Основные функции литературы.
Созданное автором художественное произведение в дальнейшем воспринимается читателями, то есть начинает жить своей относительно самостоятельной жизнью, выполняя при этом определенные функции. Рассмотрим важнейшие из них.
Служа, по выражению Н. Г. Чернышевского, «учебником жизни», так или иначе объясняя жизнь, литературное произведение выполняет познавательную функцию. Может возникнуть вопрос: зачем эта функция нужна литературе, искусству, если существует наука, прямая задача которой познавать окружающую действительность? Но дело в том, что искусство познает жизнь в особом ракурсе, только ему одному доступном и поэтому незаменимом никаким другим познанием. Если науки расчленяют мир, абстрагируют в нем отдельные его стороны и изучают каждая соответственно свой предмет, то искусство и литература познают мир в его целостности, нерасчлененности, синкретичности. Поэтому объект познания в литературе может отчасти совпадать с объектом тех или иных наук, особенно «человековедческих»: истории, философии, психологии и т. д., но никогда с ними не сливается. Специфическим для искусства и литературы остается рассмотрение всех аспектов человеческой жизни в нерасчлененном единстве, «сопряжении» (Л. Н. Толстой) самых разных жизненных явлений в единую картину мира. Литературе жизнь открывается в ее естественном течении; при этом литературу весьма интересует та конкретная повседневная жизнь, в которой перемешано большое и малое, закономерное и случайное, психологические переживания и мелочи быта. Наука же должна абстрагироваться от подробностей и индивидуально-случайных «мелочей», чтобы видеть общее.
Познавательная (применительно к детской литературе ее называют еще образовательной) функция педагогами, руководителями детского чтения ставится на первое место потому, что она является основой всякого обучения.
Вторая важнейшая функция художественного произведения – оценочная или аксиологическая. Изображая те или иные жизненные явления, автор, естественно, определенным образом их оценивает, в произведении складывается целая система художественных утверждений и отрицаний. Но дело не только в прямом «приговоре» явлениям жизни, отраженным в произведении. Суть в том, что каждое произведение несет в себе и стремится утвердить в сознании воспринимающего некоторую систему ценностей, определенный тип эмоционально-ценностной ориентации. В этом смысле оценочной функцией обладают и такие произведения, в которых нет «приговора» конкретным жизненным явлениям. Таковы, например, многие лирические произведения.
На основе познавательной и оценочной функций произведение оказывается способно выполнять третью важнейшую функцию – воспитательную. Воспитывающее значение произведений искусства и литературы было осознано еще в античности, и оно, действительно, очень велико. А. Эйнштейн полагал: «Недостаточно научить человека специальности. Таким путем он превратится в особого рода полезную машину, но не станет полноценной личностью. … Он должен получить представление о том, что является хорошим и моральным. Иначе со своими специализированными знаниями он будет скорее напоминать хорошо обученную собаку, чем гармонически развитую личность». Особенно значимо воспитывающее значение художественного произведения для читателя-ребенка.
Благодаря литературе ребёнок, входящий в жизнь и формирующийся человек, обретает возможность познавать себя, развивать индивидуальные способности с помощью своевременного освоения и присвоения накопленного до него и для него в книгах человечеством опыта.
В детской литературе нравственное воздействие на читателя является существенным компонентом творческого процесса. Важно лишь понимать его не упрощенно, как выполнение какой-то конкретной дидактической задачи. Чаще всего в воспитательной функции искусства акцент делается на том, что оно учит подражать положительным героям, помогает понять, «делать жизнь с кого» (В. Маяковский) или побуждает человека к тем или иным конкретным действиям. Все это так, но воспитывающее значение литературы к этому отнюдь не сводится. Эту функцию литература и искусство осуществляют, прежде всего, тем, что формируют личность человека, влияя на его систему ценностей, исподволь учат его мыслить и чувствовать, пробуждают в нем «чувства добрые». Однако примитивное использование литературного произведения в роли назидания, подмена поисков смысла примитивной моралью всегда отрицались настоящими детскими авторами, как, например, сделал это В. Берестов в стихотворении «Сверхближний прицел»:
Литература опытною нянею
Использовалась в целях назидания:
Жил-был на свете Петя-петушок.
Он вовремя просился на горшок.
Иван-царевич спать ложился рано.
Бери пример с царевича Ивана.
Вот на картинке дядя Геркулес.
Он в сахарницу пальцами не лез.
