Эмоциональная функция художественной литературы

Влияние художественной литературы на развитие эмоций

Татьяна Антонова
Влияние художественной литературы на развитие эмоций

Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребенка.

Восприятие художественного произведения-очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание. мышление, память, эмоции и воля.

Воображение, т. е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, еще в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям. Фантазия и чувство связаны очень тесно. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств.

Книги, спектакли, сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения т моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые.

Волнение, сострадание и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны осуждаться.

Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное-они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Из произведений искусства ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке формируются первые представления о справедливости и несправедливости. Литература и искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Роль искусства в эмоциональном развитии ребенка огромна. Как правило, дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес. Чтение сказок особенно пробуждает активность ребенка, т. к. она настраивает малыша на сопереживание,сочувствие: ребенок мысленно проходит весь путь с героем произведения. Детей захватывают сказочные события, им порой бывает трудно оставаться в роли слушателя и зрителя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение,-это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».

Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональноеотношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.В связи с этим перед взрослыми встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-то новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развиться его активность, его содействие персонажам произведения.

Читайте также:  Как поднять настроение демотиваторы

Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что осовено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей. Книга прочитана, но она еще долго должна жить в семье в виде различных игр, драматизаций, разговоров. необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет воспитательный процесс.

Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы Актуализация выбранной темы. Что такое литература? Литература – это произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение;.

Развивающие функции художественной литературы Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге важны и благодарная память о книге, и творческий поиск возможностей укрепления.

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста» План работы по самообразованию Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя ЯЦКИНОЙ МАРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ на 2016-2017 учебный год на тему: » Влияние художественной.

Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы». Хочется отметить, что в работе с книгой выделяют следующие задачи:.

Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять,.

НООД по восприятию художественной литературы «С. Маршак «Багаж» Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) по приобщению.

Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи.

Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка». Цель:.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Источник

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

Лариса Васильева
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

21 век — эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка с раннего возраста всё больше привлекают яркая картинка, громкий звук, красочная анимация. Всё больше детей могут потреблять информацию только визуально.

Погоня за зрелищностью часто негативно отражается на формировании внутреннего мира ребёнка, особенно его эмоциональной сферы.

Перед родителями и педагогами встают вопросы: как, не перегружая ребёнка зрелищными эффектами, развивать его эмоциональный мир? Как помочь ребёнку понимать свои эмоции, а впоследствии научить контролировать их? Какие эмоции полезны и способствуют самоусовершенствованию личности, а какие вредны и истощают нервную систему?

Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре имеет огромное значение. Это будет способствовать формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.

Читайте также:  Александра маринина чувство льда том 2

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

О развитии эмоциональной сферы дошкольников написано много книг по психологии и педагогике. Теоритически эта проблема разработана многими исследователями, но с практической точки зрения эмоциональному развитию в детских учреждениях мало уделяется внимания, нет специальных программ. На помощь приходит художественная литература.

Художественная литература несёт в себе огромный развивающийи воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость, восхищение, удовлетворение и др.

Задача детского сада и семьи – выявить потенциал художественной литературы, рекомендованной для развития эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста.

Детям предлагается для чтения «Сказка о невоспитанном мышонке» С. Прокофьевой. После чтения – обсуждение.

— Хочется ли тебе улыбнуться после чтения сказки? Почему? Тебе было весело?

• Если бы все на тебя рассердились и не захотели с тобой дружить, чтобы ты стал делать?

Необходимо показать дошкольникам, что хорошее дело всегда связано с чувством радости. Положительные эмоции не должны всегда возбуждать ребёнка. Бывают случаи, когда дошкольнику грустно. Тут на помощь снова приходит книга.

Прочитаем рассказ М. Пришвина «Последние грибы». Разнообразие используемых художественно-выразительных средств обогащает речь ребёнка, а эмоциональное состояние природы перекликается с внутренними переживаниями человека. После прочтения – обсуждение.

