«Особенности взаимодействия родитель — ребенок»
Проблема отношений родителей и детей — сложная и парадоксальная. Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решила рассмотреть проблему взаимоотношений между родителями и детьми в семье, считая эту тему весьма актуальной в современных условиях.
Первым этапом нашего исследования стало изучение детско-родительских отношений, их особенности.
Мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ ЦРР-д/с № 95, г. Владикавказа. Выборку составили 27 родителей воспитанников нашего детского сада.
Изучение особенностей детско-родительских отношений осуществлялось с помощью методики «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) (Марковская И. М.).
Цель методики: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей.
Описание методики: опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» является «зеркальным»и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Таким образом,опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.
Текст опросника включает 10 шкал — критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми:
1. Нетребовательность — требовательность
2. Мягкость — строгость
3. Автономность — контроль
4. Эмоциональная дистанция — близость
5. Отвержение — принятие
6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество
7. Несогласие — согласие
8. Непоследовательность — последовательность
9. Авторитетность родителя
10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем).
Процедура опроса: при заполнении опросника родителямпредлагалось оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие).
По итогам проведения нашего исследования были получены следующие данные.
Анализ полученных результатов:
Анализ полученных результатов данной методики позволяет сделать следующие выводы по имеющимся шкалам.
1 шкала: Нетребовательность — требовательность родителей (7%). Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Причем по результатам исследования видно, что повышенной требовательностью отличаются всего лишь 7% родителей из общего числа опрошенных.
2 шкала: мягкость-строгость родителя (12%). По результатам этой шкалы можно судить о том, что более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к детям, наблюдается у 12% опрошенных. Анализ же результатов ответов остальных родителей говорит о том, что при всей требовательности к личности ребенка, меры наказания отличаются большей мягкостью и гибкостью правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми.
3 шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку (22%). Результаты таблицы позволяют сделать вывод о том, что родители всех семей относятся к детям вполне адекватно. Показатели по данной шкале говорят о том, что контролирующее поведение по отношению к ребенку не перерастает в мелочную опеку и навязчивость, но уровень контроля за поведением своего ребенка все же находится в норме. Это не позволяет говорить о полной автономии ребенка, о вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования.
4 шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю (13%). Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Анализируя данные родителей, можно судить о точности представлений родителей, об адекватной оценке близости к ним ребенка. По данным графика видно, что эмоциональная дистанция наблюдается между родителями и детьми у 13% исследуемых, а у большинства опрошенных отношения родителей и детей более доверительные и близкие.
5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем (6%). Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку. Результаты анализа ответов 6% родителей говорят о том, что с их стороны наблюдается некоторое неприятие личности ребенка, критичное отношение к его поступкам и желаниям. Дистанция между этими родителем и ребенком довольно велика. Остальные же родители стараются более гибко относится к поступкам ребенка, принимать его достоинства, учитывать недостатки, но не относится к ним критически, чтобы это не стало отталкивающим фактором в их отношениях.
6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество (21%). Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Показатель по данной шкале у опрошенных указывают на высокий процент сотрудничества между родителями и детьми, что является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей.
7 шкала: несогласие-согласие между ребенком и родителем (9%). Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Картина, обрисованная данной шкалой во всех семьях говорит о том, что между родителями и ребенком иногда имеют место дискуссии в связи с расхождением взглядов на некоторые жизненные ситуации.
8 шкала: непоследовательность-последовательность родителя (3%). Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. Показатели данной шкалы говорят о том, что некоторые родители не последовательны и непостоянны в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрении и т. д. Такая непоследовательность может быть следствием эмоциональной неуравновешенности либо воспитательной неуверенности родителя.
9 шкала: авторитетность родителя (5%). Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка. При этом важно отметить, что во всех семьях оценка родителей вполне адекватна, что дает основание предположить уровень баллов по шкале. То есть можно говорить о том, что мнения, поступки и действия родителей являются достаточно авторитетными для ребенка.
10 шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (2%). По данным десятой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми. Данные свидетельствуют об отсутствии нарушений в структуре детско-родительских отношений, о низком уровне возможных конфликтов и дают основание предположить, что об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией можно не говорить в данном случае.
