- Эмоциональная гибкость учителя как интегрирующая характеристика педагогической деятельности.
- Эмоциональная гибкость учителя как интегрирующая характеристика педагогической деятельности.
- Развитие эмоциональной гибкости учителя
- Ход семинара-практикума
- I. Вступительное слово.
- II. Диагностический блок.
- III. Психотехники на развитие эмоциональной гибкости.
- IV. Заключение.
Эмоциональная гибкость учителя как интегрирующая характеристика педагогической деятельности.
Эмоциональная гибкость — это интегральная характеристика личности учителя, способствующая оптимизации педагогической
деятельности, общения, психического состояния учителя и учащихся.
Основные факторы развития эмоциональной гибкости учителя
представляют собой сочетание личностных качеств, объединенных в
блоки:
эмоциональная устойчивость: удовлетворенность жизнью, склонность к переживанию страха, склонность к переживанию гнева, эмоциональную устойчивость |
позитивная эмоциональная экспрессивность: склонность к переживанию радости, сензитивность к себе, спонтанность проявления своих состояний |
Психологическим условием развития эмоциональной гибкости
учителя является повышение уровня самоотношения.
Структура педагогической гибкости включает три вида:
интеллектуальную |
эмоциональную |
поведенческую |
Эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию. Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.
Основу эмпатии составляют:
-рациональное восприятие окружающего
Литература:
1) Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.www.diplomnic.ru/rabota/14560.html
2) Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М., 2001 г.
40. Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития).
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская , экспериментальная деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
6. Обобщение собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный.Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.
Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:
- управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
- психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.
Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.
Литература:
1) Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 1998.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
Эмоциональная гибкость учителя как интегрирующая характеристика педагогической деятельности.
Эмоциональная гибкость — это интегральная характеристика личности учителя, способствующая оптимизации педагогической
деятельности, общения, психического состояния учителя и учащихся.
Основные факторы развития эмоциональной гибкости учителя
представляют собой сочетание личностных качеств, объединенных в
блоки:
эмоциональная устойчивость: удовлетворенность жизнью, склонность к переживанию страха, склонность к переживанию гнева, эмоциональную устойчивость |
позитивная эмоциональная экспрессивность: склонность к переживанию радости, сензитивность к себе, спонтанность проявления своих состояний |
Психологическим условием развития эмоциональной гибкости
учителя является повышение уровня самоотношения.
Структура педагогической гибкости включает три вида:
интеллектуальную |
эмоциональную |
поведенческую |
Эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию. Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.
Основу эмпатии составляют:
-рациональное восприятие окружающего
Литература:
1) Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.www.diplomnic.ru/rabota/14560.html
2) Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М., 2001 г.
Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития).
Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская , экспериментальная деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
6. Обобщение собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный.Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.
Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:
- управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
- психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.
Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.
Литература:
1) Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 1998.
Источник
Развитие эмоциональной гибкости учителя
Цель: научить педагогов управлять своими эмоциями и использовать их как ресурс для повышения эффективности и качества взаимодействия в профессиональной деятельности и личной жизни.
Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, бумага, картинки (след).
Ход семинара-практикума
I. Вступительное слово.
Психолог: Уважаемые коллеги! Все мы хорошо знаем, что жизнь человека и взрослого, и ребенка теснейшим образом взаимосвязана с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Порой люди находятся «в плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении на любом уровне, профессиональном и бытовом. Трудно удается осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. А руководят нашим состоянием, поведением чувства, эмоции, которым не придается особого значения, как чему-то второстепенному в нашей жизни, но все не так просто.
У всех нас за плечами огромный опыт, можно вспомнить так много интересного, яркого, забавного. Если мысленно вернуться к началу учебного года, пробежаться по дням и месяцам и отобразить на симпатичной картинке (след), где «наследили» Вы своим присутствием, что сделали значительного, нужного, а затем прикрепить свой след на нашей дорожке.
Вот она, единственно верная дорога,
Которую ты выбрал не случайно,
И потому пройти ее с терпеньем,
Прогнать все страхи и отчаянье,
(Ведь не всегда сопутствуют удачи),
Явить любви и мудрости уменье –
Вот главная твоя в пути задача.