• — Какое время года описывается в рассказе? Как ты понял это?

• Как ты думаешь, какие чувства испытал автор, когда нашёл под рыжими листьями грибы? Тебе бывает грустно осенью? Почему?

Ребёнок может испытывать и другие эмоции и чувства. Например, чувство обиды. Часто обида на других ребят, на близких толкает их на необдуманные поступки.

Предлагаем к чтению рассказ А. Соколовского «Тимошкин нос».

После прочтения – обсуждение.

— Кто виновен в том, что мальчик ушиб нос? Что было Тимошке особенно обидно? Прав ли он был, что на всех рассердился?

• Как Тимошка справился с чувством обиды?

Современные дети избалованы: многие их желания сиюминутно удовлетворяются взрослыми, поэтому часто ребёнок чувствует себя центром, вокруг которого всё происходит. Как не хвастаться перед друзьями и взрослыми тем, что не является достижением самого ребёнка?

Обратимся к сказке К. Ушинского «Спор деревьев». После знакомства с ней- обсуждение.

— О чём спорили дуб и яблоня между собой? Кто прав? А ты любишь хвастаться? Важно, чтобы дошкольники учились управлять данным эмоциональным состоянием.

Дети дошкольного возраста часто бывают подвержены чувству страха. Как объясняет А. Берзин, «страх всегда сопровождается непониманием какого-либо явления действительности- либо мы ничего не знаем об этом явлении, либо наше знание о нём противоречит реальности». Дошкольники боятся темноты, незнакомой обстановки, чужих людей. Необходимо, чтобы взрослые помогли ребёнку избавиться от чувства страха. Поможет в этом книга, которая не только может разъяснить многие чувства, но и ликвидировать их негативные последствия.

Читайте также:  Лучшие аватарки для настроения

Детям предлагается для чтения сказка К. Паустовского «Стальное колечко». После чтения – обсуждение.

-Как у Вари появилось колечко? Как оно потерялось? Переживала ли девочка, что не смогла найти колечко? Помогло ли колечко вылечить деда? Как?

Поразмышляйте с детьми о том, как вера в доброе дело помогает человеку преодолеть чувство страха.

Добрые чувства, эмоциональная культура- это средоточие человечности… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.

Грамотно организованное чтение художественной литературы с дошкольником будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, «воспитанию добрых чувств».

Развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественное произведение и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.

Конечно же, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Они вместе должны осознавать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

1. Миронова. Н. А. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности…». Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2015. — № 3. – С. 53 -60.

Детская художественная литература как средство формирования основ правовой культуры дошкольников Перспективный план по правовому воспитанию детей старшей группы на 2015 -2016 учебный год. Сентябрь. Право на образование и развитие. Тема:.

«Современные сказки» в формировании эмоционального мира ребёнка. Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений формирования личности. И одним из средств развития мира эмоций детей является.

Дидактический материал «Хоровод снежинок» на развитие эмоционального мира ребёнка При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.

Художественная литература как средство формирования творческого мышления у дошкольников в век компьютерных технологий Всего каких-то 20 лет назад жизнь людей в нашей стране кардинально отличалась от жизни в современном мире. Казалось бы, что нового может.

Художественная литература как средство формирования этических норм и правил Художественная литература как средство формирования этических норм и правил. Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры.

Художественная литература в жизни ребёнка При упоминании словосочетания художественная литература — мне на ум сразу приходят произведения из школьной программы: поэты серебряного.

Перспективный план «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств» (старшая и подготовительная группы) Перспективный план «Художественная литература — как средство воспитания гуманных чувств» (с детьми старшей и подготовительной к школе груп.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Художественная литература как средство эстетического развития детей дошкольного возраста» План работы по.

Семинар-практикум «Художественная литература как средство воспитания социально нравственного поведения дошкольников» Литературный праздник Цели и задачи: показать особенности работы в разных возрастных группах по ознакомлению детей с художественной литературой,.

Источник

Оцените статью