Таким образом, по результатам проведенной методики хотелось бы сделать вывод о том, что в исследуемых семьях социально-психологический климат почти в норме, и если имеют место какие-либо конфликты и разногласия в некоторых жизненных ситуациях, то это вполне поправимо. Причем хотелось бы также отметить, что по результатам опроса видно, что родители в большинстве случаев пытаются понять желания и поступки ребенка, быть к нему ближе, а если этого не удается достичь, то сотрудники нашего сада обязательно приходят на помощь в оптимизации детско-родительских отношений.
Отношения ребенка с родителями являются первичным опытом взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого происходит его социализация, усвоение им определенной системы ценностей, национальной и общественной культуры.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
К сожалению, далеко не каждая семья оказывается способной в достаточной мере выполнить свои важные функции. Нарушение же их сказывается как на психическом, так и на физическом и интеллектуальном уровнях развития ребенка.
Задача родителей — так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов. И залогом этого может стать внутренняя гармония каждого из родителей и лад между ними.
Таким образом, в заключение хотелось бы сказать, что только тогда, когда к каждому РЕБЕНКУ будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему.
Методы исследования психических процессов у дошкольников Параметры исследования: • Осведомлённость • Особенности внимания • Сенсорно-перцептивная организация • Восприятие пространственных отношений.
Источник
Жемчугова Анна Андреевна
магистрант кафедры клинической психологии и психологии личности, Институт психологии и образования, Казанский Федеральный Университет, РФ. г. Казань, avkern@list.ru
Шамсутдинов Алмаз Денисович
магистрант кафедры клинической психологии и психологии личности, Институт психологии и образования, Казанский Федеральный Университет, РФ. г. Казань, linarsh12@gmail.com
Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к определению феномена «социально-психологической дистанции» и ее специфика в детско-родительских отношениях, а также последствия ее нарушения. Представлены результаты исследования взаимосвязи между различными причинами неудовлетворенности межличностными отношениями и показателями социально-психологической дистанции в детско-родительских отношениях. Приводятся данные о структуре, содержании и причинах психологической дистанции подростков и их родителей. По результатам анализа выявлены гендерные различия в социально-психологической дистанции подростков и их родителей.
Ключевые слова: социально-психологическая дистанция, детско-родительские отношения, подростковый возраст, отчужденность, близость, межличностные взаимоотношения
Features of socio-psychological distance in child-parent relationships
Zhemchugova Anna Andreevna
master student in clinical psychology and personality psychology, Institute of psychology and education, Kazan Federal University, RF, Kazan
Shamsutdinov Almaz Denisovich
master student in clinical psychology and personality psychology, Institute of psychology and education, Kazan Federal University, RF. Kazan
Abstract: The article considers the main approaches to the definition of the phenomenon of «socio-psychological distance» and its specificity in child-parent relations, as well as the consequences of its violation. The results of the study of the relationship between various causes of dissatisfaction with interpersonal relationships and indicators of socio-psychological distance in child-parent relationships are presented. Data on the structure, content, and causes of psychological distance between teenagers and their parents are provided. The results of the analysis revealed gender differences in the socio-psychological distance of adolescents and their parents.
Keywords: socio-psychological distance, child-parent relations, adolescence, alienation, intimacy, interpersonal relationships
Отношения между людьми являются важной составляющей человеческого существования. Характер этих отношения во многом определяет переживание благополучия, комфорта и удовлетворенность жизнью в целом, особенно если речь идет об отношениях детей и родителей.
Важным моментом, поддерживающим гармоничные межличностные отношения, выступает межличностная дистанция. Ее изменение в неблагоприятную для субъекта сторону приводит к нарушению значимой системы отношений, к нарушению полноценного функционирования человека в обществе и к личностной дезорганизации. В детско-родительских отношениях социально-психологическая дистанция имеет особенно большое значение, так как является одним из факторов развития личности ребенка, а также одним из факторов благоприятных отношений в семье в целом, влияет на психологическое здоровье семьи [5]. Более того современные исследования показывают, что дистанцирование в отношениях с семьёй и родителями напрямую связано с низким уровнем субъективного благополучия ребенка [1].
Среди ученых, зарубежных и отечественных, так или иначе затрагивавших в своих исследованиях тему межличностной дистанции, можно назвать следующих авторов: В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, Б.Д. Парыгин, Е.И. Кузьмина, А.Б. Купрейченко, А.А. Кроник и Е.А. Кроник и др.
