Эмоционально-волевая готовность к школе
Вероника Салова
Эмоционально-волевая готовность к школе
Эта тема очень актуальна для дошколят. Не только и не столько ребёнок должен уметь писать, читать и считать, сколько он должен быть готов эмоционально, психически.
Эмоционально-волевая готовность к школе — это способность ребёнка управлять своим поведением и эмоциями.
Детей, у которых эта сфера не сформирована,видно сразу:
* они не могут контролировать свои эмоции;
*практически сразу впадают в истерику: падают на пол и громко кричат, разбрасывают вещи, могут ударить того, кто «подвернётся под горячую руку»;
* не умеют проигрывать;
* не умеют уступать;
им свойственна эмоциональная лабильность — это такое состояние нервной системы, которое сопровождается резкими и частыми сменами настроения;
* любой запрет вызывает крайне бурную и часто агрессивную реакцию;
* они не могут выполнять задания, требующие сосредоточения;
* часто бросают всё на «полпути», особенно, если не получается.
Работать с такими состояниями можно и нужно, но коррекция, как правило длительная.
Как работать с эмоционально-волевой сферой:
1. Соблюдать режим дня. У детей эмоциональное состояние очень сильно зависит от физического самочувствия. Если ребёнок не доспал, то нервная система моментально отрицательно на это реагирует, как правило, усиливаются.
2. Не допускать эмоциональных перегрузок ребёнка, особенно во второй половине дня.
3. Развивать эмоциональную и коммуникативную сферы ребёнка.
4. Сбросить лишнее напряжение ребёнку помогут игры с водой, с песком, с тестом, с различными крупами.
5. Обязательно обучаем ребёнка навыкам саморегуляции и самоконтроля.
Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.
Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.
Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.
Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.
Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.
Источник
Консультация для педагогов ДОУ «Эмоциональная готовность ребенка к школе»
Ольга Погорелова
Консультация для педагогов ДОУ «Эмоциональная готовность ребенка к школе»
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы, ведется активная работа по интеллектуальному развитию ребенка при подготовке к школе. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка при подготовке к школе не всегда уделяется достаточное внимание.
Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей – адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, плаксивость, страх к школьному обучению, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения ребенка в школе.
Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка.Но этого не достаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном обществе, не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни.
Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними — важная составная часть эмоциональной компетентности. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.
В этой сфере педагог должен работать на перспективу, так как эмоциональная сфера личности ребенка обладает:
интенсивностью проявления эмоций;
непосредственность в проявлении эмоций;
быстрой переключаемостью, сменой настроений;
поверхностью эмоций.
Педагог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
осознания причин появления тех или иных эмоций;
проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии эмоциональной готовности может помочь:
использование примеров из сказок, рассказов;
упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию;
постановка сказок детского театра;
рассматривание картин, рисунков, фотографий;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
использование элементов психогимнастики.
Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.
1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 272 с, ил.
2. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога – Изд. 6-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 382, [1] с. – (Справочник)
Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.
Консультация для родителей «Как проверить речевую готовность ребёнка к школе» Как проверить речевую готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается.
Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.
Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.
Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.
Источник
Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе»
Анастасия Кутузова
Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе»
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Когда ребенку стоит идти в школу – в 6 лет или в 7? Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс? Можно ли с уверенностью сказать, будет ли ребенок успешен в первом классе? Вероятно, эти вопросы задает себе родитель каждого первоклассника.
Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то уже в 6 лет полностью готов к школе, а с кем-то и в 7 лет возникает много хлопот. Однако одно можно сказать точно: подготовка к школе может стать хорошим подспорьем в первом классе, так как поможет в обучении и облегчит адаптационный период.
Что подразумевает под собой готовность к школе? В научной литературе существуют разные классификации готовности ребенка к школе; все они сводятся к тому, что в ней есть физиологический, психологический и познавательный аспект. Каждый из них включает в себя ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.
Итак, психологическая готовность в школе включает в себя ряд составляющих.
