В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. Также вы найдете обзор полезных сайтов и тестов по теме.
В советские времена в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.
Изменения в конце XX века сломали традиционное представление о профессионализме. Сейчас «узкие» знания можно получить в интернете за несколько секунд. Технологии постоянно обновляются. Формы занятости тоже меняются. Поэтому «узкий профессионализм» перестает быть преимуществом, а иногда начинает мешать успеху человека на рынке труда.
Появились два термина:
Soft Skills – это «мягкие» или «гибкие» компетенции, применимые во множестве профессиональных областей. Далее мы разберем, что это такое – Soft Skills – простыми словами, приведем примеры мягких навыков.
В последние годы работодатели стали все больше внимания уделять именно Soft-Skills. Это легко объяснимо. Развить узкопрофессиональные умения сейчас быстрее и дешевле, чем сформировать широкие, гибкие компетенции. А ведь именно последние определяют эффективность современного специалиста. Поэтому важно знать, что это такое – мягкие навыки – (англ. Soft Skills), и как развивать их.
Особенно необходимы эти компетенции фрилансерам, так как им приходится самим продвигать свои услуги на рынке.
Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.
Разница между Hard Skills и Soft Skills
Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.
Умение написать читаемый код на Python.
Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.
Нарисовать логотип в CorelDRAW.
Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.
Осуществлять правовую оценку договоров компании.
Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.
Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.
Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:
Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.
Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.
Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.
Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.
Выражаются они глаголами:
анализировать и т.п.
Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.
Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:
Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.
Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).
Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.
Уметь слушать и слышать.
Список социальных навыков Soft Skills:
Соблюдать трудовую этику.
Self-management (или проще – саморегулирование):
Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).
Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:
Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.
Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.
Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.
Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.
Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.
Конечно, ответ – всем. Но особое внимание на развитие Soft Skills рекомендуется обращать тем, кто по ряду причин менее конкурентоспособен на рынке труда:
Представителям профессий, спрос на которые падает.
Как развивать Софт Скиллс, мы рассмотрим далее в статье.
Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:
Навык командной работы.
С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.
Существует множество диагностических методик, тестов, для оценки развития мягких навыков. Также человек может сам проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения. Поможет и известная методика 360 градусов: оценка уровня мягких навыков сотрудника несколькими людьми, имеющими с ним дело.
Еще много психологических тестов можно найти на сайте Psytests.org.
Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.
Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. Примеры таких курсов в университете Нетология: Основы эффективной коммуникации, Деловые переговоры, Гибкие навыки для руководителей. Учиться можно онлайн из любой точки мира.
Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов. Как уже упоминалось выше – в отличие от Hard Skills, мягкие компетенции НАДпрофессиональны, принципы их формирования универсальны, а поэтому неважно, где человек получил их.
Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля. Неважно, что это будет – турнир по стритболу для детей из соседнего двора, собственный стартап в бизнесе или благотворительный сбор в помощь беспризорным котятам. Развитию Soft Skills они будут способствовать в равной мере.
Даже суперпрофессионал в области Hard Skills без мягких умений останется рядовым исполнителем с непробиваемым «потолком» зарплаты и будет иметь высокий уровень риска оказаться в тупике проблем с трудоустройством в случае потери работы.
Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.
Источник
Soft skills, что по-русски «мягкие или гибкие навыки» — это способности личностного характера и навыки общения, которые требуются от кандидатов для успешного ведения бизнеса. Примерами мягких навыков могут быть:
Гибкие навыки иногда называют нарабатываемыми или личностными навыками. Как следует из этого термина, это навыки, которые менее специализированы, менее привязаны к конкретным профессиям и в большей степени соответствуют общему характеру и личности кандидата.
Soft skills связаны с вашим отношением к окружающей действительности и интуицией. Поскольку гибкие навыки в меньшей степени связаны с вашей квалификацией и в большей степени ориентированы на личность, важно понимать, каковы ваши мягкие навыки и как вы могли бы продемонстрировать их работодателю при устройстве на работу.
Особенно это важно для молодых специалистов и студентов, которые устраиваются на свою первую работу. Ведь чаще всего у них еще почти нет опыта и наработанных твердых навыков, поэтому работодатели уделяют большее внимание на их личностные характеристики. В этой статье мы перечислим 10 основных софт скиллз и те способы, которыми работодатели определяют уровень развития гибких навыков у соискателей.
Вот несколько примеров важности гибких навыков для различных профессий:
Soft skills важны не только при взаимодействии с внешними клиентами и партнерами. Они не менее важны, когда дело касается взаимодействия с коллегами. Работодатели ценят навыки межличностного общения, потому что они позволяют работникам эффективно работать в командах.
