усердно трудится в земской больнице, но постепенно разочаровывается в работе, перестает видеть в ней смысл, начинает пропускать работу, днями лежит дома и т.д. Т.е. описано состояние, близкое к апатии.
- «Ионыч» — главный герой доктор Старцев с годами утратил многие высшие чувства, в том числе единственную в жизни любовь, стал грубым и раздражительным, однако по-прежнему много работает ради хорошего заработка. Т.е. данное описание ближе к понятию эмоционального огрубения.
Источник
Диагностика шизотипического расстройства
У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.
Шизотипическое расстройство — это состояние, для которого характерны аномалии мышления (странные увлечения, своеобразная логика) и эмоциональной сферы (холодность, отстраненность), которые сопровождаются трудностями в общении, чудаковатым поведением и склонностью к мистическим рассуждениям. Заболевание сложно дифференцировать от других расстройств, поэтому для корректной диагностики требуется детальное обследование и большой опыт специалиста.
В МКБ-10 нет понятия «скрытая шизофрения», но шизотипическое расстройство — наиболее близкое к нему по смыслу. При скрытой шизофрении признаки характеризуются отсутствием острых психотических симптомов — человек ориентируется в окружающей действительности, более-менее адаптирован в социуме, хотя некоторые вещи трактует очень странно.
Диагностика шизотипического расстройства — это обследование у психиатра и дополнительное патопсихологическое исследование у клинического психолога. Подтвердить диагноз можно с помощью современных методов: Нейротеста, Нейрофизиологической тест-системы.
Встречаются тревожность, сильные необоснованные страхи, эмоциональное обеднение, ипохондрия (заостренное внимание к своему здоровью), деперсонализация (ощущение собственной измененности). При скрытой шизофрении симптомы не такие яркие, как при других формах, однако требуют контроля специалиста и помощи в социальной адаптации. Это позволяет избежать усугубления состояния и инвалидизации.
Шизотипическое расстройство: симптомы, признаки и течение заболевания
При диагностике шизотипического расстройства врач обращает внимание на:
- эксцентричное поведение, чудаковатость, пренебрежение социальными нормами;
- мистическое мышление (суеверия, человек может внезапно стать очень религиозным), неадекватные убеждения;
- эмоциональную холодность и отстраненность;
- трудности в общении, социальную отгороженность, тревожность;
- навязчивые размышления без внутреннего сопротивления, часто недовольство своей внешностью или окружающими;
- аномалии восприятия, иллюзии;
- стереотипное, путаное и поверхностное мышление, непоследовательная, трудная для восприятия речь.
При шизотипическом расстройстве симптомы, которые перечислены выше, должны наблюдаться у пациента постоянно или время от времени в течение двух лет. Диагностически значимым является наличие 3–4 признаков.
Специалист учитывает не одно конкретное проявление, а общую картину заболевания, порядок появления симптомов и их взаимосвязь с внешними факторами — другими болезнями, травмами или стрессом.
Наиболее полную диагностику и оценку тяжести состояния специалист проводит при помощи:
- клинико-анамнестического обследования (проводит лечащий врач-психиатр);
- патопсихологического исследования у клинического психолога;
- дополнительных инструментальных и лабораторных методов — ЭЭГ, Нейротеста, Нейрофизиологической тест-системы;
- невролога, физиотерапевта — если есть сопутствующие психической болезни неврологические расстройства.
Врач учитывает наличие соответствующих симптомов, разбирается в характере личностной патологии, собирает подробный анамнез и тщательно интерпретирует полученную информацию. Особенности течения заболевания и его постепенное развитие делают этот этап необходимым для корректной диагностики.
С помощью инструментальных и лабораторных методов исключается влияние токсических веществ, устанавливается органическая патология и поражение головного мозга. Эти методы помогают оценить остроту процесса и состояние нервной системы.
Методы диагностики нужны не только, чтобы подтвердить диагноз. Врач может использовать их, чтобы оценить эффективность терапии (улучшаются ли показатели) и оперативно менять препараты или их дозировки.
С помощью Нейротеста врач исследует иммунологические показатели сыворотки крови, которые влияют на функции мозга и развитие патологии нервной системы. Чем сильнее отклонения показателей крови, тем в более остром состоянии находится человек — тем скорее нужно начинать терапию.
Нейрофизиологическая тест-система — это комплекс методик, которые исследуют реакции человека на различные раздражители и позволяют объективно доказать патологию шизофренического характера.
Шизотипическое расстройство — симптомы у детей
Заболевание может возникнуть и у ребенка. При шизотипическом расстройстве симптомы у детей такие же, как у взрослых, и начинают появляться рано. Выраженность их менее яркая, чем в старшем возрасте. Это связано с тем, что заболевание развивается постепенно и при отсутствии лечения неуклонно прогрессирует.
Симптомы шизотипического расстройства у ребенка нужно контролировать, чтобы болезнь не нарушила его психическое и интеллектуальное развитие.
Ребенок теряет интерес к общению, становится замкнутым, тревожным и боязливым. Незначительное изменение в действиях родителей (одежда висит не на том месте, появились новые игрушки вместо старых) могут вызвать приступы паники и агрессии. Такие дети неуклюжи, часто падают. Они не заводят друзей, становятся объектами насмешек в школе. Всё это мешает жить, учиться и усугубляет состояние.
Поэтому необходимо своевременно обратиться к специалисту, который остановит прогрессирование состояния, научит контролировать симптомы и поможет вернуться к учебе, развитию личности и социальной жизни.
Источник