Итак, наш разговор пойдет о том, как явить пример мудрости и эмоциональной стабильности, гибкости для людей, с которыми мы общаемся постоянно: детьми, коллегами, соседями и просто знакомыми.
В современной школе нужен учитель открытый, обаятельный, добрый, внимательный к другим, влюбленный в свою работу. Эмоциональный фактор при обучении играет важную роль. При хорошем настроении работоспособность и учителя, и ученика повышается.
«На уроке мне нравится, когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно», «учитель владеет классом, учитель любит нас»; «на уроке мне не нравится сарказм учителя, когда на нас кричат».
«Когда ко мне подходит учитель: чувствую страх; я начина нервничать; сердце екает, это значит, что мне конец, мое состояние зависит от настроения учителя» – эти состояния учащихся есть результат эмоциональной гибкости или негибкости учителя.
Исследований в этой области много. Среди качеств, которые должны определять допуск к профессии учителя, выделяют «эмоциональную зрелость и уравновешенность», эмоциональную гибкость.
В этой связи представляют интерес уровни профессиональной компетенции, выделенные Р. Каркуффом в зависимости от того, насколько полно и грамотно учитель проявляет собственные чувства и отражает чувства учеников:
Уровни профессиональной компетенции.
1. Самый низкий уровень квалификации.
В этом случае учитель: игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность, его собственные высказывания не соответствуют чувствам, он не искренен, за исключением тех случаев, когда осуждает или ругает кого-то.
2. Второй уровень квалификации.
В этом случае учитель: реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает; в высказываниях иногда бывает искреннем, но эмоции старается не обнаруживать.
3. Третий уровень квалификации.
В этом случае учитель: реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто; не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает этого словесными высказываниями (выражает чувства невербально).
4. Четвертый уровень квалификации.
В этом случае учитель: реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая ему осознавать, почему он чувствует то, что он чувствует; дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и на невербальном уровне; причем – реакция не унижает чувства собственного достоинства ученика.
Педагог, по мнению Н.Д. Левитова, должен следить за своим психическим состоянием, так как от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а, во-вторых, оно отражается на детях, которые склонны к подражанию. Это относится ко всем учащимся и, особенно к младшим школьникам. От учителя требуются самообладание и самоконтроль; сосредоточенность на содержании учебного материала, который должен быть усвоен детьми, и логике организации совместной деятельности на уроке; сохранение состояния бодрости; умение управлять своим вниманием; тонкое понимание ученика; умение жить его жизнью, не теряя при этом свое педагогическое достоинство.
Интересны данные, полученные в ходе эксперимента с разными категориями людей, представителями различных профессий. Получается, что степень эмоциональной устойчивости учителей ниже, чем летчиков, инженеров-конструкторов.
Профессии
( в баллах)
Студенты физического факультета
Инженеры-конструкторы
Учителя 1 год работы
Учителя со стажем
Больные неврозом
Низкий показатель эмоциональной устойчивости дает основания считать, что у учителей часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Все это ведет к негативным последствиям, к возможности формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, неуверенность в своих силах, тревожность. У молодых учителей степень социальной адаптации выше, чем у учителей со стажем; у многих учителей показатель степени социальной адаптации равен или даже ниже, чем у больных нервозом.
Способ преодоления трудностей во многом определяет поведение человека. Формы противостояния жизненным трудностям различны, в основе лежит способность правильно оценивать реальную ситуацию:
- Первые воспринимают случившееся как жизненный урок.
- Вторые сдерживают себя от нежелательных импульсивных реакций.
- Бронирование, под ним скрывается тщательно скрываемое озлобление или уныние.
- Для четвертых – это как своего рода благодеяние, выгода, приносящая удовлетворение.
II. Диагностический блок.
Изучение личностных качеств учителей с использованием теста, разработанного группой американских ученых, нами используется в варианте Н.В.Паниной.
Методика «Индекс жизненной удовлетворенности».