Продуктивная и здоровая рабочая среда критично зависит от навыков межличностного общения. В конце концов, рабочее место — это межличностное пространство, в котором необходимо строить и развивать отношения, необходимо обмениваться точками зрения, а иногда и разрешать конфликты.
Этот список включает 10 наиболее востребованных среди работодателей гибких навыков. Если вы ими обладаете, то ваши шансы на успешное трудоустройства и карьеру многократно возрастают.
Коммуникация – наверное, самый важный из гибких навыков. Сотрудники с развитыми навыками общения могут эффективно общаться с любой аудиторией, понимать и эффективно действовать в соответствии с инструкциями, а также объяснять сложные вопросы коллегам и клиентам.
Один из основных навыков общения — это умение слушать. Независимо от того, имеете ли вы дело с обращением клиента или работаете с коллегами, навыки слушания помогут вам узнать и правильно отреагировать на обстоятельства, в которых вы оказались.
Позитивный настрой и стремление хорошо работать без постоянного контроля со стороны работодателя — жизненно важный гибкий навык для любого сотрудника.
Он не только демонстрирует надежность и лояльность компании, но также показывает, что вы можете эффективно вписаться в организационную структуру.
Чтобы продемонстрировать свою мотивацию работодателю мы рекомендуем развивать следующие 4 ключевые навыка: оптимизм, амбициозность, обязательность, инициативность.
Лидерство — это мягкий навык, который вы можете продемонстрировать, даже если вы не управляете напрямую другими людьми. Те, у кого есть сильные лидерские качества, смогут вдохновлять других и вести команды к успеху. Это чрезвычайно востребованное качество среди работодателей, особенно в продажах и маркетинге.
Люди с хорошими лидерскими качествами часто обладают рядом навыков, которые нужны в любом бизнесе, в том числе:
Даже если вы претендуете на должность начального уровня, не стесняйтесь продемонстрировать свой лидерский потенциал, показывая, как вы положительно повлияли на других, чтобы достичь успеха в совместной работе.
Ответственность — это редко обсуждаемый, но высоко ценимый работодателями мягкий навык. Вообще самый большой страх любого работодателя – принять на работу безответственного разгильдяя.
Безответственный человек в редких случаях может долго где-то работать, но построение карьеры для него практически невозможно, даже несмотря на возможные протекции и покровительство.
Чтобы продемонстрировать высокий уровень ответственности, убедитесь, что вы владеете следующими навыками:
Это означает принятие ответственности не только за свои личные цели, но и за более широкие цели компании. То есть проявление инициативы по внесению улучшений, принятие на себя ответственности за любые неудачи и действительно заботу о том, чтобы продвигаться к успеху.
Как и в случае с лидерством, эффективная командная работа предполагает сочетание нескольких гибких навыков. Работа в команде для достижения общей цели требует интуиции и межличностной проницательности, чтобы знать, когда быть лидером, а когда — слушателем. Хорошие командные игроки проницательны, а также восприимчивы к потребностям и ответственности других. По нашему опыту, все без исключения крупные работодатели проводят оценку способностей соискателей к командной работе. И почти 50% всех ситуационных тестов оценивают, помимо прочего, этот навык.
Решительность характеризуется умением принимать быстрые и эффективные решения. Однако это не означает безрассудство или импульсивность – это, наоборот, отрицательные качества. И они тоже оцениваются с помощью ситуационных тестов и опросников.
Решительность сочетает в себе несколько разных способностей:
Решительный сотрудник быстро предпримет эффективные и продуманные действия, особенно когда он находится в ситуации неопределенности или стресса. Он готов брать на себя ответственность за последствия своего решения и может быстро адаптироваться, когда совершаются ошибки. Это гарантирует, что возможности не будут упущены из-за длительного анализа или обсуждения. Все эти качества крайне востребованы работодателями, особенно для управленцев.
Решение проблем требует не только аналитических, творческих и критических навыков, но и особого мышления; те, кто может подойти к проблеме с хладнокровием и уравновешенностью, часто найдут решение более эффективно, чем те, кто на это не способен.
Это гибкий навык, который также часто может зависеть от навыков командной работы. Проблемы не всегда нужно решать в одиночку. Возможность знать, кто может помочь вам найти решение и как они могут это сделать, может дать вам большое преимущество.
Многие проекты требуют от людей уметь работать в условиях ограниченного времени и, иногда, с высокими ставками в случае неудачи. Рекрутеры ценят кандидатов, которые демонстрируют решительный настрой, способность ясно мыслить, а также способность эффективно работать в ситуации стресса.
Тайм-менеджмент тесно связан со способностью работать под давлением, а также в сжатые сроки. Сотрудники, которые грамотно распоряжаются своим временем, могут эффективно расставлять приоритеты задач и эффективно организовывать свою работу.
Гибкость — важный мягкий навык, поскольку он демонстрирует способность и готовность принимать новые задачи и новые вызовы спокойно и без суеты.
Гибкие сотрудники готовы помочь там, где это необходимо, берут на себя дополнительные обязанности и могут быстро адаптироваться при изменении планов. Работодатели ищут кандидатов, которые могут проявить готовность и оптимизм и которые воспринимают перемены позитивно.
Это еще один из тех мягких навыков, которые работодатели ищут у кандидатов, особенно важно это для соискателей на менеджерские позиции, где требуется управлять людьми и процессами.
Быть опытным переговорщиком — значит уметь убеждать и оказывать влияние, при этом чутко ища решение, которое принесет пользу всем сторонам. Точно так же разрешение конфликтов зависит от развитых навыков межличностного общения и способности установить взаимопонимание как с коллегами, так и с клиентами.
Как и в случае с квалификациями, вам следует четко выявить и описать свои гибкие навыки. В этом вам может помочь опрос людей, которые вас хорошо знают.
Далее важно полностью изучить компанию-работодателя, куда вы хотите устроиться, и определить, какие из ваших социальных навыков наиболее подходят для этой компании и должности.
После того, как вы определили мягкие навыки, которые требуются данному работодателю, подготовьтесь к тому, чтобы продемонстрировать эти навыки в опросниках, тестах, а затем рассказать о них на собеседовании. Также обязательно включите их в качестве ключевых слов в свое резюме или сопроводительное письмо.
Поскольку мягкие навыки обязательно абстрактны, вам обязательно нужно подкрепить ваши утверждения примерами того, когда вы смогли использовать их для достижения положительных результатов.
Эти примеры могут быть взяты из профессионального, личного или академического опыта. Например:
Первый (если быть наиболее точным, второй после анализа резюме) этап отбора соискателей, на котором оцениваются гибкие навыки – это ситуационные тесты и личностные опросники. Стандартной инструкцией к этим тестам и опросникам является рекомендация не думать долго об ответах, а ставить первое, что приходит в голову, главное – искренность. Но такая инструкция явно не в пользу соискателя.
Наша рекомендация совершенно другая – глубоко анализировать каждый вопрос и ответ в плане того, какая компетенция в нем демонстрируется и оценивается. Понимание, какой гибкий навык оценивается в вопросе, и какой ответ лучше всего его демонстрирует – это ключ к успешной сдаче любого теста. Приведем пару примеров.
В примере ситуационного теста ниже оцениваются коммуникативные навыки – одни из ключевых soft skills.
Как вы можете видеть, каждый ответ по-своему эффективен в достижении бизнес-результата. Но то, как информация доводится до команды, сильно различается.
Больше о ситуационных тестах на все гибкие навыки вы сможете узнать в наших специальных статьях:
В настоящее время личностные опросники стали даже более популярным инструментом оценки гибких навыков соискателей и действующих сотрудников. При кажущейся простоте таких опросников – от вас просто требуется выбрать ответ, который, на ваш взгляд, вас лучше описывает – они не так просты и очевидны. Основной подвох – невозможно набрать высокий балл по всем компетенциям. Всегда нужно выбирать что важнее, а чем можно пожертвовать.
Читайте больше о личностных опросниках и как их успешно пройти в наших статьях:
Работодатели в настоящее время уделяют огромное внимание поиску и оценка гибких навыков у соискателей. Для этого используются тесты и опросники. Кстати, если вы являетесь участником конкурса Лидеры России, то вам стоит уделить особое внимание этим тестам. Тесты на мягкие навыки составляют бОльшую часть теста на управленческий потенциал Лидеры России, а также опросников оценки компетенций. Больше об этих тестах вы сможете прочитать в наших статьях:
Вообще, ситуационные тесты на гибкие навыки являются обязательной частью тестирования кандидатов на управленческие позиции для всех без исключения крупных компаний.
Несмотря на то, что гибкие навыки намного сложнее освоить по сравнению со знаниями, они, безусловно, могут улучшаться с практикой. Улучшение навыков межличностного общения может быть непростым делом, поскольку для этого требуется много самоанализа, что может быть сложно, если вы этого не делали раньше.
Если вы хотите улучшить свои навыки межличностного общения или у вас есть навыки, которые вам нужно развить для работы в определенной роли, вот несколько советов, которые помогут:
На HRLider вы найдете крупнейшую в русскоязычном интернете подборку ситуационных тестов на гибкие навыки. Кроме них у нас есть 3 личностных опросника, многие вопросы которых посвящены оценке soft skills. Если вам скоро предстоит сдавать ситуационные тесты, мы рекомендуем пройти как можно больше тестов на HRLider — это даст вам понимание механизма оценки и навыки быстрого решения вопросов. Гарантируйте свой успех — подготовьтесь!
Источник