Когда подрос питомец этой няни,
Он сочинил немало всякой дряни.
Особое место в системе функций произведения принадлежит функции эстетической, которая состоит в том, что произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, а иногда чувственное наслаждение. Особая роль этой функции определяется тем, что без нее невозможно осуществление всех других функций – познавательной, оценочной, воспитательной. В самом деле, если произведение не тронуло душу человека, не вызвало заинтересованной эмоциональной реакции, не доставило наслаждения – значит, весь труд пропал даром. Если еще возможно холодно и равнодушно воспринимать содержание научной истины или даже моральной доктрины, то содержание художественного произведения необходимо пережить, чтобы понять. А это становится возможным, прежде всего, благодаря эстетическому воздействию на читателя, зрителя, слушателя.
Еще одна функция литературного произведения – функция самовыражения. Эту функцию обыкновенно не относят к важнейшим, поскольку предполагается, что она существует только для автора. Но на самом деле функция самовыражения оказывается шире. Дело в том, что в произведении может находить выражение не только личность автора, но и личность читателя. Воспринимая особенно понравившееся, особенно созвучное нашему внутреннему миру произведение, мы отчасти отождествляем себя с автором, и, цитируя, говорим уже от своего лица. Общеизвестное явление, когда человек выражает свое психологическое состояние или жизненную позицию теми или иными словами произведения. История литературы знает немало примеров, когда детские впечатления от чтения пробуждали дар сочинительства. Не случайно великие педагоги находили взаимную зависимость между процессом обучения грамоте и детским сочинительством. Вспомним признания Сережи Багрова, автобиографического героя С. Т. Аксакова, прочитавшего арабские сказки:
«Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлечением и с восторгом, — я потом рассказывал сестрице и матушке читанное мною с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел».
Языкотворческая функция литературы проявляется в том, что писатели обогащают лексику национального языка. Так, слово «промышленность», впервые употребленное М. Поповым, подкрепленное мощным авторитетом М. Карамзина, стало общеупотребительным сначала в образованных кругах русского общества, а затем и повсеместно.
Литература полифункциональна. Так, один из любимых детьми жанров, народная сказка, обладает эстетической, познавательной, воспитательной функциями при доминирующей роли эстетической. В литературной сказке, в зависимости от потребностей времени, индивидуальных творческих целей автора та или иная функция становится доминирующей.
Итак, художественное мышление отличается высокой творческой активностью. Его основа – творческий акт, в результате которого возникает художественный образ. Решающую роль в его создании играет вымысел. Без работы воображения невозможна деятельность художника.
Но без участия фантазии, без работы воображения также невозможен контакт читателя, зрителя, слушателя с произведением искусства. Этот контакт есть, в сущности, процесс сотворчества. Под воздействием образа, созданного художником, в воображении зрителя или читателя складывается свой – из материала личных наблюдений и раздумий. Этот перевоссозданный образ никогда не совпадает – и не может целиком совпасть – с созданием автора. Ведь зритель, читатель строит его в меру своего разумения жизни и на основе собственных представлений о прекрасном и должном. Этот образ впитывает в себя краски, звуки, интонации, соображения, доступные читателю, а непережитое им и оставшееся ему недоступным не входит в образ.
Итак, в процесс чтения происходит общение автора текста и его читателя с целью передачи, с одной стороны, и присвоения – с другой, накопленного человечеством и непременно лично значимого для читателя опыта.
Вопросы и задания для самоконтроля.
1. Проверьте, усвоены ли вами теоретические понятия, использованные в данной главе. Вставьте пропущенные термины в приведенные ниже высказывания:
«… это часть реальности, воссозданная в произведении при помощи авторского воображения»;
«… определённое эмоционально-мыслительное содержание, выраженное в художественной форме»;
«Наука о проявлении прекрасного в жизни и в искусстве называется …».
2. Искусство по свое природе:
— сочетает в себе рациональное и эмоциональное начала.
3. Какое место среди других видов искусства занимает литература?
4. В чем заключается отличие художественного отражения действительности от научного?
5. Сравните различные определения образа, в справочной и учебной литературе. Какие из этих определений акцентируют в составе образа: внешнюю предметность, или внутреннее субъективное начало, или их равноправие:
а) Образ – физическое представление человека, животного или объекта, который изображен на картине, в скульптуре, на фотографии или каким-либо иным визуальным способом (Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw. New York).