Интеллектуальная готовность. Это определенный уровень развития внимания, памяти, речи, мыслительных операций (умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, обобщать и т. п., а также большой словарный запас.
В 6-7 лет ребенок должен быть способен заниматься определенным делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 минут, находить сходство предметов и картинок, уметь выполнять работу по образцу (например, с точностью воспроизводить на листе бумаги определенный узор, легко играть в игры на внимательность, где важна быстрота реакции. Например, это игра на внимание подобного плана – вы говорите ребенку слова, среди которых есть названия диких и домашних животных. При упоминании домашних животных ребенок должен хлопнуть в ладоши, при упоминании диких – топнуть ногой.
В своем математическом развитии ребенок должен знать цифры от 0 до 10, уметь вести прямой и обратный счет, знать арифметические знаки; уметь делить круг, квадрат напополам и на четыре части, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги – справа, слева, вверху, внизу, за, над, под и т. п.
Также ребенок должен запоминать 10-12 предметов на картинке, рассказывать по памяти стихи, скороговорки, пословицы, сказки; пересказывать текст из 4-5 предложений. Ребенок должен уметь заканчивать начатое предложение, например «Река широкая, а ручей…» и т. п. ; находить лишнее слово из группы слов (напр. : стол, стул, кровать, сапоги, кресло.); устанавливать цепь событий – что было сначала, что потом. Также ребенок должен уметь находить несоответствия в рисунках, стихах, складывать пазлы без помощи взрослого, вместе со взрослым уметь складывать из бумаги простую поделку-оригами, например, кораблик.
У ребенка должна быть развита и мелкая моторика. Ему необходимо уметь правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу их нажатия при письме и рисовании, уметь раскрашивать предметы, штриховать, не выходя за контур; вырезать ножницами по линии, выполнять аппликации.
В своем речевом развитии ребенок должен уметь составлять предложения из нескольких слов (напр., кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть, понимать и объяснять смысл пословиц, составлять связный рассказ по картинке из серии картинок, выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией, различать в словах буквы и звуки. Ребенку необходимо знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты, профессии и т. п. ; называть времена года, время суток, явления природы, месяцы, дни недели, свои ФИО, имена родителей и место их работы, свой адрес.
Эмоционально-волевая готовность. Это умение управлять своим поведением и поступками, эмоциональным состоянием в соответствии с принятыми нормами поведения дома, в детском саду, в гостях; также это способность подчинить «Хочу» «Надо». Это понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения, наличие интереса к обучению и получению знаний, способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, чего требует учебная программа. Это усидчивость, способность в течение определенного времени слушать взрослого и выполнять задание, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Коммуникативная готовность. Это умение находить место в коллективе сверстников, подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от желания ребенка. Ребенку нужно уметь общаться со сверстниками и взрослыми, в общении не должно проявляться агрессии. При ссорах ребенок должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации, уметь договариваться. Ребенок должен понимать и принимать авторитет взрослого, адекватно реагировать на конструктивные замечания, понимать, что хорошо, а что плохо. Также необходимо уметь принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая ее и уточняя неясные моменты. После выполнения ребенку необходимо уметь адекватно оценить свою работу, признавая ошибки, если они имеются.
Мотивационно-личностная готовность. Это готовность к принятию новой социальной позиции школьника, адекватное положительное отношение к школе и желание учиться.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
— игровой мотив: ребенка в школе привлекает то, что там будет много ребят, с которыми интересно играть.
— познавательный мотив: ребенок хочет узнавать что-то новое и интересное.
— социальный мотив: ребенок желает приобрести новый социальный статус, осознает, что учеба необходима для того, чтобы стать кем-то, чтобы освоить нужную профессию.
— внешний мотив: ребенок хочет идти в школу, потому что так сказали взрослые.
— оценочный мотив: ребенок хочет идти в школу, чтобы получать хорошие оценки.
Мотивация, определяющая желание ребенка идти в школу, часто сочетает в себе несколько мотивов. Желательно, чтобы к концу дошкольного периода у ребенка преобладала внутренняя, познавательная мотивация.