«Вам предстоит ответить на вопросы методики о наиболее частых суждениях людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прослушайте, пожалуйста, каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого для каждого суждения обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу».
- Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания.
- Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинство людей, которых я знаю.
- Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела.
- Себе я пожелал (а) бы больше счастья в жизни.
- Сейчас я почти так же счастлив (а) как и в прежние годы.
- Мне приходится заниматься делами, которые по большой части скучны и не интересны.
- Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
- Сейчас для меня наступили самые мрачные дни.
- Как и прежде я занимаюсь тем, что меня привлекает.
- С годами я ощущаю все большую усталость (от жизни).
- Ощущение возраста не беспокоит меня.
- Я наделал (а) в жизни значительно больше глупостей, чем сверстники.
- Я ничего не стал (а) бы изменят в своей жизни, даже если представилась бы такая возможность.
- Я, чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии.
- Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников.
- Оглядываюсь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустил (а) в жизни.
- Когда я оглядываюсь на прожитые годы, я испытываю чувства удовлетворения.
- Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее.
- От жизни я получил (а) довольно много из того, чего ожидал (а).
- У меня есть планы, которые я намерен (а) осуществить в ближайшее время.
Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности.
Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью, тем ниже уровень эмоционального напряжения, ниже уровень тревожности, выше эмоциональная устойчивость, тем выше уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.
III. Психотехники на развитие эмоциональной гибкости.
Все участники делятся на мини-группы (3-4 человека). Каждая группа получает карточки с заданиями.
Задания для первой группы.
Упражнение 1 – «Мои положительные и отрицательные эмоции».
- Каждый участник группы в круге расскажет о своих «положительных» и «отрицательных» эмоциях: как часто они возникают, что является причиной их возникновения, какой (ая) «Я» в момент радости. Опишите свою группу, составив психологический портрет, и расскажите об особенностях своих положительных эмоций, состояний.
- Нарисовать настроение красками.
Задания для второй группы.
Упражнение 2 – «Мои эмоциональные состояния в школе».
- Каждый участник группы рассказывает о том, какие эмоции чаще всего возникают в школе, причины их появления, как можно изменить свое состояние?
Результаты работы мини-группы обсуждаются, после чего учителя делятся своими впечатлениями.
Задание для третьей группы.
Упражнение 3 – «Экспрессивно-выразительные движения: мимика, взгляд, пантомима, походка».
- Каждому участнику дается карточка, на которой написано одно из эмоциональных состояний, которое он должен изобразить при помощи рук, лица, пантомимики, визуального контакта следующие эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, страдания, счастье, удивление, а группа должна определить: какое эмоциональное состояние было продемонстрировано.
- Произнесите фразу «Я рада вас видеть в школе», стараясь при помощи интонации и других ритмико-интонационных сторон речи передать эмоциональное состояние (каждому участнику дается список эмоций, которые он должен продемонстрировать, говоря одну и ту же фразу – радость, удивление, восхищение, негодование и др.).
После выполнения упражнений все педагоги рассказывают о своих ощущениях, впечатлениях, возникших трудностях или их отсутствии.
IV. Заключение.
Каждый школьный день требует от учителя не только демонстрации профессиональных качеств, но и огромного эмоционального отклика, позитивного настроя, необходимость быть активным участником социума, а в общении с учениками стоит отвлечься от «позы учителя», стать необходимым им и как личность, и как учитель-профессионал. А это возможно в случае изменения учителем себя самого, умения и желания насыщать педагогическое общение положительными эмоциями и чувствами, контролируя свои отрицательные эмоции и создавая у себя необходимое творческое эмоциональное состояние.
Участникам семинара предлагается рассказать о своих мыслях, чувствах, состояниях, закончив предложение:
- В ходе встречи я понял (а) .
- Больше всего мне понравилось .
- Мне не понравилось .
- Я предлагаю в следующий раз .
- Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М.: Флинта, 2001.
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе.- М.:Российское педагогическое агентство, 1995.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. — М.: Искусство, 1967.
- Савченко С.Ф., Ивановская О.Г. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб.: Речь, 2007.
Источник