Духновский С. В. в своей монографии отмечает, что межличностные отношения предполагают определенные границы, благодаря которым образуется физическая дистанция – расстояние между субъектами, а также дистанция между психологическими пространствами взаимодействующих субъектов [3].
Дистанция выступает одним из регуляторов моделирования социального и личного пространства человека. Дистанцию образует «слияние» социально-психологических (и физических) границ субъектов отношений. Характер этого слияния будет говорить о степени автономности и независимости субъектов отношений, а также о характере самих отношений [6].
Таким образом, под социально-психологической дистанцией понимается характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости (отдаленности) между субъектами, которая регулируется внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов [3].
Неблагоприятное изменении дистанции в отношениях приводит к дисгармонии в отношениях.
Дисгармония межличностных отношений представляет собой:
– ослабление взаимосвязи между субъектами отношений, отсутствие единства, согласия между ними;
– ослабление позитивных эмоциональных связей между субъектами отношений, преобладание удаляющих чувств над сближающими чувствами;
– дисбаланс (нарушение равновесия) между познавательным (когнитивным), эмоциональным и поведенческим компонентами отношений;
– гиперболизированное доминирование сближающих чувств, их «симбиоз» [6].
Особенно ярко подобные дисгармоничные формы взаимоотношений проявляются в детско-родительских взаимоотношениях. Это связано прежде всего с тем, что детско-родительские взаимоотношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя.
Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта амбивалентность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром.
В-третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка, т. е. отношение к дошкольнику очень отличается от отношения, например, к подростку [5].
Здесь стоит отметить, что нами не случайно был выбран подростковый возраст, который предполагает выстраивание принципиально новой системы отношений между детьми и родителями. На этот период можно считать периодом эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный.
При неблагоприятном изменении дистанции в отношениях с родителями процесс эмансипации может замедлиться или пойти неправильным путем. Именно в подростковом возрасте нарушение в социально психологической дистанции с родителями может приводить к отчужденности. Которая в свою очередь проявляется в нарушении отношений родителей с подростком, нормы, установки и ценности родителей не изменяются, в то время как социальная роль подростка и его самоощущение трансформируется [4].
Отчужденность в противовес близости формирует у подростка неблагоприятный эмоциональный фон, выраженный в чувствах обособленности, отвержения, одиночества и как следствие потери «Я» [8].
Цель нашего исследования – изучить особенности социально-психологической дистанции в отношениях между детьми и родителями, а также выявить наиболее значимые причины ее неблагоприятного изменения.
В исследовании приняли участие 35 учащихся 7 – 9-х классов (в возрасте от 13 до 15 лет) из них 16 юношей и 19 девушек, а также их родителей из них 13 мужчин и 22 женщины. В общей сложности в исследовании принял участие 71 человек.
Для выявления особенностей социально-психологической дистанции использовалась методика СПД [2], которая представляет собой психодиагностический инструмент для измерения полного состава межличностной дистанции и общего индекса психологической близости между взаимодействующими субъектами.
Для определения причин неблагоприятного изменения социально-психологической дистанции в детско-родительских отношениях использовалась анкета «Причины неудовлетворенности межличностными отношениями» [2].
Методы математической обработки данных: коэффициент корреляции Спирмена, U — критерий Манна-Уитни. Обработка данных проводилась на базе компьютерной программы SPSS
В ходе исследования было выявлены следующие закономерности.
При рассмотрении особенностей различных видом социально-психологической дистанции у детей и родителей выражены примерно на одном уровне (рис. 1).
Рисунок 1. Выраженность социально-психологической дистанции у детей и родителей (средние значения по методике СПД)
Можно отметить, что при сохранении понимания и доверия в отношениях сложнее всего устанавливать близкие отношения в эмоциональной и поведенческой сферах. Что может быть связано с неумением устраивать совместный досуг, а также с повышенным фоном эмоционального напряжения у детей подросткового возраста. Поэтому они склонны поступать из эмоциональных побуждений, тогда как родители из рациональных. Другими словами, общие ценности реализуются различными путями.
Помимо этого, нам показалось интересным рассмотреть различия в уровне близости в отношениях с родителями у юношей и девушек. Для этого был использован U-критерий Манна-Уитни (табл. 1).
Таблица 1. Различия в уровне выраженности межличностной дистанции у юношей и девушек в отношениях с родителями. Результаты по U-критерию Манна-Уитни
Источник