Многие дети к началу обучения имеют негативное отношение к школе. Иногда такое отношение формируют сами родители: «В садике хорошо, а вот в школе придется учиться!», «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь что такое работа», «Хоть одну двойку получишь, буду наказывать». В семьях, где есть дети, которые уже ходят в школу, негативизм формируется братьями или сестрами. Таким образом, дошкольник, еще ни разу не побывав на уроке, уже не хочет учиться. Формировать положительную мотивацию к обучению у таких детей очень трудно.
В психологической готовности ребенка к школе важны все эти составляющие. Часто бывает так, что родители делают большой упор на интеллектуальную подготовку к школе, при этом игнорируя остальные аспекты, полагая, что развитый навык чтения и счета окажет решающее значение. При этом может оказаться, что ребенок почти никогда не воспринимает инструкцию с первого раза, не слышит, что от него требуется, а при допущении ошибки не стремится ее исправить. Если добавить к вышесказанному неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, нежелание выполнять рутинные задания и повседневные обязанности, то мы видим портрет ребенка, психологически к школе не готового.
Чем могут помочь родители будущим первоклассникам уже сейчас?
1. Составьте с ребенком распорядок дня и вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новшествам режима. Твердо установите правила и ограничения в обращении ребенка со смартфоном (если ребенок уже с ним знаком).
2. Учите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят и от организации рабочего места – пусть у ребенка будет свой рабочий стол, ручки и карандаши. На этом столе не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.
3. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке и ситуации уверенно, всегда знать, что родители на его стороне и смогут ему помочь. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не потеряться в новой, незнакомой ситуации. Приучайте его к самостоятельности в обыденной жизни.
4. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – хоть и не единственный, но важный аспект. Лучший способ развивать и тренировать память, внимание и мышление – это игра. Существует множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться во время самостоятельных занятий с ребенком. Это справедливо и в отношении подготовки руки ребенка к письму – лепка, рисование, поделки, конструирование могут быть отличным подспорьем родителям. Во время подобных игр и самостоятельных занятий с ребенком воздержитесь от критики и гнева, покажите ребенку, что готовы ему помочь и объяснить любое задание, что ошибки исправляются, что ошибаться – нормально. Помните, что «Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!».
5. Правильная мотивация учения – один из важнейших параметров, обеспечивающих успех ребенка в школе. Если вы хотите воспитать в ребенке желание учиться в школе, начните со следующего:
• Проявляйте искренний интерес к тому, что ребенок узнал за день нового, что показалось ему интересным. Интересуйтесь делами ребенка как своими собственными;
• Расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появятся в школе. На доступных примерах покажите важность уроков, школьного распорядка;
• Воспитывайте интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний;
• Никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил;
• Познакомьте с атрибутами школьной жизни, посмотрите вместе с ребенком фильмы про младших школьников, почитайте ребенку рассказы о школе, вместе обсудите их содержание;
• Поощряйте игру «в школу», поддерживайте ее.
• Помните, что мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывается помощь, где к ребенку относятся с теплотой, любовью и пониманием. Такие дети знают, что за их плечами всегда поддержка родителей, они стремятся пробовать свои силы, не боясь неудачи. В семьях, где присутствует жесткий надзор или безразличие, у ребенка формируется мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации. Такие дети боятся возможного наказания, что ведет к страху проявления инициативы, нежелания пробовать свои силы, сильный страх ошибиться.
Важным моментом в формировании мотивации учения является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка ребенка, чем больше он боится ошибиться и сделать что-то неправильно, тем более сильной должна быть поддержка со стороны родителей. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а только с самим собой. Хвалите за любые успехи и продвижение вперед. Не акцентируйте внимание на неудаче, ребенок должен быть уверен, что все трудности преодолимы, ошибки можно исправлять, а при достаточном старании успех достижим.
Кутузова А. Б., педагог-психолог
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.
Источник