б) Образ не есть предмет. Более того, задача поэзии – как раз в том, чтобы развеществить предмет: это и есть превращение его в образ. Образ переводит изображаемый им предмет или событие из внешнего мира во внутренний, дает нашей внутренней жизни излиться в предмет, охватить и пережить его изнутри, как часть нашей собственной души. В образе мы переживаем изображаемое (Столяров М. Образ (в поэзии) // Словарь литературных терминов: В 2 т. – Т. 1. М., Л., 1925. Стлб. 517 – 520).
в) Художественный образ – форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображенная в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии… Его основные функции – познавательная, коммуникативная, эстетическая, воспитательная (Мясников А. Образ // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. С. 241).
6. Приведите два запомнившихся вам образа и проанализируйте их, опираясь на то или иное определение.
7. Как вы определите специфику словесного образа?
8. Прочитайте рассказ А. П. Чехова «Дома». Почему, с вашей точки зрения, рассказанная Евгением Петровичем сказка так подействовала на Сережу? Какие особенности детской психологии, детского восприятия искусства определили это воздействие?
9. Прочитав сказку-малютку Г. Циферова «Черепаха», подумайте, какие ассоциации вызывает черепаха у вас:
«Встретила одна черепаха другую и говорит:
— А теперь я знаю, откуда появились черепахи. Однажды кто-то уронил глобус – и вот глобус раскололся на две половинки».
10. Какие функции художественной литературы представляются вам определяющими для детской литературы? Почему?
Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1976.
Гачев Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981.
Грехнев В. А. Словесный образ и литературное произведение: Кн. для учителя. Нижний Новгород, 1997.
Маймин Е. Искусство мыслить образами. М., 1976.
Николаенко В. Как слово становится художественным образом? // Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики Х1Х века. М., 2001.
Роднянская И. Б. Образ // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
Слово и образ. Сб. статей. М., 1964.
Смелкова З. С. Литература как вид искусства. Книга для учителя, учащихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. М., 1998.
Шапошникова О. В. Условность художественная // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 3298; Нарушение авторского права страницы
Источник
Функции художественной литературы. Понятие художественного образа.
Искусству присущ свой неповторимый способ отражения действительности – художественный образ. Художественный образ представляет собой результат осмысления художником какого-либо жизненного процесса. Образ становится художественным, когда олицетворяется в фантазии автора в соответствии с его внутренней художественной концепцией. Всякий образ эмоционален и неповторим. Впервые термин «художественный образ» употребил Гёте.
Художественная литература – это духовный процесс, выполняющий множество функций:
1)познавательная (помогает познать мир, общество, природу, самого себя);
2)коммуникативная (язык художественных произведений основывается на системе символов, что позволяет ему быть средством общения поколений);
3)оценочная (каждое литературное произведение прямо или косвенно даёт оценку современности);
4)эстетическая (способность литературы влиять на взгляды людей, формировать их художественные вкусы, духовные запросы);
5)эмоциональная (оказывает воздействие на чувства читателя, облагораживая его);
6)воспитательная (книга несёт в себе духовные знания, воспитывает человека).
Своеобразие литературы как части искусства. Отличие литературы от других видов искусства.
Художественная литература связана с другими видами искусства. Самые важные из них – это живопись и музыка.
В глубокой древности слово и изображение были отмечены полным единством: слово было изображением, а изображение – словом (древнеегипетские погребальные фрески с пиктограммами) – нарративный текст (повествовательный). Но по мере эволюции человеческого мышления слово стало более абстрактным.
Современная наука утверждает, что между словом и изображением существует тесная связь. Но словесный образ каждый воспринимает субъективно, а живописный – конкретно.
С одной стороны музыка близка литературе. В древности музыка и лирика воспринимались как единое целое. С другой стороны, поэтическое слово, попадая в сферу музыки утрачивает конкретность и его восприятие протекает вне зрительных ассоциаций. Одна из задач поэзии – выразить переживания с помощью словесного оборота, а музыки – воздействовать на эмоции.
Понятие содержания и формы в литературоведении, их связь.
Содержание – то, о чём сообщается в литературном тексте.
Форма – как это содержание представлено перед читателем.
Главная особенность литературного произведения – взаимосвязь формы и содержания.
Содержание и форма как категории были разработаны в 18 веке в немецкой классической философии Гегеля. «Содержание искусства – идеал, а форма – его воплощение».
Любой писатель подсознательно старается достичь единства содержания и формы: к умной мысли он старается подобрать хороший, красивый образ. Литературоведу практически невозможно выстроить даже примерную схему создания текста. Писатель – уникальная личность и создать типологию его произведений невозможно.
Категория литературного содержания. Тема, виды тем, тематика.
Тема (греч. – то, что положено в основу) – это предмет художественного изображения и художественного познания.
Тема – круг событий, образующих жизненную основу литературных произведений.
Основная и частная темы образуют тематику произведения.
Предметом познания в литературе становятся и так называемые вечные темы. Вечная тема – комплекс значимых для человечества во всей эпохе явлений (тема смысла жизни, тема смерти, любви, свободы, нравственного долга).
Текст тематики, связанной с универсальными общечеловеческими явлениями, вечными категориями – философская тематика.
Категория литературного содержания. Идея, разновидности идеи.
Литературное содержания – это то, о чём ведётся повествование в данном литературном тексте.
Идея (греч. – то, что видно). Этот термин пришёл в литературоведение из философии, где идея – синоним слова «мысль». В литературе идея – это не просто сухая научная, а обобщающая эмоционально-образная мысль. Это своего рода сплав обобщённой мысли и чувств писателя – пафос. Пафос включает в себя авторскую оценку.
Категория литературного содержания. Проблема как понятие.
Литературное содержания – это то, о чём ведётся повествование в данном литературном тексте.
Проблема (греч. — задача) – это основной вопрос произведения.
Основная и частная проблемы создают проблематику художественного произведения.
Сюжет и его составные элементы. Отличие сюжета от фабулы произведения.
Сюжет (франц. — предмет) – это система событий, составляющая содержание литературного произведения.
В узком смысле сюжет – цепь событий, а в широком – история человеческого характера.
Сюжет включает в свой состав несколько важных элементов: экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция.
Экспозиция (лат. — изложение) – предыстория определённых событий, лежащих в основе художественного произведения (характеристика персонажей, их расстановка до завязки).
— прямая (стоит в самом начале произведения),
— задержанная (даётся в середине или даже в конце поизведения).
Завязка – событие, которое является началом действия.
Завязка обычно помогает обнаружить какие-то внутренние противоречия, которые исследуются писателем.
Развитие действия – элемент сюжета, который помогает читателю обнаружить связи и противоречия между персонажами, то есть проясняет характер.
Кульминация (лат. — вершина) – высшая точка напряжения в развитии литературного действия.
Развязка действия – исход событий, решение противоречий сюжета.
Развязка может разрешать конфликт, а может и не устранять конфликтной ситуации.
Постпозиция – сообщение о дальнейшей судьбе героев.
В некоторых художественных произведениях встречаются пролог и эпилог – «рама» литературного произведения.
Пролог (греч. — предисловие) – краткое описание предшествующих событий.
Эпилог (греч. — послесловие) – краткое описание последующих событий.
И пролог, и эпилог всегда событийны, встречаются в крупных жанровых литературных формах. Как правило, писатель отделяет их в качестве отдельного сегмента художественного текста.
Понимание сюжета именно как системы событий возникло в 19 веке, а в 20 веке наряду с сюжетом стал бытовать ещё один термин – фабула. Довольно часто их употребляют как синонимы.
Фабула – совокупность событий во внутренней прямой взаимосвязи, а сюжет – художественное, искусственное, авторское распраделение событий.
Фабула от греческого – рассказ.
— действия сюжета могут быть насыщены внешней динамикой;
— действия сюжета основаны на внутреннем действии (писатель показывает глубокие изменения в жизни персонажей в результате их осмысления сложных человеческих отношений).
Сюжет – это прежде всего система событий.
10. Конфликт в литературном произведении. Типы конфликта (с конкретными примерами из произведений русской классической литературы).
Конфликт (лат. — столкновение) – столкновение, прежде всего, между персонажами и их средой. Кроме того художественный конфликт – противоречие внутри сознания героя.
— просвещения и невежества,
Социальные: связаны, как правило, со столкновением интересов определённых общественных групп.
Нравственные: человек, добрый, совестливый, нередко сталкивается с обществом, в котором смещаются нравственные нормы, предаются забвению этические правила.
Психологические: выражаются в борьбе противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека.
Философские: затрагивается целый комплекс вопросов, тесно связанных с тем, как надо жить, какой смысл заключён в человеческом существовании.
Социально-исторические: осуществляется как борьба между личными желаниями и общественным долгом.
Источник