- К вопросу о влиянии эмоций на процесс познания
- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
К вопросу о влиянии эмоций на процесс познания
Краткий обзор влияния эмоций на процесс познания
Эмоциональная палитра человека настолько велика, что для каждого её оттенка невозможно придумать название. Страх, гнев, радость, волнение, тревога, огорчение, смущение – лишь малая толика того, что мы можем назвать эмоциями. Эмоций великое множество, и все они являются неотъемлемой частью существа, которое носит название «человек».
Все люди обладают эмоциями. Не существует абсолютно безэмоционального человека, даже пассивность и спокойствие – своего рода эмоции. С самого рождения эмоции влияют на нашу жизнь, на все без исключения её сферы. Одни эмоции помогают, другие приносят дискомфорт и причиняют дополнительные трудности. Влияние эмоций на каждого человека различно, но без сомнения можно заявить, что эмоции составляют важную и неотъемлемую часть человеческой личности.
Каждый человек обладает своей собственной степенью эмоциональности, на которую оказывают влияние множество факторов: темперамент, характер, воспитание, среда обитания, конкретная жизненная ситуация и даже физиология. Решающую роль здесь, конечно, играет темперамент. Являясь врождённым качеством, именно темперамент определяет степень эмоциональности человека. Существует четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик, но в реальности ни один из них не существует в чистом виде. Самым эмоционально устойчивым среди них является флегматик; холерик, сангвиник и меланхолик достаточно остро реагируют на внешние факторы, но каждый по-своему: первый раздражителен и гневлив, второй жизнерадостен и подвижен, третий склонен к депрессии и рефлексии.
Характер так же оказывает большую роль на степень эмоциональности человека. Характер формируется в процессе развития, воспитания и социализации человека, на него, в свою очередь, влияет так же множество различных факторов. Воспитание человека в первую очередь определяет степень открытости эмоций, то есть, в зависимости от воспитания, человек может проявлять свои эмоции более или менее открыто, причём, даже очень эмоциональный, но воспитанный человек может казаться сдержанным в сравнении с невоспитанным, но менее эмоциональным.
Среда обитания, то есть то окружающее общество, в котором живёт человек, играет далеко немаловажную роль в становлении эмоциональности. Например, англичане славятся на весь мир своей чопорностью, безэмоциональностью, тогда как, например, итальянцы считаются темпераментными, «горячими» людьми, эмоционально реагирующими на все проявления внешнего мира.
Эмоции влияют на все сферы нашей жизни, в частности, на процесс познания, и научившись контролировать свои чувства, использовать их во благо, можно существенно упростить процесс интеллектуального преобразования действительности. Давайте попробуем разобраться, каким образом это может происходить.
Для начала давайте определим, каким же образом эмоции могут влиять на познание. Положительные и отрицательные эмоции оказывают здесь различное влияние. Чаще всего положительные эмоции, связанные с познающей деятельностью, выступают своего рода катализатором, то есть, повышают эффективность и продуктивность познавательной деятельности. Когда мы действительно заинтересованы в теме нашего исследования, когда она нравится нам, мы стремимся как можно более точно изучить её саму и все вопросы, связанные с ней. При этом мы делаем это гораздо быстрее, чем, если бы тема не нравилась нам или была бы безразлична. Кроме того, мы делаем это с удовольствием и без личного напряжения, то есть, не создаём почвы для формирования как и просто плохого настроения, так и различных стрессов и психических расстройств. Кроме того, общее эмоциональное состояние, настроение, возможно даже никак не связанное с предметом познания, если оно как минимум ровное, а тем более, если приподнятое, если нет страхов и тревог, злость и раздражение не оскверняют человеческое сознание – в этом состоянии продуктивность познавательной деятельности человека в разы больше чем если он устал, зол, тревожится по какому-либо поводу или испытывает другие негативные эмоции.
Положительные эмоции являются скорее стимулирующим фактором, а негативные – затормаживающим. Чем лучше наше настроение, тем выше работоспособность, меньше утомляемость, успешнее результат, что в свою очередь, так же приводит к положительным эмоциям. Но бывает, что хорошее настроение вредит нашей деятельности. Например, находясь в т.н. «мечтательном» состоянии человек, даже счастливый и довольный, просто не может сосредоточиться на своём занятии. Его влекут дальние дали и другие, более приятные дела. Весной студенты и школьники часто говорят: «Я не могу учиться, когда на улице такая хорошая погода. Я хочу свободно гулять, наслаждаться теплом и Солнцем!» — казалось бы, погода хорошая, настроение прекрасное, но работоспособности нет совсем, а всё потому что внимание рассредоточено, концентрация нарушена, мозг отказывается воспринимать действительность, ему становится просто лень. В то же время, негативные эмоции иногда могут быть «полезными», ведь творческие люди создают свои шедевры находясь в расстроенных чувствах, часто граничащих с нервными срывами, что, безусловно, очень плохо для их психического и физического здоровья, но весьма плодотворно для их деятельности.
И плохие, и хорошие, эмоции часто бывают вредными для человеческой деятельности, поэтому нужно научиться их контролировать. Что же собой представляет контроль над эмоциями, и каким образом он осуществляется?
Стоит, прежде всего, понять, что контроль над эмоциями – это осознанное подавление части своего я, осуществляемое на благо самого себя и окружающих. Здесь два главных слова – это осознанное и подавление.Человек может взять эмоции под сознательный контроль, но ни один человек не может держать себя в руках постоянно, всегда наступает т.н. эмоциональная разрядка. Эмоции – это естественная ответная реакция психики на внешние раздражители, и поэтому к их контролю нужно подходить разумно.
Каждый должен найти собственный путь контроля над эмоциями. Можно, например, «натренировать» себя не реагировать так или иначе в определённой ситуации или наоборот, не реагировать на те или иные проявления внешнего мира вообще. Но не стоит при этом думать, будто эмоции в этом случае действительно изменятся или исчезнут совсем. Здесь речь идёт лишь о внешнем проявлении эмоций, в «глубине души» они останутся прежними и однажды наступит вышеупомянутая эмоциональная разрядка.
Контроль эмоций, как и любое подавление, чревато некоторыми последствиями. Во-первых, окружающие могут неправильно воспринять новую нетипичную реакцию на ту или иную ситуацию. Например, пятнадцатилетний сын решил не целовать мать в присутствии своих друзей из-за стеснения, на что та попросту обиделась, восприняв это как проявление нелюбви. Во-вторых, подавление одних эмоций может вызвать появление других, негативных и более разрушительных. Например, когда человек долгое время не имеет возможности «выплеснуть» наружу свои чувства, переживания, чувствует себя незащищённым, тревожится о чём-либо, его мозг, в конечном итоге, не выдержит нагрузки и наступит пик эмоциональной разрядки – нервный срыв. В таком состоянии человек не может контролировать свои чувства и действия, он способен причинить вред не только себе, но и окружающим. В-третьих, подавление эмоций может быть чревато более серьёзными психологическими последствиями, например — расстройством личности.
Как мы выяснили, эмоции – важная часть человеческой личности, активно оказывающая влияние на процесс познания. В различных ситуациях разного рода эмоции то выступают катализаторами для познавательной деятельности, то подавляют её. Этот процесс можно регулировать с помощью сознательного контроля над эмоциями, которым не стоит злоупотреблять, ведь излишнее подавление эмоций – верный путь к различным психическим расстройствам.
Написать ответную статью
Источник
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник